Показать регионы

Прокофьев Сергей Сергеевич

Биография

11 (23) апреля 1891 года — 5 марта 1953 года
Русский и советский композитор, пианист, дирижер.
Сергей Сергеевич Прокофьев родился 11 (23) апреля 1891 года в имении Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне на Украине) в семье агронома Сергея Алексеевича Прокофьева (1846-1910).

Музыкальное дарование С. С. Прокофьева раскрылось в раннем детстве, его первые опыты композиции относятся к 5-6-летнему возрасту, в 9 лет он написал оперу. Первоначальное музыкальное образование композитор получил дома, занимаясь с матерью, а также с композитором Р. М. Глиэром, приезжавшим в Сонцовку летом 1902 и 1903 годов. К 1904 году был автором 4 опер, симфонии, 2 сонат и фортепианных пьес.

В 1904 году С. С. Прокофьев поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, где занимался по композиции у Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова, Я. Витола, фортепиано у А. Н. Есиповой, дирижированию у Н. Н. Черепнина. Окончил консерваторию в 1914 году с премией им. А. Г. Рубинштейна.

Становление С. С. Прокофьева как композитора протекало в противоречивой, сложней обстановке, отмеченной интенсивными поисками новых тем и выразительных средств во всех областях искусства. Присматриваясь к новым течениям и отчасти испытывая на себе их влияние, С. С. Прокофьев стремился к независимости и самостоятельности. Произведения, написанные за предреволюционное десятилетие, охватывают почти все жанры. Большое место занимает фортепианная музыка: 2 концерта для фортепиано с оркестром (1912, 1913, 2-я редакция 1923), 4 сонаты, циклы («Сарказмы», «Мимолетности»), токката и др. пьесы. Кроме того, в эти годы С. С. Прокофьевым были созданы две оперы («Маддалена», 1913, и «Игрок» по Ф. М. Достоевскому, 1915—16, 2-я редакция 1927), балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1915-1920), «Классическая» (1-я) симфония (1916-1917), 1-й концерт для скрипки с оркестром (1921), хоровые и камерно-вокальные сочинения.

С 1908 года С. С. Прокофьев вел регулярную и обширную концертную деятельность как пианист и дирижер - исполнитель собственных произведений. Весной 1918 года он выехал из Советской России через Японию в США. Пребывание за рубежом вместо предполагаемых нескольких месяцев продолжалось 15 лет. Первые 4 года композитор провел в поездках по Америке и Европе (главным образом Франции) в связи с постановкой своих сценических сочинений и сильно расширившейся концертной деятельностью. В 1922 году он жил в Германии, а с 1923 года - в Париже. Зарубежный период творчества С. С. Прокофьева отмечен активным интересом к театральным жанрам. Им были созданы оперы: комическая «Любовь к трем апельсинам» по К. Гоцци (1919), замысел которой возник ещё до отъезда за границу, и экспрессивная драма «Огненный ангел» по В. Я. Брюсову (1919-1927). Творческое содружество с С. П. Дягилевым, поставившим в 1921 году «Сказку про шута...», стимулировало создание новых балетов для его труппы: «Стальной скок» (1925) и «Блудный сын» (1928). В 1930 году для театра «Гранд-Опера» композитором был написан балет «На Днепре». В области инструментальной музыки наиболее значительными работами этого периода были 5-я соната для фортепиано, 3-я и 4-я симфонии (1924, 1928, 1930-1947), 3-й, 4-й и 5-й концерты для фортепиано с оркестром (1917-1921, 1931, 1932).

В 1927 году С. С. Прокофьев приезжал с концертами в СССР, выступал в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе. В 1929 году он вторично посетил СССР, в 1932 году окончательно вернулся на родину и поселился в Москве.

С 1933 года в течение нескольких лет С. С. Прокофьев вел занятия по композиции в Школе высшего мастерства при Московской консерватории. В эти годы им были созданы балет «Ромео и Джульетта» (1935-1936) и опера «Семен Котко» по повести В. П. Катаева «Я сын трудового народа» (1930). Значительное место в предвоенные годы занимала работа С. С. Прокофьева для драматического театра и кино в содружестве с крупнейшими советскими режиссерами — В. Э. Мейерхольдом, А. Я. Таировым, С. М. Эйзенштейном. Одним из этапных произведений композитора стала музыка к кинофильму «Александр Невский» (1938) С. М. Эйзенштейна, послужившая основой для одноименной кантаты. На 60-летие И. В. Сталина композитор написал кантату «Здравица» (1939), исполнение которой стало кульминационным моментом юбилейных торжеств. В 1930-е годы С. С. Прокофьев также писал произведения для детей: сборник фортепианных пьес «Детская музыка» (1935), симфоническая сказка «Петя и волк» для чтеца и оркестра (1936), детские песни.

На рубеже 1930-х и 1940-х годов С. С. Прокофьев почти одновременно начал работу над целым рядом сочинений: сонатой для скрипки и фортепиано, тремя сонатами для фортепиано (6-я, 7-я, 8-я), лирико-комической оперой «Обручение в монастыре» по пьесе Р. Б. Шеридана «Дуэнья», балетом «Золушка». Завершение большинства из них было отодвинуто начавшейся Великой Отечественной войной 1941-1945 годов.

В годы войны С. С. Прокофьев находился в эвакуации в Нальчике, Тбилиси, Алма-Ате, Перми, продолжая интенсивную творческую работу. Осенью 1943 возвратился в Москву. Важнейшим его произведением военных лет стала опера «Война и мир» по роману Л. Н. Толстого (1941-1952). Тема войны отразилась и в других сочинениях того времени: в 7-й сонате для фортепиано (1939-1942), 5-й и 6-й симфониях (1944, 1945-1947). С этой же темой связана и последняя опера композитора «Повесть о настоящем человеке» по Б. Н. Полевому (1947-1948).

В послевоенные годы С. С. Прокофьевым были созданы 9-я соната для фортепиано, (1947), соната для виолончели и фортепиано (1949), вокально-симфоническая сюита «Зимний костер» (1949), оратория «На страже мира» на тексты С. Я. Маршака (1950), балет «Сказ о каменном цветке» по П. П. Бажову (1948-1950), 7-я симфония (1951-1952).

Заслуги С. С. Прокофьева перед отечественным музыкальным искусством были отмечены орденом Трудового Красного Знамени (1943), почетными званиями заслуженного деятеля искусства РСФСР (1943) и народного артиста РСФСР (1947). Творчество композитора шесть раз удостаивалось Сталинских премий: 2-й степени - за 7-ю сонату для фортепьяно (1943), 1-й степени - за 5-ю симфонию и 8-ю сонату (1946), 1-й степени - за музыку к 1-й серии кинофильма С. М. Эйзенштейна «Иван Грозный» (1946), 1-й степени - за балет «Золушка» (1946), 1-й степени - за сонату для скрипки и фортепиано (1947), 2-й степени - за вокально-симфоническую сюиту «Зимний костер» и ораторию «На страже мира» (1951). 7-я симфония композитора посмертно была удостоена Ленинской премии (1957).

В 1946 году, по совету врачей, С. С. Прокофьев переехал на дачу в поселке Николина Гора (ныне в Одинцовском районе Московской области), где провел последние годы жизни. Он скончался в Москве 5 марта 1953 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

С. С. Прокофьев вошел в историю отечественной и мировой музыкальной культуры как композитор-новатор, создавший глубоко самобытный стиль, собственную систему выразительных средств. Творчество композитора составило эпоху в мировой музыкальной культуре. Самобытность его музыкального мышления, свежесть и своеобразие мелодики, гармонии, ритмики, инструментовки открыли новые пути в музыке и оказали мощное воздействие на творчество многих отечественных и зарубежных композиторов. До сих пор он остается одним из самых исполняемых композиторов ХХ века.

Имеет отношение к населенным пунктам:

В 1904-1914 годах учился в Санкт-Петербургской консерватории, проживал в городе до 1918 года. Впоследствии неоднократно посещал Ленинград.
Впервые посетил Москву в январе 1900 года. Жил и работал в городе в 1932-1941 и в 1943-1953 годах. Скончался в Москве 5 марта 1953 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.
В мае 1918 года прибыл из Москвы во Владивосток на транссибирском экспрессе. После кратковременного пребывания в городе выехал в Японию.
Жил в эвакуации в Нальчике в августе-ноябре 1941 года.
В 1943 году жил в эвакуации в Перми.
В 1946-1950 годах постоянно проживал на даче в поселке Николина Гора. В 1950-1953 годах проводил здесь летние месяцы.