Показать регионы

Захарьина-Юрьева Анастасия Романовна

Биография

1530 (1532) год — 7 августа 1560 года
Анастасия Романова (Захарьина-Юрьева) – первая жена Ивана Грозного и мать последнего Рюриковича на русском престоле Федора Иоанновича. Основатель династии Романовых царь Михаил Федорович приходился Анастасии внучатым племянником.
В истории есть персонажи, которые не относятся к числу активных, но самим своим существованием рождают важные, иногда даже судьбоносные, события, касающиеся будущего всей страны. Такова фигура Анастасии Романовой – первой жены Ивана Грозного. Ее смерть стала одним из поводов к развязыванию опричнины, а пришедшие в начале XVII века на смену Рюриковичам, Годуновым и Шуйским цари из незнатного боярского рода Кошкиных-Захарьиных-Юрьевых апеллировали в своем праве на верховную власть к родству с этой царицей.

Происхождение и фамилия

Анастасия происходила из незнатного боярского рода. В XIV веке на русскую службу двинулось множество иноземцев. Это не было исторической случайностью. Московское государство набирало силу и великие князья нуждались в верных слугах. Именно так, в качестве служилых людей, прибыли на Русь Романовы. Откуда? Вопрос остается открытым. Чаще всего называется два источника их происхождения: Пруссия и Новгород. Сами Романовы впоследствии ссылались на свое западное происхождение, что зафиксировано в Бархатной книге конца XVII века, т.е. тогда, когда эта династия уже укоренилась у власти.

Первым достоверно установленным Романовым был боярин Андрей с неблагозвучным прозвищем Кобыла. Он жил в эпоху Симеона Гордого и ничем особенным современникам не запомнился. От Андрея Кобылы пошли не только Романовы, но и Шереметевы, Колычевы, Неплюевы, Боборыкины, Яковлевы и некоторые другие боярские роды. Сын Андрея Кобылы Федор Кошка – самый заметный представитель этого рода до его возвышения – стал воеводой и дипломатом. Именно его Дмитрий Иванович Московский оставил во главе обороны столицы, когда отправился на Куликово поле для битвы с Мамаем в сентябре 1380 года. У него был сын Иван, который и стал непосредственным предком будущей царицы Анастасии. Он приходился ей прапрадедом. Ни он, ни прадед Захарий Иванович Кошкин, ни дед Юрий Захарьевич, ни отец Роман Юрьевич, как и многие другие Романовы, ничем особенным среди других аналогичных родов не выделялись. Они исправно служили Рюриковичам-Калитичам, ходили в составе московского войска в военные походы, занимали более-менее высокие должности при дворе или в провинции, выполняли различные поручения, участвовали в приемах послов, но таких как они было много.

У будущих Романовых было несколько фамилий и прозвищ, что являлось широко распространенной практикой того времени. Часть из них была образована от прозвищ – Кошкины, часть – от имен предков: Захарьины, Юрьевы. Фамилия «Романовы» более-менее устойчиво закрепилась за представителями этого рода благодаря царице Анастасии, имевшей отчество Романовна.

Она родилась в семье Романа Юрьевича Кошкина-Захарьина-Юрьева, служившего окольничим у Василия III. Дата ее рождения приблизительна – либо 1530, либо 1532 год.

О детстве будущей царицы ничего не известно. Она рано лишилась отца. Роман Юрьевич умер в 1543 году и Анастасия осталась с матерью Ульяной Федоровной. О матери будущей царицы известно мало. Неясно, какого она происхождения и какую фамилию носила до замужества. После смерти мужа, скорее всего, вела жизнь традиционную, замкнутую, а в конце приняла постриг. Ульяна пережила мужа и всех детей, кроме Никиты. Похоронена в Вознесенском соборе Кремля у его северной непочетной стороны.

Вдовство матери вряд ли принципиально повлияло на воспитание будущей царицы. Детьми, а тем более девочками, тогда мало интересовались. Согласно «Домострою», памятнику немного более позднего времени, но отражающему уже сложившуюся традицию, молодая боярышня должна была воспитываться в тереме под строгим надзором женской части семьи. Ее готовили к роли хозяйки, жены и матери. С точки зрения средневекового сознания ни для чего другого женщина не была нужна. Выходить из этой колеи разрешалось только иностранкам: Софья Витовтовна, Софья Палеолог и непосредственная предшественница Анастасии Романовой Елена Глинская пытались сломать эту традицию. Если первые две активно вмешивались в государственные дела, которыми правили их мужья и сыновья, то жена Василия III стала полноправной государыней, опекавшей малолетнего сына Ивана IV. Это был второй, после княгини Ольги в Х веке, случай, когда женщина возглавила Русское государство.

Анастасия не была знакома со своей свекровью. Та умерла еще до ее замужества. Однако печальная судьба их оказалась одинаковой – обе были отравлены.

Царская невеста

Сохранилось предание о том, что Ульяна после смерти мужа пошла с дочерьми за благословением к старцу Геннадию Любимскому и Костромскому. Пожаловалась ему на свою горькую вдовью долю, а тот посоветовал ей не печалиться, поскольку ее дочь станет царицей.

Согласно обычаю, описанному И. Е. Забелиным, в России существовала идущая из Византии, преемницей которой наша страна себя считала, традиция смотра невест. В случае намерения царя жениться объявлялся сбор всех княжон, боярышень и дворянок как столичных, так и провинциальных. Никто желания девушек не спрашивал и их предпочтения не учитывал. Женитьба рассматривалась семьями претенденток исключительно с политической точки зрения: семья царицы становилась приближенной к первому лицу государства, а это сулило высокие должности и хорошие доходы. Дядя Анастасии Михаил Юрьевич был близок ко двору, предположительно, входил в опекунский совет при малолетнем сироте Иване IV и, возможно, имел свои планы относительно брака племянницы. Тем более что частично реконструированная по черепу внешность Анастасии позволяет предположить, что она была красавицей с правильными мягкими чертами лица, темными глазами и роскошными темно-русыми волосами. Было отчего потерять голову неизбалованному женским вниманием юноше – царю.

Девушек свозили в Москву и проводили длительный «кастинг», включавший в себя различные, в том числе, медицинские процедуры. Царь подключался к выбору на последнем этапе, когда оставалось лишь несколько «финалисток». Как выбирал будущую жену Иван Грозный, почему ему приглянулась именно Анастасия, вероятно, впервые тогда его увидевшая, нам неизвестно. Но как бы то ни было, 3 февраля 1547 года состоялась свадьба. Жениху было 17 лет, невеста, возможно, была его ровесницей или на 2 года младше. Обряд совершал митрополит Макарий – инициатор венчания на царство Ивана IV, которое состоялось за две недели до свадьбы – 16 января.

Этот брак был неоднозначно встречен при дворе. Аристократы увидели в Анастасии худородную выскочку, в подчинение которой теперь попали представители самых знатных российских родов. Им это было не по нраву. Князь Лобанов-Ростовский четко выразил позицию знати: «их всех государь не жалует, великих родов бесчестит, а приближает к себе молодых людей, а нас ими теснит; да и тем нас истеснился, что женился, у боярина у своего дочерь взял… рабу свою. И нам как служити своей сестре?». Таким образом, несмотря на воспеваемую современниками добродетельность Анастасии, недоброжелателей у новоявленной царицы хватало.

Царица

Анастасия – традиционная средневековая русская царица. Она не стала соратницей мужа в том понимании этого слова, которое вкладывается в него в новейшее время. Политика не входила в сферу ее интересов. Уделом царицы Анастасии стали дети и домашний быт. Вероятно, она смогла дать своему мужу – человеку с очень непростым характером – то человеческое тепло и заботу, которого он был лишен с момента смерти матери Елены Глинской в 1538 году.

Н. М. Карамзин писал о царице Анастасии Романовой как о женщине набожной, умной и добродетельной. Скорее всего, это так. Но, думается, ее главная заслуга была не в этом. Она, как никто другой, умела смирять кипящие страсти своего неистового мужа. Ее влияние было терапевтическим, ненавязчивым и по-женски очень мудрым. Эта оценка была дана современниками первой жене Грозного. Джером Горсей, приехавший в Россию во второй половине XVI века и не заставший Анастасию писал о ней так: «Эта царица была такой мудрой, добродетельной, благочестивой и влиятельной, что ее почитали, любили и боялись все подчиненные… Великий князь был молод и вспыльчив, но она управляла им с удивительной кротостью и умом… Когда добрая царица Анастасия умерла, она была причислена к лику святых и до сего дня почитается в их церквах».

Семейная жизнь Анастасии Романовой началась с большого потрясения. Летом 1547 года в Москве вспыхнуло восстание, спровоцированное большим пожаром. Выгорела значительная часть города и погибло почти 2 тысячи жителей. Царь с семьей бежал в село Воробьево. Но восставшие явились туда, требуя выдачи Глинских – ближайших царских родственников, которых они считали виновниками этого несчастья. Фактически взбунтовавшийся плебс поднял руку на членов царской фамилии. Это послужило хорошим уроком юному самодержцу.

Анастасия вела жизнь размеренную и степенную, как и положено, занималась хозяйством и рукоделием в царицыной мастерской. В музейных собраниях до сих пор сохранились вышитые жемчугом, золотой и серебряной нитью пелены и плащаницы. Царь был постоянно занят. С 1549 года он вместе с Избранной Радой начал проводить масштабные реформы, много воевал с Казанью, Астраханью, Крымом и Швецией, был озабочен расширением государственной территории, обеспечением ее безопасности и получением выходов к морям.

В 1553 году Иван Грозный тяжело заболел так называемым «огненным недугом». Сложность положения заключалась в том, что его сыну Дмитрию в тот момент не было еще и года. Помня ситуацию собственного детства, Иван заставил бояр присягнуть сыну на верность. Однако всем было понятно, что если царь не выживет, то фактической правительницей страны может стать Анастасия Романова. Этого не хотели Адашев и Сильвестр, сделавшие ставку на Владимира Андреевича Старицкого – двоюродного брата царя Ивана. Царь выздоровел, но не простил. Как пишет о нем В. О. Ключевский, Иван всегда помнил причиненное зло, но мог долго терпеть до момента отмщения. И без того непростые отношения Анастасии с Адашевым и Сильвествром окончательно испортились.

Первый царский брак длился 13 лет. Нельзя сказать, что он был очень счастливым. У Ивана Грозного был тяжелый характер, его мнительность, подозрительность, жестокость не могли не отражаться на отношениях с близкими. К концу брака, как постфактум напишет летописец, «умершей убо царице Анастасии нача царь яр быти и прелюбодействен зело».

В браке родилось шестеро детей: три девочки и три мальчика. Смерти четверых из них, один из которых – Дмитрий – погиб вследствие нелепой случайности (был уронен нянькой в воду и утонул), вряд ли добавляли счастья этой семье. Из шестерых детей выжили двое – Иван и Федор. Их судьба сложилась печально. Наследник царевич Иван Иванович умер в 1581 году при неясных обстоятельствах, а Федор – слабоумный и болезненный – стал последним представителем Рюриковичей на российском престоле, на нем эта династия, правившая Россией чуть более 700 лет, пресеклась.

Обстоятельства смерти

В 1559 году Анастасия заболела. Летом этого года в Москве бушевал пожар. Больную государыню перевезли в загородную царскую резиденцию село Коломенское, где она умерла на рассвете 7 августа. По обычаю царицу похоронили в Вознесенском, или как его уже тогда называли Стародевичьем, соборе Московского Кремля. Смерть Анастасии стала для царя большим потрясением и искренним горем. В источниках сохранилось описание того, что, идя за гробом, он рыдал и «от великого стенания и от жалости сердца» едва держался на ногах. Царя приходилось физически поддерживать ближайшим родственникам: брату Юрию, Владимиру Андреевичу Старицкому и казанскому царю Александру. Смерть ни одной из последующих многочисленных жен не вызывала у Ивана Грозного такого шока.

По Москве шептались, что царица была отравлена. Да и сам царь впоследствии утверждал: «… ядами царицу Анастасию изведоша». Однако отсутствие доказательств делало эту гипотезу не более чем догадкой. Большинство историков сходилось во мнении, что причиной ранней смерти Анастасии послужили частые роды. Понятно, что это утверждение было спорным. Вряд ли какая-то другая замужняя женщина соответствующего возраста рожала меньше – таково было ее предназначение. Однако вскрытие гробниц некрополя Вознесенского монастыря, предпринятое в конце прошлого века, и изучение останков цариц показало, что, скорее всего, народная молва в отношении Анастасии не ошиблась. Был изучен микроэлементный состав ее волос (хорошо сохранилась коса), фрагменты ткани и тлена. Результат: в них содержится значительное количество солей ртути – популярного в средние века «венецианского яда», который не мог быть накоплен в организме молодой женщины из косметики и лекарств того времени, содержащих большое количество вредных веществ. Анастасия Романова умерла от хронического отравления. Надо сказать, что такой исход с царицей Анастасией разделили многие другие: первая жена Ивана III великая княгиня Мария Борисовна, Елена Глинская, царица Ирина Годунова.

Кто же отравил Анастасию Романову? Ответа на этот вопрос мы, вероятнее всего, уже не получим. У царицы было много недоброжелателей. Романовы, близко стоявшие к трону, раздражали титулованную знать. На заседании Боярской Думы и Освященного Собора в «очаровании» царицы Анастасии были обвинены два самых влиятельных деятеля периода Избранной Рады Алексей Адашев и Сильвестр. В 1560 году последовало их закономерное устранение из ближнего царского круга и верховная власть начала делать разворот в сторону террористического курса, известного под названием опричнины. Иван Грозный произвел серию опал и казней, но был ли наказан истинный виновник смерти его жены?

События 1553 года и смерть царицы Анастасии произвели очень тяжелое впечатление на Ивана Грозного. Возможно, что с уходом жены из жизни царя исчезли те внешние сдерживающие факторы, которые она олицетворяла. Больше не было человека, столь же близкого по духу, который мог остановить его неистовую натуру. Зло вышло наружу.

Совершенно неслучайно еще князь Андрей Курбский высказал мысль о двух временах Ивана Грозного: до и после смерти Анастасии. Эту мысль затем повторили «Хронограф» 1617 года, историки М. М. Щербатов и Н. М. Карамзин. Понятно, что в данном утверждении содержится определенный процент политической конъюнктуры, поскольку для новой династии была выгодна апелляция к благотворному влиянию царицы Анастасии на Ивана IV, однако и абсолютно игнорировать его нельзя. К опричнине привел комплекс причин, но то, что обида на раннюю смерть царицы воспринималась Иваном как явная несправедливость, ставшая одним из мотивов, подтолкнувших его к расправе над неугодными, очевидно. Впоследствии Грозный писал своему политическому оппоненту князю Андрею Курбскому в Литву «…а и с женою меня вы про что разлучили? Только бы у меня не отняли юницы моея, ино бы Кроновы жертвы не было».

М. П. Дудкина, канд. ист. наук
специально для портала BankGorodov.RU


Литература:

  • Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI–XVII вв. – М., 2014.
  • Панова Т. Д. Некрополи Московского Кремля. – М., 2003.

Имеет отношение к населенным пунктам:

Скончалась в царскорй резиденции Коломенском, была похоронена в Вознесенском соборе Кремля.