Показать регионы
Герб - Город Аксай Информация о гербе
Аксай на карте

Аксай

Редактировать
  • Статус
    Город (c декабря 1957 г.)
  • Дата основания
    1570 г. (первое упоминание)
  • Муниципальное образование
    Городское поселение Аксайское
    (центр муниципального образования)
  • Входит в
    Аксайский район
    (административный центр района)
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    районное
  • Население (тыс.чел.)
    44,828 (2017 г.)
  • Территория (кв.км)
    67,50
  • Координаты
    47°16'10'' с.ш., 39°51'44'' в.д.
  • Почтовые индексы
    346720
  • Телефонный код
    +7 863 50
  • Автомобильные коды
    61
  • Прежние названия
    Усть-Аксайский стан (до 1797 г.), станица Аксайская (до 1957 г.)
  • День города (села)
    неизвестно
  • Код ОКАТО
    60202501000
  • Код ОКТМО
    60602101001

Администрация

  • Глава муниципального образования
    Щербаченко Александр Иванович (с 29 сентября 2016 г.)
  • Адрес администрации
    346720, Ростовская область, Аксайский район, г. Аксай, ул. Гулаева, д. 108
  • Телефоны администрации
    +7 (863 50) 5-50-18, (863-50) 5-26-75, факс: (863-50) 5-26-75

Общие сведения

Редактировать
Аксай – город в Ростовской области, административный центр Аксайского муниципального района. Одноименная железнодорожная станция на Северо-Кавказской железной дороге. Расположен на юго-западе Ростовской области, в юго-восточной части Русской равнины, у слияния реки Дон и ее правого рукава Аксай, в 15 км к северо-востоку от областного центра – города Ростова-на-Дону, имея с городским округом «Город Ростов-на-Дону» общую границу.

Численность населения – 44 828 человек (2017 г.). Площадь территории – 6 750 га.

Город Аксай является административным центром муниципального образования «Городское поселение Аксайское»

Фотографии (0)

Фотографий пока нет...
Добавить

Улицы и индексы Аксая (155) Все улицы

Добавить информацию
Пока информации нет...
8 Марта ул.
346720
Автомобилист сад.
346720
Аксайкардандеталь сад.
346720
Аксайский пер.
346720
Аксайский пр-кт.
346720
Бакланова ул.
346720
Балочный пер.
346720
Березовый пер.
346720
Бондарчука пер.
346720
Буденного ул.
346720
Вартанова ул.
346720
Ватутина ул.
346720
Весенний пер.
346720
Вокзальный Спуск ул.
346720
Восточный пер.
346720
Гагарина ул.
346720
Газовик сад.
346720
Герцена ул.
346720
Гремучий пер.
346720
Грушевская ул.
346720

История Аксая

Редактировать
Казачья легенда

Легенда гласит, что давным-давно по Прикумским степям кочевал ногайский хан Иштерек. У него была дочь по имени Султанет, которая была смертельно больна. За излечение любимой дочери Иштерек обещал лекарям и знахарям табуны овец и лошадей, но никому не удавалось ее вылечить. Однажды Иштереку повстречался странствующий старик, который посоветовал отвезти княжескую дочь на Дон, где бьет ключ Ак-су (с тюркского, живая вода), и напоить ее этой ключевой водой. Иштерек с дочерью засобирались в дорогу. Они долго шли через бескрайние степи, переходили реки. В безлюдных местах не у кого даже было спросить, где находится ключ. Но путникам встретился старец, подсказавший, что ключ Ак-су бьет во владениях вольных казаков. Их атаман – Сары-Азман, что означает рыжий человек.

Иштерек встретился с Сары-Азманом и его вольными людьми. Атаман дружелюбно принял ногайцев, он указал им дорогу к живому ключу и заверил, что все больные, приходившие к нему, стали здоровыми. Султанет наклонилась к ключу, выпила целебной воды и сразу стала здоровой. Султанет была необыкновенной красоты, и Сары-Азман полюбил ее. Он послал к отцу Султанет своих товарищей с просьбой выдать дочь за него замуж. Но Иштерек не пожелал оставлять дочь в чужих землях и отказал Сары-Азману. Однако и Султанет полюбила атамана, твердо решив стать его женой. С наступлением ночи она незаметно покинула шатер и, осторожно пройдя мимо дремавшей стражи, пришла в глубокую Кобяковскую балку, где ее ждал Сары-Азман.

Иштерек, заметив пропажу дочери, бросился в погоню. После долгих поисков его конь на полном скаку вдруг сорвался с крутого обрыва, разбившись вместе с седоком. После этого все ногайцы вынуждены были перейти под правление атамана Сары-Азмана. За местом становища Иштерека с тех пор укоренилось называние Кизи-Тиринга (пропавшая девушка). Поселение у ключа Ак-су стали называть Ак-саем.

Усть-Аксайский стан

В черте Аксая находится Кобяково городище – памятник археологии, имеющий областное значение. Эти места были заселены с III века до н.э. по III век н.э. оседлыми народами, основными занятиями которых были охота и рыболовство, об этом свидетельствуют обнаруженные на городище находки. Наиболее ценные из экспонатов выставлены в Эрмитаже, а также в Ростовском областном краеведческом музее.

Первое письменное упоминание о существовании казачьего поселения на месте современного города Аксай относится к 1570 г. Из статейного списка посольства Ивана Новосильцева в Турцию за 1570 г. известно, что в Константинополь из Москвы через Азов было отправлено посольство, возглавляемое Иваном Петровичем Новосильцевым, с целью поздравить Селим-султана с его восшествием на престол Османской империи (посольство было отправлено с опозданием, восшествие на престол состоялось в 1566 г.). В документе отмечено, что «зовской Сефер прислал к Ивану на встречу на Оксайское устье под Кобяково городище двух человек в приставы да толмача». Об этом 7 июля 1570 г. И. Новосильцев сообщал царю Ивану IV Грозному в письме. С этого времени турки и казаки разменивались в этом месте послами, следовавшими в Россию и Турцию.

При выборе места под поселение решающее значение имела река Дон, которая также играла важную роль в дальнейшем развитии станицы Аксайской. Первыми поселениями были сезонные рыболовные станы.

После подписания Прутского мирного договора 1711 г., в результате которого значительно пострадали интересы России (она была вынуждена отдать Турции Азов и срыть укрепления крепостей на юге, в частности, Таганрога), в 1720–1740-х гг. здесь располагалась сначала царская, а потом таможенная застава, рядом с заставами находилось небольшое поселение. Казачий городок, располагавшийся в пограничной полосе, часто подвергался разорительным набегам турок, ногайцев и крымских татар. Но удобное местоположение поселения на высоком крутом берегу при впадении реки Аксая в Дон, на перекрестке важных сухопутных дорог, ведущих в Черкасск, столицу войска Донского, привлекало сюда людей.

В документе за 1734 г., хранящемся ныне в местном музее, перечислены царские заставы, располагавшиеся вокруг Черкасска (ныне станица Старочеркасская), упомянута в нем и застава при Усть-Оксае. В документе говорится, что в Усть-Оксай во время разлива воды казаки с женами и детьми, а также вдовы, в основном из Черкасска, ежегодно выезжали почти на все лето; в поселении бывал торг с приезжими малороссиянами, на котором покупали и обменивали на рыбу хлеб и другой товар.

Вероятно, это первое документальное упоминание названия Оксай (Аксай) – от названия протекающей здесь реки. «Ак-су» переводится с тюркского как белая или живая вода. Аксай – «белый сай», «сай» с тюркского – сухое русло, ручей в овраге, овраг. С 1742 г. казачье поселение на картах России отмечено как Усть-Аксайский стан.

В 1740-х гг. возникла необходимость возведения на Дону мощного укрепления с целью защиты Темерницкой таможни, превосходящего существовавшую тогда крепость Святой Анны, расположенную вблизи Черкасска. 31 июля 1745 г. при обсуждении в Сенате этого вопроса было предложено строить новую крепость в устье реки Аксай. Однако генерал Левашов, в целом поддержавший выбор места, отметил, «не будет ли это противно мирному трактату, поставленному с Отоманской Портой?». Аргумент был весомым, и в результате было решено крепость святого Дмитрия Ростовского строить не на Аксае, а на месте, где впоследствии вырос город Ростов-на-Дону. Тем не менее, место около устья реки Аксай было осмотрено, здесь решили возвести фельдшанец (земляное оборонительное укрепление).

После того, как было завершено строительство крепости Дмитрия Ростовского, такой фельдшанец в устье Аксая был сооружен. Уникальное подземное сооружение сохранилось до сегодняшнего дня, его можно увидеть в поселке Берданосовка (ныне в черте города Аксай, на восточной его окраине). Вблизи балки течет ручей, который в прошлом был связан с рекой и был столь велик, что по его руслу небольшие суда могли подплывать прямо к крепости.

В 1775–1811 г. Черкасским округом в административном отношении управляло сыскное начальство, находившееся большую часть времени в Усть-Аксайском стане. Здесь в 1783 г. началось строительство каменной Троицкой церкви, ее многоярусный, золоченый, резной иконостас был выполнен в Санкт-Петербурге архитектором Растрелли.

Станица Аксайская в XVIII–XIX веках

В 1797 г. Усть-Аксайский стан был переименован в Усть-Аксайскую станицу, а приставка «Усть» позднее исчезла из названия.

Из-за неудобного положения города Черкасска, являвшегося с середины XVII века столицей казачьего войска Донского, постоянно подвергавшегося затоплениям, с 1770-х гг. остро встает вопрос о перенесении главного города казаков на другое место. Предводители казачества в числе других мест рассматривали и станицу Аксайскую в качестве столицы войска Донского.

По свидетельству архивных документов, главная причина, почему в Аксайскую не перенесли столицу Дона при атамане М. И. Платове, состояла в том, что существовало опасение, как бы следствием коммерческой деятельности удачно расположенного Аксая не стало падение военного духа у казаков, забвение ими героизма и мужества их славных предков. Ведь в то время Аксай в географическом отношении был расположен столь благоприятно, что с ним долгое время не могли соперничать его соседи, развитые торгово-промышленные города Нахичевань и Ростов.

В 1805 г. в качестве столицы Донского казачества Матвеем Платовым был основан Новочеркасск. С момента его основания и до 1837 г. казаками неоднократно поднимался вопрос о переносе столицы войска Донского в станицу Аксайскую. Окончательная точка в этом вопросе была поставлена императором Николаем I, побывавшим в 1837 г. на Дону и не одобрившим перенос столицы.

1 июня 1820 г. в станице Аксайской ночевал А. С. Пушкин, останавливавшийся здесь проездом на Кавказ. В 1825 г. построен Успенский храм. К этому времени уже существовал план застройки Аксайской станицы. С 1840-х гг. здесь начинается каменное строительство, строятся кирпичные жилые дома, магазины и лавки. Старая часть города и сегодня сохранила расположение улиц. В этой части Аксая находится 64 здания, признанные памятниками гражданской архитектуры XVIII – начала ХХ вв. Построенные в середине XIX в. Новочеркасский водопровод и Ольгинская дамба неоднократно реконструировались, но действуют до сих пор.

До середины XIX столетия в торговом соперничестве между соседями – Ростовом и станицей Аксайской – побеждала последняя. Здесь существовала хорошая пристань, была лучше переправа через Дон, действовало множество складов на набережной. Однако Ростов, благодаря своему положению, быстро разрастался и превратился в значимый промышленный и торговый центр в низовьях Дона.

В время Крымской войны 1853–1856 гг. станица Аксайская играла особую роль. В случае возможного движения по Дону английских и турецких пароходов, в весенний паводок 1856 года здесь должна была закрепиться третья линия обороны, преградив им путь. На дамбе между станицами Ольгинской и Аксайской были сооружены 2 мостовых укрепления и 7 люнетов с вооружением в 65 полупудовых единорогов.

По сведениям Списка населенных мест Земли Донского Войска за 1859 г., в казачьей станице Аксайской Черкасского округа было 1 060 дворов, в которых числилось 3 989 жителей обоего пола – 2 270 мужского и 1 719 женского. В станице располагались: 2 православные церкви, окружное и приходское училища, 18 заводов (2 свечных и 16 рыбоспетных), лесная биржа, устраивались 2 ярмарки.

На дальнейшее развитие станицы значительное влияние оказало строительство в 1864 г. первой на Дону железной дороги, соединившей Александровск-Грушевские угольные копи (ныне город Шахты) и станицу Аксайскую, движение по ней началось в январе 1864 г. В 1868 г. железнодорожная ветка была доведена до Ростова-на-Дону, соединив станицу с железнодорожной сетью страны. В Ростове-на-Дону образовался крупный железнодорожный узел, окончательно лишивший станицу Аксайскую прежнего торгового значения.

В годы Гражданской и Великой Отечественной войн

Во время Гражданской войны станица несколько раз переходила от белых к красным и обратно. Именами героев этой войны были названы некоторые улицы города: ул. Буденного, переулок Бондарчука, улица Соболева. В 1920–1930-х гг. в станице бурно развивалось промышленное строительство, были реконструированы стекольный, кирпичный, консервный, судоремонтный заводы и водокачка.

В годы Великой Отечественной войны Аксайская станица дважды была оккупирована фашистами. Первый раз немецко-фашистские захватчики взяли станицу 21 ноября 1941 г. Летом 1942 г. жители станицы были эвакуированы на другой берег Дона, эвакуацию прикрывала зенитная батарея 3-го дивизиона 485-го артиллерийского полка. В 1985 г. вблизи почтовой станции был открыт памятник «Переправа», посвященный тому памятному событию. 14 февраля 1943 г. станица Аксайская была окончательно освобождена от фашистских оккупантов. В памяти аксайчан навечно останутся имена земляков – Героев Советского Союза: Василий Александрович Губа, Николай Дмитриевич Гулаев, Андрей Елиферович Дубиков, Александр Григорьевич Загоринский, Михаил Васильевич Ковалев, Василий Иванович Московенко, Георгий Семенович Петровский, Павел Петрович Примаков, Виктор Дмитриевич Резанов, Алексей Хрисанфович Рой, Филипп Яковлевич Рубахо, Петр Евпсифович Татаркин.

Послевоенный период, Аксай в статусе города

После войны в станице восстанавливалось разрушенное хозяйство, а вслед за этим начался мощный промышленный подъем. Ударный труд аксайчан в промышленности и сельском хозяйстве был высоко оценен руководством страны, десять человек были удостоены звания Героя Социалистического труда: Александр Иосифович Бородин, Петр Евтеевич Зинченко, Мария Илларионовна Матвиенко, Таисия Григорьевна Продан, Татьяна Васильевна Жилина, Наталья Ефимовна Владимирова, Василий Александрович Евдомашко, Анна Григорьевна Ланцова, Мария Сидоровна Волкова, Петр Федорович Колесников.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 декабря 1957 г. станица Аксайская Ростовской области получила статус города районного подчинения и название Аксай. Для такого преобразования к тому времени появились веские причины: в станице имелись промышленные предприятия, выросло число рабочих, численность населения Аксая в 1957 г. превысила 12 тыс. человек. Кроме того, завершилось строительство газопровода Новочеркасск – Аксайская, к пуску готовили новейшую по тем временам газокомпрессорную станцию.

С получением статуса города начинается массовая застройка многоэтажными домами, быстрыми темпами развивается социальная и хозяйственная инфраструктура. Продукция предприятий города Аксай становится известной на всей территории Советского Союза и за его пределами.

В 1980 г. численность населения города превысила 30 тыс. жителей. В 1985 г. все городские постройки XVIII–XIX вв. были поставлены под охрану государства, среди них здания на нынешних улицах Гулаева, Бондарчука, Набережной, Советской, две церкви – Успенская и Одигитриевская. Об истории города Аксай рассказывают экспозиции трех комплексов Аксайского военно-исторического музея.

Знаменитые люди (2)

Добавить человека

Гостиницы (1)

Добавить
Мотель Евразия расположен в городе Дигора
Ростовская область, Аксайский район, город Аксай, Новочеркасское ш.
+7 8632800844

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.