Показать регионы

Музей-панорама «Сталинградская битва» (Волгоград)

Музей-панорама «Сталинградская битва» – историко-мемориальный музей, посвящённый Сталинградской битве.
Как создавался музей

Первые предложения о создании монументального художественного полотна, увековечивающего воинский подвиг героев Сталинграда, появились ещё до победы. В 1944 г. Комитет по делам архитектуры СССР объявил о проведении открытого конкурса на создание проекта панорамы. Принять в нём участие имели право не только профессиональные художники нашей страны, но и любители. Принимались также предложения от всех желающих из-за рубежа.

Постановление о создании панорамы в Сталинграде было принято Советом министров СССР в 1958 г. Первоначально планировалось, что она станет составной частью мемориального комплекса на Мамаевом кургане. Впоследствии лучшим местом для неё была признана Гвардейская площадь. Здание панорамы было решено построить рядом с Домом Павлова и мельницей Гергардта.

В год 25-летия победы под Сталинградом в фундамент здания была заложена памятная плита. Здание возводилось по оригинальному проекту В. Масляева, разработанному в институте «Волгоградгражданпроект». Для завершения строительства потребовалось более 14 лет. Первой 8 июля 1982 г. открылась панорама, а полностью здание музея распахнуло свои двери для посетителей 6 мая 1985 г.

Сложная и необычная форма здания представляет собой гиперболоид вращения. На площади в 4 500 кв.м. разместилось музейное собрание, кинозал и военно-историческая библиотека. Для фондохранилища в настоящее время построено отдельное здание.

Музей-панорама – это ведущее учреждение культуры в историко-мемориальном музее-заповеднике «Сталинградская битва», куда кроме него входят:



Музей успешно развивается и в настоящее время. В 1989 г. здесь был создан зал, посвящённый Афганской войне 1979–1989 гг. В конце 2010 г. инициирован процесс о передаче ему подвального помещения Центрального Универмага с последующей музеефикацией новых площадей в 1 198 кв.м.

До недавнего времени на открытой площадке перед панорамой была выставлена для всеобщего обозрения боевая техника Великой Отечественной войны. Сейчас большая её часть перемещена на Мамаев курган в целях безопасности, так как возникли опасения в просадке грунта. Но и у стен музея осталось несколько интересных экспонатов: танк, макет самолёта Су-2, паровоз с платформами и четырьмя вагонами.

В фондах музея-панорамы насчитывается более 3 500 бесценных экспонатов, но настоящей жемчужиной его собрания является панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом».

История создания панорамы

Работы над созданием полотна картины начались ещё в военное время. Первоначально под руководством художников Н. Котова и В. Яковлева была создана разборная передвижная панорама «Героическая оборона Сталинграда». Сюжетом полотна стали события 15–20 сентября 1942 г., когда были достигнуты временные успехи на Мамаевом кургане. В 1948 г. создание нового варианта было поручено коллективу художников из студии батальной живописи имени М. Б. Грекова. Над полотном работали живописцы Г. Марченко, П. Жигимонт. Л. Андрияка, Б. Николаев и В. Кузнецов. На картине были изображены сцены боёв за Мамаев курган в январе 1943 г. Полотно демонстрировалось в Москве, а затем в Сталинграде в кинотеатре «Победа».

В 1958 г. студия им. М. Б. Грекова начала работу над ещё более масштабным полотном. Художники В. Дмитриевский, Г. Прокопинский, П. Мальцев, М. Самосонов, Ф. Усыпеко, Н. Бут, П. Жигимонт работали в небольшом временном павильоне, сооруженном с этой целью на Мамаевом кургане. При подготовительной работе ими было изучено огромное количество фото- и кинодокументов, документов и исторической литературы. Художники многократно встречались с участниками кровопролитных боёв. Консультировали живописцев многие известные военачальники: В. И. Чуйков, А. И. Ерёменко, Н. И. Крылов и Н. Н. Воронов. Для того чтобы достовернее передать на картине атмосферу фронта художники даже посетили учение войск Киевского военного округа.

В 1961 г. ими был подготовлен эскиз полотна «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» в 1/3 расчётной величины. Для окончательного варианта на Сурском суконном комбинате был создан грандиозный холст весом почти в 1 тонну. Предварительно натянутое полотно было загрунтовано мастерами Подольского производственно-технического комбината. К переносу рисунков на холст художники смогли приступить летом 1980 г.

На создание живописного полотна размерами 16х120 м и площадью 2 000 кв.м потребовалось около 2 лет. Шесть месяцев ушло на разработку предметного плана и его воплощение в художественном материале на площади в 1 000 кв.м. Весь комплекс работ завершился весной 1982 г.

По залам музея

Прежде, чем подняться на смотровую площадку панорамы «Сталинградская битва», что бы увидеть и оценить результат титанического труда художников, посетители музея проходят через череду его залов. Языком музейного искусства, с помощью подлинных документальных свидетельств страшных событий и предметов рассказывается вся история Великой Отечественной войны и, в первую очередь, Сталинградской битвы.

Первый, мемориальный зал музея, посвящен всем героям великого сражения. Основу его экспозиционного оформления представляет стела, символизирующая вечный огонь и память о героях фронта и тыла.

Во втором зале кратко изложена история начала Второй мировой войны и Сталинградского сражения. Среди экспонатов рукопись Ф. Паулюса, рассказывающая о военных приготовлениях Германии к войне с СССР, патриотические советские плакаты и воззвания. Подробно освещена деятельность городского комитета обороны во время осадного положения.

В экспозиции третьего зала собраны свидетельства оборонительных боёв в окрестностях Сталинграда. Её акцент сделан на воинском подвиге бойцов 40-й гвардейской стрелковой дивизии. Документы, рисунки и фотографии иллюстрируют хронику ожесточённых боёв. Центральную часть зала занимает имитация фронтового окопа и вооружение советских солдат.

Атмосферу боевых действий на улицах города передают экспонаты зала № 4. Основное пространство занимает большой макет центра города в 30 м. На нём, как на ладони можно увидеть места наиболее кровавых боёв: у железнодорожного вокзала, у дома Павлова, на Мамаевом кургане и в других местах.

Следующих зал рассказывает о трудовом подвиге сражающегося города. Здесь представлено около 80 образцов военной техники и снаряжения, выпускавшиеся на заводах и фабриках Сталинграда в дни сражения. В зале можно увидеть и станки, на которых производилась вся эта продукция.

В зале № 6 собраны разнообразные материалы о подготовке контрнаступления советских войск в Сталинграде и начале перелома во время всей Великой Отечественной войны. В числе экспонатов не только документы, но и личные вещи советских полководцев Г. К. Жукова, А. М. Василевского, Н. Н. Воронова.

Седьмой зал музея посвящён советским военачальникам, командовавшим частями в Сталинграде. Основа экспозиции – большая галерея парадных портретов и сюжетных картин. На 43 полотнах художники запечатлели В. И Чуйкова, С. И. Руденко, А. И. Ерёменко, Г. К. Жукова, А. М. Василевского и многих других. В витринах раздела выставлено наградное и личное оружие. Награды, мемуары полководцев.

Зал № 8 посвящен всемирно-историческому значению Сталинградской битвы. Его экспонаты отражают итоги разгрома фашистских войск в Сталинграде и его последствия. В развёрнутой здесь экспозиции представлены многочисленные трофеи: знамёна и штандарты различных частей, предметы обстановки немецкого штаба. В зале можно увидеть все награды города-героя и многочисленные подарки делегаций из разных государств.

Заканчивает анфиладу экспозиционных помещений Триумфальный зал. Помещение оформлено в величественном стиле. На белых мраморных стенах перечислены все части и соединения, принимавшие участия в боях за город. В их верхней части в мозаичной технике выполнены изображения наград Советского Союза. Потолок украшен витражом с изображением высшего воинского ордена – «Победа».

На следующем этаже здания перед выходом к панораме посетители заходят в Выставочный зал. Здесь развёрнута постоянная выставка, посвященная строительству панорамы «Сталинградская битва», и размещаются временные выставки. Отсюда по четырем винтовым лестницам все посетители музея поднимаются на смотровую площадку панорамы, расположенную на 30-метровой высоте.

Сюжеты панорамы и диорам

На грандиозном полотне перед зрителем предстаёт эпическая панорама сражения за Сталинград на его завершающем этапе. 26 января 1943 года произошла историческая встреча 21-ой и 26-ой армий Донского фронта на северо-западном склоне Мамаева кургана. Этот долгожданный момент и запечатлён художниками-баталистами в центре композиции. На полотне достаточно определённо отображен стратегический план завершающего удара и чётко намечены направления действий отдельных подразделений армий.

Условно за картиной боя посетитель наблюдает с вершины Мамаева кургана. Внизу можно рассмотреть узнаваемые силуэты городских зданий: Дома Павлова, водонапорной башни, мельницы Гергардта, заводов, элеватора и вокзала. На городском фоне запечатлен момент боя. Относительно небольшое пространство до предела насыщено людьми и боевой техникой. Сражение носит обобщающий характер, и среди персонажей картины узнаваемы герои, совершившие свой подвиг в разное время Сталинградской битвы.

На полотне снова оживает связист М. Путилов, восстановивший оборванную связь, младший лейтенант Н. Сердюков, бросившийся на амбразуру дзота. Снова помогает раненым медсестра А. Бесчастнова, вынесшая с поля боя сотни бойцов. В небе над городом совершает свой подвиг лётчик Виктор Рогальский, бросается под танк объятый пламенем М. Паникаха.

На переднем плане панорамы смоделирован рельеф местности, оборонительные сооружения и различные предметы. Всё пространство прорезано окопами, ходами сообщений и изрыто воронками от взрывов. Остатки разбитой военной техники дополняют картину. Переход от горизонтальной к вертикальной плоскости изображения с помощью специальных художественных приём выполнен идеально и совершенно незаметен глазу.

Кроме монументального полотна, в здании волгоградской панорамы посетители имеют возможность заглянуть в героическое прошлое с помощью четырёх небольших диорам.

Первая из них, названная «Стойкость победившая смерть» выполнена художником Ю. Ф. Усыпенко. Её сюжетом стал бой четырёх бронебойщиков и батареи 76-мм пушек 33 стрелковой дивизии с танками в районе станицы Клетской 23 июля 1942 г.

Этот же художник создал диораму «Разгром ударной группировки Манштейна». В её сюжете использованы события декабря 1942 г. у села Громославка. На полотне изображены герои боя офицеры М. С. Диасамидзе и А. Асланов.

На диораме «Центральная переправа через Волгу» (автор В. П. Псарёв) – момент переправы 13-й гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора А. И. Родимцева.

Художник студии имени М. Б. Грекова О. А. Авакимян посвятил свою диораму захвату аэродрома станции Тацинской танкистами генерала В. М. Баданова. В основе её сюжета лежит исторический рейд 24-го танкового корпуса во время операции «Малый Сатурн».

Сотрудники музея-панорамы «Сталинградская битва» бережно хранят память о бессмертных героях Великой Отечественной войны и на основе богатых фондов преподают уроки мужества и патриотизма новым поколениям россиян. Ежегодно залы музея посещает около полумиллиона туристов со всех уголков страны.