Оковецкий кафедральный собор (Ржев)

Кафедральный собор Оковецкой иконы Божией Матери в Ржеве построен в 1831 г., представляет собой каменную церковь с тремя престолами: Оковецкой Божией Матери, преподобного Нила Столобенского и Иоанна Предтечи, по которому много лет храм называли Предтеченским. В 1960–1970-е гг. в здании находился краеведческий музей.
До постройки каменного здания

Впервые Оковецкая церковь упоминается в переписных книгах за 1678 г., когда она располагалась в центре Береговой слободы Князь-Дмитриевской стороны Ржева. Но деревянный храм стоял здесь, вероятно, задолго до этого времени. Из архивных документов известно, что очередная церковь на месте прежнего здания, освященная в честь местночтимой иконы Божией Матери из села Оковцы, была построена на берегу реки Волги в 1758–1759 гг. 

В ХVII веке, во время очередного нашествия на Ржев иноземных захватчиков, город сильно пострадал, были сожжены церкви, разрушены монастыри. От деревянного храма Иоанна Предтечи, стоявшего на Иоанновской набережной, остался лишь каменный фундамент и обуглившиеся бревна. В декабре 1715 г. к царю обратились верующие и обыватели Заволжской стороны, которые просили разрешения на строительство деревянной церкви Ржевской Богоматери на церковной Предтеченской земле и рассказали царю, что ранее на этом месте стоял храм.

В 1717 г. по Указу митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского, «в устье» Волги, как сообщается в летописи, была построена деревянная церковь иконы Ржевской Богоматери. Слово «Оковецкой» в названии не упоминалось. В 1719 г. по благословению митрополита Сарского и Подонского Игнатия был освящен придел преподобного Нила Столбенского, престолы в честь Рождества Иоанна Предтечи и ржевской иконы Богоматери оставались не освященными. До завершения работ по устройству основного престола богослужения, скорее всего, совершались в Ниловском приделе.

Согласно записи в переписной книге за 8 июня 1720 г., священником в церкви служил Ульян Павлов 55-ти лет. В 1721 г. Ульян Павлов умер и в 1722 г. священником прихода, насчитывавшего 64 двора, был поставлен его сын Иван. В 1745 г. священником служил Григорий (Ульянов сын) 45-ти лет. 

В воскресные и праздничные дни храм посещали не только приписанные к приходу горожане, но и прихожане других приходов. С каждым годом росло число верующих, обращавшихся к Оковецко-Ржевской иконе Богоматери. С увеличением прихода в церкви служили уже два священника. Так, в 1758 г. вместе с Григорием Ульяновым служил отец Максим, Иванов сын, диаконом значился Василий Григорьев, сын Григория Ульянова.

В 1763 г. Оковецкий храм был ограблен: выкрадены иконы старого письма, серебряные венцы и оклады, кресты различной значимости и деньги в сумме 200 рублей 80 копеек серебром.

Церковь в камне

В XVIII веке вместо деревянных церквей в России стали строить каменные. Деревянная Оковецкая церковь тоже перестала соответствовать духу времени. Тесное неказистое здание перестало вмещать всех прихожан, находилось слишком близко к берегу реки, а потому было не исключено ее затопление в периоды весенних паводков.

В мае 1818 г. к архиепископу Тверскому и Кашинскому Серафиму обратились прихожане храма Оковецкой иконы Божьей Матери с просьбой разрешить строительство на собственные пожертвования с добавлением из кошельковой кассы новой каменной церкви того же посвящения на Спасской площади. Разрешение Тверских епархиальных властей было получено и Оковецкому приходу владыкой Серафимом выдана храмозданная грамота.

Тверская епархия сделала заказ на проект каменного храма – архитектурного комплекса, который должен был включать также колокольню, часовню и сторожку. Уже было получено согласие на строительство по проекту губернского архитектора и благословение архиепископа Тверского и Кашинского Серафима. Но в октябре того же года на имя владыки Серафима поступило донесение от настоятеля церкви Оковецкой иконы Божией Матери Андрея Васильева, в котором он сообщал, что дважды просил Тверского гражданского губернатора отвести место под строительство храма на Спасской площади, как указано в храмозданной грамоте, но не последовало «никакого действия». А между тем, заключен письменный договор на поставку 600 тыс. штук кирпича с ржевским помещиком Евграфом Ланским, и, если место для складирования кирпича не будет определено до начала зимы, виновной стороне следует оплатить 5 тыс. рублей, не подъемную сумму.

С просьбой о содействии в разрешении сложившейся ситуации архиепископ обратился к тверскому губернатору Н. С. Всеволжскому. Губернатор отвечал, что на Спасской площади расположен приходской храм Спаса-Преображения, но, по мнению священника Васильева, на площади может поместиться и вторая церковь. Тем временем, по просьбе граждан ржевский городничий 3акревский сообщил губернским властям, что место на площади невелико, в дни торговли здесь и на соседних улицах находится много возов с товарами. 

Разобравшись, Николай Всеволжский сообщил, что согласно генеральному плану застройки города Ржева от 1770 г., на Спасской площади кроме существующей церкви строительство более не предполагается и этот план является для властей законом. Губернатор лично посетил Ржев, где обсудил возникший вопрос с городничими и настоятелем Оковецкого храма протоиереем Андреем Васильевым. Под строительство было отведено место, где в древние времена стояла церковь во имя Иоанна Предтечи, давно сгоревшая или разрушенная, – на пересечении 1-й и 2-й Предтеченских улиц (нынешние улицы Марата и Смольная).

В начале 1819 г. начались строительные работы. В 1830 г. строитель и церковный староста, ржевский мещанин Федот Нетунахин сообщал архиепископу Тверскому и Кашинскому Амвросию, что строительство церкви находится на завершающей стадии, но прихожане хотят выстроить отдельную колокольню на свои средства. Ее устроителями утвердили мещанина Андрея Мясникова и других, подрядчиком – новоторжского купца Суворова. 

Первый этаж колокольни был возведен уже к сентябрю 1830 г., на его строительство ушло до 200 тыс. штук кирпича. Но дальнейшие работы замедлились. Произошли изменения в составе выборных приходского Совета, ответственных за сбор пожертвований и закупку необходимых материалов. В Тверской епархии был назначен новый владыка – архиепископ Григорий (Постников), настоятелем Оковецкой церкви в Ржеве стал иерей Михаил Андреев. К 1840 г. колокольня еще не была достроена. В это время одним из строителей колокольни прихожане храма избрали Преображенского протоиерея Матфея Константиновского, имевшего непререкаемый авторитет у всех слоев населения Ржева. 

Строительство же церкви Оковецко-Ржевской иконы Божьей Матери было завершено еще в июне 1831 г., она стала одним из лучших храмов города. В 1832 г. основную часть церкви и алтарь освятил протоиерей Ржевского собора Успения Пресвятой Богородицы Алексей Соколов. В 1834 г. архиепископом Тверским и Кашинским был освящен в честь Рождества Иоанна Предтечи правый придельный храм, в том же году Алексей Соколов освятил во имя святого преподобного Нила Столобенского и левый придел.

В архивных источниках сохранилось описание первоначального вида церкви Оковецкой иконы Божией Maтери. Известно, что храм был покрыт железом, покрашенным медяной краской, купол также оббит железом, крест на главе изготовлен из дерева и окован жестью. Церковь оштукатурена. Двери железные. В окнах верхнего этажа рамы со стеклами, на окнах нижнего этажа железные решетки, рамы без стекол. В трапезной были устроены две печи, облицованные белым кафелем. Иконостас лучшей столярной работы с резными деталями, позлащенный. Иконы написаны в традициях древнерусской живописи («греческим искусством»).

Советский период и наши дни

В 1917 г., в период революционных событий, происходивших в Ржеве, и до середины 1918 г. в Оковецкой церкви служил протоиерей Евгений Рогожин. Затем приход был упразднен, а храм закрыт. В здании долгое время располагался склад, потом контора хлопкопсбыта. 

Во время Великой Отечественной войны церковь и колокольня сильно пострадали, но были восстановлены. В течение 20 лет храм находился в ведении ржевского краеведческого музея, потом здание было заброшено. Одно время планировалась реставрация церкви, вокруг здания даже были установлены леса, но эти планы так и не были осуществлены. За годы запустения храм стал представлять из себя печальное зрелище, его состояние было крайне запущено.

В 1991 г. власти города Ржева передали здание Оковецкого храма православной церкви. Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор благословил иерея Константина Чайкина на восстановление святыни, начались реставрационные работы. В том же году отец Константин совершил в храме, окруженном строительными лесами, первую службу. К концу 1990-х гг. восстановление церкви было завершено. Это стало возможным благодаря поддержке местных предприятий и организаций, содействию прихожан и личному вкладу священнослужителей. В 1999 г. здесь состоялась праздничная служба в честь 460-летия явления Оковецко­Ржевской иконы Божьей Матери.

Решением Священного синода от 28 декабря 2011 г. была образована Ржевская епархия, выделенная из Тверской епархии и включенная в состав Тверской митрополии. Оковецкая церковь в Ржеве получила статус кафедрального собора иконы Божией Матери «Оковецкая».

В наши дни храм выделяется подлинным столичным колоритом, строгим величием, выразительностью и чистотой архитектурных форм среди многочисленных памятников провинциального классицизма.