Герб отсутствует Добавить
Гули на карте

Гули

Редактировать
  • Статус
    Село
  • Дата основания
    неизвестна
  • Муниципальное образование
    Сельское поселение Гули
    (центр муниципального образования)
  • Входит в
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    районное
  • Население (тыс.чел.)
    0,312 (2010)
  • Территория (кв.км)
    0,03
  • Координаты
    42°47'60'' с.ш., 45°7'60'' в.д.
  • Почтовые индексы
    386430
  • Телефонный код
    +7 873 43
  • Автомобильные коды
    06
  • Прежние названия
    Хьули
  • День города
    неизвестно
  • Код ОКАТО
    26205805001
  • Код ОКТМО
    неизвестно

Администрация

  • Глава муниципального образования
    Илиев Саит Гязиевич (с 4 декабря 2011 г.)
  • Адрес администрации
    386430, Республика Ингушетия, Джейрахский район, с. Гули, ул. Укурова, д. 17
  • Телефоны администрации
    +7 (928) 733-43-04

Общие сведения

Село Гули является административным центром муниципального образования «Сельское поселение Гули»
Добавить

Фотографии (6)

Добавить фото
село Гули Обирг-гал. Башня обрека Приток реки Асса - Гулой-хи река Асса село Гули Гули

Улицы и индексы села Гули (1)

Добавить информацию
Пока информации нет...
Укурова ул.
386430

История села Гули

Редактировать
Селение основано человеком по имени Хаза. Дату основания села невозможно определить. Позже пришли Или из Цеч-ахка, Чахк из Санибы, Дзаур из Армхи, Бордз и другие.

Селение по-ингушски правильно звучит не Гули, а Хьули, от слова "хьу", что значит лес. Селение было заложено в глубоком лесу и потому называлось Хьули - "В лесу". Все фамилии вышедшие из Хьули считаются в братском союзе и имеют общее название Хьулхой.

В XVII-XVIII вв. селение, а точнее башенный город был духовным, политическим и культурным центром Ингушетии. Немало здесь и культовых сооружений: храм-святилище Зодцах-Ерда, склеповый и пещерный могильники, пещерный храм-святилище, столпообразные святилища. Имелись штольни, карьеры, где добывали строительный материал. Город делился на две части - верхний и нижний. В Верхнем Хьули были места по добычи извести, серы и селитры, которые использовались для приготовления пороха.

Нижний Хьули - также башенный поселок замкового типа. Расположен примерно в одном километре юго-западнее Верхнего Хьули.

В Нижнем Хьули, как и Верхнем, имеются культовые сооружения: храмы – святилище, склеповые могильники. Башни как Верхнего, так нижнего Хьули, постоянно подвергались нападениям во время карательных экспедиций царских войск. Генерал Розен 15 июля 1832 года доносил в Петербург о действиях войск против горцев: «Хьули сожжено, пашни оного потравлены, три крепкие каменные древние башни, служившие для жителей лучшим убежищем, подорваны порохом… Следы разрушений видны до сих пор. По всему склону лежат белые камни взорванных башен». Далее генерал пишет, что жители села ушли в горы и они никогда больше не вернутся, а земли их отданы соседним обществам.

С незапамятных времен среди ингушских племен складывались свои религиозные верования: языческий период, который длился сотни лет, христианство - на короткое время, и, наконец, мусульманство навсегда.

Ислам - вера в единого Аллаха и его Пророка, во многом соответствовала вайнахским понятиям о верховном Боге - Даьла - и это способствовало быстрому укоренению мусульманской религии в Ингушетии. Но политики царского самодержавия неоднократно предпринимали попытки внедрить в самосознание ингушского народа догмы христианского учения. Для этой цели в Горную Ингушетию неоднократно направлялись специальные миссии. Не зная местные условия жизни, не имея представления об обычаях и нравственности горцев, миссионеры попирали нормы морали и обычного права. В результате христианские миссии одна за другой терпели неудачи. Погрязшие в пьянстве и разгуле "миссионеры" считали, что им все дозволено, в горцах видели "дикарей", и за это лишились жизни. Когда после очередной ночной пьяной оргии служители "Христа" уснули крепким сном, хьулинцы обложили башню соломой и подожгли. До сих пор, говорят, вокруг этой башни не растет трава, а сабля, уроненная одним из них, когда выпрыгивали из окон, до сих пор находится у горцев. Непонятно только, зачем служителям церкви понадобилось с собой носить оружие?!

Разумеется, царское правительство не могло потерпеть такое непослушание. Генерал Розен в своем донесении военному министру Чернышеву писал: "Сего 15-20 июня остаюсь я при Хьули в ожидании присоединения вьючного парка с запасными патронами и для получения известий, куда скрылись жители Хьули, дабы по возможности отыскать их… Для истребления сей деревни посылаю команду. Жителям деревень Ляляги и Салги объявил я также, что отдаю им земли хьулинцев, коим никогда не будет дозволено поселиться в нынешнем их местопребывании…".

Ошибся генерал. Как бы он ни старался одни племена натравлять на другие, посеять между ними рознь и вражду, веками вместе жившие народы провокации не поддавались. Хьулинцы вернулись на родные земли, возродили свое родное село, и жизнь народа продолжается вопреки воли царских сатрапов.

Правда, башни Хьули обезглавлены. Высоко в горах они стоят как памятник мужеству одних и как бессилие других. Побывайте в Хьули и вы воочию убедитесь в этом. Склоны гор здесь усыпаны камнями взорванных карателями башен, силой оружия насаждавших в горном краю чуждые ему взгляды и верования.

Почти весь XIX век прошел в постоянном сопротивлении горцев и в особенности представителей рода Хьулхой. Города и башни были разрушены, но жители вернулись на свою землю спустя время.

"В июле 1830 года это племя (Хьулхой) было подчинено князем Абхазовым, который проник в этот округ с двумя колоннами со стороны Махальдона (Маьт-лоама - И.Д.), и со cтopoны истока Кумбалея (Камбелеевки - И.Д.). Но в 1831 году жители убили инспектора и всех служащих, в ответ на это главнокомандующий Отдельным Кавказским корпусом барон Розен вновь прибыл сюда в июле 1832 года и разрушил до основания их поселения. Жители же отступили в недоступные скалы Матхохского и Гайского хребтов, однако, часть из них была захвачена и отдана их врагам - тагаурцам. (осетинское племя, проживающее за левобережьем Терека - И.Д.). Остальные предпочли умереть от голода, чем сдаться в плен. Женщины, видя, что им не избежать плена, бросались в бездонные пропасти, предпочитая гибель потере свободы. Эта экспедиция длилась 17 дней и была одной из самых трудных, т. к. трудности встречались на каждом шагу: ужасные дороги по краю пропасти, неприспособленные для продвижения транспорта с продуктами для тысяч солдат, многие из которых погибли…". Автором процитированных строк является Иоганн Бларамберг.

"Однако, дорога вас уже привела к селению Хьули, и здесь нужно снова вспомнить о башнях. В Хьули их много, несмотря на то, что время и люди не очень то щадили памятники архитектуры, а ещё больше башенных развалин. Но те крепости, что уцелели, поразят вас какой то особой изящностью, тщательностью кладки, законченностью формы, разнообразными петроглифами. Это естественно, ибо Хьули - родина многих прославленных народных зодчих, строителей башен, известных не только в своём ущелье, но и в Осетии." ("По Чечено-Ингушетии", В.Б. Виноградов, 1969)

Хьули одно из немногих родовых селений Ингушетии которое практически никогда не покидалась надолго своими жителями.

Знаменитые люди (1)

Добавить человека

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.