Показать регионы
Герб - Город Артём Информация о гербе
Артём на карте

Артём (Приморский край)

Редактировать
  • Статус
    Город (c 26 октября 1938 г.)
  • Дата основания
    1924 г.
  • Муниципальное образование
    Городской округ Артёмовский
    (центр муниципального образования)
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    краевое
  • Население (тыс.чел.)
    57,765 (2020 г.)
  • Территория (кв.км)
    68,70
  • Координаты
    43°21'44'' с.ш., 132°10'53'' в.д.
  • Почтовые индексы
    692700–692799
  • Телефонный код
    +7 423 37
  • Автомобильные коды
    25, 125
  • Прежние названия
    Зыбунный (до 1923 г.)
  • День города (села)
    последнее воскресенье августа
  • Код ОКАТО
    05405000000
  • Код ОКТМО
    5705000001

Администрация

  • Глава городского округа
    Квон Вячеслав Васильевич (с 14 апреля 2020 г.)
  • Адрес
    692760, Приморский край, г. Артем, ул. Кирова, д. 48
  • Телефоны администрации
    +7 (423 37) 4-33-61, (423 37) 4-79-34, факс: (423 37) 4-33-61

Общие сведения

Редактировать
Артём – город в Приморском крае, образующий городской округ. В советский период являлся шахтерским городом, одним из центров угледобычи Приморья. Расположен на севере полуострова Муравьёва-Амурского, в южной части Приморского края, в долине реки Кневичанки, в 40 км к северо-востоку от краевого центра – города Владивостока.

Численность населения – 103 925 человек (2015 г.). Площадь территории города – 6 870 га, городского округа – 50 640 га.

Город Артём является административным центром муниципального образования «Городской округ Артёмовский»

Фотографии (0)

Фотографий пока нет...
Добавить

История Артёма

Редактировать
Первые русские поселения

Когда-то место, на котором сегодня раскинулся город Артём представляло собой заболоченную долину, покрытую густой тайгой. Люди долго не селились здесь из-за болот и вездесущего гнуса.

В 1891 г. вблизи бухты Амурского залива крестьянами, переселенцами из западных областей России, было основано селение Угловое, ставшее первым постоянным поселением русских в этих местах. Спустя несколько лет поблизости возникают и другие села – Кролевец и Кневичи, основанные в 1896 г. и названные так в память о тех местах, откуда прибыли переселенцы. Отчет 1896 года о переселении крестьян свидетельствует: «Переселенцы образовали в этом году четыре новых селения, в том числе деревни… Кневичи и Кролевец в долине реки Батальянза». Из этого документа известно, что в Кролевце поселились 13 крестьянских семей из Кролевецкого уезда и 5 семей из Новозыбковского уезда Черниговской губернии. Во время второй волны переселения в эти места прибыли, как минимум, 11 семей, среди которых: Домницкие, Кривенко, Назаренко, Олешко, Сущенко, Олейник, Хрущ и другие.

С конца 1907 г. в церковных книгах появляется название Батальянза, с 1 января 1908 г. уже употреблявшееся параллельно с официальным названием Суражевка. Село получило это название от Суражевского уезда Черниговской губернии, в котором ранее проживали почти все его основатели. Все они были выходцами из села Кожаны (Верещакская волость Суражевского уезда), это семьи: Фоки Борисенко, Антона Корявченко, Никиты Голика (Голикова) по прозвищу Щун и другие.

В настоящее время в Суражевке действует огромное тепличное хозяйство – образованное 15 марта 1982 г. опытно-производственное хозяйство ФГУП «Дальневосточное», являющееся крупнейшим тепличным комбинатом в Приморском крае, здесь выращиваются овощные культуры. Мощность тепличного комбината составляет 4 020 тонн овощей в год, в том числе 660 тонн овощей открытого и 3 360 тонн овощей защищенного грунта.

Одним из старейших сел на территории Артёмовского городского округа является село Олений, год основания которого точно не установлен, но известно, что село основано не ранее 1887 г. и не позднее 1912 г.

Строительство Уссурийского участка Транссиба имело огромное значение для развития первых населенных пунктов, располагавшихся на территории современного города Артёма. В 1907 г. был основан хутор Ходасевича, располагавшийся в районе бывшей станции «9-я верста» на Сучанской железной дороге. Григорий Захарович Ходасевич, поселившийся в этих местах в 1907 г., был первым русским, разбившим свой хутор по соседству с корейскими фанзами.

Зыбунные копи и шахтерский поселок

В районе 9 версты Сучанской узкоколейной железной дороги в 1910 г. были обнаружены богатые угольные пласты, выходившие на поверхность. В 1913 г. владельцем трех Зыбунных рудников в этом месте становится крупный владивостокский предприниматель, купец I гильдии Скидельский Лейб Шиманович (Леонтий Семёнович). Общая стоимость его состояния в то время оценивалась в 8,6 миллионов рублей – астрономическая по тем временам сумма. Л. Ш. Скидельский умер в 1916 г., передав своим наследникам состояние в 9,5 миллионов рублей. В 1922 г. одна из шахт в долине «Озерных Ключей» (сегодня здесь находится центр города Артёма) была названа именем Якова Леонтьевича Скидельского, одного из сыновей Лейба Шимановича.

В январе 1913 г. среди болотных топей, называемых местными жителями зыбунами, был застолблен первый участок. На 9-м километре было заложено три шахты. Осенью 1913 г. началось строительство первой шахты. Лейб Скидельский распорядился, чтобы одновременно с закладкой шахт началось устройство поселка на зыбунах. Каменноугольные копи стали называться «Зыбунными». Так было положено начало истории будущего города Артёма.

После революции

Постановлением Дальневосточного революционного комитета и решением Третейского суда в мае 1923 г. все предприятия, недвижимость и финансовые активы, принадлежавшие семье Скидельских, были национализированы. На митинге рабочих, состоявшемся в том же 1923 г., было принято решение о присвоении поселку и руднику имени революционера и партийного деятеля Артёма (Фёдора Андреевича Сергеева). С 1924 г. руднику официально было присвоено название «Артемовские государственные каменноугольные копи».

В 1925 г. Артемовские копи вошли в состав созданного 1 октября треста «Примуголь». Рудник бурно развивался. С момента национализации копей Л. Ш. Скидельского было построено три новые шахты и в 1927 г. здесь работали пять шахт. Однако механизация была минимальной, в 1927–1930 гг. намечалось установить тяжелую врубовую машину в шахте №3, кроме того, восемь легких врубовых машин, закупить семь электроручных машин. Предполагалось использовать в шахтах два электровоза легкого типа и два тяжелого типа, а также погрузочную машину и электробуры. Стоимость механизации должна была составить 170–180 тыс. рублей.

В 1929 г. пущены в эксплуатацию шахты №6 и №2-2 бис, в 1931 г. – №2/5, №4. В 1930 г. в работах на шахтах начали использовать первые отбойные молотки, колонковые лебедки, электросверла, скреперы, конвейеры, электровозы и компрессор.

К 1931 году Артём становится основным поставщиком каменного угля в Приморье. 7 ноября 1931 г. была заложена шахта №3-ц, сданная в эксплуатацию в сентябре 1938 г. с проектной мощностью 1 500 тыс. тонн в год. В 1934 г. на шахте были получены первые тонны угля. Эта шахта, переименованная перед войной в «Дальневосточную» стала кузницей горняцких кадров Артёма, на ней впервые внедрили лавы, проходческие комбайны.

В 1932 г. началось строительство Артемовской ГРЭС – первой районной электростанции на Дальнем Востоке. На стройке ударно работали комсомольцы, прибывшие из европейских районов Советского Союза. После известия о гибели в конце 1934 г. Сергея Мироновича Кирова электростанцию было решено назвать в его честь. К 1935 г. был готов главный корпус на два турбогенератора и три котла. 6 ноября 1936 г. стал днем рождения ГРЭС, в этот день состоялся пуск турбогенератора.

К 1934 г. Артём становится шахтерским центром с шестью механизированными шахтами. К сентябрю 1935 г. была сдана в эксплуатацию шахта №6-6 бис, в 1936-м – №3-ц.

С постройкой в 1935 г. ширококолейной железной дороги Угольная – Сучан и пуском ГРЭС у угольной промышленности появились условия для быстрого развития.

В 1913 г. начинается история центральных электромеханических мастерских (ЦЭММ) – одного из старейших предприятий г. Артёма. Тогда, в 1913 году были построены шахты, названные «Зыбунными копями». Первые мастерские занимали деревянную постройку типа землянки, сооруженную предпринимателем Скидельским для обслуживания тогда еще строящихся копий. Здесь производились кузнечные работы, плавились чугун и бронза, позднее в мастерских начали обслуживание подъемных установок на шахтах и шурфах, изготавливали клинья, кайла, ломы, лопаты, кувалды, ремонтировали паровые насосы.

С началом применения на шахтах электроэнергии в 1929 г. был организован электроцех, в котором ремонтировали электродвигатели. До 1935 г. все оборудование на шахтах ремонтировали слесари мастерских, слесарей на шахтах не было.

В 1935 г. в электромеханических мастерских работали 50 человек, из оборудования в них имелись токарный станок и сверлильный станок, приводившийся в движение вручную. Во время войны началась работа в созданном в эти годы специальном цехе, по военным заказам здесь изготавливали стабилизаторы для авиабомб, корпуса для гранат, металлические конструкции для зенитных установок, а также ремонтировали ходовую часть танков.

Артём в статусе города, советский период

Решением Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 октября 1938 г. поселок Артём был преобразован в город.

В 1930-х гг. в городе Артёме начал строиться аэропорт «Озерные ключи», в 1937 г. из него стали взлетать первые самолеты. В 1956 г. пассажирский самолет «ТУ-104» открыл эру реактивной авиации, вследствие чего на базе аэродрома «Кневичи» был создан большой аэропорт «Владивосток». За 5 лет (1959–1964) здесь был построен целый комплекс наземных сооружений, позволивший начать прием самолетов на регулярной основе, объем пассажирских перевозок при этом значительно увеличился.

В 1938 г. сдана в эксплуатацию шахта «Дальневосточная» с проектной мощностью 1 500 тыс. тонн в год. За высокие достижения в 1943 г. коллективу шахты было вручено Красное Знамя ГКО. В послевоенные годы коллектив шахты продолжил успешно выполнять производственные задания. 22 января 1971 г. Указом Президиума Верховного совета СССР шахта была награждена орденом «Знак Почета». В течение всего периода эксплуатации на шахте добыто 37,3 миллионов тонн угля. В мае 1997 г. работы на шахте «Дальневосточная» были прекращены, шахта была ликвидирована.

В 1939 году была заложена шахта №8 (будущая «Амурская»), она строилась с 1946 по 1954 гг. 31 декабря 1954 г. шахта с проектной мощностью 450 000 тонн была сдана в эксплуатацию. За успешное строительство 8-й шахты руководитель горных работ Ф. Тиминцев был награжден орденом Трудового Красного Знамени, бригадиру проходчиков А. Зиганшину присвоено звание Герой Социалистического Труда. Шахту №8 в 1971 г. переименовали в «Амурскую».

В 1937 году в районе 9 километра была заложена шахта №7 бис («Озерная»), сданная в эксплуатацию в 1941 г. (проектная производственная мощность 300 000 тонн в год). «Озерная», разрабатывавшая западную часть Артёмовского угольного месторождения, стала первым угледобывающим предприятием, с которого начался процесс закрытия особо убыточных шахт. В 1941 году в эксплуатацию была сдана и шахта «Подгородненская» (проектная мощность 120 000 тонн в год).

Яркими страницами в истории угольной отрасли края стали годы восьмой пятилетки (1966–1970) – годы высочайшего трудового энтузиазма. Бригадой В. Ф. Зубана были освоены узкозахватные комбайны ЛГД-2 и 2К-52, а в декабре 1966 года эта бригада установила рекорд края, добыв 22 217 тонн угля за месяц. За выдающиеся заслуги и освоение новой техники В. Ф. Зубан был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

В начале 1940-х гг. было начато строительство шахты №11 («Приморская»), но в военные годы строительные работы были остановлены и возобновились лишь в 1955 г. В 1961 году шахту, расположенную в центральной части Артёмовского месторождения, сдали в эксплуатацию (проектная производственная мощность 410 000 тонн в год). В 1991 г. объемы добычи угля на «Приморской» стали снижаться, упав в 1996 г. до 44,8 тысяч тонн (при установленных 120 тысячах тонн). Из-за низких технико-экономических показателей и невозможности рентабельной работы шахту «Приморскую» было решено ликвидировать как особо убыточную (ликвидация завершилась в 1999 г.).

На базе шахты №6-6, заложенной в 1931 г., сданной в эксплуатацию в 1935 г. и закрытой 1 января 1975 г. по причине отработки запасов угля на шахтном поле, была создана шахта «Шкотовская», состоящая из 3-х единиц: шахты «Смоляниновская», разреза «Смоляниновский» и разведочной шахты на участке «Центральный».

В дальнейшем шахта «Шкотовская» была переименована в шахту имени Артёма. Она входила в состав производственного объединения «Приморскуголь», транспортировка угля от забоя до поверхности осуществлялась на шахте с помощью ленточных конвейеров. Использование высокомеханизированной техники позволило в 1982 г. достигнуть рекордной добычи – 770 тысяч тонн. В 1986 г. на шахте началась реконструкция, в 1991 г. был сдан первый пусковой комплекс. Но уже в 1995 г. с изменением экономической и политической ситуации в стране сократилось финансирование убыточных предприятий, следствием стало сокращение добычи и ухудшение экономических показателей. С 1 апреля 1998 г. добыча угля была остановлена, 17 апреля начаты ликвидационные работы и 1 июля 1999 г. ликвидация горных выработок была завершена.

В настоящее время шахты «Дальневосточная», «Имени Артема», «Озерная», «Приморская», «Подгородненская» закрыты. Не сохранилась и шахта «Амурская» с разведкой высококачественного угля и перспективой работы на 35 лет.

После реконструкции в 1955 г. центральных электромеханических мастерских здесь в 1958 году стали выпускать металлическую крепь для горных выработок, в следующем году в эксплуатацию был принят котельно-кузнечный цех, в 1961 году – механосборочный цех, еще через год состоялась реконструкция литейного цеха, было освоено стальное литьё.

В 1970 году был создан и начал действовать специализированный подземный участок, производивший монтаж, демонтаж и ремонт горной техники в шахтах.

Сегодня ЦЭММ располагает обширным станочным парком, который насчитывает свыше 90 единиц. В Артемовских ЦЭММ производится ремонт тяжелой карьерной техники и горно-шахтного оборудования производственного объединения «Приморскуголь», здесь изготавливаются запасные части, металлоконструкции, металлокрепления, механизмы малой механизации, крепи, нестандартное оборудование, осуществляется стальное, чугунное, бронзовое и алюминиевое литьё, а также производятся товары народного потребления.

Следствием развития угледобычи и строительства поселка, превратившегося со временем в город, стало динамичное развитие строительной отрасли в городе Артёме. Первым и крупнейшим предприятием города стал трест «Дальшахтострой», образованный в 1938 г. Он создавался с целью развития инфраструктуры угольной промышленности в Приморском крае. Трест объединял 14 подразделений, силами которых строились угольные разрезы и шахты, фабрики и заводы, совхозы, жилье и объекты соцкультбыта. В 1972 г. создается СУ-27 (Строительное управление 27), которое за следующие 30 лет возвело и сдало в эксплуатацию многочисленные здания и сооружения.

В 1956 г. в соответствии с решением Министерства строительных материалов и проектом, разработанным институтом «Гипростройматериалы» (Москва), началось возведение завода ЖБИ-3 с проектной мощностью 70 тыс. куб. метров железобетонных изделий в год для нужд гражданского и промышленного строительства. Вместе со строительством завода рос поселок Заводской. Территория вблизи села Кролевцы, на которой сегодня находится поселок Заводской, долгое время была ровной площадкой. В годы войны здесь базировался учебный аэродром. С началом в 1956 г. строительства завода и поселка на стройку начали съезжаться строители со всего Советского Союза. В Зеленом районе появляются первые улицы. В поселке строится Михайловская бройлерная птицефабрика. За сравнительно короткое время на пустующей площадке выросли современные производственные предприятия.

В 1958 г. введен в эксплуатацию завод ЖБИ-4 мощностью 5 000 куб. метров сборного железобетона в год, в тот период началось интенсивное строительство Артёма, в связи с чем остро требовался сборный железобетон.

В городе интенсивно развивалась и энергетика. Вместе с наращиванием производства и поставок электроэнергии постепенно решалась задача теплофикации. В период с 1982 по 1985 гг. проводилась реконструкция турбин №№ 5 и 6, в 1984 г. Артемовскую ГРЭС перевели в категорию ТЭЦ. Артемовская ТЭЦ с момента своего пуска является базовым предприятием в сфере местной энергетики.

В 1957 г. выпустила первую продукцию Артёмовская фабрика пианино «Приморье». В течение следующего десятилетия в Артёме открылся целый ряд новых предприятий: фарфоровый завод, мебельная и ковровая фабрики. Основанный в 1964 г. Артёмовский фарфоровый завод стал первенцем фарфоровой промышленности Дальнего Востока, в марте 1965 г. на нем была выпущена первая продукция, ставшая с годами популярной не только у горожан, она пользовалась высоким спросом во всем крае, занимала призовые места и получала награды на различных выставках и конкурсах. В 1961 г. основана Приморская мебельная фабрика. В октябре 1968 г. открылся ее первый цех и была выпущена первая продукция.

В 1939 г. в Артёме запущена в эксплуатацию первая пекарня. В 1974 г. в городе появился хлебозавод, в котором работали два цеха – хлебобулочный и кондитерский.

В 1973 г. у северо-восточных границ города Артёма, на территории живописного лесного массива началось строительство птицефабрики, крупнейшей на Дальнем Востоке, оснащенной немецким оборудованием мощностью 550 тысяч кур несушек с производительностью 132 миллиона яиц и 12,5 тысяч центнеров мяса птицы.

15 марта 1982 г. было образовано опытно-производственное хозяйство (ОПХ) «Дальневосточное», ставшее крупнейшим тепличным комбинатом Приморского края. Дальневосточный отдел НИИ овощного хозяйства стал базой для создания в 1988 г. Приморской овощной опытной станции, перед которой были поставлены многочисленные задачи научного овощеводства.

Город в 1990-х и 2000-х годах

В начале 1990-х гг. многие предприятия в городе Артёме начали испытывать трудности и закрылись. Перестали существовать швейная, трикотажная, ковровая фабрики. Закрылась и Артёмовская фабрика пианино, не дожив до своего 50-летия.

В мае 1992 г. аэропорт «Владивосток» получил статус международного и сегодня он принимает рейсы из более чем тридцати российских и зарубежных аэропортов.

В городе действуют 20 крупных предприятий, стабильно работают Артёмовский хлебокомбинат, «Владивосток Авиа», гормолокозавод, мясоперерабатывающий завод, птицефабрика «Уссурийская», «Вторчермет», совхоз-комбинат «Дальневосточный», СУ-27, «Деметра», ПМС-220, ОАО «МК-67», АртемТЭЦ. В объеме производства города Артёма преобладают: стройиндустрия (около 30%), топливная промышленность (около 24%), деревообработка (около 19%), пищевая промышленность (около 14%). На базе Приморской мебельной фабрики стабильно развивается ряд предприятий, из которых самые известные «Приморский шпон» и «ПриМФЛес», оснащенные современными высокопроизводительными линиями иностранного производства.

Птицефабрика «Уссурийская», наряду с основной деятельностью – производством яиц, с октября 1997 г., когда к ней присоединилась птицефабрика «Михайловская», занимается и выращиванием мяса бройлеров. ЗАО «Деметра» является главным поставщиком сельхозпродукции для дошкольных учреждений и детских домов. На АО «Артемовском», основанном еще в 1957 г., производится продукция животноводства и овощная продукция. Совхоз «Тепличный» был преобразован в закрытое акционерное общество «Надежда».

В 2003 г. продукция Артёмовского гормолокозавода – ряженка и сметана «Артёмка» – вошли в список 100 лучших товаров Приморского края.

Улицы и индексы (531) Все улицы

Добавить информацию
2 Пятилетка ул.
692760
40 лет Октября ул.
692760
70 лет Октября ул.
692778
8 Марта ул.
692756
Агеева ул.
692764
Азовская ул.
692754
Азовский пер.
692754
Айвазовского ул.
692760
Аксакова ул.
692760
Александрова ул.
692775
Александровская ул.
692770
Александры ул.
692778
Амурская ул.
692760
Ангарская ул.
692771
Анисимова ул.
692770
Арсеньева ул.
692751
Артемовская ул.
692754
Астраханская ул.
692751
Бабушкина ул.
692751
Байкальская ул.
692770

Гостиницы (4) Все гостиницы

Добавить
Гостиница экономического класса, расположена в г. Артем, Угловое, в удобное место расположение от г. Владивостока и аэропорта. 19 комфортабельных номеров, сауна, кафе, бильярд.
Приморский край, город Артём, 1-ая Рабочая, 1
+7 4233736300
Отель расположен в 50 км (40 минут поездки автотранспортом) от центра города Владивостока непосредственно в аэропорту «Владивосток»
Приморский край, город Артём, Портовая, 39
+7 4232307601
База отдыха «Энергетик» представляет собой 3х этажное капитальное кирпичное здание. На базе автономное отопление и горячее водоснабжение.
Приморский край, город Артём, Муравьиная, 28
+7 4233792486

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.