Показать регионы

Николо-Сретенская церковь (Орехово)

Николо-Сретенский храм, красивое каменное здание, был построен в память о героях Отечественной войны 1812 года.
Сретенский храм с приделом св. Николая Чудотворца освящается в 1813 году по решению генерального штаба русской армии и при непосредственном контроле атамана Войска Донского генерала М. И. Платова. Средства на постройку внук Ф. Денисова граф Василий Васильевич Орлов-Денисов обретает, разгромив французский отряд, сопровождающий обоз с награбленными в России ценностями (в том числе 20 фургонов церковной утвари). И полководец М. И. Кутузов лично велит направить в Орехово два фургона. Оказала помощь и графиня Елена Ивановна Шувалова, владевшая землями по соседству.

Это была вторая церковь в крае, выстроенная в камне, длиной 43 м, шириной – 29 м. Основной объём – 38 м, колокольня – 43 м. Построена в стиле зрелого классицизма (1807–1813 гг.), обладает трёхчастной продольно-осевой композицией, состоящей из храма с двумя небольшими, с севера и юга, притворами, апсидой, трапезной и трёхъярусной колокольней. На колокольне били 2 больших (182 и 112 пудов) и несколько малых колоколов. На самом большом колоколе мастера отлили фамилию графа и дату изготовления. В случае пожара звонили во все колокола и такой звон назывался «сполох» (тревога). Тогда все спешили на площадь.

Характерной особенностью является обилие колонн, которые располагаются по всем фасадам и играют главную роль в его убранстве. Строителями были талантливые зодчие. Краеведы не исключают, что проект был изготовлен учениками выдающегося Растрелли.

Вокруг церкви и колокольни – каменная ограда. Церковь имела два престола: главный – во имя Сретения Господня, второй - во имя Святителя Николая Чудотворца. Сооружение его закончили к празднику Сретенью, поэтому и церковь стала называться Николо-Сретенской. Долгие годы службу в церкви вели известные священники из рода Ломоносовых. Среди них выделялся Яков Леонтьевич. Даже в состоянии разрушения в каком она находится в настоящего времени, выделяются колонны, выразительные купол и колокольня в три яруса. Померкли от времени, но сохранили былую красоту часть фресок, исполненных в академической манере начала XX века.