Показать регионы

Тверской речной вокзал

Тверской речной вокзал – выстроенное в стиле сталинского ампира в первой половине XX столетия на месте упразднённого и разрушенного Отроч Успенского мужского монастыря здание. В настоящее время вокзал, расположенный на левом берегу Волги в месте впадения в неё реки Тверцы не функционирует, хотя и входит в число объектов Тверского речного порта.
До начала минувшего столетия на живописном берегу Волги с XIII века существовал Отроч Успенский мужской монастырь, основанный тверским князем Ярославом Ярославичем. Пришедшие в 1917 году к власти большевики начали целенаправленно разрушать православные русские святыни. Отроч монастырь был упразднён в 1918 году, а к 1930 году все его строения, кроме чудом уцелевшего Успенского собора, были разрушены. 

Спустя несколько лет у городских властей возникла идея выстроить на месте бывшей обители речной вокзал, которую и взялись воплотить в жизнь советские архитекторы, конструкторы и инженеры. 

В 1938 году здание Тверского речного вокзала было отстроено и стало одним из ярких образцов популярного в те годы архитектурного стиля, получившего название сталинского неоклассицизма или ампира. 

Строение, одним фасадом повёрнутое к набережной, а другим – к городской площади, архитекторы выполнили в форме двухэтажной ротонды с увенчавшим её бельведером с высоким шпилем, декорировали колоннами и с двух сторон оформили двухэтажными крыльями с арками и балконами. Первый этаж ротонды был отведён под просторный вестибюль, на втором этаже располагались залы ожидания и комнаты отдыха, в третьем (бельведере) был открыт ресторан, шпиль выполнял функцию маяка для курсирующих по Волге и Тверце судов, а в боковых крыльях размещались служебные помещения. Перед центральным входом со стороны привокзальной площади на пьедесталах были установлены бетонные вазоны, а со стороны набережной – два массивных железных якоря (в настоящее время сохранился только один). 

Тверской вокзал, ставший одним из важных пунктов речного судоходства канала Москва – Волга, был рассчитан на одновременное пребывание в нём и обслуживание более 500 пассажиров, причём очень грамотно было продумано их распределение. Основной пассажиропоток проходил сквозь здание вокзала, а транзитный – через боковые, оформленные колоннами и портиками проходы (пропилеи). 

Причалы, общей длиной около 400 метров, были сооружены в 1969–1975 годах, и с тех пор до конца 1980-х годов действовали пассажирские линии, соединявшие Тверь с другими городами у Волги. Постепенно эти линии были упразднены, и в настоящее время из всех речных судов, которые курсировали и причаливали к Тверскому речному вокзалу, остались только пригородные, экскурсионные и прогулочные теплоходы. Видимо, это и стало причиной, по которой здание вокзала по прямому назначению использовать перестали. Правда, некоторое время в здании поочерёдно размещались разные городские музеи, после чего несколько лет оно стояло закрытым. И лишь в 2011 году у горожан появилась надежда на то, что живописное здание речного вокзала получит вторую жизнь. Тогда по инициативе и на средства владельца частной художественной галереи современного искусства в Москве Марата Гельмана здание речного вокзала было отремонтировано и в апреле того же года в нём торжественно открылся центр современного искусства «Тверца», в июне-июле работала выставка «Россия для всех» и была проведена международная конференция «Social Camp 2011». 

К сожалению, уже в сентябре 2011 года Марат Гельман решил не продолжать финансирование центра «Тверца», поэтому здание вновь закрыли, и до сих пор никакие ремонтно-реставрационные работы в нём не проводятся. И хотя прилегающая к вокзалу территория убирается, сам он постепенно, но неумолимо разрушается. Со стороны реки его закрывают разросшиеся деревья, а живописные виды архитектурного памятника сталинского ампира служат будущим тверским художникам не только природным фоном и площадкой для создания полотен, но и предметом для постижения прекрасного. 

Интересно, что ещё в советский период Тверской речной вокзал стал известен всей стране. Живописное в архитектурном решении здание вокзала выбрал в 1983 году советский кинорежиссёр Ролан Быков для съёмок отдельных сцен социальной психологической драмы советских времён «Чучело» (приезд и отъезд главной героини, преследование её одноклассниками), благодаря чему тогда ещё более презентабельный внешний вид вокзала остался запечатлённым на плёнке.