Показать регионы

Тысячелетие России

Памятник «Тысячелетие России» – образец монументальной скульптуры. Его постройка приурочена к юбилейной дате – тысячелетию российского государства. Установлен в Новгородском кремле (Детинце) в 1862 году. Обьект культурного наследия Российской Федерации и Всемирного наследия ЮНЕСКО.
История создания памятника

Более тысячи лет прошло с тех времен, когда в Землю Новгородскую по просьбе новгородцев пришел князь варягов Рюрик и стал править Великим Новгородом – крупнейшим из Древнерусских княжеств. Это произошло в 862 году и заложило основы российского государства. За свою многовековую историю Россия пережила немало ярких исторических событий, повлиявших на судьбы тысяч людей.

Увековечить славу державы в преддверии празднования тысячелетия прихода в Новгород Рюрика решили сооружением памятника, который служил бы символом незыблемости самодержавия и одновременно отражал судьбоносные вехи в многовековой истории российского государства. Упор делался в первую очередь на самодержавие. Эта идея возникла не случайно. Российская монархия переживала не лучшие времена – народные восстания против феодально-крепостного строя приняли угрожающие масштабы и назрела острая необходимость реформ, в итоге осуществленных во ІІ половине XIX века. Памятник должен был стать монументальным подтверждением силы и величия монархии. Замысел воплотили в жизнь в 1862 году. В результате уникальное творение скульпторов и архитекторов стало не только свидетельством нерушимости самодержавия, но и воплотившейся в скульптуре самой России в виде ее легендарных личностей, которые внесли свою лепту в историю развития государства. Местом установки памятника выбрали Новгород, по праву считающийся колыбелью государства российского и сыгравший ключевую роль в его становлении и развитии.

В 1857 году, получив одобрение императора Александра II, Комитет министров объявил конкурс на создание лучшего проекта памятника, который возвеличил бы на века государство российское, стал бы символом незыблемости самодержавия и был бы представлен потомкам и иностранным державам как свидетельство славного пути развития российской державы. Интересный момент – в конкурсе могли принять участие не только русские зодчие и художники, но и иностранцы, живущие в России. По губерниям был объявлен сбор пожертвований со всех сословий для возведения исторического монумента, продолжавшийся до 1862 года. Предполагалось, что общая стоимость работ и материалов не превысит полумиллиона рублей. Но несмотря на то, что благотворительные взносы по губерниям сделали как очень состоятельные граждане (некоторые пожертвования были от 15 до 30 серебряных рублей), так и люди низших сословий (в среднем взносы составили от полкопейки до 15 копеек), было собрано всего 150 тысяч, а недостающие четыреста тысяч рублей выделило государство.

Весной 1859 года в печати были опубликованы условия предоставления конкурсного проекта, в котором необходимо было воплотить шесть периодов развития государства:

  • призвание Рюрика в Новгородское княжество в 862 году;
  • крещение Владимиром Руси в 988 году;
  • начало изгнания татар Дмитрием Донским с русских земель в 1380 году;
  • основание монархии в 1491 году;
  • восшествие на российский престол основоположника династии Романовых – Михаила Федоровича в 1613 году;
  • основание Российской империи Петром І в 1721 году,

а также указывались технические детали (высота памятника не должна была превышать 18 метров, и определялось место его расположения - на площади Новгородского детинца у стен Софийского собора и здания, в котором раньше располагались Присутственные места). На создание проекта учредители отвели шесть месяцев.

В ноябре (1 числа) 1859 года на суд специально созданного Конкурсного совета при Академии художеств было представлено 52 варианта проекта монумента, к 37 из них были приложены чертежи и рисунки, а 15 имели только описание. Наравне с известными скульпторами работали и молодые талантливые ваятели и художники. Председатель Конкурсного совета князь Г. Г. Гагарин и группа инженеров и архитекторов Главного управления путей сообщений и публичных зданий из более чем полусотни чертежей выделили три, наиболее точно выполнивших условия конкурса – архитектора Платона Антипова, академика А. М. Горностаева и художника Михаила Микешина.

Проект архитектора П. Антипова представлял собой скульптуру, в точности повторяющую памятник «Бавария» в Мюнхене и отличающуюся слишком большими для новгородской площади размерами.

Следущий проект представил академик А. Горностаев, использовавший в своей работе аллегорию, в которой образ России-женщины был представлен в виде огромной статуи, что, по мнению членов комиссии, не могло полностью передать замысел монумента и для большинства населения этот иносказательный образ был бы просто непонятен. Проекты Антипова и Горностаева получили вторую премию и одну тысячу рублей на двоих.

Первую премию и 4 000 рублей неожиданно для всех, и в первую очередь для себя, получил молодой художник Михаил Микешин, сумевший воплотить в своем проекте всю многовековую историю становления великой российской державы.

Интересно, что о конкурсе талантливый 24-летний выпускник Петербургской Академии художеств Михаил Микешин, собиравшийся на шестилетнюю стажировку в Италию узнал, обедая в кафе со своим другом, вольноопределяющимся учеником класса скульптуры Академии художеств Иваном Шредером, кстати, позднее принявшим самое непосредственное участие в возведении исторического монумента. Заинтересовавшись конкурсом, молодые люди решили попробовать свои силы и на следующий день утром показать друг другу воплощенные пока на бумаге идеи будущего монумента. У скульптора И. Шредера никаких задумок не оказалось, и он согласился работать над замыслом М. Микешина, хорошо разбиравшимся в живописи и не имеющим навыков в скульптурной технике. Это обстоятельство оказалось для художника счастливым, ведь не зная всех канонов создания скульптур, его фантазия способствовала воплощению в жизнь оригинального и единственного в своем роде творения.

Общий вид монумента представлял собой огромный постамент, увенчанный  шарообразной верхушкой с крестом и напоминающий одновременно шапку Мономаха – символ царской власти и колокол - символ Новгородского вече, вещающий потомкам о великих героических событиях прошлых веков. На трехъярусном колоколообразном постаменте расположились 6 скульптурных групп, означающих шесть знаменательных и судьбоносных периодов развития державы. На горельефе изображены фигуры видных государственных деятелей, просветителей, художников, литераторов, полководцев - знаменитых представителей государства российского, прославивших его в веках.

Комиссия утвердила сам проект, но еще до февраля 1862 года уточнялся список исторических личностей, достойных быть увековеченными на монументе. Автор проекта М. Микешин, понимая всю ответственность за выбор персонажей для горельефа, обратился с просьбой о помощи к русским историкам Константину Бестужеву-Рюмину, Сергею Соловьеву, писателю Ивану Тургеневу и другим выдающимся деятелям тех лет. Так возникли «микешенские четверги» – еженедельные собрания представителей русской интеллигенции в Академии художеств, где велись увлеченные споры о том или ином кандидате. Эти собрания значительно расширили кругозор Микешина, но мнения о целесообразности размещения на памятнике того или иного деятеля очень разнились. Поэтому автор монумента принял единственно верное решение. Согласно своим внутренним убеждениям он отдал предпочтение людям созидательным, беззаветно любившим Россию. Итогом этого решения стало то, что фигуры поэта А. С. Пушкина и новгородской посадницы Марфы Борецкой были включены в список, а фигуры царя Ивана Грозного, опричники которого учинили кровавую расправу с жителями Новгорода в 1570 году, и литературного критика Виссариона Белинского отклонены.

Обсуждение кандидатур публиковалось и в прессе: в частности в газете «Северная почта» и церковном журнале «Домашние беседы». В первоначальном списке не значилось имя государя Николая I, добавленное по настоятельным просьбам царского окружения в числе последних. Прогрессивными людьми того времени живо обсуждались кандидатуры писателей-малороссов Николая Гоголя и Тараса Шевченко, вычеркнутых из списка императором Александром II. Только благодаря письму автора памятника Михаила Микешина императору кандидатуру Н. Гоголя в списке оставили, а великий поэт Малороссии Т. Шевченко такой чести был лишен. Среди знаменитых деятелей не увековечены: адмирал Федор Ушаков, писатель Антиох Кантемир, царь Иван Грозный, скульпторы А. Н. Воронихин, В. И. Баженов, А. Д. Захаров, М. Ф. Казаков, актер и театральный деятель И. А. Дмитриевский, поэт А. В. Кольцов и многие другие великие государственные, военные деятели, представители русской культуры и искусства.

Комиссия поручила возведение грандиозного памятника Главному управлению путей сообщения и публичных зданий под руководством генерал-адьютанта К. В. Чевкина. Ответственным за постройку монумента назначили инженера путей сообщения, полковника Н. Н. Евреинова.

Перед началом возведения памятника Главноуправляющий К. В. Чевкин, изучив чертежи, составил докладную записку на имя императора, в которой указал, что в сравнении с памятником Николаю I в Санкт-Петербурге высота памятника Микешина превышает его размеры, что не могло быть правильным с его точки зрения и предлагал уменьшить на одну шестую высоту монумента Микешина. Император согласился и К. В. Чевкин заказал автору модель монумента в одну пятую величины, которую, ответственно отнесшись к заказу, и выполнил из гипса друг и соавтор художника Иван Шредер.

В феврале 1860 года М. Микешин в Особой канцелярии Главного управления путей сообщения заключил договор, обязующий его  немедленно приступить к работе над гипсовыми моделями 19 фигур верхнего и среднего уровней в размере одной пятой величины. Четкость выполнения фигур должна была быть такой, чтобы все мелкие детали были хорошо видны и могли служить наглядным пособием художникам, которые должны были выполнить фигуры в натуральную величину.

Вслед за этим назрел вопрос о мастерской, в которой должны были создаваться части монумента. Поскольку у Микешина не было своего помещения соответствующих размеров, художнику по просьбе К. В. Чевкина предоставили мастерскую в Академии художеств, временно приостановив ведущиеся там живописные работы для строящегося в это время храма Спаса в Москве.

Летом 1860 года Главное управление заключило со скульпторами, занимающимися лепкой фигур контракты, в которых указывалась сумма вознаграждения в 4 тысячи рублей за каждую вылепленную в глине и отлитую в гипсе фигуру, выполненную в двух экземплярах, а также их доставку на бронзовую фабрику. Все части бронзового шедевра – композиционные группы, решетка вокруг памятника и рельефы были собраны в мастерской литья и представлены Александру II, одобрившему их. Вскоре готовые части композиции водным путем (по Неве и Волхову) доставили в Новгород.

Учитывая грандиозность проекта и неопытность главных авторов, было решено привлечь к созданию некоторых композиционных групп маститых скульпторов и архитекторов Академии художеств. По иронии судьбы дирекцию над ними осуществлял их вчерашний ученик Михаил Микешин, не имевший на тот момент даже звания скульптора и подписывающийся как «классный художник». Такая постановка вопроса понравилась не всем. Например, заслуженный профессор, ректор скульптуры Академии художеств Петр Карлович Клодт посчитал необязательным консультироваться с бывшим учеником в вопросе изготовления моделей барельефов вокруг постамента и создал эскизы двух барельефов из шести – «Призвание Рюрика на княжение» и «Крещение Владимиром Руси». Александр II, ознакомившись с эскизами Клодта и поняв, что они повторяют колоссальные фигуры памятника (шесть периодов развития государства), своим Указом приостановил его работы. Микешину было поручено создать новые эскизы, изображающие великих людей державы, прославивших ее в веках. Так возникла идея создания сплошного барельефа, опоясывающего памятник. А маститый скульптор Клодт был очень обижен и затаил злобу на более удачливого молодого коллегу.

Другие скульпторы считали за честь принять участие в работе над отдельными композициями. Например, в создании группы «Государственные люди» принимал участие скульптор Николай Лаверецкий, в композиции «Военные люди» и «Просветители» – скульптор Матвей Чижов и архитекторы Гуальтьер Боссе и Виктор Гартман.

В последних числах мая (28 числа) 1861 года в выбранном для монумента месте – на кремлевской площади в Новгороде произошла торжественная закладка уникального памятника. Для установки монументального творения площадь освободили – стоявший там ранее памятник Новгородскому ополчению Отечественной войны 1812 года был перенесен на площадь перед Дворянским собранием.

Возведение уникального монумента, подобного которому в мире не существует, заняло чуть больше трех лет.

Дата 8 сентября 1862 года, совместившая в себе три больших и важных события – годовщину Куликовской битвы, день рождения наследника престола цесаревича Николая и церковный праздник Рождества Пресвятой Богородицы, всегда считавшейся небесной заступницей русской державы, стала днем торжественного открытия монумента «Тысячелетию России». К празднествам по случаю открытия памятника, длившимся три дня, в Новгороде заново вымостили улицы и принарядили город. Это торжественное событие посетил Александр II с семейством и ближайшим окружением. Началось празднование с крестного хода и литургии в Софийском соборе. Затем крестный ход направился к монументу, и многочисленным зрителям после снятия покрывала во всем величии предстал уникальный памятник – симфония из металла и бронзы. После оглушительных залпов салюта из 62 пушек был устроен военный парад, в котором приняли участие 12 тысяч гусар, драгун и кавалергардов, специально прибывших для торжества в Новгород. Продолжилось празднование торжественным обедом.

Описание монумента

В основе композиции находится полый внутри десятиметровый фундамент конической формы с диаметром внутренней полости 4 метра. В фундаменте заложен гранитный камень с углублением, в которое помещен ящик из бронзы, имеющий на крышке надпись, содержащую сведения о дате начала строительства монумента и его назначении. Внутри ящика находятся награды времен правления Александра II и монеты 1861 года из золота и серебра.

Над фундаментом возвышается пьедестал из гранита, постепенно суживающийся кверху, полый внутри, как и фундамент. Снаружи пьедестал покрыт сердобольским полированным гранитом, добытым на северном побережье Ладожского озера. Постамент в виде колокола венчает огромный шар-держава с фигурой женщины, олицетворяющей Россию и фигурой Ангела, благословляющего ее. Общая высота монумента – 15,7 метров, из них пьедестал – 6 метров, скульптурные фигуры – 3,3 метра и высота креста на державе, венчающего композицию – 3 метра. Гранитный постамент имеет диаметр 9 метров, шар-держава – 4 метра, длина окружности горельефа составляет  26,5 метров. Колоссальное сооружение состоит из металла, вес которого 100 тонн, его бронзовое литье - 65,5 тонн. Общий вес монумента – 10 тысяч тонн. На самом постаменте размещены 6 скульптурных групп, содержащих 128 фигур, которые поделены на три уровня и символизируют единение трех столпов государственности – православия, самодержавия и народности.

На шаре-державе, расположенном на верхнем уровне, представляющем православие – коленопреклоненная женщина – Россия получает благословение Ангела. Шар опоясывает надпись, гласящая, что в год 1862 император Александр II воздвиг этот монумент в честь свершившегося тысячелетия государства российского.

На среднем ярусе по окружности шара-державы располагаются 17 трехметровых фигур, составляющих 6 скульптурных композиций, символизирующих шесть знаменательных событий в истории государства и являющихся своеобразной одой в бронзе самодержавию.

Первая композиция – призвание на Русь варягов в 862 году. Фигура князя Рюрика со звериной шкурой на плечах, мечом в левой руке и остроконечным щитом в правой расположена на южной стороне. По левую сторону от него на заднем плане изображен языческий идол Перун, символизирующий религию древних славян.

Справа от князя Рюрика, в центре следущей композиции, символизирующей крещение Руси в 988 году, расположена фигура Великого киевского князя Владимира в исконно русской одежде, держащего в поднятой правой руке крест, в левой – книгу. По правую сторону от него находится фигура женщины, протягивающая князю Владимиру младенца для крещения, по левую сторону принявший крещение русич бросает в реку сокрушенное изображение языческого идола.

С юго-восточной стороны монумента, символизируя изгнание с русских земель татар в 1380 году, расположена фигура князя Дмитрия Донского, разбившего татар на Куликовом поле. Князь изображен в полный рост, в кольчуге и шлеме, наступивший ногой на побежденного татарина. В левой руке князь держит татарское знамя (бунчук), в правой - палицу (шестопер) и вся его фигура дышит мужеством и решительностью.

Основание самодержавного российского царства в 1491 году представлено на среднем ярусе монумента фигурой царя Ивана III в царской мантии и шапке Мономаха, держащего в руках скипетр и державу и принимающего от преклонившего колени татарина бунчук – знак царской власти. По обеим сторонам от него расположены побежденные враги – полулежащий литовец со щитом и в латах с очертаниями головы льва и рыцарь Ливонского ордена, держащий сломанный меч. На заднем плане автор расположил фигуру сибиряка как олицетворение освоения Сибири.

Следующая композиция фигур символизирует конец Смутного времени и окончание польско-шведского вторжения, которое было ознаменовано в 1613 году избранием Земским собором на царство первого из царской династии Романовых – царя Михаила Федоровича. Рядом с ним – скульптуры патриотов, освободителей земли русской от польского нашествия Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Михаил Федорович принимает от коленопреклоненного Кузьмы Минина символы царской власти - скипетр и шапку Мономаха. Фигура Дмитрия Пожарского с мечом наголо преграждает врагам путь на Русь.

Завершает второй ярус монумента композиция, означающая образование Российской империи с фигурой первого императора Петра I. В лавровом венце, порфире, держащий в правой руке скипетр, а левую прижимая к груди, смотрит Великий государь в сторону Петербурга, на который ему указывает Гений в образе Ангела. Рядом расположена фигура коленопреклоненного, защищающего свое разорванное знамя шведа. Фигура символизирует разгром шведской армии в Северной войне.

На нижнем ярусе (горельефе), опоясывающем монумент, расположены фигуры выдающихся деятелей государства, своими делами прославившие Россию и символизирующие народность – третью составляющую триады монумента. Под каждым из персонажей на гранитном цоколе имеется подпись, сделанная стилизованным славянским шрифтом.

Горельеф Микешин разделил на четыре группы: «Государственные люди», «Просветители», «Писатели и художники» и «Военные люди и герои».

В группу «Просветители», начинающуюся фигурой князя киевского Владимира Святославича с юго-западной стороны памятника включены фигуры 31 деятеля. Начинают список просветители братья Кирилл и Мефодий. В этой группе также представлены:

  • Великая киевская княгиня Ольга, первой из русских правителей принявшая христианство задолго до крещения Владимиром Руси;
  • Владимир Святославич, выбравший государственной религией христианство и крестивший Русь в 988 году;
  • Авраамий Ростовский, сокрушивший идола Велеса и основавший на его месте Богоявленский монастырь;
  • Святой Антоний Печерский, основавший в 1051 году Киево-Печерскую лавру;
  • Феодосий Печерский, ученик и сподвижник святого Антония Печерского, игумен Киево-Печерского монастыря, почитаемый в лике преподобного;
  • Кукша Печерский, иеромонах Киево-Печерского монастыря, зверски убитый за христианскую веру, священномученик;
  • Нестор Летописец, агиограф, автор «Повести временных лет» – произведения, ставшего фундаментальным для славянской культуры;
  • Кирилл Белозерский, религиозный деятель, основавший в 1397 году на берегу Сиверского озера монастырь Пречистой Божьей Матери, позднее получивший название Кирилло-Белозерского монастыря;
  • Стефан Пермский, епископ Пермской епархии, проповедовавший христианство народности коми;
  • Алексий, митрополит Киевский и всея Руси XIV века, дипломат и государственный деятель, способствовавший тому, что за московскими князьями окончательно установилось великое княжение;
  • Сергий Радонежский, монах, основавший под Москвой в 1345 году Троице-Сергиев монастырь, в последствии Троице-Сергиева лавра;
  • Петр Могила, митрополит Киевский, Галицкий, основатель Могилянской академии в Киеве;
  • Зосима Соловецкий, святой православной церкви, основатель монастыря в Соловках.
  • Савватий Соловецкий, один из основателей Соловецкой обители, святой православной церкви;
  • Максим Грек, религиозный публицист, переводчик церковных книг, видный просветитель XVI века;
  • Иона Московский, в XV веке митрополит Киевский и всея Руси;
  • Макарий, митрополит Московский в XVI веке, с помощью которого в Москве была открыта первая типография для печатания богослужебных и священных книг;
  • Варсонофий, епископ Тверской, Казанский чудотворец и миссионер, знающий татарский язык и проповедовавший христианство в Казани;  
  • Архиепископ Гурий, при управлении Казанской епархией построивший Благовещенский собор, несколько церквей и основавший 4 монастыря;
  • Константин Константинович Острожский, князь, воевода киевский, основатель Острожской типографии, в которой трудились первопечатники Иван Федров и Петр Мстиславец;
  • Патриарх Московский и всея Руси Никон, реформатор, поднявший российское православие на более высокую ступень развития;
  • Федор Михайлович Ртищев, русский меценат, просветитель І половины XVII века, основатель Андреевского монастыря, школ, лечебниц;
  • Митрополит и церковный деятель XVII века Дмитрий Ростовский, церковный автор, известный составитель проповедей, сборников житий святых, стихов, пьес;
  • Иерарх православной церкви Тихон Задонский, епископ Ладожский, автор богословских трактатов;
  • Святитель Митрофан, епископ Воронежский;
  • Архиепископ Георгий Конисский, прославившийся как один из выдающихся философов, общественных деятелей и педагогов Речи Посполитой и позже - Российской империи;
  • Архиепископ Феофан Прокопович писатель, государственный деятель, соратник Петра Первого;
  • Митрополит Московский Платон (Левшин), видный деятель русского просвещения, проповедник, реформатор духовного образования;
  • Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов), педагог, ученый, проповедник, церковный администратор середины XIX века.

На восточной стороне монумента расположены 26 фигур государственных людей:

  • Князь Ростовский и Киевский Ярослав Владимирович Мудрый, составивший первый свод русских законов «Русская правда»;
  • Великий киевский князь Владимир Мономах, военачальник, мыслитель, писатель, государственный деятель;
  • Великий князь литовский Гедимин, родоначальник династии Гедиминовичей;
  • Сын князя литовского Гедимина - Ольгерд, в XIV веке расширивший границы княжества литовского за счет присоединения к нему киевских и черниговских земель;
  • Витовт, великий князь литовский в конце XIV, начале XV веков;
  • Иван III Васильевич Великий, объединивший русские земли вокруг Москвы и образовавший первое русское царство;
  • Протопоп Благовещенского собора Сильвестр, православный священник, деятель в области политики и литературы XVI века;
  • Царица Анастасия Романова, первая жена Ивана Грозного;
  • Алексей Федорович Адашев, видный государственный деятель середины XVI века;
  • Гермоген, московский патриарх, известный церковный деятель эпохи Смутного времени.
  • Михаил Федорович, родоначальник царской династии Романовых;
  • Патриарх Московский Филарет, двоюродный брат царя Федора Иоанновича, видный политический и церковный деятель Смутного времени;
  • Дипломат и политический деятель I половины XVII века Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, подписавший соглашение о перемирии со Швецией в 1658 году;
  • Русский государственный деятель Артамон Сергеевич Матвеев, ближний боярин царя Алексея Михайловича;
  • Царь Алексей Михайлович Романов, прозванный «Тишайшим», во время царствования которого проведены церковная, монетная и военная реформы;
  • Петр І Великий - первый император Российский, преобразовавший государственное и церковное управление и создавший Российский военный флот;
  • Боярин и князь времен правления Петра І Яков Федорович Долгоруков, грамотный полководец и видный государственный деятель;
  • Президент Академии искусств екатерининской эпохи Иван Иванович Бецкой, видный деятель просвещения, основоположник создания Смольного института и Воспитательного дома;
  • Екатерина ІІ Великая, российская императрица, преобразовавшая Сенат, проведшая административную реформу, присоединившая к Российской империи Крым;
  • Граф Александр Андреевич Безбородко, главный директор почт, видный государственный деятель, один из инициаторов раздела Польши во времена правления Павла I;
  • Светлейший князь Таврический Григорий Александрович Потемкин, генерал-фельдмаршал, основатель малороссийских городов, дипломат;
  • Князь Виктор Павлович Кочубей, дипломат, государственный деятель, министр внутренних дел в начале XIX века;
  • Император Александр I, присоединивший к России Восточную Грузию, Бессарабию, Финляндию;
  • Общественный и государственный деятель князь Михаил Михайлович Сперанский, законотворец, реформатор, создатель русской юриспруденции и правоведения;  
  • Генерал-фельдмаршал Михаил Семенович Воронцов, государственный деятель, герой Отечественной войны 1812 года;
  • Император Николай I, основатель киевского университета святого Владимира, инициатор создания тайной полиции, известной как «Третье отделение».

Северо-восточную сторону памятника заняли 36 фигур «Военных людей и героев»:

  • Великий князь киевский Святослав Игоревич, снискавший себе славу храброго полководца, защитника рубежей русских;
  • Полководец Мстислав Удалой, князь Галицкий, Торопецкий и Новгородский.
  • Князь Волынский и Галицкий Даниил, дипломат, полководец и политический деятель;
  • Великий князь Литовский, князь Псковский Довмонт, правивший в начале XIII века;
  • Князь Новгородский, Киевский и Великий князь Владимирский Александр Ярославич Невский, полководец, разгромивший на Ладоге шведов (Ледовое побоище);
  • Великий князь Владимирский, князь Михаил Тверской;
  • Великий князь Владимирский, князь Московский Дмитрий Донской, одержавший на Куликовом поле победу над золотоордынским ханом Мамаем;
  • Кейстут, великий князь Литовский, князь Трокский в начале XIV века;
  • Князь, воевода, выдающийся полководец времен царствования Ивана III Даниил Дмитриевич Холмский;
  • Боярин Михаил Иванович Воротынский, русский полководец, воевода, автор «Устава» пограничной и сторожевой службы;
  • Жена Новгородского посадника Марфа Борецкая, известная как Марфа Посадница.
  • Атаман Ермак Тимофеевич, завоеватель Сибири;
  • Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, государственный и военный деятель Смутного времени, национальный  герой времен польско-литовского вооруженного вмешательства;
  • Политический и военный деятель Дмитрий Михайлович Пожарский, освободитель Москвы от польско-литовской оккупации, возглавлявший Второе народное ополчение;
  • Русский национальный герой Кузьма Минин, организовавший народное ополчение в начале XVII века против шведской и польской интервенции;
  • Келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий (Палицын), знаменитый историк и писатель начала XVII века;
  • Гетман Войска Запорожского Зиновий Богдан Хмельницкий, организовавший восстание против Речи Посполитой, в результате которого в состав государства Российского вошли земли Войска Запорожского;
  • Крестьянин Иван Сусанин, русский национальный герой;
  • Генерал-фельдмаршал граф Борис Петрович Шереметев, дипломат, полководец времен Северной войны;
  • Полководец, князь Михаил Михайлович Голицын, соратник императора Петра Первого, ІІІ президент Военной коллегии;
  • Военный и государственный деятель Петр Семенович Салтыков, генерал-фельдмаршал, успешно воевавший в Семилетней войне;
  • Христофор Антонович (Бурхард Кристоф) Миних, генерал-фельдмаршал времен правления Анны Иоанновны;
  • Граф Алексей Григорьевич Орлов, соратник императрицы Екатерины ІІ, политический деятель;
  • Петр Александрович Румянцев-Задунайский, граф, государственный и военный деятель времен Екатерины ІІ;
  • Великий полководец, не проигравший ни одной битвы Александр Васильевич Суворов, один из основоположников русской военной науки;
  • Военный министр Михаил Богданович Барклай-де-Толли, герой Отечественной войны 1812 года, выдающийся полководец;
  • Главнокомандующий русской армии в Отечественной войне 1812 года Михаил Илларионович Кутузов, генерал-фельдмаршал;
  • Адмирал Дмитрий Николаевич Сенявин, командующий Балтийским флотом в начале XIX века, одержавший победу над турками при Дарданеллах в 1807 году;
  • Матвей Иванович Платов, граф, атаман Войска Донского с 1801 года, основатель Новочеркасска;
  • Главнокомандующий одной из армий времен Отечественной войны 1812 года князь Петр Иванович Багратион, генерал от инфантерии;
  • Генерал-фельдмаршал Иван Иванович Дибич-Забалканский, граф, полный кавалер ордена Святого Георгия;
  • Полководец и политик начала XIX века Иван Федорович Паскевич, генерал-фельдмаршал;
  • Адмирал, флотоводец и мореплаватель начала XIX века Михаил Петрович Лазарев, открывший Антарктиду;
  • Вице-адмирал флота российского Владимир Алексеевич Корнилов, герой Крымской войны;
  • Адмирал первой половины XIX века Павел Степанович Нахимов, разгромивший турецкую эскадру при Синопе в 1853 году.

Завершает барельеф группа «Писателей и художников», состоящая из 16 фигур:

  • Ученый Михаил Васильевич Ломоносов, первый российский химик, физик, естествоиспытатель, разработавший проект Московского университета, приверженец развития российской науки, культуры, экономики;
  • Русский литератор времен правления Екатерины ІІ Денис Иванович Фонвизин, положивший начало русской бытовой комедии;
  • Архитектор Александр Филиппович Кокоринов, ректор Академии художеств во II  половине XVIII века, участвовавший в разработке проекта и строительстве Петербуржской Академии художеств;
  • Поэт и драматург Гавриил Романович Державин, прославлявший в одах героизм и мужество русских полководцев;
  • Театральный деятель и актер Федор Григорьевич Волков, основавший первый русский театр во II половине XVIII века;
  • Реформатор русского языка Николай Михайлович Карамзин, историк и крупнейший литератор II половины XVIII века;
  • Баснописец, поет, переводчик Иван Андреевич Крылов, академик русского языка и словесности Императорской Академии наук;
  • Русский поет, критик, переводчик Василий Андреевич Жуковский, один из основателей направления романтизма в русской поэзии;
  • Поэт Николай Иванович Гнедич, знаменитый переводом на русский язык «Илиады» Гомера; 
  • Драматург, дипломат, поет, композитор, пианист Александр Сергеевич Грибоедов, создатель бессмертного литературного творения «Горе от ума»;
  • Прозаик, поет, драматург, художник Михаил Юрьевич Лермонтов, ознаменовавший своим творчеством расцвет русской литературы в начале XIX века;
  • Величайший русский поэт, прозаик, создавший русский литературный язык Александр Сергеевич Пушкин;
  • Драматург, прозаик, поет, критик, публицист Николай Васильевич Гоголь, один из классиков русской литературы;
  • Композитор Михаил Иванович Глинка, основавший национальную русскую композиторскую школу;
  • Художник, акварелист Карл Павлович Брюллов, один из представителей направления европейской живописи XVII–XIX веков – академизма, член многих зарубежных Академий искусств;
  • Композитор, дирижер, мастер хоровой духовной музыки ІІ половины XVIII века Дмитрий Степанович Бортнянский, автор сонат для фортепиано, камерных ансамблей и произведений духовной музыки.

Судьба монумента в последующие годы

После отказа от престола Николая ІІ в 1917 году и установления Советской власти монумент зашили фанерой и досками, но после снова открыли для обозрения.

Когда в августе 1941 года в Новгороде обосновались фашистские войска, исторический памятник был почти полностью разобран и разрушен – многие фрагменты были утеряны навсегда. После освобождения советскими войсками города в январе 1944 года начались восстановительные работы. Утерянные и искореженные фрагменты создавались заново и в рекордно короткий срок – к ноябрю 1944 года величественный монумент торжественно открыли во второй раз.

С 1954 года по 1994 год проводились циклы восстановительных работ в связи с частичным разрушением и коррозией деталей – сваривались швы, укреплялись плиты литья, памятник периодически осматривался  и чистился.

Сегодня, как и 150 лет назад монумент «Тысячелетие России» является символом славы и величия государства Российского.