Показать регионы
Герб - Город Ангарск Информация о гербе
Ангарск на карте

Ангарск

Редактировать
  • Статус
    Город (c 30 мая 1951 г.)
  • Дата основания
    апрель 1948 г.
  • Муниципальное образование
    Городское поселение Ангарское
    (центр муниципального образования)
  • Входит в
    Ангарский район
    (административный центр района)
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    районное
  • Население (тыс.чел.)
    229,592 (2014)
  • Территория (кв.км)
    294,00
  • Координаты
    52°32'37'' с.ш., 103°53'20'' в.д.
  • Почтовые индексы
    665800–665841
  • Телефонный код
    +7 3955
  • Автомобильные коды
    38, 85, 138
  • Прежние названия
    Майск
  • День города (села)
    последнее воскресенье мая
  • Код ОКАТО
    25405000000
  • Код ОКТМО
    неизвестно

Администрация

  • Глава муниципального образования
    Жуков Владимир Валентинович (с 14 октября 2010 г.)
  • Адрес администрации
    665830, Иркутская область, Ангарский район, г. Ангарск, 63 квл, д. 2 (пл. им. Ленина)
  • Телефоны администрации
    +7 (3955) 52-30-00, (3955) 52-22-23, (3955) 52-21-60, факс: (3955) 52-38-10

Общие сведения

Редактировать
Ангарск – город в Иркутской области, административный центр Ангарского района. Экономическую основу города составляют крупные предприятия нефтеперерабатывающей и химической промышленности, а сам Ангарск часто называют «городом нефтехимиков». В 2005 и 2008 гг. город занимал первые места по результатам ежегодного конкурса «Самый благоустроенный город России», в 2013 г. занял 1-е место в конкурсе «Самый чистый город России» в категории «Большие города».

Ангарск расположен в Восточной Сибири в междуречье рек Ангара и Китой, в 38 км к северо-западу от областного центра – города Иркутска. В 100 км от города находится озеро Байкал.

Численность населения – 229 592 человек (2014 г.). Площадь территории – 29 400 га.

Город Ангарск является административным центром муниципального образования «Городское поселение Ангарское»

Фотографии (0)

Фотографий пока нет...
Добавить

Улицы и индексы Ангарска (386) Все улицы

Добавить информацию
Пока информации нет...
1 91 квартал гск
665813
1-й кв-л
665806
1-й Театральный проезд
665813
10-й кв-л
665806
10-й мкр
665829
100 квартал гск
665821
100-й кв-л
665821
102-й кв-л
665821
103-й кв-л
665821
106-й кв-л
665813
107-й кв-л
665813
108-й кв-л
665800
11-й кв-л
665800
11-й мкр
665827
110-й кв-л
665821
111-й кв-л
665831
112-й кв-л
665821
114-й кв-л
665821
12-й кв-л
665800
12-й мкр
665826

История Ангарска

Редактировать
Происхождение названия

По мнению некоторых учёных, название реки Ангара, а также производных от него топонимов, происходит от французского слова hangar (аналогично русскому слову «ангар»).

Вопрос о том, кому принадлежит авторство названия, много лет оставался открытым. Авторство приписывали некоторым первостроителям, в частности, начальникам стройки Зурабову и Бурдакову. Однако оба варианта были далеки от истины. В апреле 1969 года в ангарской газете «Знамёнка» появилась статья «Он придумал название», посвящённая известному в послереволюционной России журналисту и писателю Сергею Михайловичу Третьякову, который в своё время участвовал в работе комиссии Госплана по изучению Ангаро-Енисейской проблемы. Третьяков неоднократно бывал в Сибири. Его рассказы были посвящены золотодобытчикам. Каждый очерк писателя был проникнут мыслями о будущем и о том, что «возникнет неподалёку от Черемхово» город, которому Третьяков предлагал дать название Ангарск. «Пророчество» сбылось. К сожалению, город Ангарск появился уже после смерти великого советского писателя.

Предыстория

Своим появление город обязан строительству в Приангарье комбината №16. Предприятие специализировалось на выработке моторного топлива из черемховского угля. Идея о создании комбината появилась сразу после окончания строительства Транссиба. Советские специалисты позаимствовали опыт своих немецких коллег. В те годы подобные предприятия создавались в Германии. В этой стране, как известно, нет запасов нефти. При этом Германия располагает значительными запасами угля.

В начале 1940-х годов были рассмотрены варианты строительства предприятия по производству моторного топлива на основе местного угля в Иркутско-Черемховской промышленной зоне. В 1941 году началась Великая Отечественная война, помешавшая осуществлению проекта. В первые послевоенные месяцы начинается Маньчжурская операция, в связи с чем летом 1945 года возникла острая нехватка горюче-смазочных материалов на востоке страны. Узнав об этом, Сталин поинтересовался: «А разве там не построен завод?». Сталин напомнил о пагубных последствиях нехватки моторного топлива на востоке страны в 1939 году в период боёв на Халхин-Голе. Подчинённые услышали в словах Иосифа Виссарионовича не только упрёк, но и намёк на возможные наказания, что и подтолкнуло их к дальнейшим действиям.

Основание

Осенью 1945 года было принято решение о строительстве комбината №16 вблизи Иркутска, недалеко от железнодорожной станции Китой. Место для строительства выбирали долго. Вокруг местонахождения будущей стройки разгорались нехарактерные для того времени споры. В окрестностях станции Китой располагался сосновый бор, успевший стать любимым местом отдыха иркутского начальства. Бор был богат грибами, ягодами и дичью. На живописном берегу реки находились дачи, которые могли попасть в зону строительства. Вот почему Иркутский облисполком долго не давал согласия на использование данного участка для возведения здесь промышленного предприятия.

В качестве альтернативы предлагались другие участки: недалеко от станции Батарейная и возле Свирска. Последний вариант был более предпочтительным. На участок возле Свирска стали свозить трофейное оборудование, вывезенное из Германии. Предполагалось также, что если будет выбран первый вариант, жилые дома для работников будущего комбината должны быть построены в Иркутске, в районе затона. Для этого понадобилась бы застройка или реконструкция улиц вблизи моста через Ангару. В ноябре 1945 года главный инженер проекта В. В. Иломанов и будущий главный инженер комбината Я. М. Непомнящий осмотрели альтернативные участки и остались ими весьма недовольны. Таким образом, был одобрен первоначальный вариант строительства комбината вблизи станции Китой. Новое промышленное предприятие считалось стратегически важным объектом, поэтому его возведение было взято под особый контроль Главного управления газовой и топливной промышленности и ЦК ВКП(б).

Комбинат №16

Первым директором строящегося комбината был назначен Н. И. Ярополов, имевший образование инженера-технолога. Ярополова считали одним из лучших специалистов в вопросах производства жидкого топлива. Будущий директор окончил Томский политехнический институт. Ярополов вместе с группой инженеров был отправлен в командировку в немецкий город Блехамер для изучения способов получения жидкого топлива из переработанного угля.

Когда из Германии в Советский Союз вывозили уцелевшее оборудование, в графе пункт назначения было указано «Иркутск-16». Строительство предприятия проходило в обстановке строжайшей секретности. К освоению переработки угля приступили в начале 50-х годов. Первая партия продукции была получена уже в 1954 году. Задача по созданию на востоке страны крупного промышленного предприятия по выработке жидкого топлива из угольного сырья была решена.

Вскоре после того, как предприятие дало первую продукцию, выяснилось, что эффективность нефтехимического производства значительно выше эффективности углехимического производства. Объёмы добычи нефти в СССР росли быстрыми темпами. В послевоенные годы были введены в эксплуатацию только что открытые крупные нефтяные месторождения между Уралом и Волгой. В середине 50-х годов на ангарском комбинате начинается установка первых нефтеперерабатывающих установок. «Чёрное золото» поставлялось на предприятие по железной дороге. Первый промышленный бензин из нефти был получен в августе 1960 года.

Город Ангарск

30 мая 1951 года рабочий посёлок, образовавшийся недалеко от комбината №16, получил статус города. 30 мая считается днём рождения Ангарска. Город развивался быстро благодаря ускорению темпов гражданского и промышленного строительства. Создание на базе комбината крупного нефтехимического и нефтеперерабатывающего производства ещё больше ускорило становление молодого города. В Ангарске формировалась мощная строительная индустрия. А в середине 50-х годов в городе появилось новое предприятие – комбинат по обогащению урана. Со временем появляются и другие градообразующие предприятия. В середине 1960-х годов в Ангарск был проведён нефтепровод из Башкирии, строительство которого было начато в середине 50-х. В городе налаживается выпуск широкого ассортимента нефтепродуктов: авиационного керосина, смазочных масел, различных сортов бензина и т.д. Нефтепродукты из Ангарска поставлялись во многие районы Дальнего Востока и Восточной Сибири. С середины 60-х годов ангарское предприятие комбинат №16 стало называться нефтехимическим комбинатом.

Продукция ангарского предприятия пользовалась спросом благодаря быстрому развитию авиации, нуждавшейся в дешёвом топливе. Развитие нефтехимических производств велось параллельно с переработкой нефти. На комбинате появился цех по производству аммиачной селитры. Ангарск одним из первых сибирских городов стал производить аммиачную воду, которую широко использовали в сельском хозяйстве. К началу 70-х годов в городе были запущены установки, производившие более глубокое очищение нефти. Благодаря таким установкам удалось увеличить выпуск светлых нефтепродуктов. В первой половине 70-х, через несколько лет после ввода в эксплуатацию нового оборудования, появляется возможность выпуска бензина марки Аи-92. К середине 70-х резко возрос выпуск аммиачной селитры и карбамида. Налаживается производство пластмассы и синтетических смол, начался выпуск товаров бытовой химии. Продуктам переработки нефти было найдено применение при производстве пропилена и этилена, служивших исходным сырьём для выработки пластмассы и многих химических продуктов. Впервые в СССР в Ангарске было налажено производство спиртов из нефтяного сырья при помощи оборудования с высоким давлением.

В 1976 году молодой город отмечал свой 25-ый день рождения. Ангарский комбинат был награждён орденом Ленина. Предприятие было преобразовано в производственное объединение «Ангарскнефтеоргсинтез» (ПО «АНОС»). В конце 70-х годов в городе были созданы крупнейшие в стране мощности по производству этилена. Благодаря поваренной соли Зиминского месторождения, дешёвой электроэнергии ангарских ГЭС и ангарскому этилену в нескольких километрах от станции Зима было построено новое крупное химическое предприятие – комбинат «Саянскхимпром». Ангарский нефтехимический комбинат сыграл огромную роль в формировании Ангарско-Усольско-Саянского нефтехимического и хлорорганического комплекса. До начала 90-х годов «Ангарскнефтеоргсинтез» был государственным предприятием. Когда в стране появилось акционирование, в августе 1992 года нефтехимический комбинат был преобразован в акционерное общество открытого типа «Ангарская нефтехимическая компания» (ОАО «АНХК»). В настоящее время компания по-прежнему является одним из мощнейших в своём регионе комплексов по переработке сырой нефти, которую доставляют на предприятие из Западной Сибири по нефтепроводу. Как и раньше, предприятие занимается производством широкого ассортимента продукции. Наиболее востребованной является горюче-смазочная (сжиженные газы, которые используют для бытовых и коммунальных нужд, различные виды бензина, дизельное топливо, авиационный керосин, топочный мазут и т. д.). Предприятие снабжает данным видом продукции Дальний Восток и практически все восточносибирские регионы. Горюче-смазочные материалы экспортируются в соседнюю Монголию.

Трамваи в Ангарске

Ангарские трамваи до сих пор остаются наиболее популярным видом транспорта в городе, прослужив местным жителям уже несколько десятилетий. Поскольку Ангарск развивался в качестве индустриального образования, ему был необходим экологически чистый вид транспорта. Трамваи начинали свою работу в 5 утра и заканчивали её в 23 часа. Первоначально же трамваи работали круглосуточно с часовым перерывом.

Проект по устройству в городе трамвайного сообщения был доверен институту «Промтранспроект». Сначала планировалось построить тягловую подстанцию. В городе должны были появиться 25 километров трамвайных путей и депо с ремонтными мастерскими, предназначенное для обслуживания пятидесяти вагонов. Трамваи были нужны Ангарску для того, чтобы наладить сообщение между промышленной зоной и жилыми секторами города. Кроме этого, в планы входило строительство железнодорожной станции.

Строительные работы начались весной 1953 года. Чтобы окончить работы как можно быстрее, к строительству привлекли заключённых. Первые вагоны были собраны Рижским вагонным заводом, а на предприятии «Дальэлектромонтаж» изготовили необходимое электрооборудование. Первая группа водителей трамваев состояла исключительно из женщин. Водители должны были сдать не только внутренние экзамены. Нужно было также подтвердить свою квалификацию в ГАИ. 3 ноября 1953 года на улицах Ангарска появился первый трамвай.

Со временем протяжённость трамвайных путей увеличилась в 3 раза. Парк был расширен до 91 вагона. Количество остановок выросло до 102. Один трамвай обслуживает более миллиона пассажиров в месяц, что ещё раз подтверждает востребованность данного вида транспорта в наши дни. Многие жители Ангарска предпочитают перемещаться по городу на трамвае, так как это единственная возможность избежать пробок.

Современный Ангарск

К началу перестройки Ангарск считался одним из крупнейших промышленных центров. Здесь располагалось несколько нефтехимических, химических, машиностроительных и нефтеперерабатывающих предприятий всесоюзного значения. Помимо этого, в городе было несколько предприятий пищевой и лёгкой промышленности, а также предприятия по производству строительных материалов. Некоторые ангарские предприятия были связаны с заводами и фабриками других городов. В Тулун и Черемхово осуществлялась поставка ангарского угля. В Слюдянке находился «Перевал» – один из карьеров Ангарского цементно-горного комбината. В Саянск из Ангарска был проведён этиленпровод на саянское предприятие «Химпром». В Байкальске находился цех Ангарской швейной фабрики.

В 1993 году был образован Ангарский район, территория для которого была выделена из Усольского и Иркутского районов. А через 4 года территория района и города получила статус Ангарского муниципального образования.

Знаменитые люди (1)

Добавить человека

Рестораны и кафе (22) Все рестораны

Добавить
Кафе "Матрица" расположено в г. Ангарск
Иркутская область, Ангарский район, город Ангарск, кв-л.59-й, 2
+7 (3955) 52-34-46
Кафе " 4 х 4" расположено в г. Ангарск
Иркутская область, Ангарский район, город Ангарск, кв-л.206-й, 3
+7 (3955) 54-03-74
Бар "Holsten" расположен в г. Ангарск
Иркутская область, Ангарский район, город Ангарск, мкр.211-й, 5
+7 (3955) 59-47-09

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.