Показать регионы

Блинов Федор Абрамович

Биография

24 июля (5 августа) 1827 года — 24 июня (7 июля) 1902 года
Русский изобретатель-самоучка, создатель первого в мире гусеничного трактора.
Федор Абрамович Блинов родился в 1827 году в селе Никольское Вольского уезда Саратовской губернии (ныне в Вольском районе Саратовской области) в семье крепостного крестьянина, работавшего в кузнице у помещика. От отца он перенял опыт по ремонту сельскохозяйственного инвентаря, овладел слесарным, столярным, кузнечным и шорным делом.

До второй половины 1840-х годов Ф. А. Блинов, будучи крепостным, неотлучно жил в Никольском. В связи со случившейся в Поволжье сильной засухой, приведшей к голоду, ему удалось получить от помещика отпускную.

На Волге Ф. А. Блинов первоначально работал бурлаком. В 1850 году ему удалось поступить кочегаром на пароход «Геркулес». Вскоре он хорошо изучил паровую машину судна и был переведен из кочегаров в помощники машиниста, а в 1855 году стал машинистом. К этому времени Ф. А. Блинов стал известным на Волге опытным мастером по ремонту оборудования. В 1870-х годах механиком была усовершенствована конструкция машин парохода «Геркулес», за которую он получил благодарность и премию.

В 1877 году Ф. А. Блинов вернулся в Никольское, где занялся свободной творческой деятельностью. В 1878 году Ф. А. Блинов подал в Департамент торговли и мануфактур патентную заявку на изобретение и в 1879 году получил авторскую привилегию (патент) на «вагон с бесконечными рельсами». Им был изготовлен «вагон» на гусеничном ходу, напоминавший железнодорожный вагон с деревянным кузовом. «Бесконечные рельсы» вагона представляли собой замкнутые железные ленты, состоящие из отдельных звеньев. Вагон имел 4 опорных колеса и четыре ведущие звездочки. Он приводился в движение конной тягой и, по существу, представлял собой гусеничный прицеп.

Успех гусеничного прицепа конструкции Ф. А. Блинова привел его к мысли о создании самоходной повозки, работающей на паровом двигателе. В 1881 году он переехал из Вольска в Балаково, где к 1883 году организовал собственное машиностроительное предприятие, производившее, в основном, пожарные насосы.

В 1881-1888 годах Ф. А. Блинов работал над проектом «самохода» на гусеничном ходу. Он имел устройство по типу вагона, в котором была установлена паровая машина мощностью 12 л. с. При этом машина развивала скорость 3 версты в час (3,2 км/час). «Самоход» Ф. А. Блинова выставлялся на сельскохозяйственной выставке в Саратове (1889).

К 1895 году Ф. А. Блинов существенно доработал свой проект. Созданный им первый в мире трактор экспонировался на открывшейся в 1896 году в Нижнем Новгороде Всероссийской промышленной и художественной выставке. Автор «паровоза для грунтовых дорог» был отмечен грамотой «За трудолюбие».

На Нижегородской выставке Ф. А. Блинов детально ознакомился с экспонировавшимися там двигателями внутреннего сгорания. Изобретатель пришел к выводу, что замена ими паровых машин, использовавшихся на гусеничных самоходах, значительно упростила бы конструкцию последних и улучшила бы их технико-экономические показатели. Ф. А. Блиновым был создан новый тип четырехтактного двигателя внутреннего сгорания, работавшего на сырой нефти. Однако соединить в одно гусеничный трактор и новый двигатель внутреннего сгорания Ф. А. Блинов не успел. Он скончался в Балаково 24 июня (7 июля) 1902 года и был похоронен рядом со своей фабрикой.

25 декабря 2009 года Решением Совета муниципального образования город Балаково № 142 Федору Абрамовичу Блинову, создателю первого в мире гусеничного трактора, было посмертно присвоено звание «Почетный гражданин города Балаково».

Имеет отношение к населенным пунктам:

Родился в селе Никольское Вольского уезда Саратовской губернии в 1827 году. Жил здесь до середины 1840-х годов и в 1877-1879 годах. В 1899 или 1900 годах при его содействии в Никольском была открыта «Фабрика нефтяных двигателей и пожарных насосов «Благословение», владельцем которой стал сын изобретателя П. Ф. Блинов.
Жил и работал в Вольске в 1879-1881 годах.
В 1889 году экспонировал прототип своего парового трактора на сельскохозяйственной выставке в Саратове.
В 1896 году экспонировал свое изобретение на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде, был удостоен грамоты «За трудолюбие».
Жил и работал в Балаково в 1881-1902 годах. Скончался и похоронен в Балаково. 25 декабря 2009 года Решением Совета муниципального образования город Балаково № 142 ему было посмертно присвоено звание «Почетный гражданин города Балаково».