Христорождественский женский монастырь (Тверь)

Одна из самых древних православных обителей бывшего Тверского княжества, основанная в начале XV столетия, в настоящее время является действующим женским монастырем Тверской епархии и находится в ведении правящего архиерея, а ее Воскресенский собор имеет статус кафедрального храма Твери.
Недалеко от центра Твери, в ее юго-западной части, на правом берегу реки Тьмаки, на холме, в древности называвшемся Рождественскими или Монастырскими Горками, располагается старинная православная женская обитель Рождества Христова, живописный архитектурный ансамбль которой является ярким примером воплощения в камне лучших традиций русской классической школы зодчества.

Христороджественская обитель в XV–XVI столетиях

Предания связывают основание обители с именем святителя Арсения, в конце XIV – начале XV столетий возглавлявшего Тверскую епархию и благословившего основание монастыря, хотя документальных подтверждений этому нет. Достоверно известно, что после рукоположения во епископы святитель Арсений в 1394 году основал другую обитель – Успенский Желтиков мужской монастырь, посетив который, богомольцы направлялись в уже существующую Христорождественскую обитель ко всенощному бдению. И хотя о годе основания Христорождественского монастыря в летописях сведений не сохранилось, а документы XV столетия утеряны, по уцелевшему диптиху (церковному списку с именами почивших настоятельниц) известно, что он был довольно большим, а согласно устным преданиям – благоустроенным и управлялся игуменьей, под духовным руководством которой проходили различные послушания сестры, а богослужения в монастырском храме совершали два священника и диакон.

Первые письменные упоминания о Рождественском монастыре датируются 1514 годом, когда Великий Московский князь Василий III Иоаннович одарил женскую обитель (настоятельницей в тот период была игуменья Евфимия) жалованной грамотой, в которой были прописаны льготы для игуменьи и священников – освобождение от всех пошлин и поборов, а также подсудность в делах духовных митрополиту Тверскому, в делах уголовных – только Великому Московскому князю. Это стало своеобразным реверансом князя Василия III перед духовенством Твери, ведь совсем незадолго до описываемых событий он присоединил Тверское княжество к Московскому. Значимость Рождественского монастыря для Москвы была и в дальнейшем так же велика – в 1555 году царь Иоанн Васильевич Грозный подтвердил жалованную отцом грамоту.

До начала XVI столетия обитель процветала – великие московские князья одаривали ее землями и делали богатые денежные вклады, прихожане вносили свой посильный вклад в благоустройство монастыря.

Монастырь в XVII столетии

События Смуты не обошли стороной женскую обитель. Поляки надругались над святыней, разорив храмы, разогнав инокинь и предав деревянные строения огню. Жизнь в монастыре остановилась, но ненадолго. В 1613 году, желая возродить святыню, на пепелище вернулись настоятельница Аполлинария и пять сестер. Благодаря их усилиям был возведен из дерева новый шатровый Рождественский храм (правда, богослужения за отсутствием священника не совершались), выстроены деревянные кельи. Жилось насельницам поначалу трудно – доходов не было совсем, поэтому монастырские земли пришлось сдать в аренду посадским людям, привилегии, данные Московскими князьями, были аннулированы, да и новый государь Михаил Федорович Романов обязал платить в казну большие налоги (нужно было восстанавливать царство после изгнания польских и литовских интервентов). Согласно сохранившимся в «Тверских писцовых книгах» записям, к 1620 году обитель владела слободой на 60 дворов, расположенной на правом берегу Тьмаки, 10 дворами в Рождественской слободе, церковными и монастырскими местами, мельницей. Правда, вотчины после польского нашествия были разорены, а мельница разрушена.

Но с Божьей помощью жизнь в обители постепенно наладилась, и в 1636 году в ней подвизались уже десять сестер, в храме появился священник и возобновились Божественные Литургии, а в 1646 году государь Алексей Михайлович прислал в монастырь ризы, богослужебные книги, церковную посуду. Благодаря его пожертвованиям в монастыре выстроили из дерева новый двухпрестольный храм, освятив в 1654 году один из его престолов во имя прп. Алексия, человека Божия, а второй – во имя святителя Николая Угодника так и остался неосвященным. Тогда же на пожертвованные царем Алексеем Михайловичем средства вокруг обители выстроили деревянную ограду.

В 1628 году у монастыря появилась вотчина в деревне Каюрово (три крестьянских двора с пятью крестьянами) – монастырский двор с деревянным храмом Николая Чудотворца, причт которого состоял из священника и просвирницы. А уже в 1678 году в монастырской деревне насчитывалось семь дворов с 31 жителем.

Конец XVII столетия стал для женской обители временем благоустройства и процветания. Шестнадцать лет (с 1681 по 1697 год) управляла ею игуменья Агафья, благодаря стараниям которой были возвращены монастырские земли, приведено в порядок хозяйство, а инокини перестали нуждаться и голодать.

При игуменстве Агафьи в 1694 году в монастыре подвизалась девица из дворянского рода Евдокия Ростопчина, с именем которой связано появление в обители главной святыни – Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы, прославившейся многими чудотворениями. Икону эту еще в детстве подарил Евдокии дед, а после того, как девушка в 1702 году приняла иночество под именем Елена, родители благословили ее и передали подарок деда.

Спустя совсем немного времени молитвами сестер и богомольцев Тихвинская икона прославилась многими чудотворениями, и слух о ней дошел до самого архиепископа Тверского и Кашинского Митрофана (Слатвинского), в 1739 году повелевшего (во избежание большого скопления молящихся в обители) перенести святую икону в ризницу кафедрального собора Твери, где она и оставалась до 1763 года, после чего была торжественно возвращена в Христорождественский монастырь.

Расцвет монастыря в XVIII–XIX столетиях

Начало XVIII столетия ознаменовалось не только появлением в обители чудотворной Тихвинской иконы Божьей Матери, но и бурным строительством, и увеличением вотчин. В 1716–1717 годах на месте обветшавшей Христорождественской церкви был возведен из дерева и освящен новый храм со звонницей, а в 1723 году после перевода в обитель инокинь упраздненного Афанасьевского женского монастыря (сейчас на его месте находится Покровский храм), его вотчины также были приписаны к Христорождественской обители.

В церковных ведомостях за 1727 год указано, что в то время в обители подвизались 36 монахинь, которыми духовно опекались две игуменьи, находились выстроенные из дерева два храма и двадцать семь иноческих келий, а также хозяйственные постройки.

Каменное строительство началось в монастыре в 1765 году при игуменье Иулиании. Тогда было начато возведение нового собора во имя Рождества Христова с приделом прп. Алексия, человека Божия. Придел освятили в 1769 году, а сам собор – в 1773 году.

С появлением нового просторного соборного храма увеличилось количество прихожан и пожертвований стало значительно больше. Императрица Екатерина II, часто путешествующая по России, весной 1767 года заехала в Тверь, среди прочих милостей пожертвовав 200 рублей для благоустройства монастыря. Ее примеру последовала одна из сопровождавших государыню фрейлин графиня Анна Родионовна Чернышева, сделав крупный денежный вклад. В дальнейшем графиня не оставляла своим участием Христорождественский монастырь, ежегодно посещая его и внося богатые пожертвования, а в 1797 году пожертвовала крупную сумму денег, на которые была покрыта железом крыша собора.

В 1795 году главный храм обители расписали, а ее саму оградили каменным забором с четырьмя башнями и пятью воротами (тремя для проезда и двумя для крестных ходов).
Не обошел своим вниманием монастырь и государь Павел I, в 1797 году назначив императорским указом новые оклады настоятельнице, священникам и насельницам, а также пожаловав обители более тридцати гектаров земли в Старицком уезде, рыбную ловлю возле Осташкова и мельницу в пяти километрах от монастыря. Удаленными на значительное расстояние от обители угодьями пользоваться было достаточно проблематично, поэтому по прошению настоятельницы уже следующий государь Александр I вместо них назначил большое денежное пособие как обители, так и ее насельницам.

При настоятельстве игуменьи Назареты в начале XIX столетия в обители продолжилось возведение каменных строений. На богатые пожертвования графини А. Р. Чернышевой в 1805 году устроили Святые врата с церковью Спаса Преображения, оформив ее снаружи под мрамор, а на средства тверской дворянки, действительной статской советницы Агафоклеи Полторацкой выстроили покои настоятельницы, двухэтажные здания трапезного корпуса и ризницы. Благотворителями монастыря в тот период были как самодержец Александр I, государыня, великая княжна, так и вельможи, пожертвовавшие дорогую церковную утварь, ризы, богослужебные книги. Например, граф Николай Петрович Шереметев подарил в Спасо-Преображенскую церковь украшенное серебром с позолотой большое Евангелие и напрестольный серебряный крест.

Впоследствии супруга государя Александра I, его дочь и сестра опекались благоустройством обители. На их средства и с благословения архиепископа Тверского Мефодия (Смирнова), отслужившего в июле 1810 года торжественный молебен на строительство собора, на котором, кстати, присутствовал сам император, в 1812 году был выстроен новый каменный двухэтажный пятиглавый собор, но осенью 1813 года, еще когда продолжалась отделка здания, оно по непонятным причинам обрушилось, поэтому строительство пришлось начинать заново. Авторство проекта нового величественного собора в пышном стиле «ампир» приписывается архитектору Карлу Росси, работавшему в то время над благоустройством Твери.

Средства для возведения нового собора пожертвовала дворянка Агафоклея Полторацкая, и в июле 1820 года после завершения строительства торжественный молебен на освящение главного престола храма в честь Рождества Христова совершил архиепископ Тверской Филарет (Дроздов), а два других престола: правый – в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы, левый – во имя прп. Алексия, человека Божия были освящены несколько позже. Монументальное здание собора с белокаменными декоративными деталями, богато декорированное колоннами, портиками, фризом и увенчанное пятью шлемовидными главами, покоящимися на массивных барабанах, стало центром архитектурной композиции женского монастыря.

Следующая каменная постройка – теплая каменная больничная церковь в честь Троицы Живоначальной была выстроена, как и главный храм обители, в стиле позднего классицизма в 1830–1832 годах. К западной стороне храма примкнул деревянный двухэтажный корпус монастырской больницы для престарелых инокинь, на рубеже XIX–XX столетий переоборудованный под кельи игуменьи. В настоящее время Троицкий храм неплохо сохранился.

Через два года после освящения Троицкой церкви, в 1834 году в обители учредили приют для девочек-сирот духовного сословия, обучали которых Закону Божию, письму, чтению и рукоделию инокини и священники.

В середине 1850-х годов на средства купцов, владельцев текстильных фабрик Н. Каулина и В. Залогина был обновлен Христорождественский собор: устроены новые позолоченные иконостасы, кипарисовые резные престолы, а стены, своды и арки украшены живописью.

В связи с появлением рядом с обителью ткацких мануфактур возросло количество прихожан, поэтому в 1881–1882 годах в юго-восточной части монастыря выстроили храм для богослужений и церковных треб мануфактурного прихода, освященный в октябре 1882 года во имя святителя Николая Чудотворца.

При игуменстве матушки Палладии, очень деятельной и радевшей о благоустройстве обители, в 1889 году на ее личные средства для монастырской звонницы был отлит самый большой колокол, вес которого составил более 8 тонн; в 1891–1892 годах усердием настоятельницы обновлены Троицкий и надвратный Спасский храмы; в 1896 году отреставрирована живопись в Христорождественском соборе.

Судьба обители в XX столетии

К началу XX века обитель процветала. В ней подвизалось около 200 инокинь, числилось более 200 гектаров земельных угодий, сестры вышивали золотом дорогое церковное облачение, проходили различные послушания, действовала больница, богадельня, церковно-приходская школа и приют для девочек. На вклады прихожан обновлялась церковная утварь, в ризнице хранились облачения священников и драгоценные вклады богатых жертвователей.

В мае 1912 года, в преддверии грандиозных празднеств 300-летия дома Романовых, в обители был заложен новый каменный собор в честь Воскресения Христова, автором проекта которого стал петербургский зодчий Николай Петрович Омелюстый. Выстроенный на вклады царской семьи, состоятельных жертвователей и средства монастыря в псковско-новгородском стиле трехпрестольный храм (с главным престолом в честь Воскресения Христова, правым – во имя святителей Николая Чудотворца и Алексия, митрополита Московского, левым – во имя благоверной княгини Анны Кашинской) стал не только украшением обители, но и своеобразным символом мощи династии Романовых. Собор благоукрасили и провели центральное отопление, рядом выстроили небольшую часовню, за которой находился монастырский некрополь, а между собором и часовней устроили новую ограду с полукруглыми арками и воротами. В апреле 1916 года архиепископом Тверским Серафимом (Чичаговым) Воскресенский собор был торжественно освящен. На торжествах присутствовали великая княгиня Елисавета Феодоровна, духовенство и светская власть Твери.

В настоящее время кубической формы храм с тремя апсидами, увенчанный шлемовидной главой, покоящейся на массивном барабане, является кафедральным собором Тверской епархии.

Разруха и разорение в обители начались в 1917 году с приходом к власти большевиков. А уже в следующем году собственностью государства стали настоятельский, трапезный и больничный корпуса. Из храмов вывозились иконы и церковная утварь, разбирались иконостасы, в кельях сестер хозяйничали быстро ставшие атеистами представители новой власти, экспроприировавшие даже мелкие предметы мебели и обихода инокинь, в пользу различных организаций и учреждений реквизировалось монастырское имущество. Инокинь вынудили покинуть монастырь, а освободившиеся здания в 1923 году приспособили под детский дом и квартиры рабочих ткацкой фабрики, что явилось фактическим упразднением обители. К 1930 году монастырь лишился своей звонницы и ограды с башнями.

До начала Великой Отечественной войны строения монастыря использовались для хозяйственных нужд, а после 1945 года в Христорождественском соборном храме много десятилетий располагался спортивный зал.

Возрождение святыни

Прошли времена безбожия, канули в Лету годы атеистической пропаганды, и в самом конце прошлого столетия началось возрождение православных монастырей и храмов России. В 1988 году верующим возвратили Воскресенский собор, и в нем в 1992 году после долгого перерыва вновь зазвучали молитвы. А в апреле 1999 года Священным Синодом было принято судьбоносное для старинной женской обители решение о возобновлении в ней иноческой жизни. Первые сестры, вступившие на территорию монастыря в августе того же года, нашли соборную Христорождественскую церковь в плачевном состоянии – протекала крыша, полностью сгнили оконные рамы, стены и полы изъели плесень и грибок, царила сырость, затхлость и запустение, иконостас и церковная утварь были утрачены. С Божьей помощью храм постепенно был восстановлен, и в январе 2000 года в нем было совершено первое богослужение. Силами сестер, прихожан и благотворителей отреставрирован надвратный Спасский храм, трапезный и настоятельский корпуса. Постепенно восстанавливается разрушенная монастырская ограда с башнями и звонница. В 2006 году на месте часовни благодаря пожертвованиям прихожан был выстроен небольшой храм, освященный во имя Царственных Страстотерпцев – последнего российского императора Николая II и его семьи.

В настоящее время в архитектурный комплекс монастыря входят Христорождественский и Воскресенский соборы, Никольская, Троицкая и надвратная Спасская церкви, храм Царственных Страстотерпцев, трапезный и настоятельский корпуса, монашеские кельи, сохранившаяся юго-восточная угловая башня каменной ограды и хозяйственные постройки.

В 2002 году по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора (Олейника) к монастырю было приписано подворье – храм Николая Чудотворца, расположенный в деревне Ушаковские Горки Старицкого района.

В женской обители под настоятельством игуменьи Ларисы (Лобановой) подвизаются одиннадцать инокинь, в храмах служат Божественные Литургии и отправляют церковные требы штатные священники Александр Рожков и Олег Руденко.

Еще многое необходимо сделать, чтобы старинный женский монастырь Рождества Христова полностью восстановился после всех пронесшихся над ним бурь, но самое главное – возродилась иноческая жизнь в обители с пятивековой историей.