Показать регионы

Тихвинский Богородичный Успенский монастырь

Тихвинский Богородичный Успенский монастырь – мужской православный монастырь в городе Тихвине. Основан архиепископом Пименом в 1560 году. Главная святыня – чудотворная Тихвинская икона Божией Матери Одигитрии.
История монастыря

Своим возникновением обитель обязана царю, прославившемуся не только жестокостью, но и богоугодными делами – Ивану Грозному. Именно по его велению 11 февраля 1560 г. было начато строительство монастыря епископом Пименом в честь одной из наиболее почитаемой на русской земле святынь – образа Тихвинской Богоматери. Монастырь расположен на берегу речки Тихвинка, действует и в наши дни. За свою долгую историю ему пришлось пережить многое: времена лихолетья и смуты, нашествие атеизма, века славы и минуты горечи.

После создания Тихвинский монастырь традиционно, как и многие святыни, использовался не только в качестве религиозного сооружения, но исполнял и оборонительную роль. Особенно важным его значение было в смутные времена: на протяжение трех месяцев он бесстрашно сдерживал осаду шведских войск, в результате вражеские силы были вынуждены с позором отступить. Оставшиеся в живых шведы уверяли, что когда немногочисленные, обессиленные русские ополченцы вышли вперед, неся перед собой Лик Божьей Матери, врагам повсюду стали мерещиться несметные полчища, спешащие на подмогу русским. Так с Божьей помощью был спасен не только монастырь, но и Отечество.

Чудесное заступничество продолжалось и далее, особенно ярко проявилось оно во времена войны 1812 г., в это время икона находилась за пределами монастыря, поддерживая воинский дух Тихвинской дружины. После этого в ее названии появилось слово «ополченная», свидетельствующее о том, какую роль сыграл образ Богоматери в ратных подвигах тихвинцев.

Монастырь расстраивался, пользовался почетом и уважением, становился местом паломничества. В 1852 г. ему было присвоено звание первого класса, казалось, перед ним открывается безоблачное, светлое будущее. Но пути Господни, как известно, неисповедимы. И вскоре Россию ожидало еще одно испытание, схожее с катастрофой, на этот раз не военное, а внутриполитическое – к власти пришли большевики. Почти сразу же возникли гонения на верующих людей, Тихвинский монастырь тоже оказался в опале – в 1920-х гг. его ждало закрытие и разорение, а творящая чудеса икона лишилась своего дома и стала просто одним из экспонатов местного краеведческого музея. В дальнейшем ей пришлось пережить множество испытаний, прежде чем вернуться в монастырь.

Тихвинский Успенский Богородичный монастырь был восстановлен в правах в 1995 г., когда жители городка обратились с прошением к Алексию II об открытии обители, просьба их была немедленно удовлетворена.

Главная святыня

По праву главной святыней монастыря является знаменитый Лик Тихвинской Богоматери. История его появления на этих землях гораздо старше, чем сам монастырь. Икона относится к так наз. типу «Одигитрии» - т.е. «указующей путь». Считается, что автором ее является сам Святой евангелист Лука, изобразивший Матерь Божью еще во времена ее земного существования. Манера исполнения традиционна для этого типа иконописи: Богоматерь изображена по пояс, на левой руке у нее сидит младенец-Иисус, а правой она указывает на него. В левой руке Богомладенец держит свиток, а правой творит благословение.

Непосредственно сразу после своего создания икона была отослана автором в дар шестому епископу Антиохийской Церкви – Феофилу. Есть сведения, что в V веке она уже находится в Царьграде Константинополе, где специально для святыни был построен реликварий – Влахернская церковь. Но Византийскую империю раздирали смуты, постепенно ее моральное состояние приходило в упадок и в 1383 г. икона неожиданно пропала, по разъяснению позже самого Константинопольского патриарха, вследствие множества людских грехов.

Икона чудесным образом перенеслась по воздуху и была найдена рыбаками на берегу Ладожского озера, недалеко от древнерусской столицы. Услышав рассказы новгородских купцов об удивительном появлении образа, Константинопольский патриарх внимательно расспросил их, после чего пришел к выводу, что это и есть исчезнувшая икона. Впоследствии икона появлялась еще несколько раз в разных местах, но как только дело доходило до строительства храма, сразу же непонятным образом исчезала (всего икона появлялась семь раз), пока не обнаружила себя в достаточно болотистом месте у берега реки Тихвинки. Случилось это сразу же после победы войск Дмитрия Донского над татаро-монгольскими захватчиками.

По преданию, к берегу незамедлительно была организована торжественная процессия, священники вместе с народом молились, радуясь оказанной им чести, и икона, словно желая отблагодарить за такое отношение, сошла к ним в руки. Было решено незамедлительно приступить к постройке храма, срубили лес, обозначили место. Люди разошлись на ночь по домам, решив вернуться с утра. Но их ждало большое разочарование: за ночь икона опять исчезла, не было даже никаких следов готового начаться строительства. Разочарованные, жители Тихвина заплакали, и тут икона опять каким-то чудом показала себя на другом берегу реки, уже вместе с заготовленным вчера лесом. Так началось строительство новой церкви.

За свою дальнейшую жизнь икона Божьей Матери из Тихвина еще много раз проявляла свои удивительные и целительные свойства. На Руси ее почитали безмерно – постепенно Богоматерь была украшена потрясающим своей красотой сребропозлаченным окладом, на ризе ее было бесчисленное множество драгоценных камней, жертвовали на украшения ей как простые люди, так и царские особы.

Икона находилась в монастыре, покидая его только в самых крайних случаях (война 1812 г.), вплоть до 1920 г., когда, как уже обозначено ранее, она стала одним из музейных экспонатов. После этого ей было суждено пережить немало потрясений. В годы немецко-фашистской интервенции с великими предосторожностями, из боязни богохульства, икона была вывезена из атеистической трясины будущим Чикагским архиепископом Иоанном и его сыном (приемным) Сергием. Спасать икону пришлось под угрозой смерти, она в буквальном смысле прошла огонь и воду. Иоанн взял с Сергия обещание вернуть образ как только вера в России одержит победу над атеистическим мировоззрением, что и произошло в 2004 г. Икону встречали с большими торжествами и почестями. Так закончилось ее долгое путешествие домой.

Храмы обители: история и архитектура

Вследствие своей долгой истории архитектурный облик Тихвинского монастыря богат и разнообразен, отличается обилием храмовых построек. Всего он насчитывает восемь храмов.

Старшинство по праву нужно отдать Собору Успения Святой Богородицы, он является самым древним из расположенных на территории монастыря храмов. Дата основания: середина десятых годов XVI века. В архитектурном плане представляет собой традиционное шестистолпное трехапсидное здание с пятью куполами. Богослужения тут были прерваны в 1936 г. Сначала большевиками здесь был устроен продовольственный склад, затем военный госпиталь, вскоре разместились цеха всесоюзного общества слепых. Только в 1997 г. храм снова был отдан верующим.

Здесь же находится всенародно почитаемый образ Тихвинской Божьей матери. При строительстве храма учитывалась игра света и тени, западные барабаны сделаны таким образом, чтобы в центре света оказывалась именно икона.

Покровская (Богородицкая, Покрова Пресвятой Богородицы) церковь основана в 1591 г. Служила трапезным храмом. Построена как двухэтажное здание, наверху – горка кокошников, которые венчает небольшая главка, со стороны алтаря, пристроена звонница в пять пролетов, сильно пострадавшая (разрушена) во время войны 1941–1945 гг. Храм закрылся по настоянию коммунистов в 1920 г., но с 1999 г. снова стал действующим. Звонница отреставрирована еще в 1970-е гг.

Вознесенская (или Вознесения) церковь – еще один старинный храм, основан в конце XVI века (предположительно, 1591–1593 гг.). Представляет собой два одноглавых четверика – церковь и северный предел Феодора Стратилата. Церковь в 1623 г. горела, работы по восстановлению начались в 1640 г. Как и другие храмы, церковь вскоре после прихода к власти большевиков была закрыта (1920 г.). Испытала на себе варварское обращение, использовалась новой властью в качестве жилья. Реставрирована в 2004 г.

Церковь Двенадцати Апостолов построен в середине XVII в., изначально числился при больничных кельях. Несколько раз перестраивался, поэтому от первоначального облика практически ничего не осталось. Закрыт примерно через три года после февральской революции (1920 г.). В время последней перестройки в 1877–1878г. надстроен небольшой по размерам шатровый купол, но на данный момент венчание практически разрушено.

В 1791 г. появилась знаменитая церковь, именуемая в народе «Крылечко», посвященная иконе Божьей Матери. Позже перестраивалась в 1860–1865 годах знаменитым архитектором Н. Л. Бенуа. Имеет в себе элементы псевдорусского стиля. Закрыта позднее других храмов монастыря в 1937 г., однако, ее ожидала более счастливая судьба, в отличие от других храмов уже в 1944 г. она была открыта вновь и с тех пор здесь находили утешение многие верующие.

Никольская церковь (в честь Николая Чудотворца) была перестроена из башни монастырской ограды в 1798 г.: надстроился декоративный четверик, который увенчал небольшой купол с главкой. К сожалению, церковь не сохранилась, уничтожена гонителями веры в 1930 г., что, без сомнения, является большой потерей.

В 1802 г. была построена Скорбященская церковь, примыкающая к зданию богадельни, сохранившегося и по сей день.

Воздвиженская церковь (Воздвижения Честного Креста Господня), относится уже к более позднему периоду, строилась на протяжении шести лет (1871–1877), здесь четко прослеживаются элементы эклектики, характерной для русской архитектуры второй половины XIX в. Храм сильно пострадал во времена религиозных гонений – венчание его сломано. Дата закрытия, ориентировочно, относится к 1920 г.

Другие строения

У монастыря была довольно развитая инфраструктура, всего в описи насчитывается 18 построек различного назначения. Среди них особый интерес с точки зрения архитектуры представляют башни. Всего согласно историческим источникам XVII в. насчитывалось девять башен, соединенных между собой крытыми переходами. В центре оборонительных прясел были Столбовая, Раскатная, Омутная, Тайпичная и Озерная; Федоровская и Мельницкая построены как угловые, а Никольская и Введенская – воротные. Вместе с мощными стенами они создавали довольно эффективный оборонительный комплекс.

Кельи первоначально выглядели как одноэтажные кирпичные корпуса, немного позже под руководством каменщика Агипова был надстроен второй этаж, а еще позже они были перестроены под архиерейские.

Утерянные сокровища и начало возрождения

К сожалению, время и политическая история долгое время играли против Тихвинского монастыря. Помимо стертых с лица земли храмов, пострадало внутреннее убранство, стены монастыря. Из невосполнимых потерь следует отметить прекрасные чугунные ворота, дарованные монастырю Александром I. Были специально привезены в 1805 г. из Аничкова дворца. Сейчас на их месте можно наблюдать только арку. Сами ворота были вывезены в неизвестном направлении, след их утерян. Осталось лишь несколько относительно небольших фрагментов, свидетельствующих о прошлой красоте.

И все-таки, с Божьей помощью монастырь возрождается, ежегодно сюда стекаются тысячи паломников, а внешний облик Тихвина с открытием монастыря изменился исключительно в лучшую сторону.

Как доехать

  • Самый простой вариант – добираться на автобусе из Санкт-Петербурга, транспорт ходит регулярно в соответствии с рейсовым расписанием от набережной Оводного канала.
  • На автомобиле нужно ехать по Мурманскому шоссе до Иссада, после этого следует повернуть направо (трасса в направлении Вологды).
  • При организации поездок паломников следует предварительно связаться с руководством монастыря.