Показать регионы

Маресьев Алексей Петрович

Биография

7 (20) мая 1916 года — 18 мая 2001 года
Летчик, гвардии старший лейтенант, в годы Великой Отечественной войны потерявший ступни обеих ног из-за гангрены, но продолжавший защищать небо Родины. Герой Советского Союза, совершивший 86 боевых вылетов и сбивший одиннадцать самолетов противника.
Детство и юность

20 мая 1916 года в многодетной семье Маресьевых родился третий ребенок – мальчик, названный Алексеем. Из всех детей он был самым слабым, часто болел малярией, отчего его кожа имела желтоватый оттенок. Это делало его очень похожим на китайца, а не на русского ребенка, и, как позднее вспоминал сам А. Маресьев, это было очень необычно, ведь семья жила не на Дальнем Востоке, где желтый оттенок кожи был не в диковинку, а в русской глубинке – городе Камышине Саратовской губернии (теперешней Волгоградской области).

Шла Первая мировая война, и отец семейства Петр Маресьев вскоре после рождения младшего сына ушел на фронт. Вернулся он оттуда через полтора года с многочисленными ранениями, сильно сказавшимися на его здоровье. Недолго радовался солдат подрастающим сыновьям – в 1919 году он умер, оставив жену Екатерину с мальчиками – Петром, Николаем и младшим – Алексеем, которому только исполнилось три года, почти без средств к существованию.

Для семьи солдата настали трудные времена. В недалеком прошлом распалась Российская империя, по стране прокатился угар первых лет рабоче-крестьянской власти. Волна перемен докатилась и до Камышина, где мать мальчиков – Екатерина Никитична работала уборщицей на Камышинском деревообрабатывающем заводе. Ее более чем скромная зарплата не давала возможности семье Маресьевых жить на широкую ногу. Экономили практически на всем. Но именно благодаря матери Алексей научился с детства трудиться и преодолевать трудности, воспитывая в себе силу воли и твердый характер. Через много лет для А. П. Маресьева главным положительным качеством человека станет добросовестное отношение к своей работе.

Отца Алеша помнил смутно, но по рассказам матери и старших братьев образ трудолюбивого и настойчивого в достижении целей человека, каким был Маресьев-старший, прочно укрепился в сознании мальчика. Упорство Алексей унаследовал от отца. Поэтому, когда после частых приступов малярии здоровье Алексея, от рождения слабое, еще больше ухудшилось – стали частыми суставные и головные боли, иногда такой силы, что мальчик не мог даже встать с кровати, он, свыкнувшись с болью и стойко преодолевая ее, старался держаться и по мере своих сил помогать матери и братьям. Окончив восьмилетку, парень поступил в ФЗУ при лесозаводе, выучился, и со специальностью слесаря начал работать на этом же предприятии.

С самого детства единственным большим увлечением Алексея было небо. В мечтах он часто рисовал себе, как взмывает ввысь в блестящем на солнце самолете. Поэтому после получения специальности он решил подать документы в Московский авиационный институт. К сожалению, из-за проблем со здоровьем мечту о небе пришлось отложить на неопределенное время.

Юность Алексея пришлась на трудное, но интересное время – молодое советское государство начало создание крупной, технически развитой промышленности. Возводились металлургические комбинаты, заводы тяжелого машиностроения, автомобильные, тракторные заводы, новые промышленные районы. В 1930 году правительство приняло решение об освоении Дальневосточного края и строительстве на левом берегу реки Амур судостроительного завода и города. Уже в 1932 году ударными темпами закипела работа, а в 1934 году по комсомольской путевке в составе группы энтузиастов в таежный край приехал Алексей Маресьев. Новый город Комсомольск-на-Амуре рос очень быстро – молодые, активные и легкие на подъем парни валили лес, возводили бараки, а после – жилые кварталы, школы и спортивные сооружения. В «городе юности», как называли его сами комсомольцы-строители, они создали аэроклуб, в который одним из первых записался Алексей и начал постигать азы авиатехники. Работу мотористом-дизелистом на водном транспорте, куда его перевели со стройки, парень совмещал с учебой в аэроклубе.

В 1937 году Алексея призвали в ряды Красной Армии. Он сам попросился в авиацию, ведь влажный дальневосточный климат и активная работа на свежем таежном воздухе помогли забыть обо всех проблемах со здоровьем – Алексей Маресьев был здоров.

Начинал службу будущий летчик-ас техником в 12-ом авиационном пограничном отряде на Сахалине, благо занятия в аэроклубе в Комсомольске-на-Амуре не прошли даром – парень хорошо знал материальную часть самолета и мог на слух определить малейший сбой в работе механизмов боевой машины. В 1939 году Алексея направили в авиационную школу в г. Батайске Ростовской области, которую он, будучи в числе самых способных учеников, блестяще закончил в 1940 году в звании младшего лейтенанта. По предложению руководства Батайской авиационной школы А. П. Маресьев остался работать летчиком-инструктором.

Военные годы

Известие о вероломном нападении фашистской Германии на Страну Советов застало А. Маресьева в Батайске. Парень сразу написал рапорт о направлении его на фронт, но руководство летной школы не сразу отпустило грамотного инструктора – стране нужны были хорошо обученные летчики. Только в конце лета первого военного года А. Маресьев попал на Юго-Западный фронт, где 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога и получил боевое крещение. Счет сбитым немецким самолетам Алексей Маресьев открыл в начале 1942 года. Первым оказался военно-транспортный «Юнкерс-52». Вскоре список сбитых самолетов противника пополнился еще тремя машинами. В марте 1942 года боевого летчика перевели на Северо-Западный фронт в 580-й истребительный авиаполк.

С января 1942 года Красная Армия вела ожесточенные бои в районе поселка Демянск (теперешняя Новгородская область), постепенно сжимая кольцо вокруг частей и соединений группы армий «Север». В феврале шесть дивизий вермахта численностью более чем 100 000 солдат оказались в «котле». Снабжение окруженных войск противника велось по воздуху. На два немецких аэродрома, расположенных в Демянске и небольшом селе Пески, ежедневно самолетами доставлялось продовольствие, боеприпасы и живая сила. С целью ликвидации воздушного коридора в небо поднимались советские истребители.

4 апреля 1942 года во время очередного вылета на боевое задание над Демянским плацдармом самолет Алексея Маресьева был подбит. Опытный летчик попытался дотянуть машину до замерзшего лесного озерца, но ее мощности оказалось недостаточно и самолет упал на деревья. Тяжелораненый, с простреленными ногами, Алексей Петрович начал свой долгий путь к линии фронта по оккупированной немцами территории.

18 дней и ночей отважный летчик боролся за жизнь, один, в лесу, практически без надежды на спасение. Но непреодолимое желание жить оказалось сильнее мучительной боли, голода, холода и усталости. Сильная воля не позволила ему расслабиться и запаниковать. А упорство, унаследованное от отца, умение переносить любую боль, опыт выживания в тайге (пригодились способности, приобретенные при строительстве Комсомольска-на Амуре) оказались теми составляющими, благодаря которым Алексей Маресьев выжил. Ползком, питаясь замерзшими лесными ягодами, шишками и корой деревьев, пробирался он в расположение советских частей. Перебитые ноги непрерывно болели, расцарапанные руки отказывались слушаться, от голода и начинающейся лихорадки отключалось сознание, но летчик, сцепив зубы, полз и полз.

На 19-е сутки противостояния со смертью Алексей добрался до деревни Плав Кисловского сельского совета Валдайского района, где его вначале заметили местные жители – отец с сыном. Но когда летчик от ранения и усталости не смог объяснить, что он русский, они побоялись оказать ему помощь и вернулись домой. Слухи о странном человеке в лесу быстро распространились среди мальчишек. Два друга – Сережа Малин и Саша Вихров решили сами посмотреть на него и отправились на поиски. Именно этим мальчишкам Алексей Маресьев обязан жизнью.

Это случилось 22 апреля 1942 года. Отец Саши Вихрова на подводе привез летчика в свой дом и деревенские жители стали ухаживать за раненым. Дочь хозяина дома – Ольга Вихрова накануне войны окончила школу медсестер и немного разбиралась в медицине. Поэтому она отпаивала раненого молоком и, зная, что после продолжительного воздержания от пищи нельзя обильно кормить больного, следила за его рационом, втирала в ноги летчика жир. Ни врача, ни медикаментов в деревне не было, а простреленные и обмороженные ноги поразила гангрена. Через два дня за А. Маресьевым прибыл самолет У-2, пилотируемый старшим лейтенантом А. Н. Дехтяренко, который и вывез Алексея Петровича с оккупированной немцами территории.

Летчика отправили в московский госпиталь. Его общее состояние было критическим – заражение крови и гангрена прогрессировали. Опытный хирург Николай Наумович Теребинский, обследовав больного и не обращая внимания на плохие прогнозы, решил прооперировать его, ампутировав ноги в области голеней. Придя в сознание после операции, Алексей Маресьев услышал приговор врачей – «Жить будешь, летать - нет!». Это так потрясло и расстроило боевого летчика, что он решил для себя – «Вернусь в строй». Тем более, что один такой прецедент в России уже был – боевой летчик А. Н. Прокофьев-Северский, потеряв в Первую мировую войну правую ногу, смог вернуться в строй, принимал участие в воздушных схватках и одержал 13 побед.

Больше года Алексей Маресьев проходил сначала лечение, затем реабилитацию в санаториях, участь заново ходить... на протезах. Зажившие культи ног саднили и кровоточили, каждый шаг доставлял невыносимую боль, но А. Маресьев упорно продолжал тренироваться, готовясь управлять самолетом с протезами вместо ног. Железная сила воли, помноженная на желание снова подняться в небо и защищать Родину, сделали чудеса. Члены медицинской комиссии, собравшиеся оформлять летчику инвалидность и списывать его из рядов действующей армии, были шокированы, увидев, с какой непринужденностью и легкостью он ходит. Алексею Маресьеву удалось полностью убедить медиков в своей физической пригодности и в начале 1943 года его направили в засекреченную летную военную школу в Чувашии, где проходили дополнительное обучение вышедшие из госпиталей летчики.

Уже в феврале 1943 года он совершил первый после ранения вылет и вскоре его рапорт о направлении на фронт был подписан командованием. В июне 1943 года А. Маресьев вернулся в строй и в составе 63-го гвардейского истребительного авиаполка принимал участие в одном из самых крупных сражений Великой Отечественной и Второй мировой войны – битве на Курской дуге. Вначале командир летного полка опасался пускать в небо недавно прибывшего после серьезного ранения летчика, да и боевые способности инвалида на протезах в небе накануне величайшего сражения были под знаком вопроса. Алексей Петрович тяжело переживал по этому поводу. Шанс проявить себя как профессионала в военной авиации дал Алексею Маресьеву командир эскадрильи А. М. Числов.

В середине лета 1943 года старший лейтенант А. Маресьев совершил уже несколько успешных боевых вылетов. За один только день – 20 июля 1943 года А. Маресьев дважды поднимал свой истребитель в небо и оба вылета оказались успешными – он спас жизнь двум своим однополчанам, сбив преследовавшие их FW-190. В тот день в авиаполк прибыл корреспондент «Красной звезды» Борис Полевой. Был самый разгар боя, уделить внимание репортеру командир полка не мог, поэтому, увидев приземлившийся самолет А. Маресьева, отправил Б. Полевого для записи интервью к нему. Летчик, пошутив, что, поскольку за каждый сбитый вражеский самолет пилоту положены 500 граммов спирта, а он сбил сразу два и целый литр спирта сам просто не осилит, пригласил Б. Полевого к себе в землянку. Запись интервью продолжалась до позднего вечера. Уже укладываясь спать, корреспондент услышал странный гремящий звук, который, как оказалось, произвели протезы Алексея Маресьева, брошенные им на ночь под кровать. Военный хроникер был настолько ошарашен увиденным, что не смог удержаться от расспросов. И после целую ночь лихорадочно записывал рассказ А. Маресьева о его 18-ти суточной борьбе со смертью в холодном лесу в районе Демянского котла. Так А. П. Маресьев стал прототипом главного героя летчика Мересьева в опубликованной в 1946 году «Повести о настоящем человеке».

24 августа 1943 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных схватках, спасение жизней двух летчиков и личное летное мастерство Указом Президиума Верховного Совета Советского Союза старшему лейтенанту А. П. Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ему ордена Ленина и медали «Золотая звезда». За всю войну отважный летчик сбил 11 вражеских самолетов – 4 до ранения и 7 после ампутации ступней ног.

В 1944 году А. П. Маресьева перевели из боевого полка в управление высших учебных заведений ВВС, где он работал летчиком-инструктором.

Послевоенные годы

В 1946 году здоровье А. Маресьева не позволило ему продолжать службу в ВВС, он был уволен в запас и последующие четыре года учил курсантов специализированной авиационной школы в Москве. Попрощался с небом Алексей Петрович в начале 1950-х годов, совершив свой последний вылет на учебном У-2.

Со всей неукротимой энергией Алексей Петрович взялся за учебу. В 1952 году он стал выпускником Высшей партийной школы при Центральном Комитете КПСС. В 1956 году, успешно окончив аспирантуру Академии общественных наук и защитив диссертацию, получил ученую степень кандидата исторических наук. А. П. Маресьев много времени уделял общественной жизни. В 1956 году его назначили ответственным секретарем Комитета ветеранов войны, а с апреля 1983 года и до последних дней жизни Алексей Петрович работал заместителем председателя этого комитета. О событиях военных лет А. Маресьев написал книгу «На Курской дуге», которая была издана в 1960 году. В 1978 году ему присвоено звание полковника. В 1989 году он стал народным депутатом Верховного Совета СССР. Последние годы своей жизни легендарный летчик руководил Общероссийским фондом инвалидов ВОВ. Он был частым гостем в школах и техникумах и его встречи с детьми и молодежью всегда проходили в теплой, душевной обстановке.

Заслуги А. П. Маресьева перед Родиной были отмечены многочисленными орденами и медалями. Он – почетный гражданин нескольких городов России – Камышина, Комсомольска-на-Амуре, Орла и болгарского города Стара-Загора. Его имя носят молодежные патриотические клубы, общественный фонд, московские школы № 760 и № 89, улицы и площади многих российских городов.

18 мая 2001 года, накануне 85-летия со дня рождения легендарного летчика Театр российской армии готовился к торжествам. Специально для этого из музея авиации в Монино привезли и установили на сцене настоящий самолет американского производства «Кобра», летать на котором мечтал в конце войны Алексей Петрович. И специально для встречи с ним в Москву приехала та самая девушка Оля Вихрова, которая много лет назад отпаивала молоком раненого летчика в далекой валдайской деревне Плав. Но Ольге Михайловне, как и всем собравшимся в зале, не удалось повидаться с ним. Так случилось, что именно в тот день сердце героя не выдержало – незадолго до начала торжеств он скончался от инфаркта в московской больнице. А юбилейный вечер, начавшийся с минуты молчания, все-таки состоялся.

Похоронен А. П. Маресьев на Новодевичьем кладбище в Москве. 23 февраля 2005 года на его могиле был установлен памятник. А 20 мая 2006 года в 90-й день рождения легендарного аса военных лет на его родине – в городе Камышине в торжественной обстановке был открыт бронзовый памятник. Автором памятника стал заслуженный художник России, скульптор С. Щербаков.

Подвиг мужества, героизма, необыкновенная сила воли и упорство, проявленные в годы войны простым парнем из обыкновенной рабочей семьи служат неоспоримым доказательством возможности преодоления самых тяжелых трудностей и препятствий на пути к поставленной цели.

Имеет отношение к населенным пунктам:

Уроженец Камышина, почетный гражданин города (3 сентября 1968 г.).
С 1939 года проходил обучение в авиационной школе в городе Батайске, отсюда был направлен на фронт.
С 1934 года работал в Комсомольске-на-Амуре по комсомольской путевке. Одним из первых записался в созданный в городе комсомольцами аэроклуб. Почетный гражданин Комсомольска-на-Амуре (7 июня 1977 г.).
Почетный гражданин города Орла (25 апреля 1990 г.).
После падения самолета и тяжелого ранения 4 апреля 1942 года на 19-е сутки А. Маресьев добрался до деревни Плав, где ему оказали помощь местные жители.
В послевоенные годы проживал в Москве. Народный депутат Верховного Совета СССР (с 1989 г.). Руководитель Общероссийского фонда инвалидов Великой Отечественной войны. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.