Показать регионы

Рерих Николай Константинович

Биография

27 сентября (9 октября) 1874 года — 13 декабря 1947 года
Николай Константинович Рерих – художник, путешественник, философ-гуманист, писатель, великий радетель культуры и просвещения. Член многих организаций, автор около 7000 картин и 30 литературных трудов.
Семья Рерихов

Николай Рерих родился в Петербурге 9 октября 1874 г, в семье известного юриста Константина Фёдоровича Рериха. Рерихи – древний датско-норвежский род, объявившийся на Руси в первой половине XVIII в., в переводе с древнескандинавского Рерих означает «Богатый славой». Мама Николая, Мария Васильевна, происходила из известной купеческой фамилии Калашниковых. У Николая было два младших брата – Владимир и Борис. Родители мальчика были широко образованными и интересными людьми, соответствующим был и их круг общения. В дом к Рерихам часто приходили их друзья: историк Николай Костомаров, учёный Дмитрий Менделеев, художник Михаил Микешин и многие другие.

Николай Рерих с детства проявлял себя, как ярко выраженный гуманитарий. Особый интерес у юноши вызывала культура Востока. Ещё одной страстью Рериха стала археология, свои первый раскопки мальчик начал проводить в возрасте девяти лет. Предметом пристального изучения юного археолога стали древние захоронения, находившиеся рядом с отцовской усадьбой в Изваре. Талант живописца, также проявился у Рериха в самом раннем возрасте.

В 1893 г., окончив гимназию, Рерих поступил учиться на юридический факультет Петербургского университета, в 1898 г. он получил диплом юриста. Однако одновременно Николай учился и в Императорской Академии художеств. В академии одним из его преподавателей был знаменитый художник Архип Куинджи. Во время учёбы в Академии Рерих вращался в обществе выдающихся деятелей русской культуры. Он дружил с Ильей Репиным, Николаем Римским-Корсаковым, Сергеем Дягилевым, Дмитрием Григоровичем. В 1897 г. Рерих с успехом окончил Академию художеств. Дипломная работа художника, картина «Гонец», была приобретена известным коллекционером – Третьяковым. Рерих востребован и в искусстве, и издательской деятельности. Молодой человек являлся помощником директора музея Императорского Общества Поощрения Художеств, помимо этого он сотрудничал в журнале «Мир искусства».

В 1899 г. для Рериха произошла знаковая встреча, он встретил и пламенно полюбил свою будущую жену – Елену Ивановну Шапошникову (1879 г. – 1955 г.), женщину, ставшую для Рериха много большим, чем просто женой. Человека с большой буквы, талантливого друга, верного соратника во всех благих начинаниях и свершениях. Елена Ивановна Шапошникова происходила из очень хорошей аристократической фамилии. Её отец – петербургский архитектор Иван Иванович Шапошников, дядя – знаменитый композитор Модест Мусоргский, по материнской линии она была потомком заслуженного рода Голенищевых-Кутузовых. Елена получила прекрасное образование. Девушка свободно говорила на четырёх иностранных языках. Окончив высшую школу петербургской консерватории по классу фортепьяно, Елена давала сольные концерты в дворянском собрании. Шапошникова была в высшей степени умной, одухотворённой и красивой особой. Елена Ивановна завидная невеста, всегда одетая с изысканным вкусом, девушка блистала на петербургских балах. За ней красиво ухаживали лучшие представители петербургской знати. Красавица неоднократно получала самые лестные предложения о замужестве. Однако всем без исключения Елена давала жёсткую отставку, как будто ждала кого-то. Своим домашним девушка не раз заявляла, что выйдет только за представителя артистической профессии. И эта предопределённая кем-то встреча не преминула произойти.

Летом 1899 г. Елена вместе с роднёй проводила лето в имении князя Путятина, оно находилось в селе Бологое Новгородской губернии. С удовольствием подчиняясь традиционному деревенскому быту, по субботам вся семья ходила в баню. Как потом вспоминала Елена Ивановна, именно возвращаясь из бани, она и повстречала неизвестного ей приятного молодого человека. Это и был Николай Рерих. Девушка запомнила юношу, а Николай, поражённый красотой Елены, тут же безоговорочно влюбился. После расспросов Елена узнала, что молодой человек – известный художник. Рерих пребывал в тех краях по научной надобности – курировал раскопки древних курганов. Хозяин имения князь Путятин, также как и Рерих, являлся членом петербургского археологического общества. По соизволению князя художник проживал в усадьбе. Там Николай и Елена познакомились и провели в приятном общении несколько очаровательных летних вечеров. Елена Ивановна – эффектная, изящная, обаятельно тёплая девушка, навсегда пленила душу художника. Их вкусы совпадали абсолютно во всём. Влюблённым нравилась одна и та же музыка, оба восхищались картинами Куинджи и Тициана, их любимые писатели – Пушкин и Толстой. Оба серьёзно увлекались философией. Они были словно созданы друг для друга. История их любви являет собой редчайший пример полной душевной и физической гармонии между мужчиной и женщиной. Эпитеты, которыми в течении жизни Рерих величал свою избранницу, говорили сами за себя, он называл её «моя другиня», «моя вдохновительница».

В 1900 г. Николай Константинович сделал ей предложение, которое было с радостью принято. Знатная родня Елены Ивановны воспротивилась браку, скромное финансовое состояние художника навевало на них весьма грустные мысли. Но 28 октября 1901 г. влюблённые обвенчались, а уже в 1902 г. у них родился первенец – сын Юрий, впоследствии ставший знаменитым учёным-востоковедом. Интересный факт: Юрий появился на свет в селе Окуловка Новгородской губернии, в ходе археологической экспедиции, которую на тот момент предпринимали его любознательные родители. Второй сын – Святослав родился в 1904 г., он унаследовал талант отца и стал замечательным художником.

Первые семейные путешествия

В первые годы совместной жизни, молодожёны совершили интереснейшее творческое путешествие по древнейшим городам России. Супруги с увлечением изучали старинную архитектуру и иконографию, участвовали в археологических раскопках, проводили этнографические исследования. Рерих увлечённо работал, и в каждой из его новых картин незримо присутствовала Елена Ивановна. Молодая жена являлась его прекрасной музой, её творческие идеи ярким пламенем пылали на полотнах художника. Елена была свидетелем появления всех его картин, она же выступала в роли первого критика. Вся их совместная жизнь – это непрерывная цепь творческого, духовного сотрудничества. Результатом поездки стала серия замечательных картин и несколько статей, в которых Рерих выступил как ярый поборник сохранения памятников древней русской культуры во всех её формах. В 1909 г. Николай Константинович был избран академиком Российской академии художеств, а также членом Реймской академии во Франции.

В этот период художник расписал несколько храмов и создал серию эскизов для мозаичных работ. Особенно стоит отметить роспись, выполненную Рерихом в период с 1911 г. по 1914 г. в церкви Святого Духа в селе Талашкино. Воплощённый художником образ Царицы небесной совершенно уникален. Божья матерь в исполнении Рериха, являет собой собирательный образ всех религий, созидающих доброе начало. В образе рериховской Царицы многие искусствоведы отмечали веяние восточных религий, типаж её лица был ближе к канонам индийской красоты, нежели русской.

В 1915 г. в Петербурге на Марсовом поле была открыта выставка «Мир искусства», на которой Рерих представил серию интереснейших работ, весьма впечатливших искушённую публику. Шла Первая мировая война, земля стонала от крови. На его полотнах в виде аллегорий ярко отображалась бессмысленность войн с их бесчисленными жертвами. Во многих картинах было заключено пророчество о новых, грядущих катаклизмах. Его картина «Град обречённый», пророческое полотно, говорящее об обречённости старого мироустройства, предупреждающее о череде грядущих бедствий, произвела настоящий фурор. Увидев картину, писатель Максим Горький, поражённый силой произведения, назвал Рериха величайшим «интуитивистом» своего времени. Рерих подарил картину великому писателю, «Град обречённый» с благодарностью был принят. У самих Рерихов за годы совместной жизни составилась очень значительная коллекция картин, которую после революции они передали в музей Эрмитажа.

С 1906 по 1918 гг. Рерих был директором Школы Императорского общества поощрения художеств. В этот период его картины постоянно выставлялись в Европе. Знаменитые Лувр и Римский национальный музей приобрели несколько полотен Рериха. Постепенно претерпевает изменения и сам стиль Рериха, художник практически отказался от масляных красок, он стал работать с темперой. Основными источниками вдохновения для него по-прежнему остаются русские исторические и фольклорные герои. Николай Рерих – непревзойдённый мастер яркой, сильной метафоры. В своих картинах он говорил, кричал людям: насилие бессмысленно, есть другой путь – путь добра и любви, он светел…

Художник был популярен и уважаем как на родине, так и за границей. В России до 1918 г. было издано девять его монографий, десятки журналов посвящали свои номера творчеству Николая Рериха. Замечательный писатель Леонид Андреев, горячий поклонник творчества художника, назвал его творчество «Державой Рериха».

Тем временем семейная жизнь Рерихов шла своим чередом. У супругов был свой взгляд на воспитание детей. Они не без оснований считали, что ребёнку необходимо помогать в раскрытии природных талантов. Их первый сын Юрий с детства интересовался историей и философией, Святослав же тяготел к рисованию. Оба мальчика учились в знаменитой гимназии Мая, каждый в соответствии с наметившимися способностями. Елена Ивановна очень много занималась с детьми, читала, обучала иностранным языкам и музыке. У Рерихов был свой домашний театр, где они постоянно ставили семейные спектакли.

В 1915 г. Рерих заболел воспалением лёгких. По совету врачей художник переехал жить в Карелию, в город Сортавала. Несколько лет семья прожила в краю озёр. Карельский климат благотворно сказался на здоровье Николая Константиновича, художник плодотворно работал. В 1919 г. в Стокгольме открылась его персональная выставка. И вновь, как и в России – громогласный успех, в дальнейшем картины Рериха выставлялись на лучших скандинавских вернисажах. В 1919 г. Рерих вместе с семьёй прибыл в Англию. Его старый друг Сергей Дягилев помог Рериху в устройстве выставки в Лондоне. Совместно с Дягилевым в Лондоне Рерих работал над постановкой русских опер. В столице Англии Николай Рерих познакомился с великим индийским писателем Рабиндранатом Тагором, лауреатом Нобелевской премии. Писатель, очень впечатлённый семьёй Рерихов, делает им предложение посетить Индию. Для супругов, с молодости увлечённых восточной философией, предложение Тагора было крайне заманчиво. Индия – страна обетованная для искателей истины.

В Америке

В 1920 г., Рерих, получает заманчивое предложение от Чикагского института искусств. Директор института предложил организовать большое выставочное турне – по 30 городам США. Николай Константинович согласился. В ноябре 1920 г. Рерихи прибыли в Америку. К тому времени в США обосновалось множество переселенцев из России. С их помощью в Нью-Йорке Рерих основал Институт Объединённых искусств, целью его открытия являлось объединение народов земли, созидание общечеловеческих ценностей посредством культуры и искусства. В США Рерих провёл множество выставок, на которых были представлены как уже известные работы, так и картины, написанные в Америке. Помимо выставочной и просветительской деятельности, художник успешно работал над декорациями для постановок в Чикагском оперном театре. В Америке Рерих имел имидж пацифиста и гуманиста, многие считали его провидцем, человеком, познавшим истину. Находясь в Англии и США, Рерихи принимали участие в нескольких спиритических сеансах. Николай Рерих и его жена Елена Рерих заявляли, что посредством спиритического сеанса с ними на связь вышли Учителя Мория и Кут Хуми, которые были представителями «Гималайского братства». Среди последователей Рериха он считался Западным Далай-ламой. Вместе с единомышленниками Рерих основывает корпорацию «Белуха». Это предприятие было создано с целью приобретения концессии, дающей права на горнодобывающую и земельную деятельность в окрестностях горы Белухи, расположенной на Алтае. Рерих любил Алтай, и наряду с Гималаями, он считал Алтай особым местом силы.

Главным устремлением в жизни Рерихов был поиск высших истин. Основная концепция – самосовершенствование как путь к просветлению. Супруги серьёзно увлекались индийской философией. Именно в Индии они надеялись найти то, что так упорно искали.

Отношения с Советами

Николай Рерих никогда не испытывал любви к большевикам. Скорее наоборот, проживая в эмигрантских столицах, он проводил весьма жёсткую линию по отношению к новой Советской власти. Неоднократно с различных трибун он негативно отзывался о том, что произошло и происходит в России. Из-под его пера вышло немало обличительных статей на эту тематику. И тут неожиданное дело, Рерих резко изменяет отношение к Стране Советов и её большевистскому руководству. Николай Константинович абсолютно разочаровался в Белом движении, особенно после разгрома в 1920 г., азиатской дивизии под командованием барона Унгерна, начальником обоза дивизии служил его родной брат – Владимир Константинович Рерих.

В 1923 г. в Берлине Рерих встречается с полпредом СССР Н. Н. Крестинским, а впоследствии с его помощником Г. А. Астаховым. Результатом этих встреч стал визит Рериха в Москву. В чём же причина столь разительной перемены? Есть версия, что Рерих определил для себя буддизм и коммунизм, как одну общую, идеальную религию. Советские представители доложили Г. В. Чичерину, главе МИД СССР, о встрече с интересным полубуддистом-полукоммунистом Рерихом. Чичерин был очень заинтересован, оценив масштаб личности Рериха, он надеялся использовать его как активного пропагандиста советского строя на Западе. Николай Рерих в этой ситуации преследовал свои цели, в его планах было создание идеальный страны на территории Монголии и Сибири. Страны, живущей на основании буддийских ценностей. Разумеется, без большевиков подобный план был не осуществим.

Путешествие по Азии

2 декабря 1923 г. Рерих вместе с семьёй прибыл в Индию. Это было гигантское путешествие, охватывающее различные географические пояса. Маршрут экспедиции: Сикким, Кашмир, Ладак, Китай, Россия, Алтай, Монголия, Тибет. За четыре года странствий собраны бесценные фольклорные и лингвистические материалы, найдено несколько редчайших древних манускриптов, проведены археологические раскопки. Написаны две книги: «Сердце Азии» и «Алтай – Гималаи», созданы серии картин «Гималаи», «Майтрейя», «Сиккимский путь», «Его страна», «Учителя Востока». На Алтае, в районе горы Белухи, Рерих подбирал место для создания культурного центра. В своей литературе Рерихи проводили параллели между буддистской общиной и коммуной, неоднократно упоминали Ленина. В 1925 г. художник создал полотно под названием «Гора Ленина», на картине чётко виден легко узнаваемый профиль вождя. Рерихи всегда верили в существование Шамбалы (Беловодья) – легендарной страны, где живут Махатмы – просветлённые люди, обладающие всеми знаниями мира и управляющими им. После экспедиции они утверждали, что нашли Шамбалу и лично общались с учителями Махатмами. В 1926 г. наркому Чичерину, было вручено письмо с посланием от Махатм, в нём содержались слова приветствия и одобрения деятельности Советского руководства.

Пакт Рериха

В 1929 г. Рерих совместно с доктором международного права Г. Шклявером создаёт проект Договора о защите культурных ценностей – Пакт Рериха. Также был представлен проект отличительного знака защиты – Знамя Мира. Знамя представляло собой белое полотнище с тремя красными кругами, символизирующими религию, искусство и науку. Идею создания пакта поддержали великие деятели науки и искусства: Альберт Энштейн, Ромен Роллан, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Томас Манн, Герберт Уэллс и многие другие. Кандидатура Рериха была выдвинута на Нобелевскую премию мира. 15 апреля 1935 г. состоялось подписание Пакта Рериха, на церемонии лично присутствовал Франклин Рузвельт. Пакт Рериха стал первым документом, декларирующим защиту культурных ценностей. Последующие голоса в защиту культуры зазвучали лишь только после Второй Мировой войны. Рерих стал первым человеком, во всеуслышание заявившим миру о необходимости охраны вечных культурных ценностей, созданных мировой цивилизацией.

Институт Урусвати

Институт «Урусвати» был основан Рерихами в 1928 г. Идея его создания была совместной. Институт находился в Индии в долине Кулу на высоте 1200 метров. Николай и Елена Рерих стали соучредителями института, а их старший сын – Юрий Рерих исполнял должность директора. Цель создания «Урусвати» – научные изыскания, затрагивающие различные области человеческих знаний. Это был некий исследовательский центр, научная станция в Гималаях. В институте ставились самые передовые, а порой даже фантастические задачи. Предполагалось успешно использовать синтез знаний восточной и западной цивилизаций. В дальнейшем на том же месте планировалось построить Ур – город знаний. С тех пор семья Рерихов проживала в долине Кулу.

В 1935 г. при поддержке американского правительства Николай Рерих вместе с сыном Юрием организовывает новую экспедицию, их маршрут пролегал через Хинганский хребет и пустыню Гоби, эти местности находились на территории Монголии и Китая. Во время путешествия проводились археологические раскопки, собирались этнографические материалы, была создана серия этюдов.

Наступил 1941 г., мир запылал в пожаре Второй Мировой. С первых дней войны Николай Константинович Рерих всеми силами и средствами пытался помочь родине. Вместе с младшим сыном Святославом художник устроил аукцион картин, все средства от продажи которых были переведены в фонд Красной Армии. Николай Константинович писал статьи, выступал по радио со словами поддержки советскому народу. Во время войны художник создал несколько блестящих патриотических полотен: «Александр Невский», «Богатыри проснулись», «Партизаны» и другие. В этих картинах Рерих, обладавший даром предвидения, предрекает триумфальную победу над фашизмом.

Занавес

Николай Константинович Рерих скончался 13 декабря 1947 г. Он умер в долине Кулу. По воле покойного тело его было кремировано, часть праха захоронена на склоне горы.

Николай Рерих был Великим художником, выдающимся гуманистом, создателем целой философии жизни, человеком, пропагандирующим главную ценность цивилизации – культуру.

Дмитрий Сытов

Имеет отношение к населенным пунктам:

Родился в Петербурге, окончил юридический факультет Петербургского университета (1898) и Императорскую Академию художеств.
В Изваре, в имении отца, в 1880-х гг. юный Николай Рерих проводил свои первые исследования древних захоронений вблизи усадьбы. В 1984 г. в имении Извара открыт Музей-усадьба Рериха.
В августе 1899 г. впервые приехал в с. Бологое, где проживал в усадьбе князя П. А. Путятина, познакомился здесь со своей будущей женой – Е. И. Шапошниковой. В 1904–1916 гг. Николай Рерих с семьёй в летние периоды подолгу жил в Бологовской усадьбе или на дачах поблизости, вёл археологические раскопки.
В 1916 году Рерих с диагнозом воспаление лёгких приехал на лечение в Сортавалу, где несколько лет проживал в краю озёр вместе с семьей.
В 1899 г. прибыл в Ладогу водным путем, чтобы «глотнуть воздуха истории», позднее сравнивал Ладогу с неотпитой чашей.
В 1903–1904 гг. в ходе масштабного путешествия, которое называл «Поездкой за стариной», вместе с супругой посетил Углич. В живописных окрестностях города написал ряд картин, среди которых: «Воскресенский монастырь», «Крыльцо церкви Иоанна Предтечи», «Церковь царевича Дмитрия».
В 1903 г. провел несколько дней в Изборске в ходе поездки по древним русским городам, запечатлел на своих картинах виды Изборской крепости, исторические моменты прошлого древнего города.
В 1903 г. побывал с женой в Ярославле, оставив запечатленными на своих полотнах храмы Ярославской земли, в их числе картина «Ярославль. Церковь Святого Власия».
С 1 по 7 июля 1903 г. пребывал с женой в Ростове Великом, в числе картин, написанных Рерихом под впечатлением города – «Ростов Великий».
В период экспедиции в 1903 г. побывал с супругой в Костроме, где написал картину «Кострома. Терем бояр Романовых».
В 1903 г. в ходе экспедиции по городам России Николай и Елена Рерихи посетили Романово-Борисоглебск, ставший вторым городом на маршруте после Ярославля. Здесь художник сделал зарисовку «Церковь в Романове-Борисоглебске», хранящуюся сегодня в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.