Показать регионы

Костомаров Николай Иванович

Биография

4 (16) мая 1817 года — 7 (19) апреля 1885 года
Выдающийся историк, этнограф и писатель середины XIX века.
Детство и юность

Николай Иванович Костомаров родился в 1817 году в семье русского помещика Ивана Петровича Костомарова и Татьяны Петровны Мельниковой в слободе Юрасовка Острогожского уезда (Воронежская губерния). Интересно, что мать Костомарова прежде была украинской крепостной, поэтому ее брак с Костомаровым считался неравным. Будущий выдающийся публицист родился вне брака: родители поженились уже после его рождения, причем законы Российской империи сделали Костомарова крепостным своего собственного отца. И хотя Костомаров-старший искренне хотел усыновить и освободить своего собственного ребенка, сделать этого он уже не успел. По воле рока в 1828 году Николай Костомаров стал сиротой, когда отец был убит своими же дворовыми людьми, которые перед убийством успели ограбить Костомарова.

Семья до потери кормильца была достаточно благополучной. Иван Петрович, вознамерившись жениться на Татьяне Петровне, предварительно отправил ее на обучение в частный пансион. Венчание Костомаровых состоялось в сентябре 1817 года – через четыре месяца после рождения сына. Отец, любитель французской литературы, успел дать сыну зачатки блестящего воспитания и эрудиции. Это принесло свои плоды. Так, во время обучения в московском пансионе, юный Костомаров был прозван «чудо-ребенком» за свою потрясающую память и сообразительность.

Смерть Костомарова-старшего поставила семью в крайне затруднительное положение – как с финансовой, так и с юридической точки зрения. Сын не мог наследовать имущество родного отца, так как тот не успел усыновить ребенка. Более того, отныне судьбой мальчика распоряжались его ближайшие родственники – племянники Ровневы, которые, судя по скупым воспоминаниям Костомарова, были крайне мелочными и жестокими в обращении людьми. В конце концов, Татьяна Петровна отдала всю землю, оставшуюся в ее распоряжении после смерти супруга, и выкупила свободу своего ребенка.

Оплачивать обучение сына в московском пансионе Татьяна Петровна уже не могла: наследства, оставленного мужем, на это явно не хватало. Дело было в том, что львиная часть имущества была присвоена себе убийцами Костомарова, которые впоследствии успели поживиться даже тем немногим, что осталось у неполной семьи. Единственной доступной на тот момент возможностью дать сыну хоть какое-то образование был пансион в Воронеже, поближе к дому. Сам Костомаров вспоминал, что мучился от тоски на занятиях в этом пансионе и едва высиживал скучнейшие уроки, которые по сути ничего ему не давали. Увы, денег, которыми располагала Татьяна Петровна, было недостаточно для оплаты элитного учебного заведения, а уровень преподавания в Воронеже был действительно низким. Мальчик едва продержался там два года, после чего был отчислен за дурное поведение. Проучившись некоторое время в местной гимназии, Костомаров поступил на историко-филологический факультет Харьковского университета.

Требовательность Костомарова и здесь очень часто приводила его в недовольство. Так, манера чтения некоторых лекторов вводила его в тоску, а кое-кто, напротив, казался ему чересчур напыщенным. Тем не менее, Костомаров вскоре нашел отдушину в напряженной самостоятельной работе. В это время обнаружился его потрясающий талант к иностранным языкам. Он поочередно изучил латынь, французский и итальянский языки, увлекался классическими сочинениями, потом обратился к музыке. У себя в деревне Костомаров активно занимался катанием на лодке, охотой, верховой ездой.

1835 год был в биографии Костомарова поворотным: в Харьковском университете в это время появились новые профессора. Валицкий преподавал греческую литературу, а Лунин читал лекции по всеобщей истории. Костомаров, прежде с предубеждением относившийся к большинству лекторов, неожиданно нашел их манеру чтения очень захватывающей. Особенно ему полюбились лекции Лунина, под влиянием которых он стал активно заниматься историей. Костомаров теперь дни и ночи проводил за чтением всевозможных исторических пособий и монографий. Всегда известный своей закрытостью, он практически полностью ограничил и без того редкое общение с друзьями и приятелями. Можно сказать, что история полностью поглотила его. Было ли это обусловлено тем, что он признавал Лунина своим авторитетом? Скорее всего, роль сыграла и врожденная склонность к истории.

Тогда же, проводя дни и ночи за неустанным чтением, Костомаров стал задаваться вопросом, который впоследствии обусловит всю его будущую карьеру. Его задевало, что он, прочтя сотни книг, знал немало имен высших государственных деятелей, а люди в своей массе всегда были абстрактным «народом» – без прав на собственное место в истории. Именно в живом народе, как впоследствии писал сам Костомаров, нужно изучать историю.

Между прочим, в университете Костомаров открыл для себя украинский язык. Выражение это отнюдь не фигуральное: до Харькова он не знал, ни что из себя представляет Украина, ни на каком языке она говорит. Научившись писать по-украински, Костомаров даже выпустил несколько книг, печатаясь под псевдонимом Иеремия Галка.

В 1840 году он сдал магистерский экзамен по истории. Спустя два года вышла его диссертация «О причинах и характере унии в западной России», с которой был связан довольно крупный по тем временам скандал. Харьковский архиепископ Иннокентий счел содержание книги достойным возмущения, и Министерство народного просвещения велело ее сжечь. Но уже в 1843 году Костомаров написал другую работу, посвященную русской народной поэзии. В этот раз все обошлось без происшествий. А Костомаров, тем временем, активно сближался с кружком юных украинцев, которые мечтали о возрождении украинской литературы.

Расцвет жизненных сил и идея народничества

Успех второй диссертации буквально окрылил Костомарова. Ученый немедленно начал работу над историей Богдана Хмельницкого. Исследовательский энтузиазм и желание непременно увидеть места, где когда-то вершилась история, привели его в Ровно, где он преподавал в гимназии, а потом и в Киев. Киевляне высоко оценили профессионализм молодого ученого и дали ему место преподавателя русской истории. С 1846 года Костомаров стал вести лекции в Киевском университете, причем, по отзывам слушателей, Николай Иванович пылко отдавался своему делу, стараясь каждое занятие сделать уникальным. Экспрессивная манера повествования позволила его лекциям пользоваться большим спросом среди студентов.

В Киеве Костомаров не только не забыл прежде волновавшие его идеи народности, но и нашел многих своих единомышленников. Среди них оказались впоследствии столь известные деятели, как Шевченко, Маркевич, Кулиш и многие другие. Впоследствии идея об украинской народности получила дальнейшее развитие. Костомаров и его сподвижники стали мечтать о так называемой взаимности славянских народов. Сторонников этой идеи становилось все больше и больше. Очень скоро количество желающих претворить ее в жизнь оказалось столь значительным, что был образован кружок, известный как Кирилло-мефодиевское братство. Тем нее менее, юным энтузиастам пришлось дорого заплатить за открытость своих идей и желание принять в клуб любого проходящего мимо. Один из студентов, оказавшийся шпионом, донес на организацию, все члены которой были арестованы в 1847 году.

Так, деятельность Костомарова привела его в Петропавловскую крепость, где он просидел целый год. В заключении Костомаров понял, что в реальности его идеям пока не прижиться. Но даже тюрьма не отвергла в нем взращенные в юности идеалы и убеждения. В Саратове, куда Костомаров был направлен после своего годичного заключения, ему категорически запрещалось заниматься преподавательской и публицистической деятельностью. Николай Петрович продолжил писать «Хмельницкого» и временно затих, не контактируя с прежними знакомыми и сподвижниками: полицейские, под надзором которых он вскоре оказался, пристально и постоянно следили за деятельностью «опасного элемента».

Затишье Николая Ивановича продолжалось до 1855 года, когда ему было разрешено вернуться в Петербург. Эту возможность он использовал для того, чтобы окончить свой многолетний литературный труд. Полицейский надзор, как и запрет на публикации, был наконец снят. В 1859 году Костомаров вернулся к преподаванию в университете.

Это время, бесспорно, считается самым плодотворным периодом в жизни Николая Ивановича Костомарова. В ученых кругах его имя уже имело определенный вес. Его работы и исследования пользовались авторитетом в ученых кругах. Можно сказать, что к началу 1860-ых гг. окончательно сформировались его историко-политические взгляды, которые, надо заметить, шли вразрез с известной в то время концепцией историка Соловьева и школы славянофилов. Костомаров по-прежнему горел идеей, согласно которой историю надлежало изучать при помощи и через мнение народа, который, к слову, медиевист Арон Гуревич, однажды назовет «безмолвствующим большинством». Целью Костомарова как исследователя стало не только изучение характера русского государственного строя, но и условий, которые привели к его образованию. Как следствие, история становления русского государства в работах Костомарова рисовалась в гораздо более мрачных красках, нежели в работах других, современных ему исследователей. Несмотря на то, что Костомаров неоднократно подвергался критике за свои смелые рассуждения, «простой народ» проникся к нему огромной симпатией. Интересно, что его университетские лекции посещали не только сами студенты, но и слушатели с улицы, которых завораживала «живая» манера чтения Костомарова.

В 1861 году петербургский университет был закрыт из-за студенческих волнений. В ответ на эту меру Костомаров вместе с другими профессорами организовал публичные лекции. Подобные мероприятия проходили около года, пока один из профессоров, также принимавший участие в чтении, не был выслан из Петербурга. Вскоре после этого администрация города запретила чтение лекций.

По сути, преподавательская деятельность была на этом для Костомарова окончена. Несмотря на то, что впоследствии его неоднократно приглашали преподавать в Киев и в Харьков, ученый отныне решил сосредоточиться на написании литературных трудов. Во многом это было продиктованным извне – министерство народного просвещения снова стало подозревать Костомарова в политической неблагонадежности.

Костомаров, разочарованный ударами судьбы, полностью ушел в публицистику. Казалось, он и забыл про то, что когда-то было смыслом его жизни. В лекциях Костомарову отныне было отказано. Возможно, поэтому он с таким успехом взялся за работы, посвященные древнему периоду истории: слишком неприятными для него оказались события современности.

В 1860-е – 1870-е гг. из-под его руки выходят «Смутное время московского государства», «Севернорусские народоправства», а также «Русская история в жизнеописаниях главнейших ее деятелей».

Закат

В середине 1870-х гг. здоровье Костомарова сильно пошатнулось. К сожалению, это отразилось и на творческом наследии Николая Ивановича. Критики последних его работ сообщали, что им не хватало живости и легкости, присущей стилю Костомарова. Его исследования превратились в сухие, скупые очерки, больше напоминающие отчеты. Костомаров и сам понимал, что лучшее было позади, но остановиться не мог: Костомаров слишком привык долго и напряженно работать. До самой своей смерти 7 апреля 1885 года он каждый день с утра до ночи проводил за рабочим столом. Похоронен Николай Иванович в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище.

Имеет отношение к населенным пунктам:

Родился в слободе Юрасовке Воронежской губернии, здесь прошло детство будущего историка.
Весной 1847 г. был арестован за участие в обществе «Кирилло-мефодиевское братство» и заключён в Петропавловскую крепость, где отбывал наказание в течение года. Много лет жил, работал и преподавал в Санкт-Петербурге. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
С 1848 г. после заключения в Петропавловской крепости долгие годы жил и работал в Саратове под надзором местной полиции.