Горицкий Успенский монастырь

Горицкий Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь в Переславле-Залесском – одна из православных городских обителей, действовавшая более четырёх веков, в середине XVIII столетия была упразднена. В настоящее время в зданиях и строениях бывшего монастыря располагается Переславль-Залесский музей-заповедник, а сам архитектурный ансамбль обители является памятником истории и культуры федерального значения.
Об истории монастыря…

О годе основания у южного берега Плещеева озера Успенского монастыря сведений в истории не сохранилось – во время большого пожара, случившегося летом 1722 года, в огне погиб архив обители, но в других документальных источниках, охватывающих период первой половины XIV века (время правления московского князя Ивана I Даниловича Калиты) Успенская обитель «на горице» – так называли в то время небольшую возвышенность, на которой расположился монастырский ансамбль – указана как действующая. Именно определение местоположения монастыря «на горице» со временем трансформировалось и было включено в официальное название обители – Горицкий Успенский мужской монастырь. Некоторые исследователи высказывают предположение, что обитель «на горице» появилась в Переславль-Залесском вскоре после основания города (в середине XII столетия), но никаких подтверждающих это данных не найдено. 

Интересно, что во времена язычества возвышенность называлась горой Ушвивой, а окружавшие её роща и овраг – Шутовыми, и именно на горе находилось капище древнерусского языческого божества Велеса.

Из сохранившихся летописей Переславля-Залесского известно, что в 1362 году Успенский монастырь уже существовал, а в 1382 году он был разорён и вместе с городом сожжён дотла войском хана Тохтамыша. И вряд ли в скором времени обитель удалось бы восстановить, если бы не богатые пожертвования супруги князя Дмитрия Донского Евдокии, незадолго до нападения ордынцев приехавшей на богомолье в монастыри Переславля-Залесского и чудесным образом спасшейся от татар на Плещеевом озере. Как гласят летописи, княгиня Евдокия и небольшая свита успели отплыть на середину озера на плоту и густой туман скрыл их от неприятеля, поэтому в память и благодарность о спасении в 1392 году на личные средства княгини храмы и строения Успенского монастыря были отстроены и благоукрашены. А в обители с тех пор появилась традиция ежегодно в память о спасении княгини Евдокии совершать крестный ход на лодках от монастырских стен к середине Плещеева озера. 

О дальнейшей судьбе монастыря в XIV–XVII веках сохранились лишь отрывочные сведения. Известно, что на рубеже XV–XVI веков в нём подвизался и долгое время был настоятелем монастыря преподобный Даниил Переславский, проживший в обители более тридцати лет (с 1495 по 1525 год). Слава об архимандрите Данииле была настолько велика, что к нему стекались многочисленные паломники, а московский князь Василий III Иванович даже пригласил настоятеля стать крёстным отцом своего младшего сына – будущего царя Ивана IV Грозного

Архитектурный ансамбль монастыря тех лет состоял из деревянных построек – храмов, корпусов келий и хозяйственных помещений, а главным строением был трёхглавый собор Успения Пресвятой Богородицы. Весь монастырский комплекс был ограждён деревянными стенами с башнями. 

К концу XVI века в обители уже появились каменные постройки, а благодаря паломничеству великих князей и их богатым пожертвованиям в ризнице хранились иконы в украшенных драгоценными камнями окладах, шитое золотом облачение священников, серебряная церковная утварь и редкие богослужебные книги. Вероятно, тогда же напротив Успенского собора появился некрополь, некоторые каменные и мраморные надгробья которого сохранились до наших дней. 

Во второй половине XVII столетия обитель была опоясана каменными стенами с башнями и двумя проездными воротами – Святыми с надвратным храмом Николая Чудотворца и немного меньшими Проездными с палатой привратника, выполнявшими хозяйственную функцию – через них осуществлялась перевозка грузов. В тот же период монастырский ансамбль пополнился хозяйственными постройками, а в конце XVII столетия – трапезной палатой с церковью Всех Святых. О богатстве Горицкого Успенского монастыря тех лет свидетельствует тот факт, что в его собственности числилось большое количество сёл и деревень с пятью тысячами душ крестьян и обширные земельные угодья. 

В таком благоустроенном состоянии монастырь существовал до середины XVIII века, но с образованием Переславской епархии в июле 1744 года он был упразднён и в его зданиях и строениях расположилась кафедра правящего архиерея, а статус главного, кафедрального храма, принадлежавший до этого городскому Спасо-Преображенскому собору, был присвоен Успенскому собору монастыря. 

Для обустройства новой резиденции епископа были разобраны некоторые старинные монастырские здания, а вместо них выстроены новые. Переславская епархия просуществовала всего 44 года, но за это время в обители развернулось масштабное строительство. Вместо разобранного Успенского собора был возведён новый кафедральный храм с сохранением прежнего посвящения, начато строительство церкви Гефсимании, выстроена четырёхъярусная колокольня с Богоявленским храмом, а части северной и западной стен с башнями разобраны и выстроены вновь. Северную стену украсили невысокой звонницей, сохранившейся до наших дней. Кстати, в настоящее время верхний ярус звонницы открыт для посещений как смотровая площадка. 

В целях противопожарной безопасности на территории монастыря был выкопан большой искусственный пруд с выложенными брёвнами стенами, вода в который поступала по трубам, проложенным от имевшегося за стенами обители природного водоёма. Стоит отметить, что в 1925 году вокруг искусственного пруда работниками краеведческого музея были насажены фруктовые деревья и сейчас его тенистые берега выглядят довольно живописно. 

В 1788 году Переславская епархия была упразднена и строительство на архиерейском подворье прекратилось. Постепенно бывшая обитель опустела – священнослужители и церковные служащие епископата перебрались в другие монастыри и ведомства, а храмы, здания и строения были закрыты. Колокола были сняты и увезены в Санкт-Петербург на колокольню Петропавловской крепости, а хранившиеся в ризнице дары отправлены в Москву

Статус кафедрального храма города вновь присвоили городскому Спасо-Преображенскому собору, а в монастырском Успенском соборе с тех пор богослужения совершались только летом в дни больших двунадесятых праздников. 

Местные власти предприняли попытку сохранить монастырский ансамбль, разместив в зданиях бывшей обители городские службы – магистрат, казначейство и суд, но несмотря на это строения постепенно обветшали, а территория заросла кустарниками и кучами мусора. 

В таком полузаброшенном состоянии здания бывшей обители в 1881 году отдали Переславскому духовному училищу. Для учебных классов и квартир преподавателей с западной стороны от трапезной палаты было выстроено краснокирпичное двухэтажное здание, кирпич для которого использовали от недостроенной и разобранной церкви Гефсимании. Перед этим зданием в настоящее время установлены две отбитые у поляков во время Смуты пушки. Для комнат семинаристов обустроили здание трапезной, а Всехсвятский храм на всё время существования духовного училища стал домовой церковью преподавателей и учеников. 

В 1918 году духовное училище было закрыто и бывший Горицкий Успенский монастырь был преобразован в Переславль-Залесский краеведческий музей, а в мае 1919 года открыт для посетителей. В 1970-х годах был проведён комплекс ремонтно-реставрационных работ стен, башен и некоторых строений архитектурного ансамбля, благодаря чему их удалось сохранить. 

В настоящее время бывший Горицкий Успенский монастырь является Переславль-Залесским музеем-заповедником и в его зданиях и строениях располагаются музейные экспозиции и функционируют постоянные и временные выставки. 

В 2012 году согласно решению Правительства Ярославской области началась передача храмов Горицкой Успенской обители Ярославской епархии. В марте 2015 года возобновились богослужения в отремонтированном надвратном Никольском храме, а в июне 2016 года возродилась традиция лодочного крестного хода по Плещееву озеру. 

… и его архитектурном ансамбле

Складывавшийся на протяжении XIV–XVII столетий монастырский архитектурный ансамбль до наших дней не сохранился, а существующие здания построены в XVIII–XIX веках. 

Главным строением является собор Успения Пресвятой Богородицы, возведённый в период между 1753 и 1761 годами. Величественное здание храма представляет собой покоящийся на высоком цоколе и опоясанный с северной и южной сторон крытыми галереями с большими арочными окнами массивный четверик с пристроенной с восточной стороны полукруглой апсидой и двумя примыкающими к ней восьмигранными приделами, увенчанными отдельными световыми барабанами с луковичными главками. Основной объём собора завершает четырёхскатная кровля, на которую поставлены пять луковичных глав, установленных на световые барабаны, причём центральная глава намного больше угловых. 

Внутреннее убранство собора утеряно, но сохранилась старинная лепнина и нарядная стенная роспись в стиле «барокко», а также пышный, покрытый позолотой и богато декорированный барочного стиля колоннами, фигурами святых и растительными орнаментами пятиярусный иконостас с иконами, установленный в алтаре храма в 1759 году. В настоящее время, чтобы уберечь лепнину и росписи от воздействия холода, собор открыт для посещений только в летний период.

Трапезная палата с храмом Всех Святых появилась в монастыре в конце XVII столетия. Высокий четверик храма в верхней части украшен широким декоративным фризом с ложными закомарами, с восточной стороны оформлен тремя полукруглыми апсидами и увенчан пятью небольшими луковичными главками на глухих узорчатых тонких барабанах. Окна двухэтажного здания трапезной палаты, как окна храма и апсид, декорированы фигурными наличниками. 

Четырёхъярусная колокольня с церковью Богоявления Господня в нижнем ярусе была выстроена в 1760–1780-х годах. Величественное строение является главной вертикалью обители. Краснокирпичное здание, богато декорированное белокаменными вставками, увенчано высоким куполом и узким барабаном с луковичной главкой. На верхнем ярусе колокольни устроена смотровая площадка, откуда открывается потрясающий вид на окрестности, правда, открыта площадка только в летний период.

Надвратный Никольский храм украсил Святые ворота монастыря в конце XVIII столетия. Основание выстроенной в стиле «московское барокко» церкви фигурно выложено кирпичом, к её боковым стенам примкнули галереи, а сама она увенчана небольшой луковичной главкой. 

В восточной стене монастыря устроены ещё одни – Проездные – ворота с венчающей их овальной нишей. Богато декорированные колоннами, рустом и барельефными изображениями коней по бокам проездной арки белокаменные ворота с палатой привратника, несомненно, являются шедевром русского каменного зодчества XVII столетия.

В архитектурный ансамбль обители входят также две деревянные часовенки XIX столетия, перевезенные на территорию музея-заповедника из сёл Переславского района в минувшем столетии и бюст Юрия Долгорукого (скульптор С. М. Орлов), установленный вблизи входа в монастырь в 1963 году.