Показать регионы

Старицкий Свято-Успенский монастырь

Старицкий Успенский монастырь – старинная православная обитель Тверской епархии, основанная, по преданию, в XII столетии и возрожденная в начале XVI столетия. Является одной из главных достопримечательностей Тверской области. Во II половине минувшего столетия монастырю присвоен статус объекта культурного наследия России.
В городе Старица Тверской области возвышается над Волгой старинная православная обитель – Свято-Успенский мужской монастырь, за многовековую свою историю познавший и благоволение сильных мира сего, и горечь от разорения иноземными захватчиками. Обитель, взрастившая в своих стенах священнослужителей, сыгравших в разные периоды русской истории ключевые роли в освободительной борьбе с интервентами и ставших главными светочами христианства на Руси, стала не просто одним из многих русских православных монастырей, но и центром христианской жизни древней земли Тверской.

История основания обители

В далеком 1110 году пустынную местность недалеко от Волги облюбовали два инока Киево-Печерской Лавры – Никандр и Трифон, поставив вдали от мирской суеты в лесном урочище Старый Бор келью и небольшую деревянную часовню для общего моления, дабы славить молитвами Господа и учить слову Божию приходящих к ним людей. Документальные свидетельства об этом событии сохранились в помяннике Свято-Успенского монастыря. Со временем рядом с монахами стали селиться другие иночествующие, располагая кельи в окрестностях Старого Бора и, предположительно, на месте нынешней Старицы. Так возникла общежитская монастырская жизнь, а вокруг обители образовалось селение. Основатели обители пеклись о духовной жизни прихожан и монашествующих до самой своей кончины. Инок Трифон преставился в 1127 году, а спустя 26 лет (в 1153 году) упокоился в стенах монастыря и инок Никандр.

Обустройство монастырской жизни после преставления Трифона и Никандра легло на плечи иноков Парфения, Феодорита и Мисаила, продолживших печься о духовной и телесной жизни монахов. Спустя годы деревянная часовня, выстроенная основателями обители, обветшала, да и молящихся становилось все больше и больше. Поэтому в 1164 году заботами инока Феодорита в монастыре появился новый каменный храм в честь Успения и похвалы Пресвятой Богородицы, освященный уже через год после строительства. По монастырскому преданию, при торжественном освящении храма присутствовал князь Владимирский и Суздальский Андрей Юрьевич Боголюбский. Вскоре после постройки Успенского храма обитель стала управляться игуменами, имя первого из которых – Иринарх, сохранилось в истории монастыря.

Обитель в XIII столетии

Обустройство монастыря продолжилось в XIII столетии, к середине которого в обители значилось уже более 150 иноков. В 1271 году образовалась Тверская епархия, и все православные храмы и монастыри, бывшие до этого в ведении Новгородской епархии, перешли в епархию Тверскую. В следующем, 1272 году, первый епископ Тверской Симеон (Полоцкий), объезжая вотчины, посетил Успенскую обитель и освятил новый каменный храм Пресвятой Богородицы, выстроенный незадолго до этого. Монастырь настолько понравился епископу Симеону, что он подписал указ об управлении его архимандритами (этот сан был присвоен настоятельствующему в то время отцу Леониду, и все последующие игумены стали называться архимандритами). Епископ Симеон возвел в статус кафедрального собора освященный храм, основав в нем епископскую кафедру с позволением включить название города в статус обители. Так жизнь Старицы тесно переплелась с жизнью Свято-Успенской обители.

Последующие двадцать лет монастырь процветал – количество иноков росло, (например, при настоятельстве архиепископа Леонида их было 154 человека), на богослужения в монастырские храмы приходили жители Старицы и окрестных деревень, жертвуя на устройство обители различные суммы денег. Хотя достоверных сведений об участии в жизни монастыря представителей княжеского рода история не сохранила, вполне вероятно, что они, как это было принято на Руси после введения христианства, одаривали обитель церковной утварью, иконами, серебром, вотчинами.

События последнего десятилетия XIII века стали черным временем для Успенского монастыря. Непрекращающиеся междоусобные войны за великое Владимирское княжение двух сыновей Александра Невского – Андрея и Дмитрия с привлечением правителей Золотой Орды и их полчищ привели к тому, что в 1292 году войска золотоордынского хана Ису-Ногая разорили несколько городов северо-восточной части Руси. Бесчинствовали татары и в Успенской обители – игумен Серапион с 124 иноками были зверски убиты и брошены в Волгу. Их тела не утонули, и оставшиеся в живых монахи ночью выловили тела страдальцев и тайно погребли возле Богородицкого храма. Хотя город был уничтожен, сам монастырь и его постройки не пострадали. Именно обитель стала основой возрождения Старицы, и первые летописные упоминания о городе относятся к 1297 году.

Судьба монастыря в XIV–XV столетиях

После распада в середине XII столетия Древнерусского государства борьба за земли велась между многочисленными образовавшимися удельными княжествами, или землями, как называли их в то время. К XIV столетию Старица, расположенная в стратегически важном месте – на берегу Волги и входящая в состав Великого княжества Тверского, разраслась и стала одним из форпостов Тверской земли. Это не могло не волновать московских князей, пытающихся присоединить к своим землям столь лакомый кусок. Со второй половины XIV до середины XV столетия Старицу несколько раз захватывали московские князья. Например, в 1375 году город присоединил к Московии князь Дмитрий Иванович Донской, после чего Старица еще неоднократно переходила от одного правителя к другому. Лишь в 1485 году закончились междоусобные войны, и Тверское княжество окончательно влилось в состав Московского, а Старица стала уездным городом.

Возможно, именно в 80-х годах XV столетия в период последних княжеских усобиц Успенский монастырь был полностью разрушен и упоминания о нем теряются вплоть до начала XVI столетия.

Радости и скорби обители в XVI–XVII столетиях

Своим расцветом Свято-Успенская обитель обязана князю Андрею Ивановичу Старицкому – младшему сыну московского князя Ивана III, получившему во владение город по духовной грамоте отца и взявшего титул князя Старицкого. Произошло это судьбоносное для монастыря событие в 1504 году, ставшем отправной точкой для восстановления и обустройства обители. Место расположения для нового монастыря было выбрано не случайно – из окон княжеской резиденции, расположенной на берегу Волги, князь Старицкий хотел любоваться величественным ансамблем возрождаемой им обители, и место в лесной глуши, где располагалась она ранее, абсолютно не вписывалось в грандиозные замыслы князя.

Благодаря усердию князя обитель украсилась новыми белокаменными строениями – Успенским собором с приделом похвалы Пречистой Богородице, колокольней, каменными корпусами для настоятеля и иноков, широкой каменной оградой с надвратной церковью Василия Анкирского. Все эти строения без существенных изменений сохранились до настоящего времени. Доминантой обители, несомненно, стал пятиглавый собор Успения Пресвятой Богородицы, выстроенный по подобию Успенского собора Московского Кремля, что многими воспринималось как вызов Андрея Старицкого своим великокняжеским московским родственникам. К сожалению, князю Старицкому не суждено было увидеть завершенным ансамбль обители. В 1537 году после длившихся долгое время взаимных обид и непонимания с Еленой Глинской – правительницей при малолетнем царе, будущем Иоанне Грозном, Андрея Старицкого арестовали и заключили в московскую тюрьму, где он и умер от истощения спустя несколько месяцев.

Украшением Успенского монастыря занялся сын князя – Владимир Андреевич, укрепив каменные стены зубцами и поставив по периметру круглые башни, увенчанные шатрами. При его княжении в обители вновь возродилась монашеская жизнь. Игуменом был назначен уроженец Старицы, представитель знатного дворянского рода Садыревых-Полевых Герман, ставший в будущем архиепископом Казанским.

Меньшего Старицкого постигла участь отца – вначале двоюродный брат Иоанн Грозный обменял приглянувшуюся ему Старицкую вотчину Владимира на город Дмитров, а спустя три года, в 1569 году вынудил опального родственника принять яд. Старица настолько нравилась царю Иоанну IV, что он часто посещал ее, называя «любим-городом» и проводя долгие часы в молитвенном бдении в Успенской обители. Именно Иоанну Грозному монастырь обязан появлением прекрасной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы с двухэтажной трапезной палатой, возведенной по указу царя в 1570 году и большим количеством вотчин в Кашинском, Тверском, Старицком, Клинском и Бельском уездах.

XVI–XVII столетия стали не только временем материального благополучия Свято-Успенской обители, но и временем, подарившим русскому православию великих подвижников, внесших огромную лепту в духовное развитие русского народа. Так сложилось, что в период настоятельства игумена Германа (1551–1553 гг.) в обители более пятнадцати лет подвизался священноинок Иов, будущий первый Патриарх Московский и Всея Руси, подвижник и страдалец за землю Русскую.

Долгие годы служил в стенах обители и священник Дионисий (Радонежский), будущий архимандрит Троице-Сергиевой Лавры, продолжительное время исполнявший обязанности казначея, а после назначенный настоятелем Успенской обители. В годы его управления обителью в 1605 году Лжедмитрий I сослал туда неугодного Патриарха Иова, где святитель нашел самый теплый прием, почет и заботу, подобающие его высокому сану. В обители святитель Иов и преставился летом 1607 года и был погребен в стенах монастыря (в 1652 году мощи свт. Иова торжественно перенесены в Успенский собор Московского Кремля). И именно архимандрит Дионисий, будучи уже настоятелем Троице-Сергиевого монастыря, благословил в 1612 году воинов Второго народного ополчения Минина и Пожарского на борьбу с польско-литовскими интервентами и их изгнание из Москвы.

К началу XVII столетия Успенская обитель славилась не только своими великими подвижниками, но и довольно внушительных размеров хозяйством. На монастырских землях иноки выращивали злаки, разводили птицу и крупный рогатый скот, занимались ремеслами, переписывали Жития святых, собирали бесценные рукописи и вели летопись монастыря. Полное представление о жизни и быте обители дает опись 1607 года, составленная старицким городовым приказчиком Язвецом Жихаревым, где указано общее количество иночествующих (священников и служителей – 73 человека, послушников – 32, монастырских слуг – 43) и перечислены все постройки монастыря. В окруженном каменной стеной обители кроме трех каменных храмов – Успенского, Введенского и надвратного Василия Анкирского в ансамбль монастырских строений входили настоятельские и монашеские корпуса, деревянная колокольня с четырьмя небольшими и одним колоколом благовестником на 1,6 тонны, и скрытыми в особом чулане боевыми часами.

Смута, окутавшая Русь плотным покрывалом дыма костров от горящих городов и деревень, не обошла стороной Старицкий Свято-Успенский монастырь. В 1609 году трехтысячным войском Лжедмитрия II и поддерживающими его поляками монастырь и город были разграблены и уничтожены пожаром.

После разорительного набега Тушинского вора обитель так и не смогла оправиться. Масштабы трагедии были грандиозны, о чем очень печалился царь Михаил Федорович, даже отметив в грамоте от 1617 года, что вся монастырская казна, большое количество царских грамот и крепостных актов были вывезены поляками. До 60-х годов XVII столетия обитель худо-бедно существовала, монахи скрупулезно восстанавливали утраченные документы и приводили в порядок строения, но большой пожар, случившийся в 1681 году, довершил начатые поляками разрушения. В огне сгорела деревянная колокольня, надвратная церковь Василия Анкирского, братские кельи и житницы. Спустя четыре года, в 1685 году при настоятельстве игумена Исаии на месте деревянной колокольни была выстроена новая – четырехъярусная каменная, сохранившаяся до наших дней.

Конец XVII столетия ознаменовался для монастыря радостными событиями. В 1691 году патриарх Московский Адриан пожаловал древней обители грамоту, утвердившую архимандрию в ней на вечные времена в память о святейшем патриархе Иове. А в 1694 году на месте сгоревшей надвратной церкви Василия Анкирского выстроили новый каменный храм, освященный во имя Иоанна Богослова.

Век XVIII в истории обители

В XVIII столетие Свято-Успенская обитель вошла если и не в былом благополучии, то в относительно стабильном состоянии. Но привилегированное положение Русской Православной Церкви, владеющей землями с населением, освобожденным от государственных податей, всевозможными льготами и правом суда над духовными лицами, было неподвластно самодержавию, а посему представляло для него определенную опасность.

До начала XVIII столетия никто не решался на радикальные меры по реформированию церковной системы. Пионером преобразования устоявшейся веками жизни РПЦ стал Петр I, решив полностью подчинить церковь государству. Результатом реформ стало постепенное запустение Успенского монастыря. Хотя даже в тот непростой период небольшое строительство в обители все же проводилось. Так, в 1719–1722 годах к западной стене настоятельского корпуса пристроили деревянные кельи для иноков. А в 1741–1763 годах над братским корпусом возвели деревянный второй этаж для архиерея.

При правлении императрицы Анны Иоанновны в 1730-х годах в корпусах обители размещался приют для отставных военных-инвалидов. В 1740 году при монастыре был создан специальный церковный орган – духовное правление, разбиравшее жалобы прихожан. Правление находилось в ведомстве настоятеля обители отца Тарасия, управлявшего монастырем более 30 лет (1732–1763 гг.). За добросовестное многолетнее служение на благо обители братия называла его с теплотой «заказчиком духовных дел».

Вторая половина XVIII столетия ознаменовалась масштабным строительством и преобразованиями. По указу императрицы Елизаветы Петровны и с благословения архиепископа Тверского Митрофана в 1750 году вокруг монастыря выстроили новую каменную ограду, запись о чем была сделана на западной стороне ограды у Богословской надвратной церкви. В 1761 году большую Трапезную при Введенской церкви преобразовали в придел во имя святителя Арсения (епископа Тверского). В 1764 году к монастырской ограде со стороны Иоанно-Богословской церкви пристроили пивную поварню. В 1760-е годы были проведены объемные работы по реставрации Успенского собора, в 1776 году с правой стороны от настоятельского корпуса над местом погребения екатерининского вельможи, сенатора, дворянина И. Ф. Глебова-Стрешнева возведена часовня-усыпальница. В 1770 году в обители появился каменный сарай для карет.

Императрица Екатерина II продолжила начатые Петром I церковные реформы. В результате этого в 1768 году Успенскому монастырю, согласно новому штатному положению, царским указом присвоили III класс VII штата с правом иметь всего 12 братии, настоятели обители становились игуменами (право называться архимандритами имели только настоятели монастырей I и II классов). А монастырские крестьяне (без малого три тысячи человек мужского пола), земельные угодья и запасы продовольствия были переданы в ведение Императорской Коллегии экономии. Игуменами настоятели обители были до 1798 года, пока «Высочайшим повелением» императора Павла I им не вернули титул архимандритов.

Обитель в XIX столетии

В самом начале XIX столетия строительство в обители продолжилось. В 1802 году к Успенскому собору с западной стороны пристроили трапезную. В 1809 году в монастыре открылось первое уездное духовное училище, смотрителем которого стал настоятель обители архимандрит Серафим. На территории обители училище просуществовало до 1884 года, пока для него не выстроили отдельное помещение по проекту местного архитектора Матвея Чернятина. Весной 1810 года во время большого половодья была подмыта каменная стена ограды с западной стороны, и хлынувшая через ворота вода затопила кладовые и погреба. Поэтому распоряжением архимандрита Серафима западные ворота были заложены и устроены новые с южной стороны ограды.

В тяжелый период борьбы с наполеоновской Францией вся Россия не только поднялась на защиту своей земли, но и по мере возможностей вносила пожертвования государству. Не остались от беды в стороне и иноки Свято-Успенского монастыря, собрав без малого 1 килограмм серебра, а архимандрит обители Иоасаф лично от себя пожертвовал 100 рублей на военные надобности.

В 1819 году обитель украсилась новым каменным Троицким храмом, возведенным по инициативе и на пожертвования генерал-майора, дворянина и владельца поместья в Старицком уезде Тверской губернии Алексея Тимофеевича Тутолмина. В нижнем этаже храма устроили фамильную усыпальницу дворян Тутолминых. Торжественное освящение Троицкой церкви было проведено архимандритом обители Иринеем. Архитектором церкви стал все тот же зодчий Матвей Чернятин. Стены Троицкого храма в 1898 году расписал живописец Алексей Симбиров.

В августе 1824 года обитель посетил император Александр I, встреча с которым прошла в торжественной обстановке при большом скоплении горожан и священнослужителей. Император, человек глубоко верующий, на коленях отстоял молебен в Успенском соборе. Посещение венценосной особы стало одной из ярких страниц в истории древней обители.

Обустройство монастыря продолжалось на протяжении всего XIX столетия. В 1833 году рядом с Иоанно-Богословской церковью появились деревянные коровник и конюшни. В 1875 году архиепископ Тверской и Кашинский Филофей (Успенский) освятил престол во имя преподобного Сергия Радонежского, перенесенный из подвального этажа Троицкого храма в западный притвор трапезной. В 1885 году сооружены Успенские ворота и башня над часовней. В сентябре 1897 года на втором ярусе Троицкого собора устроили храм с приделом во имя преподобного Дионисия Радонежского, освященный архиепископом Тверским и Кашинским Димитрием (Самбикиным).

Сложный XX век…

Начало XX столетия стало одновременно радостным и горьким временем для Свято-Успенской обители. К самым значимым событиям можно отнести 300-летие со дня кончины первого Патриарха Московского Иова и 800-летний юбилей монастыря. В июне 1907 года архиепископом Тверским и Кашинским Алексием (Опоцким) в соборном храме обители были отслужены всенощная, заупокойная литургия и торжественная панихида по святителю Иову. А летом 1910 года прошли пышные празднества, посвященные 800-летнему юбилею Свято-Успенского монастыря.

До революционных событий 1917 года Успенская обитель, по екатерининскому штату причисленная к третьеклассной, с небольшим причтом и отсутствием наплыва богомольцев, частично финансировалась из государственной казны и частично получала более чем скромные средства от монастырских служб и малочисленных угодий. Но даже в таком финансово плачевном состоянии обитель стала неугодна новой власти, взявшей курс на истребление самой веры православной из памяти народа. Массово закрывались храмы, изымались церковные ценности, отправлялись на каторгу или смерть священнослужители. Не избежал этой участи и Успенский монастырь. В 1918 году арестовали архимандрита Павла, монастырь закрыли, а уже через год в теплом Введенском храме расположили художественно-исторический музей, первым директором которого, кстати, стал внук известного петербургского скульптора Евгений Александрович Клодт.

В 1919–1923 годах проводилась опись и изъятие монастырских ценностей: была конфискована вся мебель, около 85 килограмм серебра и без малого один килограмм жемчуга. В мае 1923 года специальным постановлением Старицкого исполкома богослужения в храмах обители прекратились окончательно, а в 1928 году из монастыря выгнали оставшихся монахов – Арсения, Осипа и Кирилла. В 1929 году оголили колокольню, сняв и отправив на переплавку ее душу – колокола и уничтожив располагавшиеся на ней часы-куранты. Спустя десятилетие, в 1938–1939 гг. планомерно разобрали на кирпичи монастырскую ограду.

Древние стены Свято-Успенской обители видели и зверства фашистов, ворвавшихся в Старицу в октябре 1941 года. После освобождения города в январе 1942 года в Введенском храме нашли 78 тел замученных гитлеровцами и умерших от переохлаждения красноармейцев, а почти все здания обители были в той или иной степени разрушены. Решение о восстановительных работах в обители было принято еще в 1944–1945 годах. Первым этапом стали проектные, вторым – ремонтно-реставрационные работы по сохранению уникального памятника русского зодчества. Но основные постройки монастыря законсервировали для проведения ремонтных работ в будущем.

Почти до конца прошлого века в зданиях монастыря располагались различные организации. В 1954 году расположенный в здании Настоятельского корпуса исторический музей закрыли, а в 1962 году там же открыли школу искусств. В мае 1975 года в Введенской церкви и Трапезной разместились экспозиции археологического и архитектурно-художественного музея.

Возрождение монастырской жизни началось в 1997 году, судьбоносном для обители – году 390-летия со дня преставления первого Патриарха Российского, святителя Иова. Тогда, в апреле 1997 года, после 70-ти летнего забвения Святейшим Синодом и Патриархом Алексием II было вынесено постановление об открытии в Старице Свято-Успенского мужского монастыря. А уже летом того же года митрополитом Тверским и Кашинским Виктором (Олейником) был отслужен молебен с крестным ходом и водосвятием, приуроченные к юбилейной дате.

Новая жизнь обители в XXI столетии

В третье тысячелетие Успенский монастырь вошел в плачевном состоянии. Организации, располагавшиеся в его стенах за долгие годы безбожия, конечно, проводили небольшие ремонты зданий, но в целом повсеместно царили запустение и разруха. Огромных размеров трещины, дыры, нарушенная кладка, большие фрагменты утраченной фресковой живописи, утерянное внутреннее убранство храмов – все это производило удручающее впечатление.

Небезразличные люди, мечтающие восстановить архитектурный ансамбль обители, в 2001 году создали благотворительный «Фонд возрождения Старицкой Свято-Успенской обители», председателем которого стал видный государственный деятель, доктор экономических наук, меценат Виктор Борисович Христенко. Благодаря собранным средствам началось постепенное возрождение древнего монастыря. Уже в 2003 году в отреставрированном Успенском соборе было проведено Пасхальное богослужение. А в 2004 году над монастырем вновь зазвучал перезвон 12 колоколов, торжественно освященных после божественной литургии и крестного хода. 19 июня 2007 года в Успенском соборе была отслужена торжественная панихида к 400-летию преставления Патриарха Иова.

К 2008 году завершились работы по воссозданию в первоначальном виде каменных стен и башен обители, отреставрирован фасад, воссозданы росписи и внутренняя отделка надвратного Иоанно-Богословского храма.

В 2010 году в обители прошли пышные торжества по случаю 900-летнего юбилея со дня ее основания, ознаменованные приездом Святейшего Патриарха Кирилла.

Храмы и строения Успенской обители

Главное и самое древнее строение обители – белокаменный пятиглавый Успенский собор, возведенный по указу князя Андрея Старицкого в 1530 году. Злые языки судачили об удивительном сходстве храма с собором Успения Пресвятой Богородицы, находящимся в Московском Кремле. И действительно, определенное сходство в архитектурных деталях есть. Вытянутый с востока на запад, на высоком белокаменном подклете, крестово-купольный, трехапсидный, пятиглавый храм выглядит очень нарядно. Его фасад разделен пилястрами и капителями, к западной стене пристроена крытая галерея с колоннами и фронтонами. Общая пирамидальная композиция придает торжественность строению – на восьмигранный барабан поставлена центральная глава с четырьмя небольшими главками, расположенными чуть ниже, а угловые части собора, находящиеся на еще более низком уровне, оформлены главками и декоративными кокошниками. Подклет собора, видимо, должен был стать усыпальницей князей Старицких и настоятелей обители. Кстати, одна из легенд гласит, что в годы правления Иоанна Грозного, очень любившего обитель, из-под Успенского храма к Борисоглебскому собору на другом берегу Волги был прорыт подземный ход, правда, так и не обнаруженный. В главном храме обители покоятся мощи местночтимой схимонахини Пелагеи, духовной матери первого Патриарха Всероссийского Иова и личные вещи святителя – крест, митра и палица.

Внутренним убранством Успенского собора опекался сын князя Старицкого Владимир, при котором в просторном и светлом помещении был устроен трехъярусный иконостас и расписаны стены и своды. Князь Владимир одарил ризницу собора ценными богослужебными книгами, церковными сосудами и шитыми пеленами. Одним из наиболее ценных даров была плащаница, шитая по красному шелку золотыми и серебряными нитями, выполненная первой женой Иоанна Грозного – Анастасией Романовной Захарьиной-Юрьевой с дарственной надписью на плащанице.

Вторым по времени возведения является церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с двумя престолами и трапезной, выстроенная по приказу Иоанна Грозного в 1570 году. Во внешнем облике этой церкви также присутствуют черты московских храмов. Как и Грановитая палата Кремля, своды трапезной поставлены на широкий квадратный столб, и она является одним из ярких образцов монастырского трапезного зодчества XVI столетия. С восточной стороны к трапезной примыкает квадратная Введенская церковь, увенчанная шатром, и келарская. В старину подвальные помещения церкви и трапезной использовались для хранения хозяйственных и продовольственных товаров. В 60-х годах XVIII столетия просторную трапезную преобразовали в придельную церковь во имя святителя Арсения (епископа Тверского). В 1802 году к северной стене Введенского храма была пристроена паперть, к южной – ризница. В последней четверти XIX столетия стены и своды Введенской церкви расписали местные живописцы. В годы военного лихолетья кровля церкви сгорела и обрушилась, и до 1950 года не ремонтировалась, что стало причиной аварийного состояния сводов. После ремонтно-восстановительных работ в храме много лет размещался археологический и историко-архитектурный музей Старицы.

К северной стене главного соборного храма обители – Успенского, у которой был захоронен генерал-майор А. Т. Тутолмин, пристроили небольшую церковь-усыпальницу, освятив ее в честь Троицы Живоначальной. Генерал-майор Тутолмин – человек неравнодушный, много сделал для города. В 1810 году на его пожертвования в Старице была выстроена и открыта первая бесплатная больница. Спустя четыре года Алексей Тимофеевич скончался и был погребен в Успенском монастыре у стены одноименного собора. Вот над его могилой в 1819 году и появился храм-усыпальница, ставший впоследствии местом последнего упокоения еще четырех представителей рода Тутолминых.

По своим архитектурным особенностям Троицкая церковь абсолютно не похожа на другие храмы обители. Выстроенная в начале XIX столетия, она представляет собой яркий образец храмов эпохи позднего классицизма. Все фасады Троицкой церкви богато украшены всевозможными арочками, колоннами, пилястрами, а в цокольном этаже расположены полукруглые окна. Интересен интерьер храма. Весь нижний этаж занимает родовая усыпальница Тутолминых, в центре которой над могилой А. Т. Тутолмина возвышается гранитный обелиск с установленными по обоим бокам саркофагами, увенчанными бронзовыми скульптурами (до наших дней не сохранившимися), а над четырьмя остальными захоронениями – мраморные памятники. Свет, льющийся из окон, освещал и надгробия, и обелиск, изначально превышавший межэтажное перекрытие и выступавший в верхний ярус храма, где окаймлялся парапетом.

В 1897 году в верхнем ярусе храма устроили приделы во имя святителей Сергия и Дионисия Радонежских, в нижнем – придел Германа Казанского, в результате чего верх обелиска спилили и зашили досками межэтажное пространство. Тогда же верхний ярус Троицкой церкви был расписан фресками евангельской тематики, частично сохранившимися до наших дней.

Западную стену каменной ограды обители украшает надвратная церковь во имя Иоанна Богослова, выстроенная в 1694 году вместо сгоревшего ранее храма Василия Анкирского. На восьмиугольном основании, окруженном с трех сторон арочной галереей, покоится чуть меньшего размера четверик, увенчанный высоким стройным барабаном с луковичной главкой и крестом. Реставрационные работы фасада с сохранением первозданной архитектуры проводились в начале XXI столетия, и в настоящее время белокаменный Иоанно-Богословский храм, покрытый медной кровлей, как и три столетия назад, гармонично вписан в общий архитектурный ансамбль Успенской обители.

Напротив Введенского храма находится небольшое белокаменное здание в форме четырехгранной пирамиды с выступами и шатровой крышей – мавзолей-усыпальница генерал-аншефа И. Ф. Глебова-Стрешнева, выстроенная в 1774 году. Снаружи стены усыпальницы декорированы белокаменными гирляндами, внутри под пирамидальным основанием покоится каменный саркофаг.

С юго-западной стороны Успенского собора над местом погребения Патриарха Иова находится большая четырехъярусная колокольня, выстроенная в 1685 году, с устроенной в нижнем ярусе часовней во имя святителя Иова, существовавшей до начала минувшего столетия.

В ансамбль монастыря кроме храмов входят: Настоятельский и Братский корпуса, выстроенные поэтапно с XVI по XVIII столетия; беседка; гостевой дом; Духовное училище; часовня-сень и другие хозяйственные постройки. А также: восьмигранная часовня Георгия Победоносца, появившаяся в северо-западной части Троицкого храма в 1914 году, безымянная часовня, выстроенная в 1885 году над Святыми воротами в южной части, и небольшая Успенская часовенка в юго-восточной башне монастырской ограды.

Во внутреннем дворике обители находится некрополь, где под каменными надгробиями и внушительных размеров памятниками покоятся иноки и настоятели Свято-Успенской обители.

В стенах древнего Свято-Успенского мужского монастыря в наши дни, как и девять веков назад, тихо и размеренно течет монашеская жизнь, перезвон колоколов собирает прихожан на богослужения, сверкают на солнце купола храмов, отражаются в водах Волги белокаменные строения древней обители, утвердившей православие на Тверской земле.