Показать регионы

Исаакиевский собор (Санкт-Петербург)

Величественный собор, возвышающийся на Исаакиевской площади Санкт-Петербурга – самый большой православный храм города, возведённый в I половине XIX века. В настоящее время имеет статус музея, является памятником архитектуры федерального значения и одной из визитных карточек северной столицы.
Среди многих достопримечательностей Санкт-Петербурга особое место занимает собор преподобного Исаакия Далматского, выразительный силуэт которого доминирует над одноимённой площадью города. Его общий вид, размеры, декоративное оформление и убранство интерьеров впечатляют и завораживают, заставляя снова и снова преклоняться перед мастерством зодчих, скульпторов и художников, украсивших город на Неве этим грандиознейшим строением, в наши дни являющимся одним из главных символов северной Пальмиры.

С историей собора, трижды отстраивавшегося перед тем, как предстать перед нынешним поколением в настоящем виде, тесно переплетены имена государей российских от Петра Великого, приказавшего устроить специально для рабочих судостроительного предприятия церковь, до императора Александра II, при котором нынешний собор был освящён.

Первая Исаакиевская церковь времён Петра I

Согласно воле государя Петра I в 1703 году в заболоченной дельте Невы началось масштабное строительство новой столицы будущей империи, на котором были задействованы тысячи и тысячи людей. Например, на Адмиралтейской судостроительной верфи трудились одновременно более десяти тысяч человек, и именно для них государь Пётр I повелел устроить храм, дабы перед работой и после её завершения набожный рабочий люд мог предаваться молитвам, не тратя для этого времени на дорогу до ближайшей церкви.

Поскольку все силы были брошены на строительство кораблей, новый храм решено было устроить в уже существующем помещении, каким и стал расположенный с западной стороны от здания Адмиралтейства чертёжный амбар.

На выделенные из казны средства срубленное из круглых брёвен здание амбара, длина которого составила 18 метров, ширина – 9 метров, высота до крыши – от 4 до 4,5 метров, с наружной стороны обшили горизонтальными 20-ти сантиметровыми досками, для лучшего стока дождевых вод и снега придали крыше угол наклона чуть более 45 градусов, а саму её, также деревянную, покрыли надёжным раствором из битума и воска (таким раствором в те годы смолили днища кораблей). Новый храм с небольшой главкой и одноярусной колокольней со шпилем над входом освятили в 1707 году во имя прп. Исаакия Далматского, в день памяти которого (30 мая по юлианскому календарю) родился государь Пётр I. Кстати, над возведением шпиля трудился голландский мастер Харман ван Болос, а всеми работами на верфи, в том числе и обустройством Исаакиевской церкви руководил один из сподвижников Петра I – генерал-адмирал Фёдор Матвеевич Апраксин.

Сырой климат не щадил первые деревянные постройки, пострадало от него и здание Исаакиевского храма. Спустя всего два года после освящения возникла срочная необходимость в проведении реставрационных работ. Одной из причин, вынудившей государя Петра I принять решение о реставрации храма, сыграло желание императора благоукрасить небольшую церквушку. К 1712 году ремонтно-реставрационные работы были завершены, и именно в этом храме, в документах тех лет числящемся Исаакиевским собором, 1 марта (19 февраля по старому стилю) 1712 года Пётр I обвенчался с Мартой Самуиловной Скавронской (будущей государыней Екатериной I).

Второй храм прп. Исаакия Далматского

Даже после проведенных ремонтно-реставрационных работ к 1717 году первый Исаакиевский храм настолько обветшал, что было решено перестроить его в камне. Автором проекта второй Исаакиевской церкви стал немецкий зодчий и скульптор Георг Иоганн Маттарнови, выбравший для неё стиль «петровского барокко», поэтому храм с двухъярусной колокольней, увенчанной высоким тонким шпилем, с характерной для этого стиля сдержанностью убранства и чёткостью членений стал разительно похожим на Петропавловский собор. Самодержец проект одобрил, и 6 августа 1717 года собственноручно заложил первый камень в основание нового храма (на этом месте сейчас установлен памятник Петру I – Медный всадник). Спустя два года после начала строительных работ архитектор Г. И. Маттарнови скончался, и возведение церкви продолжил его соотечественник – зодчий Николай Фёдорович Гербель. Но и этот немецкий мастер не дожил до дня окончания работ (умер в 1724 году), да и сам государь не увидел новую церковь завершённой (в 1725 году он скончался), а закончил строительство и обустройство храма в 1727 году мастер каменных дел Яков Неупокоев.

Несмотря на то, что в строительстве церкви принимали участие разные зодчие, проект Г. И. Маттарнови был полностью воплощён в жизнь – здание в форме греческого креста, расстояние между южной и северной точками которого равнялось 32,4 метрам, а между восточной и западной – 20,5 метрам, венчал купол, опирающийся на четыре мощных столба и с наружной стороны покрытый железом. Фасады здания между окнами были декорированы пилястрами, над куполом и шпилем колокольни возвышались золочёные медные кресты, на стройной колокольне высотой 24,7 метра были установлены часы-куранты, привезённые государем Петром I из Амстердама.

Для нового храма резчиком по камню и скульптором Иваном Петровичем Зарудным был изготовлен и обильно украшен позолотой резной иконостас, а из первой Исаакиевской церкви были перенесены престол и церковная утварь.

Казалось бы, выстроенный в камне храм, в отличие от своего предшественника, простоит долгие десятилетия, но этого не случилось – за несколько лет воды Невы размыли берег, почти у самого края которого и находился соборный храм, начал разрушаться его фундамент и по стенам пошли трещины. А после того, как в мае 1735 года во время грозы от удара молнии в храме случился большой пожар, во время которого сгорели все хозяйственные пристройки и обрушились деревянные своды самого храма, службы в нём прекратились. Практически сразу после пожара соборный храм решено было восстановить, и уже в июне 1735 года после составления сметы начались ремонтные работы, руководил которыми бригадир Любим Иванович Пустошкин. На выделенные из государевой казны средства (две тысячи рублей) восстановили стены, своды сделали каменными, железный купол заменили медным и богослужения в соборе возобновились.

Но в ходе восстановительных работ выяснилось, что из-за осевшего грунта здание рано или поздно начнёт разрушаться, поэтому для подробных выяснений предполагаемых разрушений Сенат направил главного архитектора Адмиралтейств-коллегии Савву Ивановича Чевакинского, предоставившего после тщательного обследования заключение о невозможности сохранения собора.

Третий Исаакиевский собор – детище Антонио Ринальди

Наряду с вновь начавшимися в соборе божественными литургиями продолжались, правда, безрезультатные, разговоры о возведении нового соборного храма. Шло время, менялись государи, но дальше споров дело не продвигалось. Только в июле 1761 года наметилось некоторое подобие деятельности – решение о необходимости возведения нового соборного храма наконец-то приняли, и руководителем строительства указом Сената был назначен архитектор С. И. Чевакинский.

Как долго принимали решение, так же долго откладывалось начало самих работ, и лишь с восшествием на российский престол государыни Екатерины II дело сдвинулось с мёртвой точки. Императрица, считающая себя преемницей идей Петра I, полностью одобрила возведение нового собора, связанного с именем государя-реформатора. Назначенный ещё Сенатом руководителем работ С. И. Чевакинский подал в отставку, поэтому был найден новый архитектор – итальянец Антонио Ринальди. В 1766 году вышел указ о начале строительных работ на участке, намеченном С. И. Чевакинским, а в августе 1768 года состоялась торжественная закладка нового здания собора с увековечиванием этого события выпуском специальной памятной медали.

Согласно составленному А. Ринальди проекту был создан макет будущего собора – великолепного здания в стиле раннего классицизма с облицованными разноцветным мрамором фасадами, пятью куполами и высокой стройной двухъярусной колокольней.

Возведение собора продвигалось очень медленно – спустя без малого тридцать лет здание выросло лишь до карнизов, а со смертью в 1796 году императрицы Екатерины II строительство и вовсе прекратилось.

Адмиралтейская площадь, загромождённая строительным мусором, нервировала взошедшего на трон государя Павла I, поэтому в апреле 1798 года он приказал как можно скорее закончить строительство, поручив это придворному архитектору Винченцо Бренна. Поставленный в жёсткие рамки зодчий был вынужден внести поправки в проект А. Ринальди, максимально упростив его – уменьшил верх здания и колокольни, сделав их кирпичными, и убрал четыре угловых купола, оставив один центральный. Приготовленные для облицовки верхней части собора мраморные плиты были использованы для строительства резиденции императора Павла I – Михайловского замка.

Сам государь не дожил до окончания работ, скончавшись в марте 1801 года, поэтому уже при следующем императоре Александре I 30 мая 1802 года новый соборный храм с главным престолом во имя прп. Исаакия Далматского и боковыми приделами – во имя благоверного князя Александра Невского (южный) и во имя великомученицы Екатерины Александрийской (северный) был освящён митрополитом Амвросием (Подобедовым).

Несоответствие грандиозного замысла и конечного результата было столь разительным, явным и удручающим, что это выразилось в хлёсткой эпиграмме капитан-лейтенанта одного из кораблей эскадры Балтийского флота – Павла Акимова, сумевшего выразить в полном горькой иронии четверостишии отношение всех петербуржцев к нелепой постройке. Горожане почти в открытую на разные лады переиначивали эпиграмму, и государь Александр I был в курсе этого, а возможно и сам понимал, что здание собора выглядит карикатурно и не соответствует торжественному облику центральной части города.

Творение Огюста Монферрана

Неизвестно, какая из причин оказалась решающей, но в 1809 году был объявлен конкурс на перестройку существующего собора, основным условием которого было сохранение существующих приделов и придание зданию соответствующего парадного вида. И хотя в конкурсе приняли участие известные зодчие тех лет – Андреян Захаров, Андрей Воронихин, Василий Стасов, Джакомо Кваренги и другие мастера, ни один из проектов государя не впечатлил, поэтому спустя четыре года конкурс был объявлен вновь, правда, также не принесший результата.

В 1816 году разочарованный император Александр I поручил заняться составлением проекта собора инженеру и председателю «Комитета строений и гидравлических работ» Августину Бетанкуру, а тот, в свою очередь, привлёк к заданию молодого зодчего Огюста Монферрана, незадолго до того приехавшего в Россию из Франции. Амбициозный француз, желающий показать себя с наилучшей стороны, приготовил целых 24 варианта эскиза зданий разных архитектурных стилей. Монарх остался доволен рисунками и вскоре вышел указ о назначении О. Монферрана императорским архитектором, которому поручалось перестроить здание собора с сохранением его алтарной части.

В 1818 году проект был готов и утверждён императором и, согласно монаршему предписанию, вышедшему 20 февраля 1818 года, была создана специальная комиссия по надзору за строительством, председателем которой был назначен граф Н. Н. Головин, членами – видные государственные деятели (сенатор О. П. Козодавлев, князь А. Н. Голицын), архитекторы (Н. Е. Ефимов, А. И. Штакеншнейдер, А. П. Брюллов), рисовальщики (К. А. Молдавский, Р. К. Вейгельт), инженер А. Бетанкур и многие другие мастера. Для начальных работ из государственной казны было выделено более 506 тысяч рублей, и в начале 1819 года здание обнесли забором и начали его разборку. На время реконструкции службы перенесли в церковь Сената, а чуть позднее – в храм Адмиралтейства, который условно назывался Исаакиевским собором всё время строительных работ.

26 июля 1819 года в присутствии членов монаршей семьи и приближённых, высших чинов духовенства и многочисленных гостей был совершён торжественный молебен о возобновлении храма и закладка памятного гранитного камня с бронзовой позолоченной доской у западного входа в здание.

Грандиозное строительство требовало тщательных подготовительных работ, первой из которых стало сооружение фундамента. В самом разгаре начального этапа одним из служащих «Комитета строений и гидравлических работ» Антуаном Модюи была подана записка в Академию Художеств с перечнем замечаний к проекту О. Монферрана. В документе в частности говорилось о непрочности фундамента, возможной неравномерной осадке здания и превышающем допустимые размеры центральном куполе. Специально созданная для рассмотрений замечаний А. Модюи комиссия, в которую вошли архитекторы Василий Стасов, Авраам Мельников, Александр Михайлов (старший), Викентий Беретти, признала первый вариант проекта неудачным, поэтому государь Александр I повелел исправить все недочёты, сохранив при этом основные черты первоначального проекта, а решение внутреннего освещения и пространства, равно как и размеры главного купола оставил на усмотрение членов комиссии. Архитектору же О. Монферрану разрешалось принимать участие в работе над проектом на общих со всеми основаниях. Работая совместно с другими архитекторами, скульпторами и художниками, зодчий исправил все замечания, после чего представил комиссии окончательный вариант проекта, одобренный ею в апреле 1825 года.

Возведение столь грандиозного собора, в работах над которым было задействовано более 400 тысяч человек, стало важной вехой в развитии русской строительной практики, а сложные инженерные задачи, никогда до тех пор не стоявшие перед мастерами, были успешно решены. Первой из таких задач оказалась укладка монолитного фундамента, что само по себе представляло немалую сложность на заболоченном грунте, а учитывая масштабы строительства, казалось и вовсе нереальным. Но придуманный ещё в 1818 году инженером А. Бетанкуром способ оказался самых эффективным и благодаря ему Исаакиевский собор сохранился до наших дней.

В глубокие траншеи, из которых предварительно была откачана вода, рабочие вплотную друг к другу забили просмоленные сосновые сваи длиной около 7 метров и диаметром около 30 сантиметров, обрезав их после под один уровень. На сваи рядами уложили камень и гранитные блоки, что позволило не только соединить вместе фундаменты старого и нового зданий, но и надёжно обезопасило здание от неравномерной осадки. На масштабных работах по сооружению фундамента трудилось более 125 тысяч мастеров – плотников, каменщиков, кузнецов, а сами работы продолжались около пяти лет.

Следующим этапом строительства была доставка и установка монолитных гранитных блоков для колонн с портиками, ставшая настоящей инновацией для тех лет. В одной из каменоломен вблизи Выборга, удобно расположенной рядом с Финским заливом и почтовым трактом, нашли подходящие монолиты и, выломав их из скалы методом подрядчика и камнетёса Самсона Суханова, при котором на выбранных отвесных скалах вначале прорисовали контуры, затем просверлили по ним отверстия и вставили в них железные клинья, после чего несколько рабочих одновременно по команде били по клиньям кувалдами до образования трещин. В трещины вставляли железные рычаги с кольцами и привязанными к ним толстыми канатами, за каждый из которых тянули по сорок рабочих, постепенно отодвигая монолиты от скал. Заложив в образовавшиеся отверстия берёзовые брусья, и, пробив в заготовках отверстия, протянув сквозь них крючья с канатами и привязав канаты к стоящим вблизи механическим конструкциям – воротам, тянули до окончательного отсоединения нужных кусков от скал, предварительно подготовив в месте их скатывания помосты из брёвен.

На плоскодонных судах блоки доставили на пристань Санкт-Петербурга, после чего, погрузив их на специально построенные рельсы (кстати, применение рельсового пути при строительных работах стало первым в России), переправили на строительную площадку для окончательной обработки. После завершения обработки и установки механизма для подъёма колонн 20 марта 1828 года в присутствии императора Александра I, членов монаршей семьи, вельмож, многочисленных гостей и простых горожан была установлена первая из 48 колонн, под основание которой заложили платиновую медаль с барельефом государя. Кстати, какой это был титанический труд, можно судить по тому, что длина каждой из гранитных колонн равнялась 17 метрам, а вес – 114 тоннам. Осенью 1830 года все четыре 12-колонных портика были установлены, после чего началось возведение стен и пилонов собора.

Кирпичные стены, толщина которых составляла от 2,5 до 5 метров, для надёжности укрепили гранитными прокладками и металлическими связями, скрепив все составляющие известковым раствором. Одновременно с возведением стен с наружной и внутренней стороны их облицовывали мрамором, причём толщина внешнего слоя составила от 50 до 60 сантиметров, внутреннего – от 15 до 20 сантиметров. Южную и северную стены рабочие оборудовали вентиляционными галереями, а для устройства кровли изготовили из кованого железа стропила.

Работы по возведению стен, устройству перекрытий и основания купола, установке 24 верхних колонн были завершены в 1837 году, и началось сооружение самого купола. О. Монферран взял за образец купол собора святого Павла (резиденции епископа Лондона), но вместо кирпича, как планировалось изначально, он предложил выполнить купол из железа, чтобы без потери прочности максимально облегчить его. После составленных военным инженером Петром Ломновским расчётов, железную конструкцию отлили на заводе Чарльза (Карла Николаевича) Берда, причём для её изготовления использовали 1559 тонн металла (990 тонн чугуна, 490 тонн железа, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы). Состоящий из трёх частей – сферической (нижней), конической (средней) и параболической (наружной) купол с диаметром нижнего свода 22,15 метров, и наружного 25,8 метров, стал третьим по счёту в мире куполом, изготовленным с использованием металлических составляющих.

Масштабную работу, продолжавшуюся с 1838 по 1841 год, провели мастера по золочению куполов, причём для нанесения на медные листы позолоты было израсходовано без малого 100 килограмм растворённого и прокаленного в ртути до полного её испарения высокопробного золота (так называемый метод огневого золочения, известный на Руси ещё с IX столетия и считающийся самой древней техникой золочения – «жжёное злато»). Этот метод золочения оказался не только самым древним, но и очень вредным для здоровья – за время работы над золочением куполов от паров ртути погибли 60 рабочих, а всего из 400 тысяч задействованных в строительстве человек за весь период возведения собора умерли в результате травм и от болезней около 100 тысяч работников.

Грандиознейшие работы, начатые в 1818 году, завершились лишь спустя 40 лет, и в день памяти прп. Исаакия Далматского – 30 мая 1858 года уже при императоре Александре II митрополитом Григорием (Постниковым) был совершён чин освящения храма (кстати, гимны и тропари исполняли 1200 певчих) и объявлено о его статусе кафедрального собора. На торжестве присутствовали члены императорской фамилии, высший свет, представители духовенства и простые горожане, специально для которых на Исаакиевской и Петровской площадях были установлены трибуны. Но народ, жаждущий поглазеть не только на новый храм и монаршее семейство, но и на императорскую гвардию, которую перед началом чина освящения приветствовал сам государь, заполнил все соседние улицы и крыши близстоящих домов. Самому же О. Монферрану пожаловали чин действительного статского советника и 40 тысяч рублей серебром.

Кстати, существует легенда о предсказании зодчему скорой смерти сразу по завершению строительства собора, из-за чего он, якобы, и не спешил с завершением работ. Неизвестно, имеет ли эта легенда под собой реальное основание или нет, но архитектор действительно умер спустя месяц после освящения собора, а в желании быть похороненным в стенах своего детища зодчему-католику категорически отказали.

Архитектурный облик собора

Величественный Исаакиевский собор, выстроенный в стиле позднего классицизма с элементами эклектики, неоренессанса и византийского стилей стал шедевром архитектуры и высотной доминантой центральной части северной столицы.

Фасады здания, ширина которого 97,6 метров, длина – 111,2 метров, а высота – 101,5 метров, оформлены портиками коринфского ордера, причём южный и северный портики состоят из 16-ти колонн, а восточный и западный – 8-колонные. Все 112 колонн разных размеров, украшающие фасады здания, барабан купола и интерьер собора, выполнены из гранита, стены прорезаны большими арочными окнами и декорированы рускеальским мрамором светло-серого оттенка, а углы выделены пилястрами, визуально связавшими колонны фасадов друг с другом.

На высоком массивном барабане, оформленном 24 колоннами, покоится один из самых больших в мире куполов, увенчанный небольшим световым восьмигранным фонариком, по четырём сторонам от которого на выступающих частях здания (ризалитах) устроены колокольни. Кстати, появились они там по велению государя Николая I – преемника императора Александра I и предшественника императора Александра II, а одиннадцать колоколов для колоколен отлил искусный мастер из Валдая Иван Макарович Стуколкин, причём самый большой из них он украсил церковно-славянской надписью и барельефом прп. Исаакия Далматского, колокола чуть меньшего размера – соответственно медальонами с изображениями российских государей (Петра Великого, Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I), а также изображениями евангелистов (апостолов Луки, Марка, Иоанна и Матфея), митрополитов Московских (Алексея, Ионы, Петра и Филиппа), святых благоверных князей и преподобных (Исаакия Далматского, св. князя Владимира, Сергия Радонежского и Александра Невского). Вес самого большого колокола составил без малого 30 тонн, а общий вес колоколов равнялся 66,7 тонн (в настоящее время все колокола утрачены).

Уникальным декоративным оформлением портиков являются барельефные композиции и скульптуры 12-ти учеников Христа – святых апостолов, восемь из которых расположены по углам фронтонов, а четыре скульптуры, символизирующие авторов четырёх Евангелий – апостолов Марка, Луку, Иоанна, Матфея – венчают верх фронтонов, фриз каждого из фасадов украшают надписи. Скульптурные группы и барельефные композиции выполнены талантливыми мастерами XIX столетия – Иваном Витали, Петром Клодтом, Филиппом Лемером, Александром Логановским, причём И. Витали – автор барельефов всех четырёх наружных дверей собора.

Фронтон портика северного фасада, в центре над которым возвышается скульптура евангелиста Иоанна с орлом, а по бокам – скульптуры апостолов Павла и Петра зодчего И. Витали, украшает композиция Ф. Лемера «Воскресение Христа», композиции «Несение креста» и «Положение во гроб», расположенные в нишах, выполнены скульптором П. Клодтом.

Барельефы и скульптуры западного фасада выполнены И. Витали. Над фронтоном портика в центре установлена скульптура апостола Марка со львом, по бокам – скульптуры апостолов Варфоломея и Фомы, а на самом портике изображён барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием». Интересно, что в портретах Феодосия и его жены Флациллы просматривается определённое сходство с императором Николаем I и его супругой Александрой Фёдоровной, а лица окружающих Феодосия и Исаакия фигур сходны с портретами принимавших самое деятельное участие в возведении собора вельмож – князя П. М. Волконского (председателя комиссии по строительству) и А. Н. Оленина (президента Академии художеств). А в левом углу барельефа с небольшой моделью собора в руках изображена фигура автора проекта – О. Монферрана.

Фронтон южного фасада украшает композиция И. Витали «Поклонение волхвов», увенчанная фигурой апостола Матфея с ангелом, в углах фронтона установлены фигуры апостолов Филиппа и Андрея. Скульптуры в нишах «Благовещение Господне» и «Избиение младенцев» выполнены скульптором А. Логановским.

Верх фронтона восточного фасада украшен фигурой апостола Луки с тельцом, по сторонам от которой расположены фигуры апостолов Симона и Иакова (скульптор И. Витали), автором же барельефной композиции «Исаакий Далматский останавливает императора Валента» стал Ф. Лемер.

Внутреннее убранство собора

Торжественный внешний вид собора нашёл своё продолжение в интерьере, над которым работали известные скульпторы своего времени (Иван Витали, Пётр Клодт, Николай Пименов) и живописцы (Франц Рисс, Василий Шебуев, Иван Бурухин, Карл Брюллов, Фёдор Бруни).

В трёх алтарях собора, освященных во имя прп. Исаакия Далматского (центральный), во имя великомученицы Екатерины Александрийской (левый) и во имя благоверного князя Александра Невского (правый), установлены иконостасы, причём боковые придельные увенчаны золочёными скульптурными композициями (в Екатерининском – «Воскресение», в Александро-Невском – «Преображение»), выполненные скульптором Н. Пименовым. Кстати, за эти работы в 1854 году мастер удостоился звания профессора Академии художеств.

Убранство собора сверкает великолепием и изобилует мраморной облицовкой стен и полов с отделкой полудрагоценными камнями, множеством золочёных скульптур, мозаичными и живописными панно, поистине являясь шедевром декоративно-прикладного искусства.

Пол светло-серого оттенка выложен рускеальским мрамором, пол солеи, фриз большого карниза и фриз вокруг пилонов – редким по красоте малиновым кварцитом (шокшинским порфиром), аттик декорирован искусственным белым мрамором, а филёнки, меандры и медальоны – итальянским мрамором жёлтого и зелёного цветов, а также французским мрамором красного цвета с тёмными прожилками. Стены до большого карниза облицованы мрамором светлых оттенков и очень гармонично контрастируют с цоколем, выложенным из чёрного сланца, а пилястры, украшающие стены и пилоны, выполнены из розового тивдийского мрамора.

Иконостасы созданы в одном ключе с общим интерьером собора – выложенные из белоснежного итальянского статуарного мрамора, они подчёркнуты монолитными колоннами, облицованными малахитом и лазуритом, малахитовыми же вставками оформлены цоколи всех трёх иконостасов.

Окно главного алтаря украшено витражом Воскресения Господня – огромным (высотой 9,5 метров, общей площадью 28,5 квадратных метров) стеклянным изображением Христа, все элементы которого скреплены между собой свинцовыми спайками. Включить в интерьер Исаакиевского собора стеклянное панно предложил немецкий архитектор и художник Лео фон Кленце, работавший в Санкт-Петербурге в годы правления государя Николая I. И хотя до этого украшение витражами храмов было прерогативой католиков, Священному Синоду и лично государю эта идея понравилась, поэтому был разработан эскиз и отлиты детали, и к 1843 году прекрасное панно было установлено в окне алтаря, спустя время став иконографическим образцом для оформления витражными картинами православных храмов. В наши дни витраж Исаакиевского собора является классическим образцом и удивительным памятником в истории витражного искусства.

Огромной ценностью внутреннего убранства собора являются его мозаичные и живописные картины и панно, созданные лучшими мастерами-живописцами I половины XIX столетия (всего более 200 работ – 62 мозаики, 103 настенных росписи и 52 картины на холсте). Стоит отметить, что идея включения мозаики в оформление интерьера собора принадлежала О. Монферрану, полностью одобренная императором Николаем I. Путешествующий по Италии зодчий как-то заметил, что мозаичные картины более долговременны, лучше сохраняют яркость и мало подвержены природным воздействиям – перепадам температуры и сырости. А поскольку в 1840-х годах в соборе полным ходом шли работы по масляной росписи стен, но из-за высокой влажности воздуха и плохой вентиляции картины приходилось постоянно переписывать, вопрос о создании более долговечного оформления стоял очень остро. Но к тому времени мастеров мозаики в России практически не осталось, поэтому для возрождения мозаичного дела в Рим были командированы русские художники, постигавшие азы искусства у итальянских мастеров.

Над оформлением иконостасов и интерьера собора трудились 22 живописца, большая часть которых – выпускники Академии художеств, а также ведущие мастера русской скульптуры и живописи XIX столетия. Площадь выполненных ими мозаичных икон и панно составила без малого 600 квадратных метров, а для создания мозаики в общей сложности было использовано более 12 тысяч оттенков цветного стекла (смальты), фоном для панно послужила смальта самого роскошного и изысканного оттенка – золотого.

Самые же впечатляющие из живописных работ – сюжетные росписи плафонов Фёдора Бруни на старозаветные темы и плафон главного купола «Богоматерь в окружении святых» (площадь более 800 квадратных метров) работы Карла Брюллова при участии портретного живописца Петра Басина.

Подчёркивают великолепие убранства и три внутренние 20-тонные двери, украшенные способом гальванопластики. Массивные высокие двери украшены многосюжетными рельефами скульптором И. Витали (композициями из жизни святых Александра Невского, Исаакия Далматского, Николая Чудотворца, апостолов Петра и Павла). Кстати, скульптуры ангелов, апостолов и пророков, находящиеся внутри собора, украшены таким же гальванопластическим способом, а для надзора за правильностью выполнения этих работ был специально приглашён физик-изобретатель, отец гальванопластики – Борис Якоби.

Но самым большим достоянием собора являлись его святыни и чудотворные иконы, к сожалению, в основном, не сохранившиеся до наших дней. Особо почитался верующими образ Иисуса Христа «Спас Нерукотворный», написанный в 1693 году мастером Феодотом Ухтомским (перед этим святым образом в своё время молился государь Пётр I) и подаренный храму императором Александром II. Кроме него в соборе хранился список с образа Корсунской иконы Божьей Матери, созданного в 1784 году для кельи митрополита Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова). Увидевший в келье митрополита чудотворный образ Корсунской иконы Божьей Матери обер-егермейстер, дворянин Дмитрий Львович Нарышкин заказал себе точную копию образа, которая и хранилась в его доме с 1828 года. А после смены нескольких владельцев список прославился многими чудотворениями и в 1894 году был торжественно перенесён в Исаакиевский собор.

Множество прихожан молились у списка Тихвинской иконы Божьей Матери, ставшего известным многими чудотворениями и украшавшим собор с марта 1859 года. В мае 1861 года Тихвинскую икону украсили золотой ризой с драгоценными камнями, в 1875 году на пожертвования прихожан перед образом установили беломраморную балюстраду, а в 1890-х годах служившим в соборе протоиереем Алексием Сперанским было написано «Сказание о Тихвинской иконе Божьей Матери». В первые годы советской власти чудотворный образ был изъят и стал экспонатом музея, вернувшись в храм лишь в мае 2002 года.

Кроме чудотворных почитаемых икон в ризнице собора хранились святыни, преподнесённые в честь освящения храма – серебряный крест с частичкой Животворящего Древа Креста Господня и частичкой мощей апостола Андрея Первозванного (дар от Священного Синода) и небольшой образ Пресвятой Богородицы (панагия) с частичками мощей апостолов Марка, Матфея и святителя Иоанна Златоуста (личный вклад владыки Григория (Постникова).

Помимо богослужений и отправления церковных треб причт собора вёл и просветительскую деятельность. Так, с 1879 года при храме действовало издательство «Кафедра Исаакиевского собора», созданное по инициативе тогдашнего старосты, отставного генерала от инфантерии Евгения Васильевича Богдановича. Выпуски брошюр, в которых освещались церковные проповеди и актуальные явления политической и общественной жизни России тех лет, расходились бесплатно по всем уголкам России, и интерес к печатным изданиям настолько возрос, что, например, в 1881 году изданием было выпущено и распространено более 300 тысяч экземпляров.

Кстати, благодаря деятельному участию всё того же Е. В. Богдановича в январе 1883 года при соборе была открыта столовая с бесплатными обедами. А в октябре 1895 года епархиальная власть одобрила инициативу министра императорского двора и уделов Иллариона Ивановича Воронцова-Дашкова об учреждении при Исаакиевском соборе православного братства и утвердила его устав.

Судьба собора в XX–XXI столетиях

До 1910 года собор был подведомственным храмом Министерства внутренних дел империи, а после революции в него, как в самый вместительный храм, свозили ценности из упразднённых петербургских церквей. Но уже в 1922 году собор так же, как практически и все храмы, был разграблен. Прикрываясь официальной формулировкой – помощь голодающим детям Поволжья – из собора вывезли свыше двух тонн серебряных и 48 тонн золотых изделий и украшений, а также богатую церковную утварь, иконы, старинные богослужебные книги.

В 1928 году собор закрыли и на некоторое время отдали появившимся после революции живоцерковникам – обновленцам. А вышедшим в июне 1828 года постановлением президиума ВЦИК Исаакиевский собор, как музейный памятник, был закреплён за Главным управлением научно-художественными и музейными учреждениями. В 1930 году колокольни собора лишились своих колоколов – их сняли на переплавку. И, начиная с того же года, по иронии судьбы, в течение семи лет (по 1937 год) в стенах собора действовал один из антирелигиозных музеев новой советской России. Был в музее и свой, созвучный времени и названию музея, экспонат – маятник Фуко, установленный в апреле 1931 года и демонтированный лишь в 1986 году (в настоящее время маятник находится в подвале соборного храма).

Монументальное здание собора выдержало не только удары авиабомб, десятками тонн сбрасываемых на советский Ленинград в годы блокады (кстати, на некоторых колоннах и стенах сохранились следы от осколков), но и стало временным хранилищем экспонатов городских и пригородных музеев.

Уже в мирное послевоенное время в 1948 году Исаакиевскому собору был присвоен статус музея, в 1950–1960-х годах проведены комплексные ремонтно-реставрационные работы, в ходе которых помимо восстановления интерьеров в куполе была оборудована смотровая площадка с прекрасным обозрением центральной части города на Неве.

В последнее десятилетие минувшего века началось возрождение православия в России – вновь открылись двери храмов и монастырей и в них зазвучали молитвы. В 1990 году при Исаакиевском соборе была зарегистрирована церковная община, настоятелем назначен протоиерей Борис Михайлович Глебов и проведено первое богослужение, а спустя ещё год собором в равной мере стали пользоваться как прихожане, так и сотрудники Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». С сентября 2002 года божественные литургии по воскресным и праздничным дням совершаются в Александро-Невском приделе.

И хотя иерархами Церкви в настоящее время храму не присвоен статус кафедрального собора, он всё равно остаётся самым большим и величественным собором северной столицы, а его фасады и интерьеры – грандиозным памятником архитектуры и живописи и одной из самых красивых достопримечательностей и визитных карточек Санкт-Петербурга.

Как добраться до собора

До Исаакиевского собора можно добраться на метро, во-первых, доехав до станции «Адмиралтейская», которая находится на пересечении улицы Малая Морская и переулка Кирпичный, и, повернув влево по Малой Морской улице и пройдя по ней два квартала (это около 500 метров), выйти на Исаакиевскую площадь.

Во-вторых, можно доехать на метро до станции «Сенная площадь», а также до станции «Спасская» (от этой станции есть переход на «Сенную площадь») и, выйдя к переулку Гривцова, идти по нему до пересечения с набережной реки Мойка, потом повернуть налево и идти ещё 50–100 метров, после чего впереди откроется панорама собора.

В третьих, добравшись до станции метро «Невский проспект», выйти из подземки и идти по Невскому проспекту в направлении к Адмиралтейству, после повернуть налево, и пройдя по Александровскому саду, выйти к северному фасаду собора. А если свернуть чуть раньше влево с Невского проспекта на набережную реки Мойки, то можно дойти до Мариинского дворца, фасадом обращённого на Исаакиевскую площадь.

Режим работы музея-памятника и колоннады собора

  • Музей работает шесть дней в неделю с 10.30 до 18.00 часов, кассы открыты до 17.30 часов. Выходной день – среда.
  • В весенне-летне-осенний период (с 1 мая по 30 сентября) в музее с 18.00 до 22.30 часов проводятся вечерние экскурсии, цена билетов на которые на порядок выше, чем на дневные экскурсии.
  • Колоннада Исаакиевского собора открыта для посетителей ежедневно с 10.30 до 18.00 часов, билеты продаются в кассе до 17.30 часов. Выходной день – каждая третья среда месяца.
  • В весенне-летне-осенний период (с 1 мая по 30 сентября) с 18.00 до 22.30 часов проводятся вечерние экскурсии на колоннаду (стоимость билетов уточнять в кассах).
  • В летние месяцы (с 1 июня по 20 августа) с 22.30 до 04.30 часов кроме среды на колоннаде собора проводятся аудиоэкскурсии, посвящённые Санкт-Петербургу в белые ночи.


Экскурсии по собору или что посмотреть

Богатое убранство собора – шедевра декоративно-прикладного искусства представлено на тематических экскурсиях:

  • «Художественное убранство собора» (о едином ансамбле, состоящем из разных видов декоративно-прикладного искусства)
  • «Скульптура собора» (об истории создания скульптур, их многообразия и сюжетных композициях, украшающих как интерьер, так и фасады собора)
  • «Библейские сюжеты в живописи собора» (об истории создания мозаичных и живописных панно, их значении в убранстве интерьера православного храма)
  • «Чтобы помнили...» (расположенная в подвальном помещении собора мемориальная экспозиция знакомит посетителей с трагической страницей в истории города – блокадой Ленинграда и подвигом музейных работников в то страшное время)


Попасть на любую из экскурсий можно после приобретения входного билета, кстати, в стоимость которого экскурсии включены. Формируются экскурсионные группы (максимум до 15 человек) у входа в собор, что занимает обычно от 5 до 10 минут.

Внимание: билеты в собор и на колоннаду продаются отдельно!

Полюбоваться видом на Дворцовую и Исаакиевскую площади, Неву и Петропавловскую крепость с 43-метровой высоты можно, приобретя билет на колоннаду, причём для посетителей с ограниченными возможностями действует специальная услуга «Петербург с высоты птичьего полёта» (граничная высота осмотра города для инвалидов-колясочников – 37 метров). Такие экскурсии проводятся только по предварительной записи (кроме детей, младше 14 лет) в период с апреля по октябрь ежедневно кроме среды, при хорошей безветренной погоде и отсутствии сильных осадков. Можно пользоваться фотоаппаратом и видеокамерой.