Показать регионы
Герб - Город Зверево Информация о гербе
Зверево на карте

Зверево

Редактировать
  • Статус
    Город (c 31 октября 1989 г.)
  • Дата основания
    1819 г.
  • Муниципальное образование
    Городской округ Город Зверево
    (центр муниципального образования)
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    областное
  • Население (тыс.чел.)
    19,920 (2016 г.)
  • Территория (кв.км)
    31,21
  • Координаты
    48°1'31'' с.ш., 40°7'9'' в.д.
  • Почтовые индексы
    347831
  • Телефонный код
    +7 86355
  • Автомобильные коды
    61
  • Прежние названия
    неизвестны
  • День города (села)
    неизвестно
  • Код ОКАТО
    60418000000
  • Код ОКТМО
    60718000001

Администрация

  • Глава городского округа (мэр)
    Зюзин Игорь Юрьевич (с 8 сентября 2013 г.)
  • Адрес администрации
    346311, Ростовская область, г. Зверево, ул. Обухова, д. 14
  • Телефоны администрации
    +7 (863 55) 6-00-23, (863 55) 6-00-18, (863 55) 6-00-22, факс: (863 55) 6-00-18

Общие сведения

Редактировать
Зверево – город в Ростовской области, наделенный статусом городского округа, центр добычи каменного угля Восточного Донбасса. Расположен в восточной части Донецкого кряжа, в 110 км к северу от Ростова-на-Дону. В городе располагаются три железнодорожные станции Северо-Кавказской железной дороги. 

Численность населения – 19 920 человек (2016 г.).

Город Зверево является административным центром муниципального образования «Городской округ Город Зверево»

Фотографии (0)

Фотографий пока нет...
Добавить

Улицы и индексы (61) Все улицы

Добавить информацию
Пока информации нет...
47 Гвардейской Дивизии ул.
346312
Безымянная ул.
346311
Булгакова пер.
347831
Верхняя ул.
346310
Вокзальная ул.
346310
Гагарина ул.
346310
Горького ул.
346310
Дачный пер.
347831
Докукина ул.
346310
Западная ул.
346310
Зеленая ул.
346310
Ивановская ул.
Казакова ул.
346312
Казачий пер.
346310
Каховский пер.
346310
Качалова ул.
346311
Кирова ул.
346310
Колесникова ул.
346311
Комсомольская ул.
346310
Космонавтов ул.
346311

История

Редактировать
Станция Зверево

История города уходит своими корнями к первой четверти XIX столетия. Весной 1819 г. на водоразделе между речками Кундрючья и Лихая, вблизи балок Осиновая и Кленовая казачьим сотником Ильей Зверевым, участником недавней войны с Наполеоном, был основан хутор. 

Прошло почти 60 лет и 1 (14) декабря 1878 г. на пущенной в эксплуатацию Донецкой каменноугольной дороге была открыта станция Зверево, появившаяся и на карте Российской империи. Станция получила свое название в честь сотника Зверева (внука основателя хутора Ильи Зверева), на землях которого она была построена. 

Упоминание о станции Зверево того времени встречается в одном из очерков А. П. Чехова. Писатель был удивлен тем, что здание железнодорожного вокзала стояло в сплошной степи. Лесов, кроме незначительных кустарников, почти не было, по глубоким балкам росли дикие груши и яблони. Небольшие деревья можно было по пальцам пересчитать. Весной это дикое поле покрывал разноцветный ковер цветов и душистых трав. Но уже в самом начале лета вся растительность выгорала и степь становилась пустынной и неприветливой. Жаркие летние суховеи сменяли жестокие зимние вьюги, выпадало много снега.

Открытие железнодорожной станции явилось толчком к заселению близлежащих земель. Началось строительство новых саманных домов рядом со станцией. К 1890 году здесь было немногим более 100 домов и три колодца на весь поселок. Но на станции уже построили водокачку для заправки паровозов. Часть населения поселка батрачила у помещиков и зажиточных казаков (в том числе, у братьев Зверевых), благодаря плодородным черноземам урожаи по тем временам были высокими. Другая часть населения работала на железной дороге. 

В 1894 г. станцию Зверево передали в ведение администрации Юго-Восточной железной дороги. Деревянное здание вокзала в том году полностью сгорело. Виновником пожара стал начальник станции Виталий Иванович Белявский, решивший скрыть таким образом свою денежную растрату. Позднее было возведено каменное здание вокзала, частично сохранившееся до наших дней. В то время только в Зверево вновь построенный вокзал был каменным, вокзалы на соседних станциях Ковалёво (с 1904 г. – Гуково), Должанская, Заповедная и других были деревянными.

Крохотная, зато узловая, станция Зверево связывала три дороги. В начале XX века условия, в которых работали железнодорожники, были тяжелыми: 12-часовой рабочий день, рукоприкладство мастеров, мизерные заработки и многочисленные штрафы. Грубость и самоуправство станционного начальства становились причинами протестов зверевских железнодорожников. Возникали стихийные бунты, но тогда из-за неорганизованности и низкой сознательности рабочих они носили еще локальный характер.

Летом 1904 г. Зверево посетил император Николай II. 15 (28) августа на станции состоялась торжественная церемония прощания императора с казаками 4-й донской дивизии, отправлявшимися на Русско-Японскую войну.

Забастовка железнодорожников 1905 года

В 1905 г. Первая русская революция, начавшаяся в Санкт-Петербурге с событий Кровавого воскресения, когда императорские войска расстреляли мирную демонстрацию, проникла и в самые отдаленные уголки Российской империи. На телеграф Зверевского вокзала поступила депеша из Воронежа с предложением принять участие во Всероссийской железнодорожной забастовке. В Звереве создается забастовочный комитет, председателем которого становится Дмитрий Константинович Михайлов. В числе активистов забастовочного комитета были И. И. Хонова, М. А. Агуренко, П. С. Амплеева. Машинист Золотовский и слесарь Гуров предлагали даже организовать революционный бронепоезд. 

К бастующим присоединились и железнодорожники станции Гуково. Забастовочный комитет принял решение взять власть в свои руки, администрация была смещена, а на руководящие посты назначены поддержавшие стачку рабочие и служащие. Руководитель восставших железнодорожников Дмитрий Михайлов разработал план забастовки, в соответствии с которым она должна была перерасти в вооруженное восстание. Для этого было решено разоружить казаков в Сулине. Но планы повстанцев через провокатора стали известны казацкому начальству и жандармерии. Безоружные железнодорожники были разгромлены казаками и восстание провалилось. Многие участники забастовки были арестованы и доставлены в новочеркасскую тюрьму. Скрыться удалось только Д. Михайлову. Из листовок РСДРП о героических железнодорожниках маленькой станции Зверево узнали рабочие в Москве и Санкт-Петербурге.

Угольные разработки

На рубеже XIX–XX веков на территории нынешнего соседнего Гуковского района начались угольные разработки. Первые шахты-штольни здесь, принадлежавшие промышленникам Русецкому и Унанову, начали добычу угля в 1907 г. С этого времени начались работы по профессиональному исследованию Гуково-Зверевского района, которые осуществлял Геологический комитет Российской империи. Интересно, что еще Д. И. Менделеев в конце XIX в. в течение нескольких лет занимался исследованием Донбасса, в том числе Зверевского района, ученый понимал значение богатств здешних недр и перспективы использования донецкого антрацита.

С 1905 по 1908 гг. в районе станции Зверево проводились детальные геологические исследования. В 1915 г. издается «Геологическая карта района» (сегодня ее можно увидеть в Гуковском музее Шахтерского труда), в ней содержится упоминание об отчете ученого-геолога П. И. Степанова «Отзыв относительно геологического строения местности около станций Должанской и Зверево в Области Войска Донского».

Но если в Александровск-Грушевском и Гуковском районах в начале XX столетия строились относительно крупные шахты известными промышленниками (например, Парамоновым, Ивановым), то в окрестностях станции Зверево таких передовых для своего времени шахт, как гуковская «Антрацит» (пущена в 1913 г.), не было. Вероятно, местные помещики Зверевы хотели сами заниматься добычей и продажей высококачественного антрацита, но не имели для этого достаточных средств. 

Все могло измениться в 1913 году, когда станичный сбор Черкасского округа предоставил право разведки и добычи угля в районе станции Зверево британскому магнату Эрнесту Струму, которого русские горняки прозвали «Мистер Штурм». К тому моменту англичанин уже выкупил гуковскую шахту «Антрацит» у промышленника Иванова. Эту шахту в народе прозвали «Азовка» (горный концерн Э. Струма назывался «Азовская угольная компания»). В окрестностях станции Зверево британцем планировалась закладка современной шахты с металлическим копром. Старожилы-горняки вспоминали, что геолог-разведчик Обухов по заданию Струма проводил доразведку Зверево-Грязновского угольного района, при этом было открыто крупное месторождение качественного антрацита на территории нынешних шахт «Обуховская» и «Обуховская-1». Анализы угольных проб показали, что обуховский антрацит является лучшим в мире! Архивных сведений о рудознатце Обухове не сохранилось, но для зверевчан он легендарен, как и сотник Илья Зверев. Названный фамилией казака поселок мог еще до революции стать угольным центром Восточного Донбасса. Однако этому помешала Первая мировая война…

В начале XX в. в близлежащих балках кустарно разрабатывались лишь пласты, выходящие на поверхность. Кустари снимали тонкий слой земли, затем откалывали от пласта куски угля и доставляли их домой, используя для собственных нужд. Главным предприятием для зверевчан оставалась железная дорога.

В Первую мировую войну, начавшуюся в 1914 г., железнодорожников, как правило, не отправляли на фронт. Потомки Ильи Зверева братья Зверевы и казачий офицер из города Новочеркасска Савва Гуков, в честь которого названа станция Гуково, отправились воевать за Отечество.

Зверево в годы Гражданской и Великой Отечественной войн

В 1916 г. в поселке при станции Зверево возвели деревянную Свято-Никольскую церковь. Кстати, в соседнем, более многочисленном поселке Гуково собственного храма не было. 

2 марта 1917 г. на Дону стало известно о Февральской революции. На утро следующего дня состоялся митинг зверевских железнодорожников и жителей прилегающих хуторов. А восемь месяцев спустя вспыхнула Октябрьская революция.

В годы Гражданской войны власть в поселке Зверево многократно менялась. В декабре 1917 г. он был захвачен белоказаками В. М. Чернецова. В феврале 1918 г. белые казачьи сотни были разгромлены отрядами красного командира Ю. В. Саблина. Три месяца в Зверево вошли войска кайзеровской Германии. В декабре 1918 г. станционный поселок был захвачен полками А. Деникина. И только в январе 1920 г., когда в Зверево вошла 8-я Амия РККА под командованием Григория Сокольникова, в поселке окончательно установилась Советская власть. 

В Звереве началось восстановление разрушенного Гражданской войной путевого хозяйства, работа станции была возобновлена. В 1920-х гг. в поселке открылись две начальные школы и железнодорожный клуб, построен элеватор. В 1928 г. зверевские комсомольцы участвовали в организации совхоза «Красный партизан» в хуторе Михайловка. 

В 1929 г. станционному поселку Зверево присвоен статус рабочего поселка. К моменту образования Ростовской области (1937) он являлся центром Зверевского района. В 1935 г. при станции сдали в эксплуатацию вагонное депо. Неподалеку от станционного поселка создается исправительно-трудовая колония, вокруг которой растет населенный пункт Трудовой.

С началом Великой Отечественной войны уже осенью 1941 г. гитлеровские войска подошли к поселку Зверево. 21 ноября 1941 г. фашистская авиация произвела разрушительный налет на станцию. Но в конце 1941 г. наступление немецких войск на донском направлении успехом не увенчалось. 

Летом 1942 г. началось повторное наступление фашистской армии на Ростов-на-Дону. В результате сокрушительного налета вражеской авиации на Зверево в июле 1942 г. станция подверглась почти полному разрушению, пострадал санитарный поезд, в котором находились раненые красноармейцы. Через три дня в поселок вошли немецкие войска, начался тяжелый период оккупации, длившийся полгода. 

13 февраля 1943 г. станционный поселок Зверево был освобожден 47-й гвардейской дивизией под командованием генерал-майора Фёдора Афанасьевича Осташенко. В бою за поселок особенно отличились бойцы 137-го полка полковника А. И. Малышева.
 
В июне 1943 г. вблизи станции Зверево был оборудован прифронтовой аэродром, откуда вылетали штурмовики в район ожесточённых боев у реки Миус. В поселок перебазировался авиационный полк, в котором служил Герой Советского Союза гвардии капитан Иван Докукин. 8 июля 1943 г. его самолет был подбит и, не долетев 500 метров до Зверевского аэродрома, взорвался при развороте. И. А. Докукина похоронили в поселке Зверево.

Послевоенный и современный периоды

После войны страна остро нуждалась в угле для восстановления промышленности, тогда советские хозяйственники и вспомнили о богатых залежах качественного антрацита в районе поселка Зверево, разведанных еще полвека назад русскими геологами, в том числе, легендарным Обуховым. В 1946 г. специально организованная Зверевская геологоразведочная экспедиция провела подготовительные работы под шахтное строительство на Зверевском месторождении. 

В конце 1940-х гг. вблизи поселка появились 2 неглубокие шахты, т.н. «мышеловки», где добычу угля вели ручным и буровзрывным способами. С 1950-х гг. началось строительство относительно крупных шахт: Зверевская-Западная №1 и №2, «Заповедная-Северная». Тогда же начали строить шахту Зверевскую-Восточную №1, которая была сдана в эксплуатацию в 1961 г. и стала судьбоносной для поселка Зверево. Ее проектная мощность составила почти 500 тысяч тонн антрацита в год. Чтобы упростить доставку угля потребителям, строится станция Новомихайловская, а для горняков шахты Зверевской-Восточной №1 начинается строительство поселка Ново-Михайловка, который позднее войдет в черту города Зверево. 

В 1950–1960-х гг. в поселках Зверево и Ново-Михайловка велось интенсивное строительство, возводятся жилые дома, школы и детские сады, больница, клубы. В 1958 г. в Зверево из Лихой перевели относительно крупную районную библиотеку. В 1960 г. в многоэтажные дома вселились первые жильцы.

В 1963 г. район был упразднен, а рабочий поселок Зверево был отнесен к Гуковскому горсовету. В 1964 г. улицы будущего города Зверево обретают свои названия: Обухова, Чкалова, Чайковского, Космонавтов, Макаренко, Челюскина, Рижская, Лермонтова, Докукина, Качалова. По генеральному проекту поселку Зверево предстояло превратиться в современный цветущий город. 

В 1965 г. началось строительство шахты «Обуховская-Западная», крупнейшей в Восточной Европе. Наряду с современным шахтным комплексом для обуховских горняков строятся многоэтажные жилые дома, новые библиотеки, профтехучилище, красивый Дом культуры. Строительство шахты объявили Всесоюзной ударной стройкой. Из разных уголков страны в Зверево устремилась молодежь, особенно много молодых людей прибыло из Кемеровской области.

28 декабря 1978 г. шахта-гигант была принята в эксплуатацию и получила название «Шахта имени 60-летия Ленинского Комсомола», а обогатительная фабрика стала называться «ЦОФ имени 60-летия Союза ССР». И шахту, и обогатительную фабрику в народе именовали «Обуховка». В 1984 г. шахта «Обуховская» достигла проектной мощности – 3 млн тонн антрацита в год.

Указом Президиума Верховного совета РСФСР от 31 октября 1989 г. поселок Зверево получил статус города областного подчинения, в его административном подчинении находились 3 станции и Краснопартизанский сельсовет, включавший в свой состав 5 населенных пунктов. 27 декабря 2004 г. было создано муниципальное образование «Город Зверево», наделенное статусом городского округа.

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.