Показать регионы

Железнодорожный вокзал Волгоград I

Волгоградский железнодорожный вокзал уже вскоре после окончания строительства в 1954 г. стал одним из символов города на Волге. Незаурядные архитектурные решения конструкции здания и его декора, оригинальные украшения интерьера позволяют считать вокзал памятником архитектуры XX века.
Вокзал Волгограда: страницы истории

Первый поезд в Царицын пришёл в 1862 г. В этот год было закончено строительство железной дороги, соединившей приволжский город и Калач-на-Дону. Царицынский вокзал в то время был мало чем примечательным небольшим деревянным зданием. Однако строительство сети железных дорог в регионе продолжилось. За два с небольшим года была построена Грязе-Царицынская железная дорога (1868–1870). С пуском новой ветки возросло не только количество перевозимых грузов, но и пассажиров. По ней открылось прямое железнодорожное сообщение от Царицына до Москвы. В 1871 г., почти на том же месте, где стоит современный вокзал Волгоград-1, было построено здание первого кирпичного вокзала. Долгие годы отсюда начиналось знакомство прибывающих пассажиров сначала с Царицыным, а с 1925 года – со Сталинградом.

История этого здания закончилась в годы Великой Отечественной войны. В 1942–1943 гг. вокзал стал одним из центров ожесточённых сражений за город. Первый бой около него состоялся в сентябре 1942 г. Вокзал защищали бойцы 1-го батальона 42-го Гвардейского стрелкового полка, командиром которого был старший лейтенант Ф. Г. Федосеев. За время Сталинградской битвы здание неоднократно переходило под контроль противостоявших друг другу армий. Немногие из его защитников остались в живых и в конце сентября немцам удалось закрепиться на территории вокзала. С новой силой бои за овладение вокзалом разгорелись в январе 1943 г., и в конце месяца бойцы 422-й дивизии подняли над руинами знамя победителей.

В июле 1943 г. станция Сталинград-1 работала уже так же, как и в мирное время. Девять лет роль железнодорожных ворот города исполняло неказистое временное деревянное сооружение. Необходимость строительства нового вокзала была очевидной, и его проектирование было доверено специалистам Волгоградского филиала Дорпроекта в 1950 г. Три года понадобилось архитекторам А. В. Куровскому, С. З. Бринскину и инженеру-конструктору В. Ф. Кадильникову для разработки проекта. Однако в силу острой необходимости строительство вокзала началось даже до полного завершения проекта. Первый камень в его фундамент был уложен рабочими Главжелдорстроя в июле 1951 г. Своих первых пассажиров новый вокзал принял 2 июня 1954 г.

К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне железнодорожный вокзал был реставрирован. В 2005 г. он снова стал белым, каким был изначально. Во время реконструкции была смонтирована подсветка, эффективно подчёркивающая архитектурные достоинства вокзала в вечернее и ночное время. Для большей выразительности подсветки применены разные цветовые оттенки света. Выступающие элементы фасада освещаются более холодным белым светом ламп. Заглублённые участки отмечены более тёплым жёлтым цветом. Для освещения внутренних помещений используются лампы с лёгким зеленоватым оттенком света, способствующим умиротворяющему настроению.

Предновогодняя трагедия

Новой драматической страницей в истории вокзала в Волгограде стал террористический акт 29 декабря 2013 г. Взрыв прогремел в 12.45 у входа в досмотровую зону. В городе он стал вторым из цепочки подобных чрезвычайных происшествий в 2013 г. По заключениям экспертов сила взрыва составила около 20 кг в тротиловом эквиваленте. Непосредственно на месте происшествия в этот день скончались 14 человек. Ещё четыре человека умерли от полученных ран в больнице в последующие дни. Всего врачи скорой помощи и больниц города пришли на помощь 49 жертвам террористов, в том числе, двум детям. Некоторых из пострадавших затем пришлось экстренно доставить в ведущие медицинские клиники в Москве. При взрыве пострадали граждане трёх государств: кроме россиян, это была гражданка Армении и два уроженца Таджикистана.

В конце января 2014 г. Национальный антитеррористический комитет России заявил о причастности к взрыву двух уроженцев Дагестана: Аскера Самедова и Сулеймана Магомедова. Записи видеокамер показали, что взрыв произошёл вскоре после того, как в здание вошёл А. Самедов. Перед этим длительное время он находился на Привокзальной площади вместе с С. Магомедовым, на следующий день устроившим взрыв в троллейбусе. По оперативным данным оба состояли в рядах экстремистской организации, базирующейся в Буйнакске (Дагестан). Немного раньше, 19 января 2014 г., в Интернете появилось видеообращение организации «Ансар аль-Сунна», в котором она взяла ответственность за этот взрыв в Волгограде на себя.

Среди пострадавших во время теракта на вокзале было шестеро сотрудников полиции и службы досмотра пассажиров. Все они были награждены по указу Президента России от 27 января 2014 г. государственными наградами «за мужество, отвагу и самоотверженность». Трое сотрудников органов правопорядка удостоились награды посмертно: старший сержант полиции Д. Маковкин и инспекторы службы досмотра пассажиров С. Наливайко (Ордена Мужества), Д. Андреев (медаль «За отвагу»).

Значительный ущерб при взрыве был нанесён и зданию вокзала. Взрывной волной были выбиты двери и окна, повреждён интерьер здания, остановились башенные часы. Восстановительные работы начались незамедлительно и вскоре все нанесённые взрывом повреждения были устранены.

Архитектурное своеобразие и интерьер вокзала

Облик здания соответствует всем канонам классицизма, господствовавшего в архитектуре первой половины 1950 годов. Торжественность и величественность облика здания характерны для этого стиля. Трёхэтажное кирпичное здание в основном облицовано гранитом и инкерманским камнем, но часть фасадов оштукатурена. Для отделки помещений строители обильно использовали мрамор. Два крыла здания соединены центральной частью, над которой возвышается башня с часами. Башню центральной части венчает высокий шпиль, увенчанный позолоченной звездой. Общая высота здания составляет 67 м, что придаёт ему значение доминанты в окружающей городской застройке. Часы в башне вокзала смонтировали в 1959 г. Диаметр их циферблата составляет 4 м, а длина  минутной стрелки около 2 м. В декоративном убранстве холла и залов вокзала использованы лепные карнизы, разнообразные розетки и кессоны.

В правом крыле расположился зал ожидания. Ведущей художественной темой в его оформлении стал воинский подвиг русского солдата. Сражения Гражданской и Великой Отечественной войны запечатлены на его стенах. Как отмечал директор волгоградского железнодорожного музея О. Н. Кириченко, в сюжетах картин о Гражданской войне изображены реальные участники событий. Среди многолюдных сцен жители города узнавали начальника пассажирских перевозок и главного архитектора вокзала. С одной из росписей зала произошла любопытная метаморфоза. Первоначально на ней был изображен И. В. Сталин, передающий боевое Красное знамя представителям города. Но после развенчания культа вождя, его изображение было уничтожено. Вместо Сталина в 1961 г. возник образ  колхозника, одетого в шинель.

В  левом крыле находятся билетные кассы. Строительство Волго-Донского канала, Волжской ГЭС, мирный труд на других масштабных стройках стал сюжетом живописных работ художников. Над росписями стен в обеих частях вокзала работали художники Я. Скрепков, Д. Мерперт, В. Крылов.

К центральному входу в вокзал ведёт широкая лестница из гранитных плит. По сторонам от неё на постаментах из полированного серого камня установлены многофигурные барельефы высотой по пять метров. С левой стороны от входа в камне изображены события Гражданской войны. На правом барельефе высечены фигуры героев Сталинградской битвы. У ног идущих в атаку бойцов лежит поверженное фашистское знамя. На фасаде здания над главным входом установлено ещё несколько барельефов. На нижнем уровне находятся изображения двух наград города-героя: орден Красного Знамени и медаль «За оборону Сталинграда». Ещё выше находится скульптурная композиция «Апофеоз труда»: Родина-мать в окружении детей и рабочих держит в воздетых руках лавровый венок. Все скульптуры и барельефы на здании и около него выполнили скульпторы М. Д.  и Н. А. Павловские и В. Н. Безруков. Здание вокзала – самый яркий объект Привокзальной площади и является архитектурной доминантой всей цепочки площадей от набережной Волги и центральной части города.

В 1997 г. здание вокзала в Волгограде было признано памятником архитектуры. Однако его архитектурное богатство и своеобразие не всегда оценивалось положительно. В конце 1950-х гг., в преддверии перехода к широкому распространению брутального стиля в архитектуре, его часто приводили как отрицательный пример строительства здания с архитектурными излишествами.

В наши дни по железной дороге в Волгоград прибывает и покидает город в среднем около 3,5 тыс. пассажиров ежедневно. От  перронов вокзала каждый день отправляются поезда в пяти направлениях: до Ростова-на-Дону, Краснодара, Саратова, Астрахани и Москвы. От привокзальной площади отправляются и некоторые автобусы дальнего следования до Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и Москвы. Современный железнодорожный вокзал в Волгограде – прекрасное и величественное сооружение с развитой системой разнообразных услуг для пассажиров.