Показать регионы
Герб - Город Казань Информация о гербе
Казань на карте

Казань (Республика Татарстан)

Редактировать
  • Статус
    Город (c 1391 г.)
  • Дата основания
    1005 г.
  • Муниципальное образование
    Городской округ Казань
    (центр муниципального образования)
    административный центр Республики Татарстан
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    республиканское
  • Население (тыс.чел.)
    1 205,651 (2020 г.)
  • Территория (кв.км)
    614,16
  • Координаты
    55°47'55'' с.ш., 49°6'23'' в.д.
  • Почтовые индексы
    420000–420999
  • Телефонный код
    +7 843
  • Автомобильные коды
    16, 116, 716
  • Прежние названия
    неизвестны
  • День города (села)
    30 августа
  • Код ОКАТО
    92401000000
  • Код ОКТМО
    92701000001

Администрация

  • Мэр города Казани
    Метшин Ильсур Раисович (с 17 марта 2006 г.)
  • Адрес
    420014, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 1
  • Телефоны администрации
    +7 (843) 299-18-81, (843) 299-18-82, (843) 299-17-66, факс: (843) 299-18-81

Общие сведения

Редактировать
Казань – город в Российской Федерации, столица Республики Татарстан, расположен на левом берегу реки Волги, при впадении в нее реки Казанки, один из крупнейших экономических, политических, научных, культурных и спортивных центров России. Один из древнейших городов страны, в 2005 г. отпраздновано тысячелетие Казани. Город называют «третьей столицей России».

Существует несколько версий происхождения топонима «Казань». Многие версии связывают происхождение названия со словом «казан», т. е. «котел» – именно с перевернутым котлом ассоциировался холм, на котором была построена первая крепость, легенды рассказывают о потерянном в этих местах золотом котле, кипящем в земле котле и т. п. Другие версии связывают происхождение названия Казань со словом «каен» – береза, напоминающим о березовых рощах около которых возникло поселение.  Третьи версии отстаиваю гипотезу о том, что Казань названа в честь основателя первого поселения – булгарского князя Хасана. Существует множество других версий.

Расстояние до Москвы – 820 км. Население Казани в 2015 году составляло 1 205 651 человек.

Город Казань является административным центром муниципального образования «Городской округ Казань»

История Казани

Редактировать
Из современных значительных городов Казань один из самых древних, а из древних – уж точно самый значительный на территории России. «Третья столица», как ее называют по праву, обладает богатой незаурядной историей, изобилующей многими противоречивыми моментами. И происхождение названия и даже возраст Казани вызывают жаркие научные споры, несмотря на пышное официальное празднование 1000-летия города в 2005 г.
 
Казань до … Казани
 
На месте современной Казани – это левобережье Волги в месте впадения в нее речки Казанки – благоприятные географические и природные условия способствовали заселению людьми этого района с самого древнего времени. На протяжении всего каменного века уже с периода позднего палеолита (10 тыс. лет до н.э.) здесь проживали небольшие коллективы охотников и рыболовов. В энеолите (конец 3 – нач. 2 тыс. лет до н.э.) здесь поселились племена волосовской культуры, начавшие осваивать земледелие и скотоводство. В бронзовом веке (вторая пол. 2 – нач. 1 тыс. до н.э.) здесь распространены древности так называемой приказанской археологической культуры, среди которых самое древнейшее укрепленное поселение в регионе – городище Казанка 2. В это же время сюда проникают и индоевропейские племена т.н. балановской культуры. В раннем железном веке (VIII–V вв. до н.э.) в районе современной Казани проживали ананьинские племена. 
 
Новый период мощного заселения Казанского Поволжья в III–VI вв. н.э. связывается с древнемарийскими племенами азелинской культуры, которые сохранились в районе Казани до X–XI вв., когда сюда пришли волжские булгары. В X в. в Среднем Поволжье и Прикамье возникло государство Волжская Булгария, оставившее наряду с Хазарским каганатом и Русью богатейший след в истории Восточной Европы. Территорию нового государства помимо местного населения заселили несколькими волнами пришедшие сюда тюркоязычные племена болгар, финно-угорские прикамские народы и, возможно, праславянское население т.н. именьковской культуры. 
 
Волжская Булгария оказалась на одном из важнейших трансконтинентальных торговых путей, которые связывали Северную и Восточную Европу, Византию с Арабским Халифатом на Востоке. По берегам Волги и Камы вырастает целая сеть торгово-ремесленных факторий, которые не раз становились лакомым кусочком для воинственных соседей – хазар и руси. В связи с этим те из них, которые занимали окраинное поселение на границах Волжской Булгарии, укреплялись. Таким вот небольшим укрепленным торгово-ремесленным поселением, поначалу видимо игравшим только роль пограничной крепости, и была, возникшая на рубеже X–XI вв. Казань. 
 
Когда возникла Казань?
 
Однако эта дата возникновения Казани – рубеж X и XI столетий, появилась на основании интерпретации данных археологических изысканий. Даже самые ранние даты самых «сомнительных» письменных источников относят это событие ко второй половине XII в. 1177 годом засвидетельствовано существование города Казань в сочинении неизвестного автора второй половины XVI в. «Казанская история». В некоторых древнейших списках этого произведения упоминается Казань в связи с деятельностью некоего царя по имени «Саин Болгарский». Текстологические исследования показали, что эта дата попала в рукописи случайно – по ошибке более позднего переписчика, а в большинстве списков источника возникновение Казани связано с деятельностью золотоордынского хана Саина, основавшего здесь Саинов-Юрт. 
 
Проводившиеся на территории Казанского Кремля археологические исследования по своим результатам также оказались неоднозначны. Хотя интерпретация археологических данных вызвала острую полемику среди самих археологов, наступило время политического решения научного вопроса. Основываясь на мнении известного ученого А. Х. Халикова, датировавшего начало Казани второй половиной XII в. на основании результатов археологических исследований и упоминания в «Казанской истории» Казани в 1177 г., руководство Татарской АССР намечало отметить в 1977 г. 800-летие города. Но уже готовящееся официальное празднование было отменено высшим московским руководством. Однако в середине 1990-х в связи с ростом центробежных политических тенденций в Российской Федерации вопрос вновь возник. Были проведены новые значительные раскопки на территории Казанского Кремля. Были добыты новые и более весомые археологические доказательства, которые были осмыслены представительной международной научной комиссией и которые позволили руководству Татарстана и России официально объявить в 2005 г. тысячелетие Казани. Торжества прошли с огромным размахом и независимо от их научного обоснования сыграли очень положительную роль в развитии города.
 
Полевые исследования А. Х. Халикова, Ф. Ш. Хузина, А. Г. Мухамадиева и др. позволили открыть на территории исторической части города домонгольский булгарский культурный слой рубежа X–XI вв. Он не такой мощный как последующие, более поздние городские слои, что объясняется не очень высоким статусом булгарской пограничной крепости, но, тем не менее, он содержал не только единичные предметы этого время (различные украшения, предметы вооружения и снаряжения коня и всадника и т.д.), но и массовый керамический материал, что для археологов является доказательством неслучайности и единичных находок. 
 
Наиболее презентативными в плане датировки начала Казани находками оказались серебряный арабский дирхем Х в. и особенно свинцовая монета (монетообразный предмет), выпущенная в Чехии в первой половине X в. и выявленная раскопками 1997 г. в слое с булгарской домонгольской керамикой. Ф. Ш. Хузин и А. Г. Ситдиков объясняют появление уникальной находки (в самой Чехии такие пока не найдены) в Казани интенсивными торговыми связями между Волжской Булгарией и странами Центральной Европы. Любопытную гипотезу представил чешский профессор Й. Слама: эту монету могли около середины Х в. «обронить» в Казани во время дальнего путешествия два члена чешского княжеского посольства, которые взялись передать письмо от кордовского сановника Хасдая Ибн Шафрута хазарскому кагану Иосифу.
 
Даже после появления узко датирующих находок при раскопках Казани не все ученые признали условную дату рубежа X–XI столетий. Так, известный московский исследователь В. Л. Егоров относит появление Казани к золотоордынскому периоду, к 1370 г., связывая его с деятельностью булгарского князя Хасана. Собственно само название города, по мнению этого ученого, происходит от имени Хасан. Лингвистами эта версия не поддерживается. В тоже время выдвинуто очень много и других версий происхождения названия (от казана – котла, место на границе, от березы, от названий народов и т.д. и т.п.), которые, в отличие от проблемы с датировкой, пока объединяет одно качество – принципиальная невозможность их проверки.

В эпоху Золотой Орды
 
Первоначальная Казань располагалась в северо-восточной части Кремлевского холма. Структурирующим центром поселения была хорошо укрепленная, поначалу деревянно-земляная, а затем каменная цитадель, которая в течение XI–XII вв. обросла торгово-ремесленным посадом. Заселялась территория к югу от Кремля по верхней части Кремлевского холма. Археологические исследования свидетельствуют не об аграрном, а сугубо торгово-ремесленном и военном характере занятий населения. Количество населения в Казани резко увеличилось за счет массового притока беженцев из разоренных территорий, когда на Волжскую Булгарию в 20–40 е гг. XIII в. несколькими волнами обрушилось монголо-татарское нашествие. 
 
Враг захватил и разорил все крупные города Волжской Булгарии. Однако, судя по отсутствию заметных археологических данных и сведений об этом в письменных источниках, Казань непосредственно во время похода Батыя в 1236 г. не пострадала. Первое же по времени упоминание Казани в восточных источниках – в сочинении арабского автора А. Гаффари (XVI в.) связано с завоеванием города монгольским ханом, внуком Чингисхана и братом Батыя – Берке (1257–1266) и включением ее в Улус Джучи. Это известие не пользуется доверием исследователей в отличие от сообщений других восточных авторов Абуль-Гази, Рашид ад-Дина и русских летописей о походе золотоордынского хана, внука Батыя – Менгу-Тимура (1266–1282) на восставших против монголов волжских болгар в 1278 г. Во время этого похода Казань попала под власть Орды, на что указывает, по мнению исследователя А. Г. Ситдикова, ее упоминание в известии русской летописи в списке городов, «якобы подаренных» Менгу-Тимуром участнику похода, своему любимцу смоленскому князю Федору Ростиславичу Черному (1233/1240–1299). Князь женился на дочери Менгу-Тимура, получив в качестве щедрого приданого 36 городов. И археологические данные (следы пожарищ) подтверждают бурные события в Казани в последней четверти XIII в. С этого времени можно уверенно говорить о золотоордынском периоде в истории Казани.
 
Находясь в составе Золотой Орды, Казань получила благоприятные условия для своего развития. Она утратила роль приграничного форпоста, но зато к концу золотоордынского периода своей истории превратилась в один из самых крупных экономических и политических центров Среднего Поволжья. Город в XIV–XV вв. стал играть заметную роль в транзитной международной торговле. Приток населения из соседних регионов привел к росту ремесленного посада и формированию местной знати. Причем, судя по данным археологии население это было полиэтничным – тюркским булгарским, финно-угорским и древнерусским. В это время складывается и планировка города, основу которой составляли три центральные вымощенные деревом улицы. Эта планировка просуществовала до конца XVIII в. 
 
В конце XIV – начале XV в. в городе возобновилось, впервые после монгольского нашествия, каменное строительство. Существует мнение, что Казань стала местом сбора дани для ханов Золотой Орды. С конца XIII в. правитель Казани имел статус, равный правителю Болгара – столицы булгарской части Улуса Джучи, он являлся прямым вассалом ордынского хана. Экономическое значение и богатство Казани настолько выросли, что к концу XIV в. она становится лакомой целью для походов печально знаменитых устюжских и новгородских ушкуйников и об этих событиях писали многие русские летописи.
 
С начала 60-х гг. XIV в. в Золотой Орде начались внутренние усобицы, которые привели, с одной стороны, к набегам ханов на булгарские города, а с другой, усилению роли Казани в противостоянии с Золотой Ордой. В 1370-х гг. булгарский князь Хасан повел борьбу за освобождение от ордынской власти. В результате он покинул город Болгар и обосновался в Казани, где осуществлял, по всей видимости, самостоятельную политическую деятельность до своей кончины в конце XIV в. 
 
Усобицы в Золотой Орде привели к тому, что русские князья стали ходить в «татарскую землю» – совершать набеги на земли Улуса. Казань подверглась разорению во время похода князя Юрия Дмитриевича Звенигородского в 1395–1396 (?) гг. В связи с этим походом русские летописи видят в Казани центр султаната, аналогичного и равного Болгару. О всевозрастающей роли Казани среди других городов Средневолжья свидетельствует чеканка здесь монет от имени Гиазеддина (1422–1438?) правителя из рода Джучидов на рубеже XIV–XV вв. с указанием места – «Болгар аль-Джадид», то есть «Новый Болгар». 
 
Столица Казанского ханства
 
Тенденция к независимости Казани получила завершение в 1438 г., когда бывший золотоордынский хан из рода Чингизидов Улу-Мухаммед (1405–1445) осел в Казани и положил основание независимому Казанскому государству на землях бывшей Волжской Булгарии. Формально независимым Казанское ханство стало в 1445 г., когда был отстранен от власти булгарский эмир Галибек и на престол возведен Махмуд – сын Улу-Мухаммеда. Ко времени появления в регионе Улу-Мухаммеда и его сыновей, Казани, как считает А. Г. Ситдиков, вероятно подчинялись и другие булгарские княжества, что сделало неизбежным ее превращение в столицу Казанского ханства. 
 
За сто лет независимого существования Казанского ханства на его трон вступали 13 правителей, некоторые из них по несколько раз. И начиная с правления Махмуда, Казань повела себя активно в международных делах, в частности ханские войска стали совершать набеги на русские земли. Московские князья отвечали тем же, хотя между Москвой и Казанью существовали оживленные торговые связи. В письменных источниках сохранились сведения о подготовке к походу на Казанское ханство московского князя Василия II в 1461 г., хорошо освещены войны и Великого московского князя Ивана III с Казанью в конце 60-х гг. XV в. В 1486 г. был заключен договор «О вечном мире» между Казанью и Москвой, дополненный тем, что в 1487 г. Иван III посадил на ханский престол «благожелательного» к нему Мухаммад-Эмина. 
 
В начале XVI в. маятник качнулся в другую сторону – вновь начались набеги на русские земли. К власти в Казани приходит Сахиб-Гирей – младший брат крымского хана Мухаммед-Гирея, уступивший в 1521 г. престол Сафа-Гирею. После смерти последнего в 1549 г. казанцы вновь обратились за правителем во враждебный Москве Крым
 
Набеги татар на Москву чередовались походами на Казань московских войск. Казань стала приоритетной целью завоевания для Московского государства особенно для русского царя Ивана IV Грозного. Два похода его войск – 1547–1549 и 1549–1550 гг. – не привели к успеху и тогда весной следующего 1551 г. русские начали создавать свой плацдарм – строить крепость в устье реки Свияги непосредственно в прямой близости к Казани. В августе 1552 г. 150-тысячное войско, возглавляемое самим Иваном Грозным, осадило город. После длительной безуспешной осады 2 октября 1552 г. Казань была взята яростным штурмом. После взрыва одной из стен русские войска ворвались в город и, как описывают очевидцы, в том числе князь Андрей Курбский, кровопролитные бои шли чуть ли не за каждый дом. Большая часть защитников города погибла, часть уведена в плен, а разрушенная практически полностью Казань была присоединена к Московскому государству. 
 
Казань в период независимого ханства (сер. XV–XVI вв.) была самым крупным и значительным торгово-ремесленным и культурным центром Среднего Поволжья. Традиционно велика была роль города в транзитной международной торговле, особенно мехами, в Казани проводилась ежегодная международная ярмарка на Гостином острове, на нескольких городских площадях располагались постоянные рынки. Далеко за пределами Казанского ханства ценились изделия местных ремесленников – ювелиров, кузнецов, гончаров и кожевников. В ханский период население города очень быстро росло, оно традиционно было полиэтничным, включающим помимо ислама и другие конфессии. 
 
По вопросу о границах общегородских укреплений Казани этого периода у исследователей нет единого мнения. Известно, что к 1530 г. городские посады были обнесены высокой стеной в виде дубовых городен, но, безусловно, что в центре города был Кремль, мощная белокаменная цитадель, внутри которой располагались каменные строения – несколько мечетей, дворцовые здания и два мавзолея. Согласно исследованиям Ф. Ш. Хузина и А. Г. Ситдикова, в мавзолеях были захоронены ханы Махмуд и Мухаммад-Эмин. Археологическими раскопками у знаменитой башни Сююмбике были исследованы мало сохранившиеся остатки ханской мечети, описание которой известно по письменным источникам. Историческая память казанцев и сегодня отождествляет эту мечеть с построенной уже после ее разрушения на этом месте башней Сююмбике. Но время строительства башни – одной из главных достопримечательностей современной Казани, также является дискуссионным в науке.
 
Но безусловно самой знаменитой и легендарной для этого периода была мечеть-медресе, возглавляемая общественным деятелем, ученым и поэтом Кул Шарифом. У стен мечети происходили особенно ожесточенные бои при падении Казани. Известно по описаниям, что она находилась у Тезицкого оврага, но бесспорно локализовать место, где она находилась, ученым пока не удалось.
 
Посещавшие ханскую Казань современники особенно отмечали ее великолепную архитектуру, вобравшую в себя булгарские и золотоордынские традиции и достижения мастерства приезжих из Турции и Италии зодчих. Богатейшей была духовная культура, подпитываемая высоким уровнем развития просвещения. Здесь творил великий поэт Мухамедьяр. К сожалению, многое из наследия казанских писателей, художников и мыслителей того периода безвозвратно утеряно.
 
В составе Русского государства
 
Сразу же после взятия русскими войсками Казани для управления ею был учрежден специальный приказ. Помимо военно-стратегических задач, а Казань оставалась форпостом России на восточной окраине практически до конца XVII в., у нее появилась новая роль – распространение православия на востоке Русского государства. В связи с этим была учреждена в 1555 г. Казанская епархия и основано в XVI в. несколько монастырей: Успенский Зилантов, Спасо-Преображенский, Иоанно-Предтеченский и Казанский Богородицкий женский. В 1579 г. в Казани произошло событие общерусского масштаба – была обретена Казанская икона Божией Матери, ставшая в России одной из наиболее почитаемых. 


По приказу Ивана Грозного в 1556–1564 были полностью восстановлены и построены новые укрепленные участки Казанского Кремля. Для этого сюда массово переселяли служилых людей, мастеровых, посадских людей из 40 областей Русского государства. Татарское население было вытеснено на окраину Казани, в район озера Каба, где возникла особая Старотатарская слобода. Позднее, в середине XVIII в. возникла и другая – Новотатарская слобода.


В период Великой Смуты на Руси Казань не осталась в стороне от бурных событий. В 1606–1610 гг. она стала опорным пунктом правительства русского царя Василия Шуйского, а в 1611–1612 гг. дьяк Н. М. Шульгин, фактический самостоятельно правивший Казанью, выступал даже за создание независимого Казанского государства. К середине XVII в. город заметно вырос, расширяясь главным образом к северо-западу и включая в городские районы территории, находившиеся в устье Булака. Активный рост городского населения и подъем экономики оказался прерван в 1654–1656 гг., когда Казань охватила эпидемия чумы. 


Реформы Петра I чрезвычайно благоприятно сказались на развитии Казани. В 1708 г. Петр сделал ее столицей огромной губернии. Здесь открываются одна за другой мануфактуры, строится судоверфь, учреждается в 1718 г. Адмиралтейство, а при нем цифирная школа, ставшая первым учебным заведением в Казани. Петр Великий и лично посетил Казань в 1722 г., отметив здесь 50-летие. В честь этого события в Казани был построен величественный собор апостолов Петра и Павла – небесных покровителей русского царя. Во второй половине XVIII в. Казань становится одним из самых важных экономических центров Российской империи. 


После петровских реформ особое значение приобрели для Казани, равно как и для России в целом, преобразования Екатерины II. В 1767 г. она лично посещает Казань.


В духе своего знаменитого указа «О терпимости всех вероисповеданий» императрица разрешила строительство мечетей и вскоре в Казани уже строятся первая мечеть «Эфенди» (сегодня Аль-Марджани), несколько больших медресе. Специальным указом Екатерина Великая даровала знатным татарским родам права и привилегии российского дворянства. Согласно ее распоряжениям в 1766 г. в Казани начала функционировать выборная городская Дума, а в 1781 г. татарская Ратуша, координирующая вопросы в сфере экономики в татарских слободах. После посещения Казани Екатериной началась разработка регулярного плана городской застройки и, хотя он не был реализован полностью, но определил расположение основных улиц вплоть до сегодняшнего дня. 


Не избежала Казань и главного потрясения екатерининской эпохи – восстания Пугачева. В июле 1774 г. после ожесточенного штурма город практически полностью (за исключением Кремля) был захвачен повстанцами. Они довольно скоро покинули Казань, но тотальный пожар и разграбление нанесли громадный урон экономике и населению города. Отметим, что это был четвертый за это столетие опустошительный пожар в Казани. На этот раз на месте более чем 2 тысяч сгоревших строений началась массовая каменная гражданская застройка. Благодаря взятию пугачевцами Казани здесь побывал в 1833 г. А. С. Пушкин, собиравший материал для произведений «История Пугачева» и «Капитанская дочка». 


К концу XVIII в. население Казани превысило 40 тыс. человек. Статус центра духовной культуры и просвещения «третьей столицы» укрепило появление в Казани постоянного театра (1791 г.), газеты «Казанские известия» (1811) и особенно открытие третьего по счету в России Казанского университета в 1804 г. 


Отечественная война 1812 г. непосредственно не коснулась Казани, но в город был из Москвы переведен целый ряд государственных учреждений, сюда же массово бежало и гражданское население, искавшее спасения от наполеоновских войск. В 1812–1815 гг. в Казани работал пушечный завод, что вместе с открытым здесь еще при Екатерине пороховым заводом положило начало формированию негласного статуса «военно-промышленной» столицы России в последующее время.


Экономический подъем пореформенной России второй половины XIX в. дал мощный толчок и для развития Казани. Особенно активно начала развиваться промышленность, начиная с 1860–1870 гг., когда здесь открылись десятки предприятий текстильной, химической, пищевой и обрабатывающей (минеральное сырье) промышленности. Интенсификации экономики способствовали открытие биржи, быстрое развитие пароходного сообщения по Волге, Каме и др. рекам региона. В 1894 г. вступила в строй Московско-Казанская железная дорога. В 1900 г. здесь работало уже свыше 120 фабрик и заводов. 


Подъем экономики и технический прогресс привели к серьезным и ускоряющимся изменениям в жизни казанцев: появившееся в 1870-х гг. газовое освещение в 1890-е заменило электрическое, тогда же на улицах города вышел электрический трамвай; появившийся в 1859 г. телеграф через 20 с небольшим лет дополнила телефонная сеть. Рост промышленности вызвал бурный рост населения Казани. Если в середине XIX в. в городе проживало 60 тыс. жителей, то к началу XX в. население Казани превышало 130 тыс. человек и она входила в пятерку крупнейших городов Российской империи.
 
Казань в XX веке


Наступление XX века в Казани, как и во всей России, началось с революционных бурь. Во время первой русской революции 1905–1907 гг. противостояние с властью помимо стачечного движения вылилось в октябре в открытые уличные бои отрядов из рабочих и студентов с казаками и полицией. Два дня город полностью находился в руках революционной Казанской городской коммуны. Революция активизировала и национальное движение: в Казани в 1906 г. начали издаваться татарские газеты и журналы, была открыта первая публичная татарская библиотека «Кутубханаи Исламия» и дана первая театральная постановка на татарском языке. 


Экономический подъем Казани в 1910–1914 гг. был прерван начавшейся Первой мировой войной, часть казанцев приняла непосредственное участие в военных действиях в составе регулярной армии, большая часть предприятий работала по военным заказам.


Казань активно встретила февральскую революцию 1917 г. Но помимо городского Совета рабочих и солдатских депутатов здесь были созданы Казанский мусульманский социалистический комитет, Мусульманский комитет и Казанские отделения Всероссийских мусульманского совета (Милли шура) и мусульманского военного совета (Харби шура). В июне 1917 г. в Казани состоялись три Всероссийских мусульманских съезда – военный, гражданский и мусульманского духовенства. На их объединённом заседании была провозглашена культурно-национальная автономия мусульман Внутренней России и Сибири. 


После вооруженного Октябрьского восстания власть в городе захватил Казанский совет рабочих и солдатских депутатов. В феврале 1918 г. на территории Казани была создана так называемая Забулачная республика, ее руководство выступало за создание татаро-башкирского государства – Урало-Волжского штата. В марте 1918 г. силами недавно созданной Красной армии Забулачная республика была ликвидирована. Казань оказалась в эпицентре Гражданской войны. С июня 1918 г. а потом в ходе Гражданской войны до 1922 г. здесь размещались штаб и Реввоенсовет Восточного фронта Красной армии. С начала августа по начало сентября 1918 г. Казань была во власти Чехословацкого корпуса, при отступлении которого из города была вывезена часть золотого запаса России. 


С мая 1920 г. Казань – официальная столица Татарской АССР (в 1990–1992 гг. – Татарской ССР, с 1992 г. – Республики Татарстан). 


В первые годы Советской власти в процессе индустриализации города было построено и введено в строй множество новых предприятий, электростанций, произошел резкий рост городского населения. Многое делается для поднятия уровня образования, в тоже время культуре Казани наносится невосполнимый ущерб: закрываются многие православные и мусульманские храмы. Все городские надписи, как и татарская литература, переводятся сначала на латинскую графику (1929 г.), а затем на кириллицу (1939 г.).


На время Великой Отечественной войны Казань стала настоящей тыловой столицей страны. Сюда были эвакуированы из Москвы важнейшие государственные учреждения, в числе которых Государственный банк СССР, Центральная радиостанция, Главное управление Воздушного флота, Президиум и большинство институтов Академии Наук СССР. В Казани разместились многие эвакуированные из Москвы, центральных и западных районов СССР промышленные предприятия, в том числе Московский авиационный завод имени С. П. Горбунова, в послевоенные годы на их базе возник ряд новых предприятий. В Казани функционировало 45 госпиталей. Казанцы прославились на фронтах Великой Отечественной, город стал одним из рекордсменов по количеству Героев Советского Союза.


В 1950–1970 гг. совершенно изменился облик Казани. Высокими темпами развивается промышленность, особенно авиастроительная, машиностроительная и химическая. Были возведены новые защитные дамбы, в городе появились новые жилые массивы. Население Казани в 1979 г. превысило 1 млн. чел. В XXI век Казань шагнула в качестве одного из важнейших экономических, образовательных, научных и культурных центров России.


На рубеже и в зеркале тысячелетий


В 2005 г. Казань торжественно отметила свое тысячелетие. К юбилею города были выполнены грандиозные программы по строительству и благоустройству. Был запущен Казанский метрополитен, построены комплекс Кул-Шариф – одна из самых крупных мечетей в России и Европе и многие другие сооружения, были реконструированы и отреставрированы десятки улиц, зданий, памятников, объектов культуры и городской инфраструктуры. После этого Казань – город международных фестивалей, музеев и храмов – стала рекордсменом по росту туризма в России, только в 2015 г. ее посетило более 2 млн. туристов.


Казань с давних седых времен олицетворяет конструктивное единение цивилизаций Востока и Запада, многообразие культур и конфессий. И сегодня здесь действуют десятки мусульманских мечетей и православных церквей, а также храмы других религий. Неслучайно именно в Казани существует Храм всех религий. 


С Казанью связана жизнь и деятельность выдающихся ученых, писателей, людей искусства, политиков – Н. И. Лобачевского, Н. Н. Зинина, И. М. Симонова, К. Клауса, Е. К. Завойского, А. М. Бутлерова, С. А. Альтшулера, В. М. Бехтерева, Г.  Р. Державина, Г. Тукая, К. Насыри, братьев Панаевых, С. Т. Аксакова, М. Джалиля, Н. Фешина, И. И. Шишкина, Ф. Шаляпина, В. И. Качалова, С. Сайдашева, Р. Нуреева, М. Горького, В. И. Ленина, С. М. Кирова и многих и многих других.


Самый древний из важнейших городов, самый уникальный благодаря месту встречи здесь восточной и западных культур, город удивительной исторической судьбы по-прежнему молод и уверенно смотрит в следующее тысячелетие.


Роман Рабинович, канд. ист. наук,
специально для портала BankGorodov.RU

Улицы и индексы (2729) Все улицы

Добавить информацию
1 Мая пл.
420014
1 Мая ул.
420032
10 лет Октября (Отары) ул.
420005
10-й А мкр
420005
11-й А мкр
420095
12 Декабря ул.
420095
25 Октября ул.
420032
3 Плодоовощная база ул.
420036
4-й мкр
420140
40 лет Победы (Петровский) ул.
420070
40-летия Октября ул.
420004
6-й мкр
420140
8 Марта ул.
420029
804 км км
420075
812 км а/д М-7 Волга дор.
422700
9 Мая ул.
420077
Абая Кунанбаева ул.
420047
Абдуллы Алиша (Салмачи) ул.
420129
Абдуллы Бичурина ул.
420126
Абжалилова ул.

Экономика и социальная сфера

Редактировать
Муниципальное образование «Город Казань» включает в себя семь районов: Авиастроительный, Вахитовский, Кировский,  Московский, Ново-Савиновский, Приволжский, Советский.

Транспорт

Редактировать
Международный аэропорт «Казань»
(ОАО «Международный аэропорт «Казань») – расположен в 26 км к югу от Казани, открыт в 1979 году.

Из Казани до аэропорта можно добраться автобусом № 97.


Железнодорожный вокзал «Казань-Пассажирская»
Расположен в центральной части города. Главное здание построено в 1896 году.

Адрес: г. Казань, Привокзальная пл.

Речной вокзал
Находится на реконструкции с 2005 года.
Адрес: г. Казань, ул. Портовая, д. 1 (проезд: станция метро «Площадь Тукая»).

Казанский автобусный вокзал
Открыт в 1964 году.

Адрес: г. Казань, ул. Девятаева, д. 15

В городе Казани функционируют
6 станций метрополитена, 91 автобусный маршрут, 16 троллейбусных маршрута, 10 трамвайных маршрутов.


Железнодорожный вокзал «Казань-2»
Расположен в Московском районе города. Введен в эксплуатацию в июне 2012 года.
Адрес: г. Казань, ул. Воровского, д. 1, корп. 1

Знаменитые люди (60) Все люди

Добавить человека

Гостиницы (45) Все гостиницы

Добавить
Гостиница Ибис Казань расположена в центре города. Гостиница предоставит Вам возможность отдохнуть и не отклониться от графика Вашей деловой или частной поездки.
Республика Татарстан, город Казань, Право-Булачная, 43/1
+7 8435675808
Просторные гостиничные номера Центра отдыха и здоровья «Mon Plaisir» находятся они на втором и третьем этажах комплекса и предлагают полный набор удобств.
Республика Татарстан, город Казань, Восстания, 84 А
+7 8435443116
Гостиница Авиатор расположена в городе Казань.
Республика Татарстан, город Казань, Павлова Академика, 1

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.