Показать регионы

Смольный собор

Контактная информация

+7 (812) 710-31-59
+7 (812) 577-14-22
Воскресенский Смольный собор – один из самых красивых и нарядных православных храмов Санкт-Петербурга, расположенный на левом берегу Невы, в настоящее время имеет статус памятника архитектуры XVIII–XIX веков, является частью музейного комплекса «Исаакиевский собор» со статусом объекта культурного наследия народов России.
Храм на Смоляном дворе

Местность, где располагается архитектурный ансамбль Смольного монастыря, издавна принадлежала знатным дворянским родам Великого Новгорода. Даже после присоединения новгородских земель к Московскому княжеству владения на левом берегу Невы оставались за прежними хозяевами, и в начале XVII столетия там находился новгородский посад с церковью в честь Спаса Нерукотворного.

Противоположный же берег Невы с 1611 года был оккупирован шведами, выстроившими на нём крепость Ниеншанц, которая лишь спустя столетие – в мае 1703 года – была отвоёвана русскими войсками и переименована государем Петром I в город Шлотбург. Тогда же по указу Петра Великого во время бурного строительства Санкт-Петербурга и создания русского флота, в Спасском посаде был устроен Смоляной двор, где варился дёготь и хранилась смола для нужд Адмиралтейской верфи. Вскоре на Смоляном дворе был возведён загородный царский деревянный дворец, получивший название Смоляного или Смольного. Именно в нём в годы правления императрицы Анны Иоанновны проводила большую часть времени дочь императора Петра I – будущая государыня Елизавета Петровна.

Наследнице престола настолько полюбился дворец её юности, что в 1748 году (спустя всего лишь несколько лет после коронации) она приказала устроить на его месте женскую обитель во имя Воскресения Христова для 120 девиц благородного звания, изъявив желание на склоне лет удалиться в неё настоятельницей.

Как и любой монастырский комплекс, будущий девичий монастырь должен был украситься соборным храмом, домовыми церквями, двухэтажными корпусами келий и колокольней. Разработку проекта монастыря императрица Елизавета Петровна поручила академику архитектуры Академии художеств, обер-архитектору Бартоломео Франческо Растрелли, который, учтя все пожелания государыни (пышность и невероятная роскошь во внешнем и внутреннем оформлении монастырских зданий, устройство отдельных апартаментов с комнатами для прислуги, кухнями и продуктовыми кладовыми для каждой из 120 насельниц), в том же 1748 году приступил к составлению эскиза монастырского ансамбля.

По замыслу зодчего новая обитель должна была отличаться от всех ранее устроенных монастырей, поэтому в его проекте с высоким однокупольным (на римский манер) соборным храмом, окружённым домовыми церквями и двухэтажными корпусами келий, монастырскими крепостными стенами, украшенными лепниной и вазами, центральным композиционным элементом должна была стать 140-метровая пятиярусная колокольня, возвышающаяся над парадным въездом в обитель и должная превзойти по высоте шпиль Петропавловского собора.

Императрица Елизавета Петровна эскиз одобрила, а поскольку в то время вместо чертежей пользовались макетами, вскоре началось создание большого макета из дерева. Шестеро лучших петербургских плотников, трудившихся над его выполнением, закончили работу в 1751 году и с большими предосторожностями деревянную модель перевезли на место строительства и поместили в специально для неё устроенную «светлицу». Кстати, этот деревянный раскрашенный макет сохранился до наших дней и в настоящее время является одним из экспонатов Санкт-Петербургского научно-исследовательского музея Академии художеств.

Одновременно с созданием макета начались работы по заливке фундаментов монастырских зданий. Для забивки свай привлекли тысячи солдат, а для возведения стен – тысячи мастеровых. Уже в процессе подготовительных работ, начавшихся в конце 1748 года после торжественного молебна, совершённого архиепископом Симоном (Тодорским) с наречением соборного храма и будущей обители в честь Воскресения Христова, государыня потребовала у зодчего изменить проект собора, настояв на том, чтобы его венчали традиционные пять глав, указав при этом на Успенский собор Московского Кремля, как на лучший образец для будущего Воскресенского храма.

Царский долгострой

Любящая роскошь государыня Елизавета Петровна была очень заинтересована в том, чтобы великолепный Воскресенский собор и монастырь, кстати, тогда же получившие обиходное название «Смольный», были как можно скорее достроены, поэтому на строительство она денег не жалела. Финансирование было бесперебойным, а в 1754 году императрица даже лично посетила стройку и осталась довольна ходом работ. Но в 1758 году денежный поток постепенно превратился в небольшой ручеёк, а после и вовсе иссяк – официальной причиной называлась Семилетняя война (1756–1763 года), в которую вступила Россия, но многие склонялись к тому, что государыня попросту передумала даже в отдалённом будущем принимать постриг, и участие Российской империи в войне оказалось лишь благовидным поводом к сворачиванию строительных работ.

В 1761 году после смерти императрицы Елизаветы Петровны работы над декоративным оформлением фасадов и интерьеров уже полностью выстроенного собора были заморожены и продолжены более чем через двадцать лет уже при государыне Екатерине Великой. К 1786 году были оштукатурены и оформлены белокаменными лепными украшениями фасады, а из проекта монастырского комплекса была исключена колокольня (к тому времени для неё был готов только фундамент).

Окончательно благоукрасили Смольный собор в начале XIX столетия – в годы царствования Николая I. В объявленном конкурсе на лучшее оформление собора приняли участие многие известные архитекторы, но пальму первенства отдали академику и архитектору Василию Петровичу Стасову, который в течение трёх лет занимался ремонтом и реставрацией здания и наново отделывал интерьеры. В соборе, изначально строившемся без обогрева (холодным), были устроены печи и сконструирована система дымоходов, установлен новый деревянный резной иконостас, вставлены новые двери и оконные рамы, полы выстланы плиткой, колонны, пилоны и ступени алтаря декорированы мрамором. Собор опоясала великолепная ажурная кованая решётка, рисунок для которой придумал сам В. П. Стасов.

В июле 1835 года, спустя 87 лет с начала строительства чин торжественного освящения храма в честь Воскресения Христова в присутствии монаршего семейства и высших духовных чинов совершил митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Серафим (Глаголевский). Южный придел освятили во имя св. Марии Магдалины (в память о государыне Марии Фёдоровне), северный – во имя св. праведной Елизаветы (в память об императрице Елизавете Петровне).

Смольный собор приобрёл статус Собора всех учебных заведений, что много ранее предлагала вдовствующая императрица Мария Фёдоровна (супруга государя Павла I), бывшая попечительницей Смольного института.

Особенности архитектуры и убранства собора

Смольный собор – жемчужина «елизаветинского барокко», украсивший своим неповторимым видом Смольную площадь северной столицы. От его невероятно красивой гаммы небесно-голубого и белого цветов веет царственной роскошью, пышностью и торжественностью. Голубой тон фасадов зодчий подчеркнул белокаменными и золотыми декоративными деталями в виде растительных орнаментов, ваз, завитков, усилив эффект нарядности и одновременно устремлённости ввысь высокими узкими окнами, пилястрами и двухъярусными полуколоннами. Изобилие во внешнем оформлении собора белокаменной лепнины и золотых украшений должно было подчеркнуть исключительный статус царственной насельницы, и архитектор весьма преуспел в этом.

Крестовокупольный в плане храм завершён традиционным для русских культовых построек пятиглавием, но лишь центральный купол относится к самому храму, остальные четыре – это маленькие луковичные купола двухъярусных колоколен, вплотную примкнувших к зданию собора и оформленных в одном стиле с ним.

Внутреннее убранство собора не менее великолепно, чем его фасады. Даже несмотря на то, что к моменту отделки интерьеров на смену пышному стилю «барокко» пришёл чопорно-сдержанный классический стиль, разительным контрастом между пышностью и перегруженностью декоративными деталями фасадов и строгой сдержанностью внутреннего убранства В. П. Стасов только подчеркнул исключительность собора среди других храмов города. Полы зала, рассчитанного на одновременное пребывание в нём шести тысяч человек, были выстланы ревельской плиткой, колонны, ступени алтаря и пилоны оформлены мрамором, в резных золочёных иконостасах находились оформленные драгоценными камнями и ризами иконы, блестела и сверкала на солнце, льющемся из высоких окон, хрустальная балюстрада.

Для колоколен валдайские мастера отлили 12 колоколов, самых большой из которых весил без малого 10 тонн.

Судьба собора в XX–XXI веках

После революции 1917 года собор ещё некоторое время был действующим, но его великолепное убранство не давало покоя городским властям. В 1922 году из собора вывезли все ценности, а в 1923 году вынесли решение о его закрытии, но фактически храм был закрыт только в 1931 году и долгое время его здание использовалось под склад. Как ни удивительно, сам иконостас, в отличие от изъятых много ранее икон, был демонтирован только в 1972 году.

В начале 1990-х годов с возрождением церковной жизни для Смольного собора наступили новые времена. Благодаря чудесной акустике в 1990 году в храме разместился выставочно-концертный зал, действующий и в настоящее время. Для ценителей классических музыкальный произведений в Смольном соборе проходят концерты духовной и светской музыки русских и зарубежных классиков в исполнении соборного Камерного хора. В 2004 году собор стал частью «Музея четырёх соборов», а с 2010 года в нём вновь совершаются богослужения.

Полезная информация для туристов

Смольный собор открыт для посетителей шесть дней в неделю (выходной – среда) с 10.30 часов до 18.00 часов, кассы закрываются на 30 минут раньше.

Добраться до него можно на метро, доехав либо до станции «Чернышевская», пересесть на автобус №№ 22, 46, 105 или троллейбус №№ 5, 15, либо доехав до станции «Площадь Восстания», пересесть на автобус № 22 или троллейбус № 5. Желающие прогуляться по улицам северной столицы могут дойти до собора от вышеозначенных станций метро пешком, только следует учесть, что дорога займёт не менее получаса времени.

Полюбоваться великолепными видами Санкт-Петербурга можно со звонницы Смольного собора, кстати, самой высокой смотровой площадки города на Неве, расположенной на 50-метровой высоте. Поднявшись по 277 ступеням, можно не только насладиться панорамой северной столицы, но и переходя по чердачным помещениям с одной звонницы на другую, увидеть конструкции, устройство кровли и сводов, а также кирпичную кладку времён Б. Ф. Растрелли.