Показать регионы

Передние ворота (Коломенское)

Передние (Красные) ворота – в XVII столетии главный, парадный въезд в загородную резиденцию царя Алексея Михайловича в Коломенском. Живописное многоярусное многофункциональное сооружение в настоящее время является памятником архитектуры федерального значения и вмещает музейную экспозицию. 
Из истории

С воцарением Алексея Михайловича Романова Государев двор в Коломенском преобразился. Наряду с возведением в 1660-х годах новых царских хором и ансамбля хозяйственных построек вся территория загородной резиденции была скрыта за каменными стенами, разделёнными на прясла тремя воротами, у каждых из которых было своё предназначение. 

Пышный въезд царя, его приближённых и иноземных гостей на территорию Государева двора со стороны Москва-реки ещё со времён московского князя Василия III Ивановича осуществлялся через массивные дубовые ворота, расположенные со стороны тогдашней «посольской» дороги. К сожалению, неизвестно, как выглядели первые ворота Государева двора, но можно предположить, что их внешний вид соответствовал высокому статусу князя Василия III – владельца загородной резиденции в Коломенском.

Спустя время дубовые ворота обветшали, поэтому их разобрали и в 1671–1673 годах выстроили в камне напротив церкви Вознесения Господня. Украсившее собой Государев двор четырёхъярусное сооружение с ярким барочным красно-белым декором фасадов (из-за чего ворота назвали «Красными») стало одним из самых живописных и необычных строений ансамбля, включившим в себя ярусы для органной и часовой палаток, а также ярус звона, завершённый каменным восьмигранным глухим шатром. 

Первый, самый большой ярус Передних ворот, установленный на цокольное основание, прорезали декорированные сандриками две арки – большая для проезда экипажей и меньшая для пешеходов. В верхней части яруса было устроено «гульбище», изначально опоясанное белокаменной балюстрадой, а позднее заменённое на скатную кровлю. В самом маленьком третьем ярусе располагался часовой механизм больших часов, расположенных на восточном и западном фасадах яруса, из-за чего ярус получил название «Часовой палатки». В верхнем, четвёртом ярусе ворот, выполненном в форме арочного восьмерика и увенчанном каменным шатром с символом царской власти – фигуркой деревянного, опаянного белым железом двуглавого орла с короной – располагались колокола, звучание которых также управлялось часовым механизмом. 

Но самым необычным был второй ярус ворот, названный «Органной палаткой» из-за расположенного в нём часового и музыкально-шумового инструмента органного типа, приводившего в движение деревянные, обтянутые шкурами фигуры львов. Из раскрытых пастей установленных по обеим сторонам ворот на каменных постаментах фигур львов (по четыре с каждой стороны) периодически вырывался грозный рык. Специальный часовой механизм приводил в действие пружины, заставлявшие львов вращать глазами, что вместе с рыканьем производило на гостей неизгладимое впечатление. 

Конструкция «Органной палатки» состояла из 11 специальных органов («мехов) и проложенных в стенах труб размером 35х40 сантиметров. Воздух из этих труб под большим давлением подавался на первый этаж, где были устроены три пустых каменных наземных чулана, служившие своеобразными резонаторами. Уже из них воздух по трубам попадал внутрь фигур и с диким рёвом вырывался наружу, что очень напоминало рыканье разъярённого льва. Помимо этого в стенах первого яруса ворот были устроены отверстия, над которыми располагались голосники, служившие дополнительными источниками звука. 

Автором изюминки, или как тогда говорили – «диковинки» – в документах указан некий Пётр Высоцкий, вывезенный в Москву как пленник в результате русско-польской войны (1654–1667 года) из нынешней Беларуси (тогдашнего Великого княжества Литовского, входившего в состав Речи Посполитой). Предполагается, что он не только сконструировал механизм, но и принимал непосредственное участие в проектировании и строительстве ворот.

В комплекс Передних ворот также было включено одноэтажное здание Приказной избы, в которой сосредотачивалось административное управление всем хозяйством Коломенского. Стоит отметить, что изначально здание Приказной избы (палаты) не примыкало вплотную к воротам и, вероятно, было соединено с ними на рубеже XVII–XVIII столетий. С южной стороны к воротам были пристроены Палаты на погребах и ледники, начинающие ряд строений Сытного двора. Интересно, что для своего времени конструкция ледников была уникальна – в них располагалась целая система для оттока из погребов тающего льда. 

В первоначальном виде ворота просуществовали целое столетие, пока в 1767 году архитектором московских Императорских дворцов, князем Петром Васильевичем Макуловым не был проведен комплекс ремонтно-реставрационных работ, в результате которых с западной стороны ворот появились устроенные вместо окон дверные проёмы, ведущие в наземные чуланы, а Приказные палаты были надстроены вторым этажом. 

О судьбе Передних ворот в XIX–XX столетиях никаких сведений не сохранилось, в частности, неизвестно, когда и кем были демонтированы фигуры львов. Основания их пьедесталов были обнаружены в 1968 году, а спустя несколько лет была проведена их реставрация. В 1976–1977 годах после проведённых исследований были произведены работы по раскраске фасадов, а в 1994 году разработан проект и выполнены работы по воссозданию фигуры двуглавого орла, изначально венчавшего шатёр ворот. В том же году фигуру орла установили на маковке шатра. 

Масштабный комплекс реставрационных работ проводился в 2002–2003 годах, итогом которых стало воссоздание в первоначальном виде оконных и дверных проёмов, белокаменных полов, реставрация внутренних лестниц, укрепление конструкций балок, покраска шатра ворот. Наряду с воссозданием первоначального облика Передних ворот были восстановлены интерьеры Приказных палат, но, к сожалению, уничтожены пьедесталы «рыкающих львов». 

Музейная экспозиция «Вехи истории Коломенского»

В 2004 году в строениях комплекса ворот была открыта постоянно действующая музейная экспозиция, посвящённая судьбе бывшего Государева двора и его окрестностей. Залы экспозиции посвящены как древнейшей истории Коломенского (начиная с V–III веков до нашей эры), так и его судьбе в последующие века вплоть до минувшего столетия.

В нескольких залах, представляющих разные эпохи, собраны уникальные экспонаты – фрагменты предметов быта древних людей, населявших территорию Коломенского тысячелетия назад, оружие, рукописные и старопечатные книги, изразцы времён Иоанна IV Грозного, подлинные вещи (книги, иконы, утварь) и портреты царя Алексея Михайловича и царицы Натальи Кирилловны.

В «Органной палате» (во втором ярусе ворот) представлены подлинные коллекции механизмов башенных часов начиная с XVII и заканчивая XIX столетием, а древнейший экспонат датируется 1539 годом.

В экспозиции, размещённой в Палатах на погребах, представлены утварь и детали убранства интерьеров времён Петра I, Екатерины II и Александра I, а также предметы быта крестьян Коломенской волости. 

Белокаменные архитектурные детали XVII–XVIII веков, среди которых элементы декора разрушенных московских церквей, представлены в экспозиции, размещённой в подвалах ледников.

Отдельные экспозиции посвящены памятникам церковного искусства и уникальным предметам, в старину составлявшим интерьер церковных ризниц – книги и иконы в богатых окладах, резные детали иконостасов и киотов, шитое золотом облачение священников, пелены и покровы, серебряная церковная утварь и богато украшенные сусальным золотом выносные кресты. 

Экспозиция «Вехи истории Коломенского» открыта для посетителей каждый день кроме понедельника. Со вторника по пятницу и в воскресенье залы работают с 10.00 до 18.00 часов, в субботу – с 11.00 до 19.00 часов. Кассы закрываются за 30 минут до окончания работы экспозиции. Стоимость билетов указана на официальном сайте музея-заповедника «Коломенское».