Колокольня Иван Великий

Одно из грандиознейших строений Московского Кремля – действующая колокольня с церковью Иоанна Лествичника в первом ярусе, до начала XVIII столетия являющаяся самым высоким строением Москвы и объединяющая в один архитектурный ансамбль все храмы Кремля. Памятник мировой архитектуры XVI столетия.
История строительства колокольни

Самую высокую часть Кремля занимает Соборная площадь – важный исторический центр столицы России, привлекательная для москвичей и многочисленных гостей города множеством памятников древнерусского зодчества, архитектурной доминантой которой является колокольня «Иван Великий». Состоящая из трех восьмигранных столпов, поставленных друг на друга и сужающихся кверху, с открытыми галереями, в арочных проемах которых расположены разного размера колокола, украшенная кокошниками, узкими ложными окнами в верхней ее части, резной трехъярусной надписью и золотистой главой с крестом; в XVI столетии она считалась самой высокой постройкой Москвы.

На месте будущей колокольни в 1329 году московский князь Иоанн I Данилович Калита выстроил церковь «под колокола», освященную во имя святого Иоанна Лествичника – небесного покровителя недавно родившегося княжича. Как свидетельствуют результаты раскопок, проведенных на рубеже XIX–XX столетий, изначально Иоанновский храм имел вид восьмигранника, крестообразного внутри и с арками под колокола, проделанными во втором ярусе.

В начале XVI столетия потомок Иоанна Калиты – московский князь Иоанн III Васильевич занялся обустройством Кремля, для чего выписал из Италии группу архитекторов, заданием которых стала масштабная реконструкция существующих и возведение новых зданий. Церковь Иоанна Лествичника «под колокола» разобрали до основания, и немного далее к востоку от нее итальянский зодчий, настоящее имя которого неизвестно, а по документам XVI века записанного как Бон Фрязин, в 1505 году начал строительство трехъярусной колокольни, первый ярус которой заняла церковь во имя Иоанна Лествичника. Свое название церковь получила в память о Иване III, умершем осенью 1505 года. Первый и второй ярусы колокольни имели форму вытянутых столпов в форме восьмигранников с открытыми галереями для звонниц, третий ярус, завершавшийся небольшой главкой, имел одну небольшую галерею звонниц для малых колоколов. Для укрепления столпа колокольни зодчий заложил в стены первого яруса металлические балки, а в раствор добавлял яичный желток. Строение Бона Фрязина не отличалось архитектурными изысками. Единственной отделкой стал ряд декоративных арок, опирающихся на колонны, которыми итальянец украсил первый ярус колокольни. Работы были завершены в 1508 году и без малого тридцать лет колокольня Ивана Великого возвышалась над главной площадью Кремля, не отягощенная никакими пристройками.

В 1532 году другому зодчему-итальянцу – Петроку Малому было поручено возведение звонницы для новых колоколов, в том числе для огромного колокола «Благовест», вес которого превышал тысячу пудов. Прямоугольную звонницу с церковью Вознесения Господня решено было пристраивать с северной стороны колокольни Ивана Великого. Завершилось строительство в 1543 году, уже после того, как Петрок Малый покинул пределы Московии. В 1552 году московские зодчие пристроили к звоннице наружную лестницу, чтобы можно было попасть в Вознесенскую церковь, располагавшуюся на третьем ярусе звонницы. Правда, в годы царствования императора Павла I лестницу разобрали, но уже в 1852 году в древнерусском стиле ее воссоздал архитектор Константин Тон.

В 1555 году храм Вознесения переосвятили в Рождественский по устроенному в нем престолу Рождества Христова. В середине XVII столетия звонницу стали именовать Успенской по названию находящегося в ней самого большого колокола – Успенского. В 1817 году церковь снова сменила название и стала храмом святого Николы Гостунского, перенесенным в звонницу после сноса Никольского храма. До революционных событий 1917 года в нижнем этаже Успенской звонницы жили звонари и сторожа. В настоящее время в этих помещениях устроены выставочные залы музеев Кремля.

Кстати, в XVI–XVII столетиях на площади у колокольни «Иван Великий», названной Ивановской, располагались здания государственных учреждений – приказных палат и контор – аналогов современных министерств. Именно на Ивановской площади приказчики громко зачитывали населению указы и распоряжения государя, откуда и пошло выражение «кричать во всю Ивановскую». Вплоть до середины XVII столетия возле колокольни Ивана Великого размещались Ивановские палатки – модель древнерусской нотариальной конторы, в которых писцы за определенную плату составляли челобитные. Ивановская площадь также служила местом публичных наказаний плетьми за воровство, обман или взяточничество. К слову, ворам на шею вешали украденные продукты и оставляли в таком позорном виде на некоторое время в назидание горожанам.

В 1598 году на Московский трон взошел новый правитель – Борис Годунов. По его замыслу, дабы упрочить и увековечить зарождающуюся новую династию русских царей – Годуновых, в 1600 году к колокольне Ивана Великого пристроили полноценный третий ярус, бывший до этого небольшой открытой галереей. Работы проводились под руководством русского архитектора Семена Федоровича Коня. После реконструкции колокольня превратилась в самое высокое здание Москвы. С 81-метровой высоты открывался отличный вид на город и окрестности с дальностью обозрения до 30 километров вокруг. Зодчий Семен Конь украсил основание главы трехъярусной, разделенной витыми белокаменными валиками надписью, гласящей, что во второй год правления династии Годуновых возведен и освящен храм-колокольня. Основание барабана позолоченного купола опоясал ряд килевидных декоративных закомар, соединивший его с восьмигранным третьим ярусом. В народе колокольня получила название «Годунова столпа». Надпись, сделанная по указу царя Бориса, очень смущала взошедшего на престол Михаила Федоровича Романова, род которого в свое время был у Годунова в опале, поэтому по распоряжению нового государя ее уничтожили, и только в годы царствования Петра I восстановили.

Величественное зрелище представляла колокольня Ивана Великого для жителей и иностранных гостей города – на фундаменте, покоящемся на свайном основании в форме восьмигранника и уходящем вглубь всего на пять метров, возвышался кирпичный столп на цоколе из белого камня, устремленный ввысь, арочные проемы для колоколов которого, надпись огромными золотыми буквами на синем фоне под основанием барабана, позолоченная глава – все это производило неизгладимое впечатление. Чтобы звонари могли быстро добраться до колоколов, расположенных на всех трех ярусах колокольни, в стенах строения были устроены лестницы. В первом ярусе – каменная с 83 ступенями; во втором – винтовая со 149 ступенями; в третьем – 97-ступенчатая металлическая лестница, ведущая до самого купола. А все горожане, желающие насладиться великолепными видами Москвы, должны были преодолеть в общей сложности 329 ступеней. Свое значение самого высокого здания Кремля колокольня Ивана Великого утратила в 1883 году, когда по проекту архитектора Константина Тона был возведен храм Христа Спасителя.

В 1624 году по распоряжению патриарха Московского Филарета русским архитектором Баженом Огурцовым к северной стене звонницы была пристроена еще одна колокольня с шатровым завершением, получившая название Филаретовской пристройки. Она завершила общий композиционный вид колокольни Ивана Великого.

В середине XVIII столетия рядом с Ивановской колокольней находилась пристройка, в которой располагалось губернское казначейство и палатка для хранения разной церковной утвари Успенского собора. Второй ярус колокольни использовали для размещения бочек с водой для фонтанов, действующих в дни больших праздников.

До 1807 года колокольня «Иван Великий» выполняла и функцию пожарной каланчи, в ее верхнем ярусе находилась смотровая площадка с часовыми для быстрого выявления очагов возгораний в городе.

Осенью 1812 года наполеоновская армия, вошедшая в Москву, занялась грабежом. В числе прочих зданий Кремля пострадала и колокольня, в нижнем ярусе которой располагался штаб генерала Жака Лористона и телеграф. Наполеон, поверивший народной легенде, будто крест на колокольне сделан из чистого золота, приказал снять его. Веревки, удерживающие тяжелый крест, не выдержали и лопнули. Он с грохотом упал и стало понятно, что кроме позолоты, покрывающей медные пластины, ничего ценного в нем нет. Уже в следующем, 1813 году на колокольню водрузили новый крест, состоящий из железных полос, покрытых медными листами с позолотой, на верхней перекладине которого выгравированы слова «Царь Славы». При отступлении французы заложили бочки с порохом под колокольню Ивана Великого и ее пристройки – звонницу и Филаретовскую пристройку. Уничтоженные взрывами пристройки в 1814–1815 годах по проекту архитекторов-реставраторов Ивана Еготова и Луиджи Руска восстановила группа московских мастеров под руководством русского архитектора швейцарского происхождения Дементия (Доменико) Жилярди. В 1890-х годах архитектор Сергей Родионов провел реставрацию уникального памятника XVI столетия.

В 1913 году колокольню «Иван Великий» иллюминировали только входившими в обиход электрическими лампочками. Три с половиной тысячи «маленьких солнц» опоясали колокольню, Успенскую звонницу и Филаретовскую пристройку от основания до купола. Яркий блестящий свет, исходивший от засветившихся зданий, не мог оставить равнодушными жителей столицы. После такого грандиозного светового представления многие москвичи стали подавать прошения на имя генерал-губернатора об освещении своих домов. А первой московской улицей с установленными на ней электрическими фонарями стала Тверская.

До смены власти в 1917 году в колокольню, вход в которую был одновременно и входом в церковь, мог войти любой желающий и полюбоваться великолепным видом на Москву с устроенных в среднем ярусе двух смотровых площадок.

Колокола

Колокольня «Иван Великий» является колокольней для всех Кремлевских соборов – Архангельского, Успенского и Благовещенского, которые не имеют своих звонниц. Еще в XVIII столетии митрополитом Платоном был учрежден негласный порядок, согласно которому колокольный звон по Москве начинался только после первого удара большого Успенского колокола.

Общее количество колоколов, размещенных на колокольне Ивана Великого – 21, они разделяются на три диапазона звучания – басовые (благовестные), уровня человеческого голоса (красные) и высокие дискантные (зазвонные). Одновременное звучание всех колоколов называется перезвоном, трансформировавшееся со временем в слова «трезвон», «трезвонить».

Все колокола различаются по назначению и размерам. Самый большой колокол – праздничный, который благовестит только в дни самых больших церковных праздников или важных государственных событий. Таким колоколом является Успенский колокол весом более 65 тон, отлитый в 1817–1819 годах колокольным мастером Завьяловым и пушечным мастером Русиновым вместо разбитого в 1812 году колокола.

Кроме Успенского колокола в звоннице находятся еще два колокола – Реут, весом около 33 тон и Семисотный, ранее называвшийся Вседневным, весом около 14 тон. Интересный факт: у колокола Реут, отлитого в 1622 году мастером А. Чоховым по указу царя Михаила Федоровича, во время взрыва французами Филаретовской пристройки в 1812 году отбились уши, но их приделали так хорошо, что звучание его не изменилось даже на полтона.

Еще есть воскресные колокола, полиелейные, звучание которых приходится на апостольские и святительские праздники; вседневные и зазвонные. Колокола, отлитые в память о каком-либо важном событии или имеющие особенное звучание, носят собственные имена, такие как: Ревун, Татарин, Благовест, Вседневный, Воскресный, Корсунский и многие другие.

В первом ярусе колокольни «Иван Великий» расположены шесть колоколов: Лебедь, Медведь, Новгородский, Ростовский, Слободской и Широкий. История отливки некоторых из них дошла до наших дней.

  • Колокол Широкий, весом 4800 кг отлили в 1679 году колокольных дел мастера Яков и Василий Леонтьевы. Такое название колокол получил благодаря своим размерам – его двухметровый диаметр больше высоты, что для русских колоколов нехарактерно. Еще одной особенностью колокола является рельефная надпись, занимающая два ряда верхней части колокола, буквы которой отделены друг от друга точками. У Широкого очень мелодичное густое звучание, еще долго плывущее в воздухе после завершения звона.
  • Колокола Лебедь и Медведь перелиты мастером Семеном Можжухиным в 1775 году из старых. Лебедь был изначально отлит в 1532 году немцем Н. Оберакером и являлся благовестным колоколом Василия III, а Медведь получил жизнь в 1571 году благодаря мастеру И. Афанасьеву, отлившему его для Новгорода. Вес каждого из них чуть больше 7 тонн. При переливке колоколов Семен Можжухин оставил на них старые надписи с указанием года и мастеров, выполнивших их.
  • Колокол Новгородский, изначально отлитый как благовестный колокол новгородского Софийского собора в 1555 году, перелит в 1730 году мастером И. Моториным. Колокол украшен орнаментом с изображениями апостолов Петра и Павла, держащих в руках рукопись с видами Санкт-Петербургской Петропавловской крепости.
  • Слободской колокол, весом более 5 тонн перелит из старого в 1641 году.
  • Ростовский колокол, весом свыше 3 тонн изначально отливался мастером Ф. Андреевым для Белогостинского монастыря Ростовской губернии в 1687 году.

На втором ярусе колокольни подвешены девять колоколов, вес которых колеблется от полутонны до 3,5 тонн:

  • колокол Новый, ранее носивший название Успенского, отлит мастером Ф. Моториным в Москве в 1679 году;
  • колокол Немчин, получивший свое название благодаря западноевропейскому мастеру, отлившему его в 1550 году;
  • Безымянный колокол, название которого говорит само за себя;
  • Даниловский колокол, отлитый в 1678 году мастером Ф. Моториным получил свое название по изображенному на нем святому Даниилу Московскому с шестикрылыми серафимами;
  • колокол Глухой отлит мастерами А. Чоховым и И. Максимовым в 1621 году;
  • колокол Корсунский перелит из старого мастером Н. Ивановым в 1554 году;
  • колокол Мариинский с изображением святой Марии Египетской, отлит в 1668 году неизвестными мастерами на помин души бояр Морозовых.

Вместе с этими колоколами второй ярус украшают еще два малых колокола с чистым мелодичным звуком - «зазвонных», вес каждого из которых не превышает 200 кг. 

В верхнем ярусе находятся три безымянных колокола, вес самого большого из них чуть больше тонны. Отлиты они в 1621, 1647 и 1687 годах.

Начало XX столетия принесло России много потрясений, одним из которых стал декрет рабоче-крестьянской власти об отделении церкви от государства. Закрывались храмы, репрессировались священнослужители. В 1918 году с колокольни Ивана Великого в последний раз прозвучал перезвон колоколов. И только в 1992 году, спустя 71 год безмолвия пять колоколов второго яруса снова зазвучали, благовестив Светлое Христово Воскресение. А через три года, в 1995 году в праздничном перезвоне звучали уже 20 колоколов Ивановской колокольни.

В настоящее время все пригодные для звона колокола используются в праздничных богослужениях соборов Кремля, и над Москвой, как и сотни лет назад, раздается малиновый перезвон колоколов главной колокольни России, получившей свое название – «Иван Великий», по праву.