Показать регионы
Герб - Город Киров Информация о гербе
Киров на карте

Киров (Кировская область)

Редактировать
  • Статус
    Город
  • Дата основания
    1174–1199 гг.
  • Муниципальное образование
    Городской округ Город Киров
    (центр муниципального образования)
    административный центр Кировской области
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    областное
  • Население (тыс.чел.)
    507,155 (2018 г.)
  • Территория (кв.км)
    169,73
  • Координаты
    58°36'12'' с.ш., 49°40'4'' в.д.
  • Почтовые индексы
    610000–610050
  • Телефонный код
    +7 8332
  • Автомобильные коды
    43
  • Прежние названия
    Хлынов (XV в. – 1780 г.), Вятка (до 1934 г.)
  • День города (села)
    12 июня
  • Код ОКАТО
    33401000000
  • Код ОКТМО
    33701000001

Администрация

  • Глава городского округа
    Ковалева Елена Васильевна (с сентября 2017 г.)
  • Адрес
    610000, Кировская область, Киров, ул. Воровского, д. 39
  • Телефоны администрации
    +7 (8332) 76-03-45, (8332) 67-92-36, (8332) 76-03-24, факс: (8332) 67-69-91

Общие сведения

Редактировать
Киров (ранее – Хлынов, Вятка) – административный центр Кировской области, городской округ, один из старейших городов России – официально годом основания города считается 1374 год, но история города начинается значительно раньше. Крупный промышленный, культурный и транспортный центр. Через него пролегают главные железнодорожные магистрали, соединившие Северо-Запад и Центр Российской Федерации с Сибирью, Уралом, Дальним Востоком и северными районами страны.

Расположен на территории Русской равнины, на реке Вятке, в ее среднем течении, в 895 км к северо-востоку от Москвы. В 2012 году Киров удостоен почетного звания «Город трудовой славы».

Численность населения – 493 336 человек (2015 г.). Площадь территории города – 16 973 га, городского округа – 75 700 га.

Город Киров является административным центром муниципального образования «Городской округ Город Киров»

История Кирова

Редактировать
Город Киров, находящийся на расстоянии почти в 900 км от Москвы, хранит интереснейшее историческое прошлое. Недаром почти каждое описание города предваряет эпиграф со словами известного историка Н. И. Костомарова: «Нет ничего в русской истории темнее судьбы Вятки и земли ее…». Населенный пункт на реке Вятка, являвшийся с XIV века центром самобытной Вятской земли, неоднократно переименовывался, побывав Хлыновым и Вяткой. Население современного Кирова составляет 483 176 человек (2013); это культурный, промышленный и научный центр Кировской области.

Дославянское прошлое Вятской земли

Древнейшие археологические находки в бассейне реки Камы, принадлежащие к так называемой ананьинской культуре, датируются I тыс. н.э. Считается, что ананьинцы относились к финно-угорской группе и были предшественниками прикамских пермян (VI–X вв. н.э.), которые, в свою очередь, стали предками современных коми и удмуртов. Иногда их отождествляют с племенем тиссагетов, которое описал Геродот, однако большинство исследователей причисляют последних к городецкой культуре, южной ветви ананьинцев. Многочисленные останки городищ железного века были обнаружены как на территории современного Кирова (Наговицынское городище), так и по течению реки Вятка. В X веке в западной части ареала появились племена марийцев.

Происхождение гидронима Вятка удмурты связывают с самоназванием древнего племени «ватка», однако это версия не поддерживается современными российскими лингвоисториками. Тем не менее достоверных данных о возникновении названия, давшего имя всему региону, пока что нет.

Основание Вятки

Славянское население начало проникать в бассейн Вятки примерно с конца IX века. Речь шла преимущественно о новгородских переселенцах, вероятно, небольших вооруженных отрядах, которые сплавлялись из Новгородской земли по Северной Двине, Югу и Моломе.

Уникальный летописный памятник «Повесть о стране Вятской», созданный в XVIII веке, датирует начало колонизации Вятки 1181 годом. Историки полагают, что датировки, приведенные в «Повести», основаны на своде несохранившихся местных источников. Авторитетные ученые А. С. Верещагин и П. Н. Луппов подвергли хронологию «Повести» серьезной критике, хотя данные археологических раскопок подтверждают появление первых славянских городищ на Вятке в XII – начале XIII вв.

Свод цитирует в качестве истории возникновения славян сказание о Словене и Русе и далее концентрируется на событиях, связанных с Новгородом и его жителями. Согласно этому источнику, в 1174 году новгородские ушкуйники овладели марийским городищем Кокшаров, упомянутым под 1154 годом как древнейший город Вятского края. Крепости было дано новое славянское название Котельнич. Другой новгородский отряд захватил удмуртское поселение Болванское на правом берегу Вятки и переименовал его в Микулицын. В период с 1174 по 1199 годы оба отряда начали строительство собственного города Хлынова. В официальных вятских списках 1199 год считался годом основания города вплоть до конца XVIII века.

Приведенная датировка подтверждается материалами раскопок на территории Вятского кремля, проведенными в 1970–80-е годы. Были обнаружены множественные предметы славянского быта домонгольского периода, относящиеся к XI–XIII вв. Хлыновская крепость была возведена во второй половине XIII века, а в следующем столетии она была окружена мощным земляным валом шириной более 13 м и высокими стенами. Причиной для постройки неприступных укреплений мог стать поход ушкуйников в 1374 году или первое золотоордынское нашествие в 1391 году.

Любопытно, что первый из перечисленных набегов стал причиной первого упоминания Вятки в общерусских летописях в 1374 году. Во время похода на столицу Волжской Булгарии и золотоордынский Сарай новгородские разбойники пограбили Вятку. По нелепой случайности этот печальный момент в судьбе города надолго стал официальной датой его основания в советской историографии.

Происхождение названия

Из «Повести о стране Вятской» мы узнаем, что город при основании был наречен Хлыновым. Этимологию этого названия исследователи связывают со словом «хлын», которым в ту пору величали основателей города — вольных дружинников новгородских купцов, сплавлявшихся по Волге и Каме на парусно-гребных судах-ушкуях. Впоследствии слово «хлын» приобрело в русском языке крайне негативную окраску: им стали называть мошенников и плутов.

По другой версии, которая кажется ученым менее достоверной, городище был названо в честь небольшой речушки Хлыновицы, протекавшей под городом и однажды прорвавшей плотину, то есть «перехлынувшей».

Тем не менее во всех летописных сводах XIV – первой половины XV вв. город упоминается исключительно как Вятка. Причем тщательный анализ текста позволил сделать заключение, что речь идет именно о поселении, а не целом крае. Тем не менее на картах топоним Вятка часто перемещался, в то время как Хлынов оставался на одном месте. Существует гипотеза, что Вяткой именовался посад, а крепостные укрепления до XV века не имели превалирующего значения.

Как уже упоминалось выше, этимология Вятки не однозначна. Помимо племени ватка, ее иногда ошибочно связывали со славянскими вятичами, жившими достаточно далеко на западе. В современной историографии наиболее широко принимается версия Л. Н. Макаровой (1984 год), согласно которой это слово в значении «больший» или «мокрый», «влажный» относится к древнерусскому языку. Обе семантические основы могли восходить к гидрониму Вятка.

Примечательно, что татарское наименование Вятки — Нократ — имитирует слово «Новгород», что лишний раз подчеркивает ранние исторические взаимосвязи между городами.

Некоторые краеведы дают волю полету фантазии и находят параллели между Вяткой и Венецией, или подозревают связи с племенем «венедов» или даже мифическим основателем Рима, выходцем из Трои Энеем.

Окончательное закрепление ойконима Хлынов произошло во второй половине XV века, после того как к 1455 году был расширен и укреплен уже упомянутый выше Хлыновский кремль, располагавшийся поблизости от речки Хлыновицы.

Вятская вечевая республика (XIII–XV вв.)

Славянская колонизация Вятского края приняла массовый характер в период монголо-татарского нашествия. Во второй половине XIII – первой половине XIV вв. сюда устремились выходцы из Владимиро-Суздальского княжества, Устюжской и Нижегородской земель. Обычно русские переселенцы занимали незанятые марийцами и удмуртами территории и основывали новые поселения, в то время как исконное население постепенно отходило на юг и восток. Ко второй половине XIV века Хлынов встал во главе Вятской земли.

Основную часть славянского населения составляли крестьяне, занимавшиеся земледелием и огородничеством. Заметную роль играло и скотоводство. В крупных населенных пунктах зарождались ремесла, в основном связанные с металло- и деревообработкой, выделкой кожи и шерсти, обработкой пушнины. Развивалась торговля с местными племенами, а также с Волжской Булгарией, Прибалтикой и восточными русскими княжествами. Постепенно из общей среды населения выделилось купечество, влияние которого усиливалось тем сильнее, чем острее вятчане нуждались в привозных товарах, например украшениях, пряностях, оружии.

Государственный строй, принятый на территории Вятской земли, освещается в летописи «Повесть о стране Вятской», а также в «Архангелогородском летописце». Вплоть до присоединения к Московскому государству в 1489 году на Вятке сохранялся местный орган самоуправления — народное вече. Таким образом политическое устройство на Вятке было во многом похоже на новгородскую феодальную республику. Самыми влиятельными сословиями были бояре, купцы и духовенство, но и остальные вятчане — крестьяне и ремесленники — оставались свободными общинниками. Высшую исполнительную власть в крупнейших городах Вятской земли осуществляли выборные земские воеводы из среды местного боярства. В подчинении у них находились ватаманы — профессиональные военные, выполнявшие различные функции от военных до промысловых. Судебно-полицейские функции выполняли выборные подвойские. Последние вятские земские воеводы Иван Аникиев, Полк Богодайщиков и Пахомий Лазарев были казнены в 1489 году после покорения края москвичами.

Следует отметить, что роль духовенства на Вятке была незначительна, и основу братии, по свидетельству религиозных деятелей Центральной Руси, составляли малообразованные люди, чья деятельность часто нарушала христианские церковные догматы. Причину такой нелестной критики несложно понять, если учесть, что вплоть до конца XVI века на Вятке исповедовали отнюдь не православие, а смесь славянского и финно-пермское язычества. Из христианского пантеона особенно почитались святые-воины, как, например, Архангел Михаил, пророк Илья, св. Георгий.

В начале XV века на Вятке возникла традиция Великорецкого крестного хода, существующая и поныне. Обретенная в 1383 году на берегу реки Великая икона св. Николая Чудотворца быстро стала объектом паломничества на Вятке, благодаря исцеляющим свойствам. Вскоре икона была перенесена с места явления в Хлынов, и маршрут этого перемещения стал основой для ежегодного крестного хода. Для иконы в городе был построен кафедральный Никольский собор. Примечательно, что после окончательного присоединения Вятского края к Московскому государству икона в 1555 году была доставлена крестным ходом в Москву и участвовала в освящении места возведения Храма Василия Блаженного. Обратный путь святыни в Хлынов был непрост: ее чуть не уничтожили захватившие Казань татары, но чудотворный образ все же вернулся на родину, где и хранится поныне. В Москве икона побывала еще раз в 1614 году по приказу Михаила Федоровича Романова, ознаменовав окончание Смуты.

Вятская земля находилась вдали от арены политической борьбы за господство на Руси и поэтому не нуждалась в сильных союзниках и альянсах с другими княжествами. Тем не менее в официальных грамотах XV века Вятку формально относили к владениям то Суздальского, то Московского, то Галицкого княжеств. Многие современные исследователи сходятся во мнении, что Вятка формально становилась феодальной вотчиной этих княжеств и договоры об этом носили временный характер и свидетельствовали скорее о союзническом паритете, нежели чем о подчинении Вятского края.

Около 1378 года вятская знать заключила договор с князем Дмитрией Константиновичем Суздальским, стоявшем во главе Суздальско-Нижегородского княжества и соперничавшем поначалу с московскими князьями за Владимирский великокняжеский престол. Формально Вятка стала феодальной вотчиной нижегородского князя. После того как он выдал свою дочь Евдокию замуж за московского князя Дмитрия Ивановича Донского в знак примирения, Вятская земля попала в орбиту княжеской междоусобной борьбы. В результате в 1403 году, после смерти сыновей Дмитрия Константиновича Суздальского, Вятка досталась его внуку — московскому князю Василию I. По этой причине в войне Василия I c Новгородской республикой в 1417–1418 гг. вятчане участвовали на стороне Московского княжества.

В междоусобном противостоянии между преемниками Василия I в 1425–1453 гг. Вятка заняла сторону галицких князей. По завещанию Дмитрия Донского Вятка отошла его второму сыну Юрию, князю Галицкому и Звенигородскому. После окончательного поражения его сыновей, Василия Косого и Дмитрия Шемяки, в борьбе за московский престол Вятка в 1452 году вновь ненадолго оказалась независимой, но дни ее самоуправления были сочтены. В 1457–1459 гг. князь Василий II Темный совершил два похода против Вятки и захватил город после продолжительной осады. Край вновь покорился Московскому государству, но общевятское вечевое собрание сохранялось еще несколько десятилетий.

В 1460–80-е годы вятчане участвовали в борьбе москвичей с татарскими ханствами, на которые распалась Золотая Орда. Одним из самых масштабных событий для Хлынова стал поход войск царя Ивана III против Казани. В 1471 году хлыновцы под началом воеводы Юрьева совершили набег на золотоордынскую столицу Сарай, а в 1478 году отразили нашествие казанского хана Ибрагима.

Одновременно с этим в политической элите Вятки наметился острый кризис: одни поддерживали политику консолидации земель под началом Московского государства, другие, по примеру Новгорода, стремились к автономии. После низвержения в 1478 году Новгородской республики, процесс централизации стал необратим. Поводом для вторжения войск царя Ивана III на Вятку стал отказ хлыновцев участвовать в казанском походе и заключенный ими сепаратный мир с татарами. Хлынов сопротивлялся московской осаде около 4 лет, изгнав промосковскую группировку во главе с Юрьевым и провозгласив независимость. Но в 1489 году Вятку наводнило 64-хтысячное московское войско, и сопротивление было подавлено. Главари мятежа под предводительством воеводы Ивана Аникеева были казнены, а многочисленные представители городской элиты, бояре и купцы, выселены из Хлынова в другие концы Московского государства. Опустевшие территории по царскому указу заняли «переведенцы» из Великого Устюга и других городов. Вятское самоуправление с 1489 года было заменено общерусской системой управления — местничеством.

Хлынов в составе Московского государства (XVI век)

Это столетие ознаменовалось активным заселением и интенсивным сельскохозяйственным и производственным ростом на Вятской земле. Хлынов стал в XVI веке крупнейшим городом на северо-востоке Руси.

До покорения Казани Иваном IV южные территории современной Кировской области находились в подчинении у Казанского ханства. Таким образом Вятка была приграничной территорией и принимала живое участие в походах Ивана Грозного против татар в 1550-е годы и в расширении Российского государства на Поволжье до Каспийского моря.

Население края постоянно росло за счет околоволжских переселенцев, беглых крепостных крестьян и раскольников, а также обрусевших марийцев. Северные районы Вятки пополнялись за счет выходцев из Приморья. Доминирующее русское население постепенно вытесняло удмуртов с запада Вятки, и меняющийся этнический состав способствовал запоздалому ускорению христианизации этих земель. Христианизация Вятки в XVI веке связана главным образом с подвижническим подвигом преподобного Трифона Вятского, ставшего в 1580 году игуменом-настоятелем первого хлыновского монастыря, названного в его честь Трифоновым.

В конце века геополитическое положение Вятки изменилось в связи с ликвидацией Сибирского ханства: ей было отведено узловое положение между центральными, поволжскими, урало-сибирскими и поморскими регионами Руси. Вятка стала центральным поставщиком хлеба в Сибирь.

После народных волнений в 1530–50-х гг. в знак протеста против завышенных налогов и злоупотреблений московских наместников в 1557 году на Вятке была введена выборная земская система.

Хлынов в Смутное время и Вятка в эпоху Романовых (XVI–XIX вв.)

Во время царствования Бориса Годунова на Вятку ссылали опальных политических оппонентов государя, в том числе дядю будущего царя Михаила Федоровича и других родственников Романовых. Хлыновцы участвовали в формировании отрядов народного ополчения, выступивших в составе войск князя М. В. Скопина-Шуйского в 1609 году и полков Минина и Пожарского. Кроме того, вятские выборные представители участвовали в работе Земского собора 1613 года, утвердившего нового царя.

Крестьянские бунты второй половины XVII века прокатились и по территории Вятского края, но были быстро подавлены. В период восстания Степана Разина, в 1670 году, под Хлыновым появился крупный отряд бунтовщиков под началом И. И. Долгополова. Вскоре мятежники были разгромлены, и впоследствии правительство выделило средства на обновление и укрепление оборонительных сооружений Хлынова.

В ходе административных петровских реформ было преобразовано городское управление: Хлынов получил новый государственный орган — земскую избу под началом выборного бургомистра. Таким образом была ограничена власть местных воевод.

При делении государства на губернии в 1708–1710 гг. Хлынов был включен в Симбирскую губернию, а спустя 9 лет при образовании провинций стал самостоятельной административной единицей. В 1728 году Хлыновская провинция перешла в ведение Казанской губернии, что способствовало сближению исторических северных и южных вятских районов в бассейнах Вятки и Верхней Камы.

Екатерининские реформы 1780-х гг. сформировали отдельную Вятскую провинцию, а 18 декабря 1780 года Хлынов был официально переименован в Вятку. Примерно через год по высочайшему указанию городу был дарован герб. Геральдический символ Вятки — лук с наложенной на него стрелой — относится к числу древнейших отечественных гербов. С 1497 года он размещался на государевой печати Ивана Грозного, а изображение «небесной длани», протянувшейся из облака, добавилось к луку со стрелой с 1646 года, со времен царствования Алексея Михайловича. С 1856 года герб Вятки был распространен на всю Вятскую губернию. В годы советской власти старая символика была запрещена, а в 2008 году она была реконструирована и заново утверждена в качестве герба Кирова.

Экономический рост в XVII веке удерживал Вятку на позициях главного города северо-востока России. С 1607 года в городе проводилась крупная Семеновская ярмарка, совместившая старинные традиции празднования языческой Свистопляски и современные торговые отношения. Хлыновские, а затем вятские купцы были известны не только в своем Отечестве, но и заграницей: они торговали с обеими российскими столицами, Казанью, Астраханью, сибирскими городами и азиатскими странами. В 1694 году купец Лянгузов установил торговые отношения между Москвой и Китаем, проведя на восток первый торговый караван. Впоследствии эти караваны стали источником огромной прибыли, так, например, в 1710 году товарооборот с Китаем принес одну четырнадцатую часть общего государственного дохода в российскую казну.

Духовное и образовательное развитие Вятки не уступало торговому. В XVII–XVIII вв. были подготовлены и изданы исторические документы, проливающие свет на прошлое края: «Повесть о стране Вятской», «Вятский современник» и «Житие Трифона Вятского». В XVIII веке были созданы первые учебные заведения, включая духовную семинарию, а также проведена масштабная перепланировка города согласно новому градостроительному плану. Древние крепостные укрепления были снесены, и в Вятке началось строительство каменных зданий под руководством архитектора Ф. Рослякова.

По сведениям Списка населенных мест Вятской губернии за 1876 год в губернском городе Вятке при реке Вятке и речке Хлыновке («со слободами Дымковской и Вшивой или Вшивцевской, из коих в первой считается 15 душ, а второй – 26 душ обоего пола») было 1 728 домов, в которых числилось 15 075 жителей обоего пола – 8 650 мужского и 6 425 женского. В городе располагались 14 православных церквей, 2 монастыря (Успенский-Трифонов мужской и Преображенский женский), 2 часовни, Архиерейский дом с домовой церковью. Благотворительные заведения: детский приют, богадельня, больница, сиротонитательный, богадельно-инвалидный, дом умалишенных. Учебные заведения: губернская гимназия, семинария с двумя домовыми церквями, духовное училище с церковью, уездное училище, 2 приходских училища, училище канцелярских детей, женское училище 1-го разряда, публичная библиотека. В городе также располагались: 2 аптеки, острог, смирительный и рабочий дома, исправительная арестантская рота, тюремный замок с церковью, почтовая станция, Городской общественный банк, 2 общественных сада, общественный гостиный двор, 3 гостиницы, трактир, пристань судоходная на р. Вятке, 14 заводов (4 кожевенных, 3 мыловаренных, 1 клееваренный, 2 сальносвечных, 1 стеариновосвечный, 2 воскосвечных, 1 пивоваренный), пороховой погреб, 2 магазина (провиантский и соляной), бойня, 3 ярмарки. Проводились базары по воскресеньям и четвергам.

В XIX веке Вятская губерния площадью 170 000 кв. км считалась одной из самых обширных в стране, ее население возросло на 1 млн. к концу столетия и составило более 3 млн. человек. В городе Вятка проживали около 25 тыс. человек. Транспортные сети включили в себя Вятку во второй половине XIX века: в 1861 году была запущена пароходная линия по реке Вятке в поволжские города, в 1899 году в город пришло железнодорожное сообщение. Вятская городская инфраструктура развивалась быстрыми темпами: в начале XX века город был электрифицирован и получил водопровод, телеграф и телефон.

Вятка в ХХ веке

Советская власть пришла в Вятку в лице губернского комиссара П. И. Панькова 6 марта 1917 года. В последующие два года Вятская губерния стала ареной противостояния белогвардейцев и Красной Армии, но уже к лету 1919 года колчаковцы были вытеснены за пределы края.

В 1929 году в ходе очередной административно-территориальной реформы Вятка вошла в состав Нижегородского края. После убийства С. М. Кирова, уроженца города Уржума Вятской губернии, его земляки настаивали на переименовании Уржума, но вмешалось руководство Вятки, и 7 декабря 1934 года исторический центр края был переименован в Киров. Любопытно, что в свое время советский политический деятель, чья настоящая фамилия была Костриков, приметил имя болгарского хана Кира в перекидном календаре и взял его в качестве звучного псевдонима.

В 1930-е годы Кировская область стала местом ссылки политических заключенных: на ее территории находились исправительно-трудовые лагеря системы ВятЛАГ, через жернова которой прошли более 200 тысяч человек.

В 1941 году в Кирове была проведена мобилизация, и около 600 тысяч жителей области ушли на фронт, почти половина из них не вернулись обратно. Свыше 200 человек были удостоены звания Героя Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны кировчане активно помогали армейцам, работая в тылу. В Кирове был развернут эвакуационный центр: в область были перевезены несколько заводов тяжелой металлургии и оборонной промышленности, оставшихся там и после войны.

Во второй половине столетия Киров стал центром небывалого промышленного роста — предприятия города и области заняли лидирующие позиции в различных отраслях тяжелой промышленности и были неоднократно награждены орденами Трудового Красного Знамени. Среди градообразующих промышленных комплексов следует упомянуть Вятское машиностроительное предприятие «АВИТЕК», Кировский завод «Маяк», Кировский шинный завод, Кировский завод по обработке цветных металлов. В 1980-е гг. кировчане перешагнули рубеж в 400 тысяч человек, а в наши дни можно говорить о формировании Кировской агломерации, в которой проживают до 750 тысяч горожан.

Начиная с 1993 года, в Кирове постоянно поднимается вопрос о возвращении городу исторического названия Вятка. Однако опросы населения, проведенные в 1990-е и 2000-е гг., неоднократно продемонстрировали негативное отношение большинства к этой инициативе.

Говоря о Кирове, ни в коем случае нельзя упустить из виду, что здесь находится центр производства всемирно известной дымковской игрушки. В XVIII–XIX вв. этот народный промысел развился в слободе Дымково, где селились переселенцы из Устюга и Архангельска, и играл важную роль в праздновании Свистопляски и проведении ежегодной вятской ярмарки. Традиции дымки уходят корнями в языческую древность края. В первой половине XX в. дымковский промысел находился на грани исчезновения, но был возрожден благодаря усилиям местных энтузиастов после Великой Отечественной войны. Сегодня дымка, экспортируемая во многие страны мира, — предмет особой гордости кировчан.

Улицы и индексы (2429) Все улицы

Редактировать
Город Киров включает четыре городских района: Ленинский, Нововятский, Октябрьский, Первомайский.

Крупнейшие магистрали города Кирова: Октябрьский проспект и проспект Строителей, улицы Ленина, Карла Маркса, Ивана Попова, Луганская, Производственная, Дзержинского, Лепсе, Профсоюзная, Московская, Дрелевского, Воровского, Некрасова, Комсомольская, Щорса.

1 Совхоз ул.
610025
1-й Газетный пер.
610035
1-й Гороховский пер.
610001
1-й Громовой пер.
610025
1-й Кирпичный пер.
610046
1-й Кондукторский пер.
610001
1-й Курский пер.
610037
1-й Линейный пер.
610025
1-й Опытный пер.
610007
1-й Орловский пер.
610047
1-й Рейдовый пер.
610007
1-й Родниковый пер.
610004
1-й Санниковский пер.
610047
1-й Санниковский пер.
610011
1-й Хлыновский пер.
610007
1-й Чижовский пер.
610007
1-й Южный пер.
610025
12 км ж/д_казарм.
610047
15 км полустанок.
610030
2 км ж/д_пост.
610007

Экономика и социальная сфера

Редактировать
Город Киров – крупный промышленный, транспортный и культурный центр. Ведущие отрасли экономики: металлургия, металлообработка, химическая, пищевая и легкая промышленности.

Знаменитые люди (15) Все люди

Добавить человека

Рестораны и кафе (4) Все рестораны

Добавить
Пивной ресторан «Бочка» (PUB «Bochka») - настоящий Пивной Паб, море бочкового пива и вкуснейшей еды.
Кировская область, город Киров, Октябрьский пр-т, д. 110
+7 (8332) 54-19-06
Ресторан «Дольче Ввита» (Dolce Vita) - один из лучших ресторанов Кирова.
Кировская область, город Киров, Октябрьский пр-т, д. 89
+7 (8332) 36-35-35
Уютный, современный интерьер и меню на любой вкус создают неповторимую атмосферу в в кафе "Мельница".
Кировская область, город Киров, Октябрьский пр-т, д. 125
+7 (8332) 40-50-09

Гостиницы (2)

Добавить
Гостиница 7 холмов это двухэтажная мини-гостиница, расположенная в центре города Кирова, вблизи от крупных торговых и бизнес центров, но при этом мы удалены от шумного проспекта.
Кировская область, город Киров, ул. Молодой Гвардии, 84 Г
+7 (8332) 54-62-36
Гостиница Советская расположена в городе Киров
Кировская область, город Киров, Пролетарская, 40
+7 4845625020

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.