Раифский Богородицкий монастырь

Раифский Богородицкий монастырь – действующий мужской монастырь Казанской епархии. Основан в XVII веке иеромонахом Филаретом. В конце XVII – начале XVIII вв. отстроен в камне. В советское время в стенах закрытого властями монастыря действовала трудовая коммуна, а позднее СПТУ.
Основание обители

Будущий основатель Раифского монастыря иеромонах Филарет, уроженец Москвы, после смерти родителей раздал все имущество и, постригшись в монахи в Московском Чудовом монастыре, отправился странствовать в низовые губернии вдоль Волги.

Посетив многие города и монастыри, в 1613 г. иеромонах Филарет пришел в Казань и вступил в братию Спасо-Преображенского монастыря Казанского Кремля. Здесь его строгая и благочестивая жизнь стала объектом внимания настоятеля, братии и жителей города. Чтобы избежать мирских почестей, Филарет принял подвиг юродства. Он пользовался почтением у благочестивых людей, сумевших разглядеть под покровом юродства духовные дарования инока, и особенно у богатого казанского купца Сергия, проводя с ним долгие часы в беседах о вере и благочестии.

Филарет любил уединение и часто удалялся из обители в леса и урочища в окрестностях Казани. Однажды, в том же 1613 г., к северо-западу от города в еще не знакомых ему местах инок оказался на берегу неизвестного озера, удаленного и защищенного от людей густым лесом. Здесь он решил поселиться и построил небольшую келью. С этого момента ведет свою историю Раифская пустынь.

Вскоре об этом месте стало известно казанским почитателям Филарета, которые стали посещать подвижника, а некоторые из них даже поселились рядом с ним. Первым из поселившихся рядом с Филаретом стал Сергий, принявший монашеский постриг под именем Серапион. Постепенно новое братство монахов, живших в деревянных аскетических хижинах на берегу лесного озера, росло и крепло.

По указанию Филарета рядом с кельями была построена часовня. По преданию, ее возвели после того, как одному из монахов было видение: он увидел на небе руку, простертую из облака и благословляющую место, на котором находился скит, что было воспринято как доброе предзнаменование.

Т.к. в скиту церкви еще не было, в 1659 г. основатель монастыря преподобный Филарет, предчувствуя свою близкую кончину, вернулся в казанский Спасо-Преображенский монастырь, где в том же году умер и был похоронен. Но дело Филарета было продолжено. 

В 1661 г. митрополит Казанский и Свияжский Лаврентий принял представителей Раифской обители – инока Фаддея и двух старцев, которые просили благословения на строительство храма и назначение священнослужителя. Благословение было получено, а митрополит и сам принял участие в устроении обители, в качестве настоятеля он прислал опытного иеромонаха Савватия. В 1662 г. началось строительство церкви.

Вскоре деревянный храм был построен и освящен во имя святителя Евфимия, архиепископа Новгородского, а это место с тех пор стали именовать обителью. Митрополит Лаврентий произвел Иеромонаха Савватия в игумены. Одновременно вокруг монастыря начали возводить стену с двумя деревянными надвратными церквями, одну из которых освятили во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня, другую – во имя преподобных Отцов в Синае и Раифе избиенных. От этой церкви и саму обитель стали называть Раифской пустынью. Где располагался храм, точно неизвестно. Предположительно, он мог находиться в юго-восточной части, где сегодня расположена одноименная каменная церковь. 

Через некоторое время была возведена соборная церковь Грузинской иконы Божией Матери, т.к. митрополит Лаврентий решил приобрести список с этой иконы. Храм был построен и освящен до 1670 г. Выбор митрополита, видимо, был не случаен. До перевода в Казань он был игуменом Варлаамиева Важского монастыря, где в то время находился этот чудотворный образ. Лаврентий отправил в Красногорскую обитель одного из лучших казанских иконописцев, повелев снять точный список с иконы. Вскоре крестным ходом он был доставлен в Раифский монастырь самим митрополитом Лаврентием, которого сопровождали высшие городские чины Казани и множество народа. Чудотворная икона Грузинской иконы Божией Матери стала одной из наиболее почитаемых святынь Казанской епархии.

Строительство монастыря

В ответ на прошение игумена Раифской пустыни Савватия, отправленное царю в 1670 г., Алексей Михайлович своим указом передал пустыни, во владении которой не было ни земель, ни угодий, пустошь Свиные Горы, располагавшуюся над рекой Камой. В 1674 г. по прошению настоятеля игумена Алексия, пустынь стала владеть лесом, пашнями и лугами, находившимися вблизи нее, вместе с деревнями и крестьянами.

Раифская пустынь постепенно обустраивалась. Но 1689 г. сильным пожаром были уничтожены все ее строения. Обитель пришла в запустение и лишь немногое из утвари и священных предметов удалось спасти из церквей и келий. В огне сгорело свыше 100 десятин леса, заготовленного для строительства, что существенно усложняло восстановление пустыни. Но чудотворная Грузинская икона Божией Матери была спасена. Многие иноки покинули обитель, большинство же осталось, построив себе на пепелище утлые хижины. Митрополит Казанский Адриан решил восстановить обитель в камне и велел иеромонаху Герману строить Раифский монастырь по образцу Тихвинского и Московского Новоиерусалимского монастырей, в которых прежде жил Герман.

В 1690 г. митрополит Адриан был возведен на Патриарший престол и застройка обители в камне началась уже при митрополите Маркелле. По челобитной, поданной в 1692 году Германом царям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу, Раифской пустыни для продолжения строительства были пожалованы обширные земли.

В 1690–1717 гг. трудами игумена Германа и при поддержке митрополита Маркелла были построены: монастырская ограда с бойницами, двухэтажные настоятельские и братские покои, двухэтажный корпус трапезной, церковь Чудотворной Грузинской иконы Пресвятой Богородицы, церковь преподобных Отцов в Синае и Раифе избиенных, храм Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца. При содействии преемника владыки Маркелла митрополита Тихона Третьего (Воинова) постройка каменных церквей была завершена, храмы снабжены богатой ризницей, а вся пустынь приведена в блестящее положение. 

Согласно представленной в 1739 г. в Синод ведомости о монастырях Казанской Епархии, в Раифском монастыре было указано 15 церквей, включая приделы. Вероятно, все они появились при митрополите Тихоне. Таким множеством храмов Раифская обитель отличалась тогда от других казанских монастырей. 

Спустя столетие по настоянию архиепископа Казанского и Свияжского Филарета (Амфитеатрова) игумен Раифской Пустыни Амвросий (Боголюбов) начал строительство нового теплого каменного собора Грузинской иконы Божией Матери вместо обветшавшего храма XVII века. Строительство собора, проект которого был разработан архитектором М. П. Коринфским, было закончено в 1842 г. В его подвале имелась котельная, позволявшая в холодное время отапливать храм при помощи воздушных отдушин, устроенных внутри стен.

В 1794 г. на средства, пожертвованные казанской мещанкой Надеждой Ивановной Киселевой была построена церковь, освященная в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Одним из последних строений Раифского монастыря стала колокольня с надвратным храмом Архангела Михаила. Ее строительство началось в 1889 г. на месте пришедшей в ветхость надвратной церкви Святителя Николая на средства купца и мецената Михаила Тимофеевича Атлашкина. Церковь была освящена в 1903 г. В том же году по проекту архитектора Ф. Н. Малиновского был заложен собор Живоначальной Троицы, самая «молодая» постройка монастыря. Его освящение состоялось 6 июня 1910 г., но из-за нехватки средств расписан собор так и не был.

Судьба монастыря в советские годы

С приходом к власти большевиков обитель была закрыта, для нее настали тяжелые времена, хотя в ее стенах продолжалась монашеская жизнь. По свидетельству иеромонаха Сергия, возглавлявшего монастырь в 1918 г., Раифская пустынь была «совершенно разграблена, разорена и уничтожена…». От полного разрушения ее спасли профессора Казанского университета. В 1919 г. при университете был создан лесной факультет, в ведение которого был передан Раифский монастырь его землями.

В июне 1924 г. в стены обители перевели больницу, волостной исполком и школу из села Большие Ключи. Для их размещения забрали братские корпуса и хозяйственные постройки. В Раифе на тот момент проживало 25 монахов и 18 послушников, настоятелем являлся архимандрит Феодосий. Последним настоятелем стал игумен Сергий. Летом 1928 г. обитель снова закрыли, но крестьянами деревни Бело-Безводной была организована религиозная община.

26 января 1930 г. накануне престольного праздника остававшиеся в общине семь монахов начали всенощную. В монастырь в этот день прибыло много монахинь из закрытых Богородицкого, Казанского, Свияжского и Федоровского монастырей. После утреннего богослужения на выходе из храма все были арестованы и вывезены в Казань, где посажены в тюрьму. В том же году по приговору тройки были расстреляны шесть насельников Раифского монастыря: игумен Сергий (Гуськов), иеромонахи Иов (Протопопов), Антоний (Чирков), Варлаам (Похилюк), Иосиф (Гаврилов), послушник Петр Тупицын, а также двое мирян деревни Бело-Безводной – Степан Абрамов и Василий Гаврилов. Восьмерых иноков и послушников, около двадцати монахинь и десяти мирян приговорили к пяти годам лагерей. 6 апреля 1997 г., в день расстрела пяти монахов и послушника, были канонизированы преподобномученики Сергий, Антоний, Варлаам Иосиф, Иов и Петр.

После полного закрытия обители с колокольни был сброшен самый большой 500-пудовый колокол, который при падении полностью ушел в землю. Церковная утварь была разграблена. Остававшиеся иконы, книги, облачения священников и все, не представлявшее для большевиков материальной ценности, сожжено. Духовная жизнь Раифской обители на многие десятилетия оборвалась.

Научная общественность Казани предпринимала попытки сохранить архитектурный ансамбль монастыря. Несмотря на это, в сентябре 1933 г. в стенах обители власти организовали Раифскую трудовую коммуну – колонию ОГПУ ТатССР. В зданиях храмов и братских корпусов начали действовать производственные мастерские, столовая и клуб. До передачи монастыря РПЦ в 1991 г. здесь перевоспитывали подростков-правонарушителей и готовили рабочих для деревообрабатывающей промышленности, сельского и лесного хозяйства.

На основании письма начальника статистической группы ОТК НКВД Филиппова, написанного в 1938 г. и адресованного наркому внутренних дел ТАССР Михайлову, в котором перечислялись многочисленные нарушения в колонии, решением НКВД Раифская трудовая коммуна была реорганизована в колонию закрытого типа. Вокруг монастыря был сооружен глухой деревянный забор, построены вышки, из Казани переведено подразделение войск НКВД. Троицкий Собор был приспособлен под гараж, собор Грузинской иконы Божией Матери – под клуб, а на его втором этаже устроен спортивный зал. В братском корпусе (на первом этаже), в библиотеке и ризнице были устроены камеры, на втором этаже братского корпуса находились неотапливаемые карцеры.

Возрождение

Восстановление Раифской обители началось летом 1990 г. стараниями игумена Всеволода, ныне архимандрита, наместника Раифского Богородицкого монастыря, а тогда настоятеля церкви Петра и Павла города Зеленодольска. На тот момент в монастырских стенах уже давно действовало Специальное ПТУ, а внутри обитель имела плачевный вид.

В декабре 1990 г. была получено разрешение на открытие церкви. Разрешение на открытие монастыря было получено в январе 1991 г. на сессии Зеленодольского райисполкома, где было принято решение о передаче монастыря верующим постепенно, по мере освобождения зданий СПТУ. По оценкам специалистов, на момент передачи РПЦ сохранность некоторых построек монастыря составляла всего 16%. 

В течение 1990-х гг. весь ансамбль обители был отреставрирован, восстановлена монашеская жизнь. При монастыре начала действовать школа-приют для мальчиков-сирот, налажен выпуск газеты «Раифский вестник», приложения для детей «Светлячок». 

Храмы и подворья Раифского Богородицкого монастыря

Храмы и часовни:

  • собор Грузинской иконы Божией Матери
  • собор Святой Троицы
  • церковь Преподобных отцев в Синае и Раифе избиенных
  • колокольня с церковью Архистратига Михаила
  • церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
  • церковь Новомучеников и исповедников Российских
  • часовня над источником
  • часовня в южной стене

Подворья монастыря:


Как добраться до монастыря

  • Из Казани (Северный вокзал) – на автобусах №№ 552 и 554
  • Из Зеленодольска (автовокзал) – на автобусе № 405