Храм Василия Блаженного

Покровский собор – выдающийся памятник русской истории и культуры середины XVI века, действующий храм и музей, известный как Храм Василия Блаженного.
Проезд к Покровскому собору: станции метро «Площадь Революции», «Охотный ряд», «Китай-город».

История Покровского Собора

Собор Покрова Пресвятой Богородицы что на Рву, так храм назывался в древности, был возведен по инициативе царя Ивана IV Грозного в память о покорении Казанского ханства. О начале строительства обетного храма на площади у Фроловских (Спасских) ворот Кремля сообщает Никоновская летопись: «Того же месяца 7063 (июня 1555 г.) … великий государь велел заложити церковь Покров каменну о девяти верхех, который был прежде древян о Казанском взятии». Возведение собора продолжалось 6 лет до 1561 года. Идейным вдохновителем замысла Ивана Грозного выступал митрополит Московский и всея Руси Макарий. В представлениях митрополита многопридельный Покровский собор должен был воплощать образ Священного града Иерусалима.

В конце XIX века исследователем и знатоком истории собора протоиреем Иоанном Кузнецовым в Пискаревском летописце XVII века были обнаружены имена зодчих храма – Постника (Посника) и Бармы. До этого авторство приписывали «неизвестному иностранцу». Известна легенда об ослеплении зодчих Покровского Собора, впервые появившаяся в описаниях иностранных путешественников, смысл которой сводится к следующему. После возведения собора Иван IV Грозный спросил мастеров, смогут ли они построить храм пригожей и благолепней. Зодчие ответили утвердительно, после чего царь повелел ослепить их, чтобы в земле русской такая церковь оставалась единственной. Сегодня считается, что для этой легенды нет оснований.

На протяжении XVI-XVIII веков Покровский собор неоднократно страдал во время пожаров. Ремонт и реставрационные работы привносили в первоначальный облик храма существенные изменения. В 595 году сгорели покрытия куполов, вместо которых появились луковичные фигурные главы. Собор сильно пострадал во время опустошительного пожара 1626 года, в ходе последовавшего ремонта над открытой галереей возвели деревянную кровлю.

Значительным преобразованиям Покровский собор подвергся в 1670-е годы. Открытая галерея-гульбище, окружавшая верхние церкви, была перекрыта кирпичными сводами на фигурных столбах, возведены крыльца над белокаменными лестницами, украшенные шатрами, внешнюю и внутреннюю галереи, площадки и парапеты крылец были расписаны полихромным травным орнаментом в технике темперы. На месте открытой звонницы, вероятно, пострадавшей от пожаров, возведена двухъярусная колокольня с открытой верхней площадкой для звона. В юго-восточном углу собора устроена церковь над захоронением московского юродивого Иоанна по прозвищу «Большой Колпак» (умер в 1589 году).

Не позднее 1780-х гг. произведены значительные изменения в настенной росписи некоторых верхних церквей. В XVIII веке в храме появились три большие фасадные иконы: икона «Богоматерь Знамение со святыми на полях» (сохраняется под открытым небом более 250 лет), икона над входом в церковь Василия Блаженного, повторяющая сюжет фасадного темперного образа (сейчас находится в экспозиции музея), икона «Покров Пресвятой Богородицы с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными» на южной стене колокольни (ныне расположена внутри музея).

Во время взятия Москвы Наполеоном в 1812 году подклет Покровского собора был отдан под канюшни. При отступлении из Москвы Наполеон приказал взорвать храм, но французы не успели выполнить это распоряжение, а только разграбили имущество и церковную утварь. После освобождения столицы территория вокруг собора была обнесена с двух сторон подпорной стеной из тесаного камня и кованой решеткой по проекту архитектора О. И. Бове.

К концу XIX века, несмотря на регулярные реставрационные работы, Покровский собор находился в плачевном состоянии. Благодаря Московскому Археологическому обществу была поставлена задача возвращения храму первоначального облика, для выполнения которой в 1898 году была сформирована Строительная комиссия по реставрации памятника, в состав которой вошли известные архитекторы и живописцы. Было восстановлено богатое изразцовое убранство центрального шатра. В 1905 году к 350-летию начала строительства собора масштабные работы были проведены на паперти и в церкви Василия Блаженного. Но вскоре из-за недостаточного финансирования серьезные реставрационные работы были приостановлены.

Во время боев за Кремль в 1917 году сильно пострадали западная сторона собора и особенно церковь Входа Господня в Иерусалим. В августе 1918 года был расстрелян последний настоятель храма протоиерей Иоанн Восторгов.

Согласно декрету от 5 августа 1918 года «О регистрации, приеме на учет и хранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений» Покровский собор был взят под охрану государства как выдающийся памятник национальной истории и культуры. Под руководством архитекторов Н. С. Курдюмова и А.А. Желябужского начались работы по восстановлению храма. С 1921 по 1949 гг. архитектурной и живописной реставрацией руководил ученый-реставратор, знаток древнерусской архитектуры Д. П. Сухов.

В 1923 году было принято решение о создании в Покровском соборе историко-архитектурного музея, который начал свою работу 21 мая 1923 года.

Храм Василия Блаженного

Первым существенным изменением архитектурного замысла Покровского собора стала пристройка к нему церкви над захоронением Василия Блаженного – московского чудотворца, скончавшегося в период строительства храма 2 (15) августа 1557 года и завещавшего похоронить себя у стен собора.

Церковная канонизация Василия Блаженного состоялось при царе Федоре Иоанновиче, сыне Ивана IV, в 1588 году. По повелению царя было принято решение о возведении памятной церкви. С этой целью был перестроен северо-восточный угол собора. Изначально церковь была самостоятельным храмом с отдельным входом, впоследствии она стала частью первого яруса Покровского собора. В отличие от верхних церквей, богослужения в новой церкви совершались ежедневно. Со временем с именем юродивого стал отождествляться весь Покровский Собор, и с XVII века в народе его все чаще называли храмом Василия Блаженного.

Бесстолпный кубический храм перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с куполом в едином стиле с главами верхних церквей. Масляная роспись выполнена в 1905 году к 350-летию начала строительства собора. Ансамбль церкви Василия Блаженного и паперти являет собой прекрасный образец монументальной живописи в стиле модерн, органично сочетающийся с архитектурой XVI века. Пол покрыт чугунными плитами каслинского литья. Древние иконостас и рака над захоронением Василия Блаженного не сохранились. Новый иконостас, рака и сень над ней изготовлены в конце XIX века по проекту А. М. Павлинова и С. У. Соловьева.

Архитектура Покровского Собора

Высота собора – 61 метр, до начала XVII века – до перестройки колокольни «Иван Великий» – он был самым высоким зданием Москвы. Архитектуру храма отличают симметрия и гармоничность. В качестве основных строительных материалов использованы кирпич и белый камень. Композиция собора двухъярусная. Первый ярус представляет собой высокое мощное основание на неглубоком фундаменте – подклет высотой 6,5 метра. Ранее подклет  был окружен со всех сторон открытой аркадой, нарушенной в результате перестроек. Подклет служит надежной площадкой для основного ансамбля из 9 самостоятельных церквей верхнего яруса, каждая из которых имеет свое посвящение и отдельные входы-порталы.

Центральная церковь является композиционным центром храма, она отличается от остальных большими размерами, высотой и характерным для деревянного зодчества шатровым завершением, венчаемым небольшой главкой. Центральную церковь окружают четыре большие церкви, расположенные строго по сторонам света, между которыми находятся четыре малые. Снаружи церкви выглядят тесно прижатыми друг к другу. Внешняя галерея, объединяющая все церкви, усиливает это впечатление. Изначально галерея представляла собой открытое гульбище с невысоким парапетом и несколькими расширяющимися площадками, из которых можно было попасть в церкви и во внутреннюю галерею. Внутренняя галерея окружает центральную церковь и объединяет своими сводами все церкви в единое целое. Все приделы построены на сочетании столпообразных восьмиугольных и четырехугольных объемов (восьмериков и четвериков), перекрыты сводами и завершаются куполами.

Восстановленная цветовая гамма стен собора выполнена в сочетании красного кирпича и белого камня. Кирпичные стены собора выравнивались тонким слоем обмазки и расписывались с имитацией швов кладки. Вероятно, в середине XVI века фасады, церкви и галерея были красно-белыми. Внутренние грани шатра центральной церкви были расписаны в технике фрески. Декоративность двухцветных фасадов усиливалась благодаря различным элементам архитектурного убранства. Изначально орнаментика носила преимущественно геометрический характер: карнизы, полуколонны, тесанные профили, стрельчатое обрамление узких окон, фигурные детали в виде крестов, шаров, звезд, ромбов и треугольников.

Архитектурный ансамбль Покровского Собора

Первый ярус


Второй ярус

  • Церковь святой Троицы
  • Церковь Трех Патриархов Константинопольских
  • Церковь святого Александра Свирского
  • Церковь святых Киприана и Иустины
  • Церковь святого Николы Великорецкого
  • Церковь Покрова Богородицы
  • Церковь святого Григория Армянского
  • Церковь святого Варлаама Хутынского
  • Церковь Входа Господня в Иерусалим
  • Ризница