Показать регионы

Собор Вознесения Господня (Оршин монастырь)

Собор Вознесения Господня – старинный каменный храм, выстроенный в середине XVI столетия, является главным композиционным элементом Вознесенского Оршина монастыря и памятником тверского церковного зодчества.
Из истории

Украшением старинного Вознесенского Оршина монастыря, несомненно, является каменный Вознесенский собор, возведенный в обители в середине XVI столетия. В немногих сохранившихся преданиях упоминается другой, более ранний храм, выстроенный из дерева еще во времена великого тверского князя Бориса Александровича. Благочестивый князь опекался судьбой обители, и возведение нового собора было его вкладом в благоустройство монастыря.

Со временем деревянный собор обветшал, поэтому в 1567 году по желанию царя Иоанна IV Грозного, который, кстати, благосклонно относился к уютному и тихому монастырю у Волги, при настоятельстве архимандрита Геннадия его возвели в камне, увенчав пятью главами на малых световых барабанах.

Имени зодчего, возводившего собор, в монастырских документах не сохранилось, но, судя по внешнему облику храма, он знал не только приемы оригинальной тверской архитектуры, но и был знаком с принципами церковного зодчества Москвы. Так, совместив обе школы, мастер спроектировал и возвел величественный храм, не уступающий красотой храмам Твери и Москвы.

Вознесенский собор середины XVI столетия представлял собой крестовокупольный трехапсидный храм, над двусветным, покоящемся на высоком цокольном этаже четверике которого возвышались пять глав (одна в центре и четыре над углами основного объема). Зодчий разделил фасады храма лопатками на три прясла и завершил их полукруглыми закомарами, отделил цокольную часть здания от четверика белокаменным профилированным поясом, а прясла стен от закомар – профилированным карнизом.

В таком виде собор просуществовал до II половины XVIII столетия, пока по желанию и с благословения митрополита Тверского Григория (Постникова) его немного не перестроили. В 1846 году в соборе провели внутренние работы – каменный пол заменили деревянным и устроили новый иконостас, а в 1854–1862 годах к нему пристроили двухпридельную трапезную, северный придел которой освятили во имя святителя Варсонофия, южный – в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы, и двухъярусную шатровую звонницу с установленной на тонкую шейку небольшой главкой. Вместо позакомарного покрытия у собора появилась четырехскатная крыша с одной главой, покоящейся на крупном цилиндрическом барабане, прорезанном щелевидными арочными окнами и декорированном в нижней части аркатурным поясом, в верхней части – поясом ступенчатых белокаменных зубцов. В 1887–1893 годах во внутреннем убранстве собора также произошли изменения – его оштукатурили и украсили фресковой живописью.

XX век стал для главного монастырского храма и трагическим, и счастливым. В самом начале минувшего столетия его закрыли, разместив в нем зернохранилище, в середине века во время Великой Отечественной здание храма было сильно повреждено артиллерийскими снарядами, в послевоенное время – заброшено и почти разрушено. В 1968 году по инициативе историка архитектуры, архитектора-реставратора Бориса Львовича Альтшуллера в Вознесенском соборе были начаты исследовательские и восстановительные работы, правда, вскоре свернутые и продолженные уже в 1990-х годах после возрождения монастыря.

Первую божественную литургию в отреставрированном Вознесенском соборе отслужили весной 2001 года и с тех пор в старинном храме с воссозданной настенной живописью и иконостасом, как и прежде, звучат молитвы. Сам иконостас украшают старинные иконы – местночтимая икона из цикла «Страсти Христовы» с частичками мощей некоторых святых, Феодоровская икона Божьей Матери и два фрагмента деревянного, украшенного резьбой тябла, датируемого II половиной XVII столетия.