Спасо-Преображенский монастырь (Ярославль)
Контактная информация
Спасо-Преображенский мужской монастырь (Спасский монастырь) основан в XII веке. Старейший мужской монастырь Ярославля. На территории монастыря расположен Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
История Спасо-Преображенского монастыря
Точная дата основания Спасо-Преображенского монастыря до сих пор не установлена. Никоновская летопись указывает на то, что монастырь был основан в 1216 году ростовским князем Константином Всеволодовичем: «Князь Константин заложил в Ярославле каменную церковь и монастырь святого Преображения». Однако многие исследователи считают, что 1216 год – это дата закладки первого каменного храма, сам же монастырь был основан раньше – в 1186 году, на эту дату указывают некоторые источники.
Монастырь был построен на левом берегу реки Которосль, у переправы, за стенами города и занимал важное место в системе оборонительных сооружений города, защищая подступы к нему с запада. Первоначально все постройки монастыря были деревянными.
В 1216 году по велению князя Константина был заложен первый каменный храм обители – Спасо-Преображенский собор, строительство которого было закончено в 1224 году. В 1218 году построена небольшая Входоиерусалимская церковь у юго-восточного угла Спасо-Преображенского собора, по преданию, возведенная в честь образования Ярославского княжества. В этот же период в монастыре открыли первое на северо-востоке Руси Духовное училище, правда, вскоре переведенное в Ростов Великий. С тех пор здесь формировалась богатая библиотека, жемчужиной которой был единственный сохранившийся экземпляр «Слова о полку Игореве», обнаруженный в 1790-х гг. А. И. Мусиным-Пушкиным.
В 1463 году в подклете Входоиерусалимской церкви были обретены мощи Ярославских Чудотворцев – Святых Благоверных князей Федора, Давида и Константина. В 1463–1473 гг. в Москве по заказу Ивана III и митрополита Филиппа было написано житие Федора Черного, и ярославские чудотворцы были причислены к лику святых.
Спасо-Преображенский собор
В 1501 году в Ярославле разразился сильнейший пожар, во время которого выгорела значительная часть города. От пожара пострадали и главный храм Ярославля – Успенский собор, и строения Спасского монастыря. Значительный ущерб был нанесен Спасо-Преображенскому собору, который пришлось разобрать. В 1506 году на старом фундаменте был заложен новый каменный храм. Строили собор по образу Благовещенского и Архангельского соборов Московского Кремля мастера, присланные князем Василием III из Москвы. В 1516 году строительство было закончено, и в том же году храм был освящен. По мнению некоторых исследователей, строительными работами руководил итальянец Иван Фрязин.
Сегодня Спасо-Преображенский собор является древнейшим сооружением города и представляет собой четырехстолпный трехглавный храм с позакомарным покрытием, на высоком подклете, с открытыми двухъярусными галереями. Храм занимает центральное место в монастырском ансамбле. Из-за несимметрично поставленных трех глав, разной ширины арок открытой галереи с запада и закрытого в XVII веке гульбища с севера собор выглядит неповторимо с каждой стороны. В подклете расположена усыпальница ярославских князей. В 1563–1564 гг. по указу Ивана Грозного артель московских и ярославских мастеров выполнила роспись собора.
Святые ворота Спасо-Преображенского монастыря
В 1516 году, одновременно со Спасо-Преображенским собором, были возведены Святые ворота – первая и наиболее мощная каменная крепостная башня монастыря. Над воротами – дозорная вышка, охранявшая переправу через Которосль, откуда на протяжении столетий ждали неприятеля. На вышке башни располагался набатный колокол и часы. Существует легенда, согласной которой механизм часов был куплен монастырем при одной из замен часов на Спасской башне Московского Кремля. Венчала Святые Врата церковь Введения в храм Богородицы, построенная в начале XVII века. Внизу башни – два сводчатых проема: широкий парадный (для проезда) и узкий (для прохода). С южной стороны к воротам примыкал захаб – особое оборонительное сооружение с воротами, преодолев которые враг оказывался в каменном мешке, перед еще одними воротами уже в теле башни. Сверху нападавших можно было закидывать камнями и лить на них кипяток и горячую смолу. К XVIII концу века захаб сильно обветшал и был разобран.
Внутри Святые ворота расписаны фресками на темы Апокалипсиса, выполненными московскими и ярославскими мастерами в 1564 году. Через Святые ворота входили все русские самодержцы, начиная Ивана Грозного и до Николая II.
Колокольня и Трапезная палата с Крестовой церковью
В XVI веке были возведены звонница и Трапезная палата с Крестовой (Рождественской) церковью. Колокольня – самое высокое монастырское сооружение, ее возводили на протяжении трех столетий: с XVI века выстраивались ярусы звонов, а в 1823 году завершено строительство часовой башни-ротонды со смотровой площадкой. Часы, отбывающие каждые пол часа, слышно во всей центральной части Ярославля.
Трапезная палата, Крестовая церковь и настоятельские покои, построенные в XVI – XVII вв., в последующие столетия были значительно изменены, храм утратил свое завершение. На втором этаже трапезной в зале со сводами, опирающимися на центральный столп, проходили трапезы за чтением молитв. В трапезной также принимали высоких гостей. Поварня располагалась на первом этаже. Верхнее помещение отапливалось снизу через воздуховоды от печей.
В 1550–1580 гг. возведены каменные стены Спасо-Преображенского монастыря вместо старых деревянных. Монастырь стал самой укрепленной частью города, ведь Ярославский кремль никогда не имел каменных стен.
Спасский монастырь в XVII веке
К XVII веку Спасо-Преображенский монастырь становится крупнейшим собственником. Первые жалованные грамоты обители известны с XIV века. Кроме денежных вкладов, они даровали монастырю множество льгот и привилегий, освобождение от ряда пошлин и повинностей, давали право игумену на собственный суд. Только Иван Грозный к концу 1560-х гг. пожаловал Спасо-Преображенскому монастырю 55 грамот, дававших во владение 245 сел и деревень, рыбные ловли и соляные варницы, а также освобождение от общего тягла на ярославском посаде и судебный иммунитет. Сын Ивана Грозного, Федор I Иванович, пожаловал монастырю 12 грамот. Кроме Ярославля, земельные угодья Спасо-Преображенского монастыря находились в пределах соседних уделов: Костромы, Ростова, Романова, Пошехонья, Переславль-Залесского, в Московском и даже Сольвычегодском уездах. Сначала во главе братии стоял игумен, затем архимандрит. В XVII веке братия Спасо-Преображенского монастыря составляла около 150 человек, кроме того, на монастырь работали около 300 бельцов (светских людей).
В период Смутного времени, в мае 1609 года Спасский монастырь был осажден польско-литовскими войсками. Захватчики заняли весь город, но обитель выдержала 24-дневную осаду отрядов пана Будзило и воеводы Наумова. В 1612 году в монастыре пребывали Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин. В Ярославле был создан «Совет всея земли» (временное правительство Руси), который, как полагают некоторые исследователи, располагался в Спасо-Преображенском монастыре. После напутственного молебна в Успенском соборе 28 июля 1612 года русское ополчение под предводительством Минина и Пожарского выступило от стен Спасского монастыря на освобождение Москвы.
С 21 марта по 16 апреля 1613 года в стенах монастыря останавливался будущий царь Михаил Романов, находившийся в Ярославле проездом из Ипатьевского монастыря в Москву. Отсюда он отправил свою первую грамоту Земскому Собору о согласии на царский престол. В последующие годы Михаил Федорович покровительствовал монастырю, дал обители 18 жалованных грамот.
В 1621–1646 гг. монастырские стены, значительно пострадавшие во время осады в период Смутного времени, были перестроены. Были возведены новые башни: Богородицкая, Угличская, Глухая, Михайловская, Водяные ворота. Новые стены стали гораздо мощнее и выше, завершались они машикулями и зубцами и имели три яруса обороны: верхний – для мушкетов, средний – для литья на нападавших вара, нижний – для стрельбы из пушек. Длина стен достигала 820 м, высота – от 7,5 до 10,7 м, толщина – от 2,8 до 3 м. Снаружи пред стенами проходил глубокий ров. На стенах и башнях имелось хорошее вооружение – 15 крупных и 17 малых пищалей, 97 карабинов, 14 бочек с порохом.
Во второй половине XVII века построены двухэтажные монашеские кельи. В каждой секции, в которую вело отдельное крыльцо, на первом и втором этажах располагались сени. Из них в разные стороны выходили по две кельи на каждом этаже. Устья печей также располагались в сенях, чтобы служки, затапливая их, не нарушали уединения монахов.
Монастырь в XVIII и XIX вв.
В 1747 году в Спасо-Преображенском монастыре открылась Ярославская духовная славяно-латинская семинария – одна из первых в России. Она была основана по инициативе ростовского митрополита Арсения (Мацеевича) и располагалась в стенах обители до 1875 года. В 1764 году Спасский монастырь входит в число 16 крупнейших монастырей России, владея огромными землями. Он ведет крупные торговые операции, ему принадлежит около 14 000 крепостных душ.
В 1787 году в Ярославль из Ростова была перенесена кафедра митрополита. Спасо-Преображенский монастырь был упразднен в связи с указом Екатерины II о секуляризации церковных земель и преобразован в Ярославский архиерейский дом. В его стенах разместилась резиденция архиепископов ярославских и ростовских. Дальнейшие перестройки проводились уже в соответствии с потребностями и вкусами Архиерейского Дома.
В 1809 году примыкавшая к трапезной церковь Рождества Христова была перестроена, увенчана купольной кровлей и заново освещена в Воскресенскую. В 1827–1831 гг. на месте разобранной Входоиерусалимской церкви XVII века построена большая церковь Ярославских чудотворцев в стиле классицизма по проекту губернского архитектора П. Я. Панькова. Главной святыней храма были мощи святых князей Федора с чадами Давидом и Константином.
Во второй четверти XIX века построено двухэтажное здание, в котором разместились ризница и библиотека. Первоначально они занимали небольшое помещение в Спасском соборе, но книг и драгоценной церковной утвари было так много, что для их хранения было решено возвести отдельный корпус. Проект здания разработал архиепископ Авраамий Шумилин.
Спасо-Преображенский монастырь в XX веке
Сооружения Спасского монастыря были повреждены во время боев при подавлении Ярославского мятежа 1918 года. В этом же году Архиерейский дом был закрыт. В 1920–1923 гг. проводились реставрационные работы под руководством архитектора П. Д. Барановского. Масштабная реставрация монастыря была проведена также 1950-х – 1960-х гг., работы по реставрации продолжаются и сейчас.
С 1959 года в памятниках архитектуры Спасо-Преображенского монастыря располагается Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (ЯИАХМЗ) – крупнейшее в Ярославской области хранилище произведений искусства и предметов старины. Собрание музея насчитывает более 250 000 экспонатов.
Здания и сооружения монастыря
Храмы:
Здания:
Стены и башни:
Точная дата основания Спасо-Преображенского монастыря до сих пор не установлена. Никоновская летопись указывает на то, что монастырь был основан в 1216 году ростовским князем Константином Всеволодовичем: «Князь Константин заложил в Ярославле каменную церковь и монастырь святого Преображения». Однако многие исследователи считают, что 1216 год – это дата закладки первого каменного храма, сам же монастырь был основан раньше – в 1186 году, на эту дату указывают некоторые источники.
Монастырь был построен на левом берегу реки Которосль, у переправы, за стенами города и занимал важное место в системе оборонительных сооружений города, защищая подступы к нему с запада. Первоначально все постройки монастыря были деревянными.
В 1216 году по велению князя Константина был заложен первый каменный храм обители – Спасо-Преображенский собор, строительство которого было закончено в 1224 году. В 1218 году построена небольшая Входоиерусалимская церковь у юго-восточного угла Спасо-Преображенского собора, по преданию, возведенная в честь образования Ярославского княжества. В этот же период в монастыре открыли первое на северо-востоке Руси Духовное училище, правда, вскоре переведенное в Ростов Великий. С тех пор здесь формировалась богатая библиотека, жемчужиной которой был единственный сохранившийся экземпляр «Слова о полку Игореве», обнаруженный в 1790-х гг. А. И. Мусиным-Пушкиным.
В 1463 году в подклете Входоиерусалимской церкви были обретены мощи Ярославских Чудотворцев – Святых Благоверных князей Федора, Давида и Константина. В 1463–1473 гг. в Москве по заказу Ивана III и митрополита Филиппа было написано житие Федора Черного, и ярославские чудотворцы были причислены к лику святых.
Спасо-Преображенский собор
В 1501 году в Ярославле разразился сильнейший пожар, во время которого выгорела значительная часть города. От пожара пострадали и главный храм Ярославля – Успенский собор, и строения Спасского монастыря. Значительный ущерб был нанесен Спасо-Преображенскому собору, который пришлось разобрать. В 1506 году на старом фундаменте был заложен новый каменный храм. Строили собор по образу Благовещенского и Архангельского соборов Московского Кремля мастера, присланные князем Василием III из Москвы. В 1516 году строительство было закончено, и в том же году храм был освящен. По мнению некоторых исследователей, строительными работами руководил итальянец Иван Фрязин.
Сегодня Спасо-Преображенский собор является древнейшим сооружением города и представляет собой четырехстолпный трехглавный храм с позакомарным покрытием, на высоком подклете, с открытыми двухъярусными галереями. Храм занимает центральное место в монастырском ансамбле. Из-за несимметрично поставленных трех глав, разной ширины арок открытой галереи с запада и закрытого в XVII веке гульбища с севера собор выглядит неповторимо с каждой стороны. В подклете расположена усыпальница ярославских князей. В 1563–1564 гг. по указу Ивана Грозного артель московских и ярославских мастеров выполнила роспись собора.
Святые ворота Спасо-Преображенского монастыря
В 1516 году, одновременно со Спасо-Преображенским собором, были возведены Святые ворота – первая и наиболее мощная каменная крепостная башня монастыря. Над воротами – дозорная вышка, охранявшая переправу через Которосль, откуда на протяжении столетий ждали неприятеля. На вышке башни располагался набатный колокол и часы. Существует легенда, согласной которой механизм часов был куплен монастырем при одной из замен часов на Спасской башне Московского Кремля. Венчала Святые Врата церковь Введения в храм Богородицы, построенная в начале XVII века. Внизу башни – два сводчатых проема: широкий парадный (для проезда) и узкий (для прохода). С южной стороны к воротам примыкал захаб – особое оборонительное сооружение с воротами, преодолев которые враг оказывался в каменном мешке, перед еще одними воротами уже в теле башни. Сверху нападавших можно было закидывать камнями и лить на них кипяток и горячую смолу. К XVIII концу века захаб сильно обветшал и был разобран.
Внутри Святые ворота расписаны фресками на темы Апокалипсиса, выполненными московскими и ярославскими мастерами в 1564 году. Через Святые ворота входили все русские самодержцы, начиная Ивана Грозного и до Николая II.
Колокольня и Трапезная палата с Крестовой церковью
В XVI веке были возведены звонница и Трапезная палата с Крестовой (Рождественской) церковью. Колокольня – самое высокое монастырское сооружение, ее возводили на протяжении трех столетий: с XVI века выстраивались ярусы звонов, а в 1823 году завершено строительство часовой башни-ротонды со смотровой площадкой. Часы, отбывающие каждые пол часа, слышно во всей центральной части Ярославля.
Трапезная палата, Крестовая церковь и настоятельские покои, построенные в XVI – XVII вв., в последующие столетия были значительно изменены, храм утратил свое завершение. На втором этаже трапезной в зале со сводами, опирающимися на центральный столп, проходили трапезы за чтением молитв. В трапезной также принимали высоких гостей. Поварня располагалась на первом этаже. Верхнее помещение отапливалось снизу через воздуховоды от печей.
В 1550–1580 гг. возведены каменные стены Спасо-Преображенского монастыря вместо старых деревянных. Монастырь стал самой укрепленной частью города, ведь Ярославский кремль никогда не имел каменных стен.
Спасский монастырь в XVII веке
К XVII веку Спасо-Преображенский монастырь становится крупнейшим собственником. Первые жалованные грамоты обители известны с XIV века. Кроме денежных вкладов, они даровали монастырю множество льгот и привилегий, освобождение от ряда пошлин и повинностей, давали право игумену на собственный суд. Только Иван Грозный к концу 1560-х гг. пожаловал Спасо-Преображенскому монастырю 55 грамот, дававших во владение 245 сел и деревень, рыбные ловли и соляные варницы, а также освобождение от общего тягла на ярославском посаде и судебный иммунитет. Сын Ивана Грозного, Федор I Иванович, пожаловал монастырю 12 грамот. Кроме Ярославля, земельные угодья Спасо-Преображенского монастыря находились в пределах соседних уделов: Костромы, Ростова, Романова, Пошехонья, Переславль-Залесского, в Московском и даже Сольвычегодском уездах. Сначала во главе братии стоял игумен, затем архимандрит. В XVII веке братия Спасо-Преображенского монастыря составляла около 150 человек, кроме того, на монастырь работали около 300 бельцов (светских людей).
В период Смутного времени, в мае 1609 года Спасский монастырь был осажден польско-литовскими войсками. Захватчики заняли весь город, но обитель выдержала 24-дневную осаду отрядов пана Будзило и воеводы Наумова. В 1612 году в монастыре пребывали Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин. В Ярославле был создан «Совет всея земли» (временное правительство Руси), который, как полагают некоторые исследователи, располагался в Спасо-Преображенском монастыре. После напутственного молебна в Успенском соборе 28 июля 1612 года русское ополчение под предводительством Минина и Пожарского выступило от стен Спасского монастыря на освобождение Москвы.
С 21 марта по 16 апреля 1613 года в стенах монастыря останавливался будущий царь Михаил Романов, находившийся в Ярославле проездом из Ипатьевского монастыря в Москву. Отсюда он отправил свою первую грамоту Земскому Собору о согласии на царский престол. В последующие годы Михаил Федорович покровительствовал монастырю, дал обители 18 жалованных грамот.
В 1621–1646 гг. монастырские стены, значительно пострадавшие во время осады в период Смутного времени, были перестроены. Были возведены новые башни: Богородицкая, Угличская, Глухая, Михайловская, Водяные ворота. Новые стены стали гораздо мощнее и выше, завершались они машикулями и зубцами и имели три яруса обороны: верхний – для мушкетов, средний – для литья на нападавших вара, нижний – для стрельбы из пушек. Длина стен достигала 820 м, высота – от 7,5 до 10,7 м, толщина – от 2,8 до 3 м. Снаружи пред стенами проходил глубокий ров. На стенах и башнях имелось хорошее вооружение – 15 крупных и 17 малых пищалей, 97 карабинов, 14 бочек с порохом.
Во второй половине XVII века построены двухэтажные монашеские кельи. В каждой секции, в которую вело отдельное крыльцо, на первом и втором этажах располагались сени. Из них в разные стороны выходили по две кельи на каждом этаже. Устья печей также располагались в сенях, чтобы служки, затапливая их, не нарушали уединения монахов.
Монастырь в XVIII и XIX вв.
В 1747 году в Спасо-Преображенском монастыре открылась Ярославская духовная славяно-латинская семинария – одна из первых в России. Она была основана по инициативе ростовского митрополита Арсения (Мацеевича) и располагалась в стенах обители до 1875 года. В 1764 году Спасский монастырь входит в число 16 крупнейших монастырей России, владея огромными землями. Он ведет крупные торговые операции, ему принадлежит около 14 000 крепостных душ.
В 1787 году в Ярославль из Ростова была перенесена кафедра митрополита. Спасо-Преображенский монастырь был упразднен в связи с указом Екатерины II о секуляризации церковных земель и преобразован в Ярославский архиерейский дом. В его стенах разместилась резиденция архиепископов ярославских и ростовских. Дальнейшие перестройки проводились уже в соответствии с потребностями и вкусами Архиерейского Дома.
В 1809 году примыкавшая к трапезной церковь Рождества Христова была перестроена, увенчана купольной кровлей и заново освещена в Воскресенскую. В 1827–1831 гг. на месте разобранной Входоиерусалимской церкви XVII века построена большая церковь Ярославских чудотворцев в стиле классицизма по проекту губернского архитектора П. Я. Панькова. Главной святыней храма были мощи святых князей Федора с чадами Давидом и Константином.
Во второй четверти XIX века построено двухэтажное здание, в котором разместились ризница и библиотека. Первоначально они занимали небольшое помещение в Спасском соборе, но книг и драгоценной церковной утвари было так много, что для их хранения было решено возвести отдельный корпус. Проект здания разработал архиепископ Авраамий Шумилин.
Спасо-Преображенский монастырь в XX веке
Сооружения Спасского монастыря были повреждены во время боев при подавлении Ярославского мятежа 1918 года. В этом же году Архиерейский дом был закрыт. В 1920–1923 гг. проводились реставрационные работы под руководством архитектора П. Д. Барановского. Масштабная реставрация монастыря была проведена также 1950-х – 1960-х гг., работы по реставрации продолжаются и сейчас.
С 1959 года в памятниках архитектуры Спасо-Преображенского монастыря располагается Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (ЯИАХМЗ) – крупнейшее в Ярославской области хранилище произведений искусства и предметов старины. Собрание музея насчитывает более 250 000 экспонатов.
Здания и сооружения монастыря
Храмы:
- Спасо-Преображенский собор
- Церковь Ярославских Чудотворцев (Входа Господня в Иерусалим)
- Святые ворота с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы
- Звонница с церковью Богоматери Печерской
- Трапезная с церковью Рождества Христова (Крестовой)
- Трифоновская часовня
Здания:
- Настоятельские покои
- Ризница
- Дом ризничего
- Кельи (северо-восточный корпус)
- Кельи у западных ворот (северный корпус)
- Кельи у западных ворот (южный корпус)
- Корпус «На погребах»
- Семинарский корпус
- Хозяйственный корпус у Угличской башни
- Хозяйственный корпус у Михайловской башни
- Баня
Стены и башни:
- Богородицкая башня
- Богоявленская башня
- Михайловская башня
- Угличская башня
- Водяные ворота
- Западные ворота
- Северные ворота