Грановитая палата

Одно из наиболее известных зданий Московского Кремля. Памятник русского зодчества II половины XV столетия, с 1491 года служивший московскому князю Иоанну III и его преемникам одновременно главным тронным залом для пышных приемов зарубежных послов и трапезной палатой для торжественных пиров.
Предыстория и строительство Грановитой палаты

Между Благовещенским и Успенским соборами, соприкасаясь с Большим Кремлевским Дворцом своей западной частью, находится Грановитая палата – памятник архитектуры XV столетия, в стенах которой на протяжении двух столетий заседала Боярская Дума, на Земских соборах принимались судьбоносные для Московского княжества и всей Руси решения, на торжественных пирах праздновались коронации царей и победы русских дружин над врагами.

Начало строительству единственного гражданского строения Кремля – Грановитой палаты положил Великий московский князь Иоанн III Васильевич, проводивший политику объединения разрозненных русских княжеств вокруг Москвы. По замыслу Иоанна III, величественные златоглавые храмы и пышные княжеские хоромы должны были производить на зарубежных послов впечатление мощи, силы и величия нового централизованного российского государства.

Для перестройки существующих и возведения новых строений в Кремле князь Иоанн III пригласил итальянских мастеров, которые во II половине XV столетия вместе с русскими зодчими занялись масштабной реконструкцией Соборной площади. Наряду с возведением новых неприступных кремлевских стен с башнями и величественных храмов строился и новый великокняжеский дворец с палатами для торжественных приемов. В 1487 году итальянскому мастеру Марко Руффо (Марку Фрязину, как называли его в Москве) поручили строительство Большой (Грановитой) палаты для официальных приемов иноземных послов. Вскоре к Марко Руффо присоединился другой архитектор из Ломбардии Пьетро Антонио Солари, и постройка тронного зала для торжественных приемов началась.

Итальянские зодчие возвели квадратную в плане, кирпичную одностолпную палату с крестовидным внутренним перекрытием, поместив ее на высокий цокольный этаж, предназначенный для хозяйственных помещений. Главную часть здания – восточный фасад, смотрящий на Соборную площадь, мастера украсили облицованными белыми четырехгранными каменными блоками, технику обработки которых итальянцы перенесли в Россию из архитектуры эпохи Возрождения и известную как «бриллиантовый руст», благодаря чему Большая палата получила название Грановитой. Гладкие каменные поверхности боковых фасадов окрасили под кирпич. Изначально четырехскатная кровля Грановитой палаты была намного выше, но в связи с реконструкцией памятника в XIX столетии ее сделали более низкой трехскатной. Характерные для архитектуры Ренессанса проемы окон в виде прямоугольных стрельчатых арок, разделенных колонками, в конце XVII столетия заменили на нынешние с барочным обрамлением. Основную часть здания занимает тронный зал высотой 9 метров, освещаемый днем 18 расположенными с трех сторон окнами, а в вечернее время – четырьмя массивными люстрами, подобными древним новгородским паникадилам. Более двух столетий Грановитая палата считалась самым большим тронным залом, общая площадь которого равнялась 495 квадратным метрам.

После возведения в 1838–1849 годах Большого Кремлевского дворца Грановитую палату включили в новый комплекс дворцовых построек и соединили с Владимирским залом через Святые сени.

В 1967–1968 годах проводился комплекс реставрационных работ в Грановитой палате, благодаря чему лепнина центрального столпа и украшенная резьбой дверь в западной стене были восстановлены в первоначальном виде.

Российские самодержцы устраивали в Грановитой палате пышные торжества и приемы. Так, в 1552 году Иоанн IV Грозный праздновал в главном тронном зале взятие Казани; в 1709 году Петр I чествовал победителей Полтавской битвы, крупнейшего сражения Северной войны, а в 1721 году – заключение Ништадтского мирного договора, в результате которого на карте Европы возникла Российская империя с мощным флотом и сильной армией. В 1602 году Борис Годунов, желающий породниться с европейскими монархами путем замужества своей дочери Ксении, устроил пышный прием для одного из многих несостоявшихся зятьев – датского принца Иоанна. Как описывали это событие хронографы царя, кресла для Бориса Годунова и принца Иоанна были из чистого золота, столы – из серебра, а обед для гостей состоял из 200 блюд. В 1653 году в Грановитой палате состоялось историческое заседание Земского собора, на котором послы гетмана Богдана Хмельницкого передали русскому царю Алексею Михайловичу прошение украинского народа стать его подданными, результатом чего стало воссоединение Украины с Россией. В 1774 году императрица Екатерина II чествовала русских полководцев – П. А. Румянцева-Задунайского, И. П. Салтыкова и А. В. Суворова, сумевших подписать на выгодных для государства условиях долгожданный мирный договор с Турцией. Последний большой прием состоялся в Грановитой палате в мае 1896 года в честь коронации последнего российского императора Николая II.

Убранство и росписи Грановитой палаты

Четыре крестообразных свода с изображенными на них сюжетами библейской тематики опираются на мощный центральный столб, украшенный лепниной в виде птиц, зверей и других животных. Сам столб в древности опоясывала позолоченная бронзовая решетка с установленными на ней в несколько рядов подсвечниками. Во время проведения торжественных приемов вокруг центрального столба размещались обтянутые разноцветными шелками приставные полки с дорогой посудой: чашами из золота и серебра, чарками из сердолика, янтаря и яшмы, ковшами, инкрустированными драгоценными камнями, заздравными кубками. Все это великолепие сверкало, блестело, переливалось разными цветами. В правой части восточной стены находился трон государя, с четырьмя ведущими к нему ступенями.

В середине XVI столетия московские живописцы украсили стены и своды палаты фресками. Своды палаты иконописцы времен правления князя Федора Иоанновича расписали сюжетами библейских преданий на тему сотворения мира, появления первых людей, их грехопадения и изгнания из рая, а также изображениями Иисуса Христа, евангелистов и пророков. На стенах живописцы воспроизвели лики русских государей, представителей династии Рюриковичей. Спустя столетие, в 1668 году московские мастера фресковой живописи во главе с известным русским иконописцем и графиком Симоном Федоровичем Ушаковым отреставрировали древнюю стенопись, а в 1672 году по указанию царя Алексея Михайловича мастер С. Ушаков сделал подробную опись сюжетов фресок с имеющимися на них надписями.

В годы правления императора Петра I стены и своды палаты по моде того времени забелили и обтянули малиновым бархатом с вышитыми на нем двуглавыми орлами. Такое внутреннее убранство в Грановитой палате сохранялось до 1881 года, пока император Александр III вскоре после своей коронации не приказал возобновить древние фрески. В 1882 году за их восстановление взялись искусные иконописцы из Палеха – братья Белоусовы, слава о мастерстве которых дошла до столицы. Фресковая живопись, выполненная палехскими мастерами по описям Симона Ушакова сохранилась до наших дней и является замечательным образцом древнерусской живописи. Великолепие и пышность убранства Грановитой палаты хорошо показаны в знаменитой сцене фильма «Иван Васильевич меняет профессию», где «царь трапезничать желает».

Красное крыльцо

В Грановитую палату вели три лестницы: Золотая Красная, по которой шествовали на Красное (очень красивое) крыльцо российские государи в дни особо торжественных церемониалов; Средняя и Благовещенская, предназначавшиеся для иноземных послов и купцов, причем по Благовещенской могли ходить только христиане.

Помимо этих лестниц в Грановитую палату для служилых бояр и дворового люда с западной стороны вел еще один ход, завершавшийся Боярской площадкой, с которой объявлялись царские указы.

По парадной Золотой Красной лестнице, состоящей из 43 ступеней, четырех маршей и трех площадок, украшенных скульптурами львов, российские самодержцы после коронации в Успенском соборе поднимались на Красное крыльцо, устилаемое для этого сукном красного цвета и кланялись народу, собравшемуся на Соборной площади. В обычные дни Красное крыльцо закрывалось резной, расписанной красками и золотом решеткой.

С XVIII по начало XX столетия, посещавшие Москву российские государи и государыни торжественно выходили на Красное крыльцо и чинно шествовали на богослужения в соборы Кремля.

Трагическая страница есть и в истории Красного крыльца, описанная в романе А. Толстого «Петр I», когда взбунтовавшиеся стрельцы сбросили на копья своих товарищей боярина Артамона Матвеева и еще несколько человек.
В 1930-х годах крыльцо по приказу И. В. Сталина разобрали, а в 1994 году восстановили.

Святые сени

Пышность и торжественность момента аудиенции у государя иностранные послы и заморские гости ощущали задолго до входа в главный тронный зал Кремля, попасть в который можно было через Святые сени – небольшое продолговатое помещение, служившее в древности местом ожидания приглашенных к государю. В Святых сенях священнослужители кремлевских храмов встречали и благословляли монархов после коронования. Свое название сени получили по фрескам с сюжетами Священного Писания: «Ветхозаветной Троицы», «Явления Архангела Михаила Иисусу Навину», «Сна Константина» и двумя сюжетами, связанными с русской историей, один из которых изображает благословление Дмитрия Донского Сергием Радонежским на Куликовскую битву, второй – о выборе веры киевским князем Владимиром. Первоначальный вариант фресок не сохранился, но в 1847 году по описям, сделанным Симоном Ушаковым известный русский художник Федор Семенович Завьялов восстановил древние росписи.

Для представительниц царского рода, присутствие которых на многих церемониальных приемах не допускалось этикетом, над Святыми сенями была устроена небольшая потайная комната, из зарешеченного и занавешенного окошка которой государыни и царевны могли наблюдать за проведением встреч самодержца с иностранными посланниками и с интересом смотреть на другие торжества, не предусматривающие присутствие на них царственных женщин. Оббитые плотной тканью и английским сукном стены и потолок, лежащий на полу толстый войлок скрадывали шаги и приглушали голоса, поэтому представительницы царского рода могли обмениваться друг с другом впечатлениями от увиденного и комментировать происходящее внизу.

Уникальной особенностью Святых сеней являются позолоченные и украшенные резьбой шесть дверных порталов, один из которых ведет в Грановитую палату, второй – во Владимирский зал Большого Кремлевского дворца, третий – в Теремной дворец. Три портала, появившиеся в XIX столетии – ложные, сделаны для симметрии.

Грановитая палата в наши дни

В настоящее время палата является одним из представительских залов, в котором президент Российской Федерации проводит праздничные обеды в честь глав иностранных государств.

В цокольном этаже здания в XVII–XVIII столетиях размещалась кремлевская караульная служба, в XIX столетии – гауптвахта. Сейчас несколько небольших комнат цокольного этажа Грановитой палаты занимает резиденция патриарха Московского и Всея Руси, останавливающегося в них в дни богослужений в Успенском и других соборах Кремля.