Показать регионы

Триумфальная арка (Владивосток)

Триумфальная арка (Николаевские Триумфальные ворота) во Владивостоке построена в честь прибытия цесаревича Николая Александровича в 1891 году. Разрушена в 1927 году. Восстановлена в 2003 году по старым фотографиям.
Триумфальные арки были построены в нескольких городах Сибири по пути следования из Японии наследника престола, будущего императора Николая II, возглавлявшего по поручению отца, императора Александра III, строительство Транссибирской железной дороги. Владивосток не стал исключением, город встречал цесаревича Николая Александровича 11 мая 1891 года, прибывшего в город на фрегате «Память Азова». Визит цесаревича воспринимался современниками как «событие исключительной исторической важности».

Постановлением городской думы Владивостока от 12 января 1891 года городскому архитектору, военному инженеру Николаю Васильевичу Коновалову было поручено подготовить проект арки. Руководство строительством было возложено на Суворова. К концу января проект был готов, 31 января представлен на собрание именитых граждан и одобрен. На строительство Триумфальных ворот было выделено 27 856 рублей, из которых частные пожертвования составили 9 560 рублей.

Арка была построена весной 1891 года на улице Прудовой (ныне улица Петра Великого) как парадные ворота во Владивосток со стороны набережной (Адмиралтейской пристани). Триумфальные ворота представляли собой четырехстороннее арочное сооружение в «русском стиле», увенчанное кокошниками, шатром и гербом Российской империи, богато украшено декоративными и символическими элементами (вензелями, гербами, изразцами и др.). Со стороны набережной располагался образ Николая Чудотворца. Арка своим обликом напоминала формы крыльца, традиционного жанра русской архитектуры XVI–XVII веков, служившего парадным входом в крупную социально значимую постройку (палаты или хоромы). Примеры подобного архитектурного стиля можно увидеть у парадных входов (крылец) многих русских соборов, например Покровского собора (храма Василия Блаженного).

После отъезда цесаревича Николая Владивостокские Триумфальные ворота не потеряли своего значения и служили наглядной демонстрацией идеологии официальной власти.

После Октябрьской революции 1917 года с арки был снят двуглавый орел, вследствие революции и гражданской войны Николаевские ворота заметно обветшали. В июне 1927 Триумфальная арка была взорвана как символ царского режима.

Восстановление Триумфальной арки во Владивостоке

Инициатором восстановления Николаевских Триумфальных ворот выступил Александр Васильевич Ермолаев. Стоимость проекта составила 11,4 миллиона рублей. Авторами проекта стали архитекторы Валерий Климентьевич Моор и Виктор Александрович Обертас. Восстановление сооружения оказалось непростой задачей, было изучено множество документов, касающихся истории строительства арки, фотографий, выяснялось, из каких материалов арка сооружалась и каковы были цветовые решения. При строительстве применялись дорогостоящие технологии.

В марте 2001 года состоялась закладка будущих Триумфальных ворот, а 16 мая 2003 года состоялась торжественная церемония открытия Триумфальной арки. Сегодня арка расположена немного выше того места, где располагалась ее предшественница, это продиктовано новой градостроительной ситуацией. Восстановленная Триумфальная арка во Владивостоке стала одним из символов города, символом связи времен.