Показать регионы

Макаров Степан Осипович

Биография

27 декабря 1848 года (8 января 1849 года) — 31 марта (13 апреля) 1904 года
Выдающийся русский флотоводец, вице-адмирал (1896). Герой Русско-японской войны 1904-1905 годов. Океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель.
Степан Осипович Макаров родился 27 декабря 1848 года (8 января 1849 года) в городе Николаеве Херсонской губернии (ныне на Украине) в семье Осипа Федоровича Макарова (1813-1878), прапорщика флота, выслужившегося из солдат.

В 1858-1865 годах С. О. Макаров учился в Морском училище в Николаевске-на-Амуре. Окончил курс первым по успеваемости, в 1867 году был произведен в гардемарины с зачислением в воспитанники Морского кадетского корпуса и назначен в 1-й флотский экипаж на Балтике. В 1869 году С. О. Макаров был произведен в мичманы.

С. О. Макаров служил на кораблях Тихоокеанского, затем – Балтийского флота, в 1871 году был произведен в лейтенанты. Во время службы на броненосной лодке «Русалка» он исследовал проблемы непотопляемости кораблей.

В 1876 году С. О. Макаров был переведен на Черноморский флот, вступил в командование вооруженным пароходом «Великий князь Константин». Выдвинул идею переоборудования парохода для перевозки минных катеров, чем положил начало развитию нового класса кораблей – миноносцев. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов осуществил свою идею и провел ряд успешных атак турецких кораблей шестовыми минами, а также впервые использовал самодвижущуюся мину-торпеду Уайтхеда. Менее чем за год получил шесть наград: Георгиевское оружие, ордена Святого Владимира 4-й степени и Святого Георгия 4-й степени, чин капитан-лейтенанта, капитана 2-го ранга, звание флигель-адъютанта.

После окончания войны С. О. Макаров занимался эвакуацией войск, а в 1880-1881 годах был привлечен генералом М.Д.Скобелевым к участию во 2-й Ахалтекинской экспедиции. На новом театре военных действий он организовывал водную доставку грузов и припасов из Астрахани в Красноводск.

В 1881 году, командуя пароходом-стационаром «Тамань», С. О. Макаров провел гидрологические работы в проливе Босфор и написал труд «Об обмене вод Черного и Средиземного морей» (1885), удостоенный премии Российской Академии наук.

В 1882-1886 годах капитан 1-го ранга С. О. Макаров служил на Балтийском флоте. В 1886-1889 годах он командовал корветом «Витязь», на котором совершил кругосветное плавание. Во время путешествия проводились систематические океанографические работы, которые были обобщены в двухтомном труде С.О.Макарова ««Витязь» и Тихий океан» (1894).

В 1890 году С. О. Макаров был произведен в контр-адмиралы и назначен младшим флагманом Балтийского флота, а в 1891 году стал главным инспектором морской артиллерии. В 1890-х годах им были изобретены бронебойные наконечники (так называемые «наконечники Макарова») к артиллерийским снарядам, значительно увеличившие их пробивную силу.

В 1894 году С. О. Макаров был назначен командующим эскадрой Средиземного моря. В 1894-1896 годах он совершил второе кругосветное путешествие: в конце 1894 из Санкт-Петербурга прибыл на Средиземное море, в 1895 году перешел с эскадрой, которой командовал, из Средиземного моря через Суэцкий канал на Дальний Восток, в 1896 году - через Тихий океан в Северную Америку, проехал через США и через Атлантический океан вернулся в Россию.

В 1896 году С. О. Макаров был произведен в вице-адмиралы и стал командующим эскадрой Балтийского флота. Им была выдвинута идея создания мощного ледокола для исследования Арктики. В 1897-1898 годах С. О. Макаров руководил постройкой на верфях в Ньюкасле (Великобритания) созданного по его проекту первого мощного ледокола «Ермак». В 1897 году им был опубликован капитальный труд «Рассуждения по вопросам морской тактики», в котором были изложены основы тактики парового броненосного флота, обоснованы необходимость взаимодействия артиллерийских и минно-торпедных кораблей в бою, целесообразность применения кильватерного строя в боевых порядках броненосных эскадр, сформулированы принципы противоминной и противолодочной обороны.

В октябре 1898 года С. О. Макаров принимал участие в спуске на воду ледокола «Ермак». В марте 1899 года на «Ермаке» флотоводец перешел из Ньюкасла в Кронштадт, преодолев льды Финского залива, затем совершил поход в Ревель (ныне Таллин в Эстонии). В июне-августе 1899 года С. О. Макаров совершил на «Ермаке» два пробных арктических рейса в район Шпицбергена. В 1901 году он плавал в Баренцевом море в тяжелых ледовых условиях, дважды подходил к Земле Франца-Иосифа и северо-западному берегу Новой Земли.

С началом русско-японской войны 1904-1905 годов С. О. Макаров был назначен командующим Тихоокеанской эскадрой и 24 февраля (8 марта) 1904 года прибыл в Порт-Артур. Флотоводец успешно руководил действиями кораблей при обороне Порт-Артура. 31 марта (13 апреля) 1904 года С. О. Макаров погиб на внешнем рейде Порт-Артура при подрыве на мине броненосца «Петропавловск».

Имеет отношение к населенным пунктам:

В 1858 году переехал в Николаевск-на-Амуре в связи с переводом отца на Сибирскую флотилию. 1858-1865 годах учился в Морском училище в Николаевске-на-Амуре.
В 1861 году на винтовом клипере «Стрелок» и винтовом транспорте «Манчжур» ходил из Николаевска-на-Амуре в залив Де-Кастри и порт Дуэ.
В 1867 году впервые прибыл в Кронштадт на корвете «Аскольд» в составе эскадры контр-адмирала Ф.С.Керна. Жил в Кронштадте в годы службы на Балтике (1867-1876 и после 1882 года). В марте 1899 года привел в Кронштадт ледокол «Ермак». В 1899-1904 годах был главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором Кронштадта.
Неоднократно посещал Санкт-Петербург в годы службы на Балтике (1867-1876 и 1882-1904). В 1890-х годах проживал в Санкт-Петербурге.
В июне 1871 года посещал Владивосток на паровой шхуне «Тунгус».
Посещал Сочи на вооруженном пароходе «Великий князь Константин» в декабре 1877 года.
Узнать стоимость написания