Показать регионы

Плотников Виктор Иннокентиевич

Биография

1 апреля 1925 года — 1978 год
Советский художник, доктор искусствоведения. Профессор института имени И. Е. Репина.
Виктор Иннокентиевич Плотников родился в 1 апреля 1925 г. в Сибири, в селе Листвянка Новониколаевской губернии (ныне Черепановский район Новосибирской области) в большой семье протоиерея отца Иннокентия (Плотникова).

Известно, что с конца ХVIII века тяга к книжности была семейной традицией, и детей в ней старались выучить хотя бы «на медные деньги». Духовным наследством стали пытливое стремление к истине, воля в отстаивании своих взглядов. В 1937 г. отец-священник, основатель первой приходской школы в Листвянке, был репрессирован по сфабрикованному политическому обвинению и расстрелян (реабилитирован в 1959 г.). Семья с матерью Марией Викторовной переехала в город Искитим в 1940 г. Здесь Виктор в годы войны окончил среднюю школу, одновременно заменяя учителя младших классов. Затем поступил на архитектурный факультет Новосибирского строительного института.

Выставка произведений Третьяковской галереи, экспонировавшаяся в Новосибирске, произвела на юношу столь сильное впечатление, что он решил изучать искусство и уехал учиться в Ленинград. Плотников получил художественное образование в Таврическом училище, которое окончил c отличием в 1948 г. в первом послеблокадном выпуске. Не имея материальной поддержки в трудные послевоенные годы, он мог существовать, лишь сочетая учебу с вечерней работой в детских студиях изобразительного искусства. Такое совмещение оказалось возможным только на искусствоведческом факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, что окончательно определило профессиональную судьбу Плотникова. Хотя занятия с детьми отнимали много времени, преподавал он так же увлеченно, как и учился, и это помнят его ученики.

В 1954 г. Плотников окончил с отличием институт и стал аспирантом. «23 февраля 1955. Сегодня был у научного руководителя по поводу индивидуального плана. Работа предстоит сложная, даже сложнейшая: искусство Карело-финской республики. Надо справиться. Начать изучать край с истории, географии, этнографии. Попутно – художественную литературу (…) Изучать эпос и фольклор. Эта-то сложность и интересует», – записал искусствовед в своём дневнике. Материал был действительно непростой. Обстоятельства «странной» Финской войны оставили свой след. Нынешний журнал «Север» назывался, например, еще «На рубеже». Впервые Плотников обратился к фольклору как основе самобытности национального художественного наследия, что стало затем основной темой исследований. Кандидатская диссертация, посвященная искусству Карелии, была защищена в 1962 г., и на её основе вышла книга о карельских художниках.

В Институте имени И. Е. Репина доцент В. И. Плотников разработал и читал курс «История дореволюционного искусства народов СССР», со временем обобщенный в первую вузовскую программу (1979). Уникальность этого курса заключалась в комплексном методе изучения искусства очень разных по культурным традициям народов Советского Союза. Много лет Плотников руководил дипломниками и аспирантами из различных республик и регионов большой страны. Во многих отдаленных краях его ученики, иногда – одногодки, стали первыми квалифицированными специалистами по изобразительному искусству. Под научным руководством Плотникова защитили свои диссертации кандидаты искусствоведения из Литвы, Латвии, Армении, Якутии, Алтая. Уважение к самобытной культуре разных народов, доброжелательная атмосфера и высокая научная требовательность – эти черты определили высокий авторитет искусствоведа среди коллег и учеников. После распада СССР выпускники Института имени И. Е. Репина, ведущие специалисты в своих государствах, не стали ни проводниками имперского мышления, ни национальными экстремистами.

Рано определившиеся научные интересы Плотникова воплотились на основе собранного им богатого фактического материала в его докторской диссертации «Фольклор как проблема художественного наследия в русском изобразительном искусстве второй половины ХIХ века» (1975), изданной посмертно монографией. Исследование выходит за рамки собственно искусствоведения, в нем привлекается история русской общественной мысли, эстетики, литературной критики. Опыт изучения разных национальных художественных школ позволил проследить закономерность обращения к фольклору как духовному источнику самосознания народа. В книге по-новому освещены известные факты русского искусства на основе открытых автором архивных источников, приводятся ранее неизвестные или малоизвестные произведения художников. По оценке доцента Института имени И. Е. Репина И. Г. Романычевой, «Книга Плотникова является уникальным научным трудом в искусствознании».

Плотников был научным редактором учебника Института имени И. Е. Репина «История русского искусства», рецензентом трудов других исследователей. Он входил в состав различных редакционных и художественных советов, методической комиссии Академии художеств, архивного и библиотечного советов. Ученый уделял большое внимание проблемам современного искусства и художественной критики. Он дважды избирался и до конца дней был председателем секции критики и искусствоведения и членом Президиума правления Ленинградской организации Союза художников (ныне СПбСХ) и членом Президиума правления Союза художников СССР, работал в составе комиссии по критике, искусствоведению и печати.

Интересно художественное творчество Плотникова. Он был участником городских и зональных выставок изобразительного искусства. Живописной стороне его дарования не суждено было раскрыться полностью: наука, преподавание, общественная работа занимали почти всё его время. Пленэрные пейзажи 1970-х гг., написанные в домах творчества «Академическая дача» и «Старая Ладога», лиричны, отмечены тонкостью цветового восприятия, передают состояние природы. Плотников стремился открыть красоту и гармонию в скромном неброском мотиве. «Увидеть обычное и понять его. Сохранить первое впечатление (…) Помнить лишь о правде виденного (…) Правда, только правда, без расчета удивить», – записал он в дневнике. Как живописец, он придавал большое значение композиционной законченности произведения. На обороте многих его этюдов маслом бегло набросаны варианты композиции. Собственное творчество помогало искусствоведу глубже постичь художественную систему любимых мастеров, подтвердить свои теоретические выводы.

Творческую работу Плотникова – художника и искусствоведа трудно разграничить. В его записных книжках заметки о выставках, выступления коллег по Союзу художников чередуются с портретными набросками. Графические произведения нередко сопутствовали трудам исследователя. Так, серия рисунков и акварелей начала 1950-х гг. - иллюстративный материал к дипломной работе Плотникова «Жилая архитектура Петербурга конца ХVIII – первой трети ХIХ вв.». Зарисовки набережных с деревянными, не существующими ныне мостами, дворов с поленницами дров, памятников, хранящих следы минувшей войны, ныне интересны и как документы послевоенного времени.

Другой большой цикл 1950-х гг. создан в карельских экспедициях в ходе работы над кандидатской диссертацией. Тонкие по состоянию прозрачные акварели передают характер и своеобразную красоту северной природы. Дневники с записями маршрутов, впечатлений, зарисовками планов застройки старых деревень и памятников народного творчества позволяют точно установить время и место создания акварельных произведений. Они раскрывают образное восприятие автора: «Июль 1956 (…) бросаешь весла и слушаешь тишину. Сначала торопливо капает вода с весел. Но вот слышна далекая кукушка. Нарастает комариный писк. Потянуло ветерком и принесло звуки гармошки, далекие-далекие, как детство (…) Возвращался поздно. Поднималась в нежных сиренево-зеленоватых сумерках большая розовая луна. С болот на озеро потянулись седые космы тумана. Черные силуэты смоляных лодок, вытащенных на берег. Рыбак, стоящий на корме. Чисто живописные мотивы».

Вот еще запись: «Пришлось заночевать в какой-то старой лесной избушке. Подперев палкой дверь и кое-как отбившись от комаров, я всё-таки заснул, сбитый с ног усталостью после бестолковых блужданий по болоту в поисках дороги. Я вышел из избушки. Было серое утро, а может быть, уже день. Серое плоское небо, дымчатая зелень деревьев, на верхушках которых застряла мутная полоса сырого тумана. В круглом, как немигающий глаз, лесном озерке или, как здесь называют, «ламбушке», отображался перевернутый мир – такой же точно, и даже, казалось, ещё реальнее. Ни всплеска рыбы, ни голоса птиц. Moлчание. Было жалко тревожить всплеском воды заснувшее царство. Странным казалось присутствие постороннего человека в этом отрезанном от всего света мире. Поэзия!.. Но нужно было искать дорогу из этой сказки, так не вовремя рассказанной. Вероятно, всегда бывает так (…) Ввечеру я все же выбрался на дорогу, если назвать ею брошенные кое-как в болота брёвна. Но то молчание стоит у меня в глазах. Опять становится непонятно грустно. В этой сказке и была та Карелия, в которой я навсегда «заблудился»… Я теперь понимаю сказку. Это жизнь, которую видишь вдруг неожиданно».

Таких командировок в разные республики было много. Coхранились рисунки и записные книжки разных лет с зарисовками из путешествий по Средней Азии, Прибалтике, Закавказью.

Жизнь Виктора Иннокентиевича Плотникова оборвалась в автокатастрофе в научной командировке в Азербайджане, куда он поехал, чтобы обновить свой курс. Накануне отъезда он записал в дневнике осенью 1978 года: «В сущности, человеку надо немного: быть человеком, воспитать человека и не быть забытым».

Изучение искусства больших и малых народов территории тогда шестой части суши требовало от исследователя энциклопедической широты знаний разных по истокам древних культур и молодых школ. Координирующая деятельность ученого, основанная на уважении к национальной самобытности каждого этноса, остаётся актуальной и в наши дни.

В Листвянке родился брат моего отца Николай Иннокентьевич Плотников (1915–1942). Он погиб в боях под Ленинградом. Похоронен в воинской братской могиле во Мге. Участником Великой Отечественной войны, имевшим боевые награды, был старший брат Алексей Иннокентьевич Плотников (1907 Анисимово, Боровлянская волость, Барнаульскиий уезд Томской губернии – 1986 Томск).

Мария Викторовна Плотникова
Ст. научный сотрудник Государственного Русского музея


Литература:


  • В. И. Плотников. Фольклор и русское изобразительное искусство второй половины ХIХ века. Ленинград, «Художник РСФСР», 1987
  • И. Г. Романычева. Искусствовед и художник В. И. Плотников – сборник Государственного музея истории Санкт-Петербурга, «Краеведческие записки». Исследования и материалы. Выпуск 7. СПб, «Акрополь», 2000, с. 153 (ISBN 5-86585-060-1).

Имеет отношение к населенным пунктам:

Уроженец села Листвянка (ныне в Черепановском районе Новосибирской области).