Показать регионы

Струйский Николай Еремеевич

Биография

1749 год — 1796 год
Помещик, дворянин, поэт, литератор, известный типограф, создавший в 1792 году в своем имении в Рузаевке лучшую типографию в России.
Струйские - старинный дворянский род. Первая хронологическая дата, установленная для своего рода Н. Е. Струйским - 1569 год, к которому он приурочивает жизнь некоего Василия Матвеевича Струйского. Это первое имя в генеалогии Струйских. («Из жизни и поэзии А. И. Полежаева», Е. А. Бобров).

Китаю Васильевичу, родоначальнику рода, в 1612 году были пожалованы земли на диком поле, где сейчас располагается село Шишкеево. Струйские имели владения в Москве, земли в Симбирской и Пензенской губерниях. Со второй половины XVIII века главной родовой усадьбой стало село Рузаевка.

Праправнук Китая Васильевича, Еремей Яковлевич, был надворным советником (1763). Его сын, Николай Еремеевич (1749-1796), прапраправнук Китая Васильевича, в 1763 году, в четырнадцать лет, после окончания Пажеского корпуса в городе Санкт-Петербурге, был принят кадетом бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка. После присяги сдал экзамен, на котором показал «... в знании часть арифметики и геометрию, прочертил несколько планов фортификации, також французского языка». В послужном списке Струйского Н. Е. имеется весьма лестная характеристика: «К службе прилежен и к оной охоту имеет. Должность свою исправляет добропорядочно, кондуита хорошего и к повышению достоин. Из дворян. За отцом имеет 290 душ. Холост». 23 февраля 1771 года Н. Струйский вышел в отставку гвардии прапорщиком, о чем получил абшид с собственноручной подписью императрицы: «Известно и ведомо да будет каждому, что лейб-гвардии нашей преображенского полка сержант Струйский служил, а 1771 года января в первый день по прошению... за беспорочную его службу гвардии прапорщиком, во свидетельство чего мы сей абшид собственною рукою подписали и государственной печатью укрепить повелели. Екатерина».

В 1772 году, по рекомендации Екатерины II, он заключил брак, с фрейлиной Императрицы, Александрой Петровной Озеровой (1754-1840), дочерью помещика Нижнеломовского уезда Пензенской губернии. Вскоре после свадьбы супруги совершили путешествие в Москву, где Н. Струйский заказал своему старому доброму приятелю, художнику Фёдору Рокотову, фамильные портреты. Два портрета молодоженов вошли в золотой фонд русской живописи.

1773–1775 гг. - крестьянская война, охватившая огромные территории и привлёкшая в ряды восставших несколько сотен тысяч человек, во главе с Емельяном Пугачёвым, уничтожила весь род Струйских. В это время Николай с супругой были в Москве, и в последствии он стал единственным наследником всех родовых владений. Подобное обстоятельство заставило отставного прапорщика действовать по-военному оперативно. Этот красавец аристократ возлюбил приинсарские чернозёмы, поймы, заливные луга и рыбные озёра, поэтому и сделал Рузаевку своей центральной усадьбой. Был Николай Еремеевич человеком начитанным и для своего времени весьма хорошо образованным: знал не только языки и древнюю мифологию, но и некоторые точные науки.

В 1775 году он сооружает дом-дворец по уже имевшемуся проекту знаменитого Растрелли. Усадьбу оградили от окружающих полей высоким земляным валом с караульными башнями. Фортификация служила отнюдь не для потехи – свежая память о Емельяне Пугачёве подчас всплывала кошмарными снами. По своей функциональности дом соответствовал рыцарскому замку.

В своём новом доме с зимним садом и оранжереей, богатой картинной галереей, с многочисленными комнатами и бальным залом, одетом в мрамор и бронзу, слоновую и черепаховую кость, чёрное дерево и карельскую берёзу, по роскоши не уступающим столичным дворцам, провёл отставной гвардейский прапорщик всю оставшуюся жизнь. Дом окружала зеркальная гладь проточных озер, утонувших в живописных рощах и замысловатых кустарниковых лабиринтах, оформленных Струйским Н. Е. по всем правилам садово-паркового искусства XVIII столетия. Дом был украшен картинами крепостного художника А. Зяблова, которого Н. Струйский отправил в Москву для обучения к своему другу Ф. Рокотову. Дарования крепостного художника были использованы помещиком для художественного архитектурного украшения дома-дворца и церкви. И. М. Долгоруков, вице-губернатор Пензенской губернии, русский поэт, писал: «В Рузаевке прекрасный сад, широкие дороги, везде чисто и опрятно. Дом огромный, в три этажа, строен из старинного кирпича, но по новейшим рисункам. В селении два храма, один старинный, в нём вся живопись иконная на итальянский вкус. Другая церковь выстроена с отличным великолепием: все стены одеты мрамором искусственным. Храм обширный, величественный, академики писали весь иконостас. Мало таких храмов видал я по городам... Думаю, что подобного нет во всей России. Красоте зодчества ответствует всё прочее: богатейшая утварь, ризница пышная, везде золото рассыпано нещадно...»

Он завел домашний театр, музицировал. В своем доме он обустроил богатейшую библиотеку, в которой имелись отечественные и зарубежные фолианты. Струйский имел домашний тир, куда в качестве мишеней иногда загоняли преступников, а гости развлекались тем, что убивали их наповал. С мужиками Н. Е. Струйский держался строго, баловать не давал, самолично вершил суд, по слухам, не брезговал пыточными затеями. Для сей цели держал целый штат мрачных молодцов, обладавших маленькими затылками, но искупавшими этот недостаток кулаками с добрый кочан капусты.

У Н. Струйского был уединенный круглый кабинет, расположенный на верхнем этаже, именуемый скромно, однако с достоинством — Парнас. В сие святилище муз вход был закрыт не только прислуге, но и домочадцам. «Не должно метать бисер свиньям», — любил повторять хозяин Рузаевки. Допускалась сюда изредка его старшая дочь, «любезная Маргаритушка». Одним из счастливцев оказался князь Иван Михайлович Долгорукий, ныне всеми забытый поэт восемнадцатого века: «Когда я посетил его на вышеописанном Парнасе, — писал князь, — то, приметя пыль везде большую и большой беспорядок в уборе, ибо рядом с сургучом брошен был перстень алмазный, возле большой рюмки стоял поношенный башмак, спросил я его о причине, и он дал мне самую мудреную. Пыль, сказал он, есть мой страж, ибо по ней увижу тотчас, не был ли кто у меня и что он трогал».

В 1783 году Екатерина издаёт Указ «О вольных типографиях», в связи с чем в 1792 году Николай Еремеевич Струйский устраивает в своём поместье типографию, в которой выпускались изящные издания, прославившиеся на всю Европу. Не жалея ни средств, ни времени, он выписал из-за границы лучшие сорта бумаги, оригинальные шрифты, типографские станки. На него работали ведущие граверы и рисовальщики того времени: Набгольц, Шенберг, Скородумов. Специально обученные крепостные делали роскошные переплеты с золотой вязью тисненых букв. Изданные Струйским книги становились произведениями искусства: фолианты печатались на атласе или александрийской клееной бумаге, страницы украшали виньетки и рисунки. Эти тома давали повод просвещенной императрице Екатерине Великой, которой Струйский регулярно отсылал экземпляры своей продукции, похваляться перед знатными иностранцами - видите, какие шедевры печатают у меня даже в захолустье.

За заслуги в книгоиздательстве Струйский был жалован драгоценными бриллиантовыми перстнями. Особое внимание он уделял оптике, желая поставить ее на службу книжному делу, что приводило к парадоксальным выводам: «Многие сочинения наших авторов теряют своей цены от того только, что листы не по правилам оптики обрезаны, что голос от этого, ожидает продолжение речи там, где переход ее прерывается; и от этой нескладности тона теряется сила мысли сочинителя».

В сентябре 1796 года вступил в силу именной указ Екатерины II «Об ограничении свободы книгопечатания и ввоза иностранных книг». Распоряжение фактически отменило действие «Указа о вольных типографиях», ужесточило цензуру и ввело репрессивные меры за распространение изданий без ее разрешения. Тем не менее, типография Струйского продолжала работать.

В 1796 году умирает Императрица. Получив известие о кончине обожаемой им Екатерины II, Струйский занемог, слег горячкой, у него отнялся язык, и в несколько дней он преставился. Типографское оборудование, переплетные машины после смерти издателя попали в Симбирское губернское управление, где они более полувека использовались при печатании местных губернских ведомостей и книг.

Дети Николая Еремеевича Струйского

За двадцать два года супружества Струйские родили девятнадцать детей, но в живых осталось только восемь: пятеро сыновей и три дочери. После смерти мужа все заботы по их воспитанию легли на плечи Александры Петровны. Двух подросших дочерей Александра Петровна выдала замуж: Екатерину (Анну) - за симбирского помещика К. Н. Коптева, Надежду - за тамбовского дворянина Д. П. Свищева, только Маргарита всю жизнь провела рядом с мамой: оставшись в девицах, пошла по стопам отца, посвятив себя литературе.

Маргарита Николаевна (1772–1859, Рузаевка), старшая дочь Николая Еремеевича, переводчица. Единственный дошедший до нас ее перевод: «Завещание некоторого отца своим дочерям, изданное покойным доктором Григорьем в Эдинбурге», 1781.

Юрий Николаевич (1774–?) служил в конногвардейском полку. Жил в Санкт-Петербурге, в его доме бывал студентом А. И. Полежаев, о чем писал в поэме «Сашка» (1825). В Рузаевке принимал участие в строительстве и оформлении интерьеров церкви. Его сын, Дмитрий Юрьевич (1806–1856), занимался литературой, музыкой, играл на скрипке. (Псевдоним Трилунный). Выбор псевдонима обусловлен символикой герба рода Струйских. Автор гимна «Боже царя храни».

Петр Николаевич (1780–1845, Рузаевка) - поручик лейб-гвардейского Семеновского полка. Его попечению был предоставлен А. И. Полежаев.

Леонтий Николаевич (1784–1825, Тобольск) служил в лейб-гвардейском Семеновском полку. Отец поэта А. И. Полежаева (1804–1838), матерью которого была дворовая Аграфена Федорова (? – 1810, с. Покрышкино Саранского уезда). За какую-то провинность, Леонтий, насмерть засек крепостного, за что был осужден и сослан в Сибирь (1816).

Александр Николаевич (1787–1848) - полковник лейб-гвардейского драгунского полка. В военную службу вступил из Пажеского корпуса в кавалергардский полк (1803), участвовал в битве при Аустерлице, в прусских походах, был ранен пулей в грудь (1807). Служил в лейб-гвардейском драгунском полку (с 1810), участвовал в сражениях при Смоленске, Бородине, Можайске, М. Ярославце; под Красным был ранен в ногу; воевал в партизанском отряде генерал-лейтенанта Дорохова. Сражался в битвах при Дрездене, Лейпциге, дошел до Парижа. Уволен с военной службы по болезни (1814). Находился в гражданской службе до 1829 года. Награды: орден Святого Владимира 4-й степени с бантом, Святой Анны 4-й и 2-й степени с алмазными знаками, Святого Георгия 4-й степени, золотая шпага «За храбрость», знак отличия прусского Железного креста. Жил в Рузаевке.

Евграф Николаевич (1785–1841, Саранск) - подполковник гренадерского Киевского полка. Воспитывался в Пажеском корпусе. Участвовал в осаде Хотина (1806). С 1812 воевал «в российских пределах»: при Смоленске; за Бородино награжден орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом; при Красном, Тарутине, М. Ярославце. В заграничном походе сражался при Лейпциге, за взятие Парижа награжден золотой шпагой «За храбрость». Награды: орден Святой Анны 4-й и 2-й степени. В отставке по болезни с 1816 года. Умер холостым и бездетным.

В 1886 году дом-дворец Струйские продали Пайгармскому монастырю. Вскоре дом сломали, а строительные материалы доставили в Пайгарму, для монастырских построек. Уничтожены были парк и сад. Земля распахана. В настоящее время на месте знаменитой усадьбы Струйского находится средняя школа №9. Перед школой установлен бюст поэту-земляку, а в 1984 году создан и действует музей А. И. Полежаева.

Использованы материалы сайта Гостиная Анны Яшиной.

Имеет отношение к населенным пунктам:

Николай Еремеевич Струйский сделал усадьбу в Рузаевке центром своих владений. После увольнения с государственной службы постороил дом-дворец. Всю жизнь прожил не покидая усадьбы, умер и похоронен в Рузаевке на территории современной СОШ №9.