Собор Казанской иконы Божией Матери (Вышний Волочек)

Казанский собор – соборный храм Казанского женского монастыря, возведенный по проекту архитектора А. С. Каминского в 1877–1882 гг. в русско-византийском стиле, выдающийся пример провинциальной архитектуры России.
История соборного храма

В начале 1877 г. архиепископу Тверскому Алексию (Ржаницыну) были поданы прошения от учредителя Казанской общины князя А. С. Путятина и от её настоятельницы монахини Досифеи о разрешении строительства каменного соборного храма во имя Казанской иконы Божией Матери. Князь сообщал, что в праздничные дни в домовой церкви не вмещается и половины стекающегося для молитв народа, он обязался предоставить план будущего храма и изыскать средства на её постройку. 

Проект собора, разработанный московским архитектором А. С. Каминским, 29 апреля 1877 г. получил одобрение Строительного отделения Губернского Правления. 

Сразу началась заготовка материалов. Но здесь возникло множество непредвиденных трудностей. Было решено для постройки собора изготавливать свой кирпич, но выступивший подрядчиком купец В. А. Китайцев, взявшийся за устройство кирпичного завода, оказался недобросовестным: он получил задаток в сумме 7 тысяч рублей, но изготовил необожженный кирпич, негодный к постройке. За общину вступился князь Путятин и по постановлению суда весь кирпич был продан с аукциона. 

Новые неприятности возникли с фундаментом. Архитектор Каминский считал, что для его устройства сваи не потребуются, однако, когда приступили к рытью рвов, оказалось, что за слоем земли менее трех метров было много воды. Денег уже почти не оставалось, а надо было приобрести 3 тысячи свай, которые следовало забивать на глубину свыше 6 метров, и оплачивать работу полторы сотни человек. Подрядчик намеревался приостановить все работы, т.к. настоятельница не могла расплатиться с рабочими. Финансовые затруднения были решены благодаря купчихе А. А. Поповой, которая выделила необходимую сумму. Устройство фундамента завершилось 21 октября 1878 г., накануне праздника Казанской иконы Божией Матери. 

Вскоре нашлись и другие благодетели, из которых крупнейшими были московский купец Григорий Германович Германов и статский советник из Петербурга Ефрем Никифорович Сивохин. При их содействии строительство собора не прекращалась. 

7 июля 1880 г. (по другим данным, 20 июля) на оконченный снаружи Казанский собор было установлено 19 крестов, изготовленных на средства Е. Н. Сивохина. Самый большой крест весом 320 кг был поднят на 55-метровую высоту.

В 1882 г. строительство собора было завершено полностью. Но его освящение откладывалось из-за неготовности иконостаса. К запланированному первоначально 8 июля не успели, и в праздник Казанской иконы Богоматери в соборе было совершено только всенощное бдение, освящение же перенесено на 8 августа. 

7 августа 1882 г. приехал архиепископ Тверской и Кашинский Савва, который осмотрел новопостроенный собор. Около 5 часов вечера из города с крестным ходом перенесли чудотворную Казанскую икону Божией Матери. На следующий день, 8 августа, с раннего утра в Казанский монастырь потянулись многочисленные богомольцы. Начавшийся в 9 часов перезвон огласил освящение воды. После молебна архиепископ Савва совершил освящение собора в честь Казанской иконы Божией Матери. На Божественной литургии причастились игуменья Досифея, храмоздатели Е. Н. Сивохин с супругой и Г. Г. Германов с супругой, некоторые другие. Торжество закончилось трапезой. Устроению и благоукрашению собора более всех содействовал Е. Н. Сивохин, которого игуменья называла великим благодетелем. 

В 1882 г. на средства тверского купца И. А. Богданова в подклете Казанского собора была устроена «пещерная» церковь во имя Илии Пророка, но вскоре её упразднили по причине невозможности совершения служб – воздух в ней был сырой и удушливый. 

С сентября 1922 г. в храмах и зданиях Казанского монастыря разместилась 48-я Тверская стрелковая дивизия. После смерти игуменьи Амвросии Тверской дивизии были переданы все помещения обители и монастырская земля. Новые хозяева использовали Казанский собор для просмотра кинофильмов, а позднее превратили его в мусорный склад. В 1973 г. у собора сгорел купол с главой. 

В конце 1990 г. земли и уцелевшие постройки Казанского монастыря были возвращены Русской Православной Церкви, началось возрождение обители. Всего за год были сделаны наружные работы по восстановлению собора Казанской иконы Божией Матери. К 2010 г. выполнена заново система отвода грунтовых, разрушенная за десятилетия советского времени.

Архитектура собора

Собор в честь Казанской иконы Божией Матери является одним из наиболее выразительных и своеобразных произведений провинциальной архитектуры России, построен в русско-византийском стиле и отличается ярусной многоглавой композицией. Церковь занимает наиболее важное место среди других построек архитектора А. С. Каминского. 

Храм каменный, холодный однопрестольный, на высоком гранитном цоколе, высокий, просторный и светлый, с обширными хорами. Центрический храм, в плане выполненный в виде греческого креста, увенчан массивным и объемным световым барабаном-ротондой с куполом и луковичной главкой на цилиндрическом глухом барабане. С запада к основному объему примыкает притвор, представляющий собой монументальную арочную лоджию с полуовальными лестничными башнями на торцах. 

Исключительную живописность силуэту собора придают венчающие его 15 глав. На основном крестообразном объеме, помимо центральной главы, имеется 10 глав боковых: четыре над внутренними углами, по две меньших по размеру – на флангах восточного, северного и южного рукавов креста. Две пары небольших глав находятся также над торцами притвора. В общей композиции при этом выделяется основное пятиглавие, образованное центральной и четырьмя угловыми главами. 

Объединяющими элементами всех фасадов являются общие горизонтальные членения: высокий рустованный цоколь и три карниза – в завершении цоколя, в средней и верхней частях стен. Северный, южный и восточный фасады решены одинаково: основную плоскость стены занимает гигантская арочная ниша с тремя заглубленными в неё арочными окнами, причем среднее из окон выше боковых. На северном и южном фасадах под средним окном находится арочный вход, портал которого выполнен в виде сложной ярусной композиции с двумя парами колонок, рамочным обрамлением, архивольтом и киотом. 

В центральном барабане Казанского собора прорезаны арочные окна, простенки которых декорированы колонками с кубоватыми капителями. Решение арки притвора и аттика над ней аналогично остальным фасадам. Башни в средней части стен имеют членения вертикальными нишами, в одну в них заглублены освещающие лестницу щелевидные окна. 

Длина собора внутри – 41 метр, максимальная ширина – 34 метра, высота – 20 метров. Длина иконостаса с вызолоченной резьбой составляет 30 метров, высота – 11 метров. Святые иконы написаны монахинями и послушницами обители.