Показать регионы

Воскресенский собор (Кашин)

Воскресенский кафедральный собор – главная доминанта города Кашина. Величественный пятиглавый собор с 70-метровой колокольней является выдающимся памятником архитектуры конца XVIII – середины XIX вв.
История собора

Впервые упоминание о церкви Воскресения Христова в Кашине встречается в летописи под 1382 годом в связи с погребением в нем Кашинского князя Василия Михайловича, скончавшегося 6 мая 1382 г. 

В начале XVI столетия Кашин был включен в состав удельного Дмитровского княжества. В этот период (1512–1520 гг.) вместо обветшавшего деревянного был возведен новый каменный Воскресенский храм – «строение» удельного князя Юрия Ивановича Дмитровского, в строительстве которого использовали кирпич местного производства, изготовленный на Фроловской горе (согласно княжеской межевой грамоте за 1512 г., владение Флоро-Лаврского храма).

По-видимому, Воскресенскую церковь перестраивали в ХVII веке. Рядом с ней была выстроена деревянная восьмигранная колокольня с часовым боем. Переписная книга Гуляева (1709 г.) содержит описание храма: «Соборная церковь Воскресения Христова каменная, на кладовых палатах, с папертями земли, с одним входом. Колокольня деревянная восьмигранная, на ней семь колоколов, на той же колокольне часы». На «Плане города Кашина» 1764–1769 гг. собор изображен таким, каким его видели современники незадолго до разборки. Основной объем опоясывала двухъярусная галерея с крыльцом и аркадой.
 
Древний Воскресенский собор являлся основным архитектурным элементом ансамбля кремля, где с XIV века также располагались деревянные храмы Похвалы Богородицы и Успенский. При Успенской церкви существовал монастырь, в котором, согласно преданию, провела свои последние годы княгиня Анна Дмитриевна Кашинская. Древние памятники бывшего кремля до наших дней не сохранились.

Воскресенская церковь, не раз страдавшая от пожаров, один из которых случился в 1767 г., к концу XVIII в. стала разрушаться и было решено начать строительство нового храма. Но строители сначала потерпели неудачу. Воздвигнутое в 1781–1787 гг. здание дало трещины и его разобрали. В 1796–1804 гг. собор был выстроен вновь. На одной из стен нового здания имелась надпись, из которой известно, что собор был заложен в 1796 г., в конце царствования Екатерины II, его строительство велось в частности на средства, пожалованные императрицей в сумме 7 тысяч рублей с благословения епископа Тверского и Кашинского Иринея. 

29 ноября 1812 г., когда французами были заняты Москва и Дмитров и неприятель находился в 100 верстах от Кашина, в Воскресенском соборе отслужили литургию у чудотворной Смоленской иконы Божией Матери и после службы с крестным ходом проводили икону за город со звоном колоколов «по всему граду» при большом стечении людей.

При Воскресенском соборе городским обществом каждые три года избирался соборный староста, его помощник, смотритель и надзиратель. Власти города стремились обустроить церковь самым лучшим образом. Так, в 1814 г. городской голова Иван Григорьевич Жданов и смотритель церкви Д. Воробьев заплатили московскому купцу Г. Дмитриеву 6 тысяч рублей за установку в соборе трех иконостасов. Рамы на более чем 20 иконах за счет И. Г. Жданова, пожертвовавшего более 4 тысяч рублей, были позолочены червонным золотом.

Отделочные работы в стенах собора продолжались еще до 1817 года. В 1817 г. состоялось освящение нового собора, после чего жители Кашина подали прошение тверскому епископу о перенесении мощей благоверной Анны Кашинской из ветхой Успенской церкви обратно в Воскресенский собор, мотивируя это фактом избавления города от французов, находившихся в 1812 г. недалеко от Кашина. Прошение было удовлетворено и мощи княгини Анны перенесли в Воскресенский собор, ставший для жителей местом пребывания святой заступницы. В просторечии собор Воскресения Христова до сих пор называют «собором Анны Кашинской». 

В 1852 г. кашинцы просили у архиепископа Тверского и Кашинского Гавриила разрешения «устроить на свой кошт» при холодном Воскресенском соборе теплую каменную церковь с двумя приделами – Святого Благоверного князя Михаила Тверского и Благовещения Пресвятой Богородицы, а также построить при соборе каменную колокольню с устроением во втором ее этаже придела во имя Николая Чудотворца, по проекту архитектора Фольрата.

Разрешение было получено, начался сбор пожертвований. Самую значительную сумму внес Николай Васильевич Терликов – свыше 100 тысяч рублей ассигнациями. Николай Стрелков, Федор Струнников и Михаил Зызыкин пожертвовали по тысяче рублей, Николай Аршинов – 300, Алексей Ветошников с братьями – 100. В основном пожертвования находились в пределах от 10 до 100 рублей. Всего в списке жертвователей состояло около 100 человек. Соборным старостой Я. О. Кункиным были сделаны пожертвования на престольную одежду (вес 4 пуда и 32 фунта) – 5 500 рублей серебром. В ризнице собора находились на хранении ценные серебряные сосуды – заказ русского правительства для посольской церкви в Париже. Эти сосуды по случаю Крымской войны разрешено было продать, их купили для Воскресенского кафедрального собора А. П. Жданов с братьями. Также купцы Ждановы пожертвовали в собор 625-пудовый колокол.

Воскресенский собор стал самым большим в епархии, в нем могли одновременно находиться все жители Кашина, а ведь в городе в то время проживало около 7 тыс. человек. 

Собор в советский период и в наши дни

В 1934 г. были сняты колокола, оставлен только набатный 74-пудовый колокол. В 1936 г. сломаны иконостасы в теплой и холодной частях собора, с холодной церкви сняты кресты, на месте которых установлен красный флаг, разрушено и разграблено внутреннее убранство собора.

В 1940 г. Воскресенский собор был продан под фабрику по переработке льна, но фабрику не построили, в здании был устроен склад.

В 1970-х гг. в соборе провели первую реставрацию, в результате которой он лишился многих лепных элементов, некоторые помещения полностью перестроили. В декабре 1975 г. в отреставрированном здании открылся городской Дом культуры, подвальное помещение было приспособлено под столовую.

В 1998 г. в соборе еще раз проводились реставрационные работы: в холодном храме были отреставрированы пять куполов, восстановлены позолоченные кресты. Работы финансировались петербургским предпринимателем В. В. Гусевым. Во время реставрации, начавшейся в 2007 г., были покрашены купола, на колокольню установлены луковица и новый золотой крест, вновь были перестроены помещения, измененные в ходе реставрации 1970-х гг.

25 июня 2009 г. Воскресенский собор был передан Русской Православной Церкви, на площади перед собором (с 2011 г. Соборная площадь) был открыт памятник святой княгине Анне Кашинской. 

Архитектура собора

Воскресенский собор стоит в ряду самых грандиозных соборов Тверского края, не уступая многим столичным постройкам. Этот выдающийся памятник архитектуры отличается подлинной монументальностью и ясностью объемно-пространственного решения.

Композицию церкви составляют собственно храм с торжественным пятиглавием, апсида, трапезная и 70-метровая трехъярусная колокольня с часами. Фасады украшают шестиколонные портики тосканского ордера с фронтонами, поверхность стен декорирована неглубокими филенками, углы закреплены пилястрами. Световые барабаны глав имеют восьмигранную форму. Пристроенные в середине XIX в. трапезная и колокольня придали всей постройке черты эклектики.

К основному двусветному параллелепипеду примыкает пониженная алтарная пристройка, равная ему по ширине и включающая среднюю прямоугольную часть с немного выступающей дугообразной апсидой и фланги, прямоугольные в основании.

Ведущими мотивами фасадов являются пилястры тосканского ордера и трехчетвертные колонны, а также ниши, вытянутые по вертикали и обрамляющие окна. Центральные членения южной и северной стен акцентируют шестиколонные портики с фронтонами, причем боковые пары колонн сближены. Таким приемом зрительно закреплены границы ризалитов.

Венчание храма выполнено в соответствии с традиционной крестовокупольной структурой. Внутри подкупольное пространство вычленено четырьмя квадратными столбами. Все барабаны световые и раскрыты в интерьер. Пятиглавое завершение в таком исполнении редко встречается в архитектуре раннего и строгого классицизма. В данном случае использован прием подобия куполов и барабанов, характерный для старинных русских храмов и некоторых сооружений барокко. Но при этом барабаны имеют восьмигранную форму, напоминающую восьмерики, распространенные в зодчестве Кашина XVIII столетия. Церкви, возведенные в виде «восьмерика на четверике» на торговой площади уже присутствовали. Видимо, строители Воскресенского собора стремились к ансамблевому взаимодействию. 

Колокольня высотой более 70 метров является доминантой композиции собора. Три ее последовательно сужающихся яруса переходят в относительно невысокий, увенчанный миниатюрной главкой шатер. На колокольне установлены куранты, циферблаты которых сопровождены датировкой «1872». Двухэтажный нижний ярус декорирован четырехколонными портиками и имеет большие арочные проемы. Капители богато орнаментированы. На втором этаже находилась камерная церковь, украшенная внутри тонкой, кружевной лепкой. Ярусы звона сооружены в виде восьмериков с неравными сторонами. 

Иконостас

Внутреннее убранство собора отличалось великолепием и роскошью. Его главным украшением был монументальный 9-метровый иконостас, т.н. «Кашинский чин», чьи высокие художественные достоинства породили легенду, что он был доставлен в Кашин из Успенского собора Московского Кремля. Иконы в иконостасе в 1919 г. очень высоко оценил искусствовед и реставратор Игорь Эммануилович Грабарь, приписавший их по первоначальным впечатлениям кисти Андрея Рублева. Однако позднее исследователи установили принадлежность икон к местным художественным традициям XV века. Иконостас был изготовлен для Тверского Спасо-Преображенского собора, во время его ремонта в 1630-х гг. частично перевезен в кашинский Духов монастырь, после упразднения которого в 1767 г. перенесен в Воскресенский собор. В настоящее время значительная часть иконостаса утрачена, только его небольшая часть находится в коллекциях лучших музеев России.