Герб - Город Минеральные Воды Информация о гербе
Минеральные Воды на карте

Минеральные Воды

Редактировать
  • Статус
    Город (c 1922 г.)
  • Дата основания
    1878 г.
  • Муниципальное образование
    Городское поселение Город Минеральные Воды
    (центр муниципального образования)
  • Входит в
    Минераловодский район
    (административный центр района)
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    районное
  • Население (тыс.чел.)
    75,974 (2015)
  • Территория (кв.км)
    49,00
  • Координаты
    44°12'30'' с.ш., 43°8'20'' в.д.
  • Почтовые индексы
    357200–357218
  • Телефонный код
    +7 879 22
  • Автомобильные коды
    26
  • Прежние названия
    Султановский (до 1906 г.), Илларионовский (до 1923 г.)
  • День города
    1-я суббота октября
  • Код ОКАТО
    07421000000
  • Код ОКТМО
    неизвестно

Администрация

  • Глава муниципального образования
    Гамаюнов Константин Алексеевич (с 1 января 2006 г.)
  • Адрес администрации
    357203, Ставропольский край, Минераловодский район, г. Минеральные Воды, пр. Карла Маркса, д. 54
  • Телефоны администрации
    +7 (879 22) 6-57-23, (879 22) 6-36-44, факс: (879 22) 6-44-33

Общие сведения

Редактировать
Минеральные Воды – город в Ставропольском крае, административный центр Минераловодского района. Входит в состав особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации – Кавказские Минеральные Воды. Один из крупнейших городов в Ставрополье, важнейший транспортный (железнодорожный, автотранспортный и воздушный) узел Северного Кавказа, член Ассоциации городов Юга России.

Город расположен на юге Ставропольского края, в долине реки Кумы, у подошвы горы Змейка, в 160 км к юго-востоку от краевого центра – города Ставрополя.

Численность населения – 75 974 человека (2015 г.).

Город Минеральные Воды является административным центром муниципального образования «Городское поселение Город Минеральные Воды»

Фотографии (0)

Фотографий пока нет...
Добавить

Улицы и индексы Минеральных Вод (237) Все улицы

Добавить информацию
Пока информации нет...
1-й Промышленный проезд.
357207
1-я Промышленная ул.
357207
2-й Промышленный проезд.
357207
2-я Промышленная ул.
357207
22 Партсъезда пр-кт.
357207
3-й Промышленный проезд.
357207
3-я Промышленная ул.
357207
4-й Промышленный проезд.
357207
50 лет Октября ул.
357212
8 Марта проезд.
357201
Абрикосовая ул.
357201
Автомобилистов ул.
357211
Автомобилистов ул.
357211
Анджиевского ул.
357207
Астраханская ул.
357207
Аэропорта ул.
357202
Бакинская ул.
357201
Безымянный пер.
357201
Березовая ул.
357211
Березовая ул.
357211

История Минеральных Вод

Редактировать
В городе с красноречивым названием Минеральные Воды источников минеральной воды никогда не было. Своим рождением город обязан строительству Ростово-Владикавказкой железной дороги, завершенному в 1875 г.

Древнейшие поселения

Люди селились на территории нынешних Кавминвод еще в эпоху неолита (VIII–V тысячелетия до н.э.). Обнаружены следы неолитических памятников в районе Минеральных Вод, каменные изделия были найдены у горы Змейки. Например, И. Л. Осипов нашел большой плоский обсидиановый нуклеус, характерный для кавказского неолита. Еще один нуклеус был найден у села Бородыновка, там же исследователи обнаружили обломок топора с ушками, типичный для неолита. В 1931 г. на горе Бештау вблизи Железноводска было найдено каменное клиновидное орудие, также неолитического типа. На Кавминводах открыты поселения эпохи энеолита (IV–III тысячелетия до н.э.), но встречаются они главным образом в районе Кисловодска.

В середине III тысячелетия до н.э. на территории Северного Кавказа сложилась майкопская культура, распространившаяся и на территорию современных Кавминвод. Для этого периода характерен довольно высокий уровень металлообработки и обработки камня (браслеты, клиновидные топоры, наконечники стрел и др.). Встречаются серебряные и золотые изделия. Впервые отмечен гончарный круг, применявшийся для изготовления керамики.

В окрестностях города Минеральные Воды обнаружены и исследованы поселения и курганы периода майкопской культуры. Так, археологом В. Г. Петренко в 1976 г. был исследован курган высотой 7 метров у станции Бештау. Глиняная насыпь была укреплена камнем, погребение окружено каменным кольцом – кромлехом. Здесь были обнаружены медные котлы, крупные глиняные сосуды, украшения.

Первые русские на Кавказе

Военный историк Василий Александрович Потто считал, что первые русские поселенцы появились в Предкавказье одновременно с адыгами и кабардинцами, в XIV–XV веках после распада Золотой Орды они расселились на Пятигорье и Кум-реке. Среди русских были в основном переселенцы из Рязанского княжества. Исследования историка Ивана Диомидовича Попко указывают на то, что последним массовым переселением русских из Рязанского княжества было переселение, произошедшее в 1-й четверти XVI века, после того как Великое княжество Рязанское окончательно лишилось своей самостоятельности и было поглощено Москвой. Тогда часть рязанских переселенцев двинулись на Терек, другая часть – к подножию Кавказского хребта, осев на земле «пятигорских черкесов».

До присоединения к России обширные земли Предкавказья и Кавказа населяли многочисленные народы: калмыки, ногайцы, туркмены, черкесы, осетины, кабардинцы, кумыки и другие. Местные жители постоянно подвергались грабительским набегам со стороны турок и крымских татар. Общая опасность и выгодность торговых взаимоотношений с Россией, заставили кавказские народы искать защиты и покровительства Москвы. В 1552 г. абазинцы и черкесы добровольно вошли в состав Русского государства. В 1557 г. бий Большой Ногайской Орды Исмаил заключил союз с Иваном Грозным и принял русское подданство. В эти годы защиты у русского царя в Москве просили посольства и других северокавказских народов.

В 1567 г. Иваном IV Грозным для поддержания власти кабардинского князя Темрюка Идаровича, своего тестя, было основано русское поселение-крепость Терский острог, располагавшееся на левом берегу реки Терек, напротив впадения в нее Сунжи. Поселения русской вольницы, группировавшиеся вокруг острога, стали впоследствии первоначальным ядром терского казачества. Многие выходцы из России, в основном с Волги и Дона, обосновалась первоначально на гребнях в междуречье Терека и Сунжи, отчего получили название «гребенских» (горских) казаков. С 1570-х гг. терские и гребенские казаки начали служить Русскому государству, они помогали русским воеводам в качестве разведчиков и проводников, принимали участие в сражениях с крымскими татарами и турками.

При Петре I происходит дальнейшее укрепление позиций Российского государства на Северном Кавказе. Император осуществляет успешный «персидский поход» (1722–1723) к Каспийскому морю, возводит ряд укреплений, в том числе крепость Святого Креста (1722) на реке Сулак и заселяет ее казаками из Терского города. В 1735 г. при Анне Иоанновне был основан Кизляр, который становится центром Терско-Кизлярского войска. В 1763 г. по указу Екатерины II была основана Моздокская крепость.

В 1777 г. после окончания русско-турецкой войны по предложению князя Григория Потёмкина началось строительство Азово-Моздокской укрепленной линии, включавшей девять крепостей. В это время население Пятигорья значительно пополнилось русскими казаками и военными. В строительстве участвовали солдаты и казаки Волжского войска и Хопёрского полка, навсегда осевшие на Кавказе. Два полка казаков были передислоцированы с Дона. В основанных при крепостях станицах обосновывались казаки, переселенные с Волги, Дона и Хопра.

В начале XIX столетия правительством были приняты некоторые меры по укреплению казачьих подразделений на Кавказе, в частности, увеличивалось количество казачьих станиц. На Пятигорье возникают станицы Лысогорская, Незлобная, Кисловодская, Горячеводская, Карантинная (Суворовская) и другие. Все казачьи полки связываются в единое Кавказское линейное казачье войско с центром первоначально в Пятигорске, а с 1837 г. – в Ставрополе.

Участок земли Султана Менгли-Гирея

Земли, на которых сегодня раскинулся город Минеральные Воды, в 1-й половине XIX века принадлежали генерал-майору Султану Менгли-Гирею и представляли собой бескрайнюю степь, лишь в пойме реки Кумы высился настоящий лес. Султан Менгли-Гирей получил эту землю от императора Александра I «в вечное и потомственное владение» за заслуги перед Отечеством. Указом императора, подписанным в 1822 г., Менгли-Гирею было пожаловано 5 тыс. десятин земли.

Султан Менгли-Гирей обосновался у излучины реки Кумы на территории Георгиевского уезда Кавказской области. Он построил здесь усадьбу с мечетью, рядом с которой возник татарский хутор с десятками дворов. В сохранившемся плане участка земли генерал-майора, датированном 1827 годом, указана его общая площадь – 6 080 десятин. Очевидно, местными властями земельная площадь участка была увеличена. Однако эта площадь включала в себя и неудобные земли: под камышами и болотами, реками Джемухой и Кумой, глинистыми и каменистыми почвами. Площадь удобной земли, которая была пригодна для обработки, составляла 2 887 десятин. Но и эту землю по большей части не обрабатывали. Переселенцев-арендаторов в то время было еще мало.

После смерти генерал-майора Султана Менгли-Гирея эти земли унаследовали его дети Джанбек и Тохтамыш, но они больше занимались лошадьми, земля их тоже мало интересовала, часть земли сдавалась в аренду.

Железная дорога

К экономическому развитию Кавказа правительство и буржуазия проявляли большой интерес. Назначенный в 1862 г. наместником на Кавказе Великий князь Михаил Николаевич еще в 1869 г. предоставил Александру II записку, в которой обосновал необходимость соединения в кратчайшие сроки Кавказа железной дорогой с общей железнодорожной сетью Российской империи.

Последовало Высочайшее повеление о включении линии Ростов-на-ДонуВладикавказ в сеть важнейших железных дорог и начать ее строительство не позднее 1872 года. Высочайшее утверждение решения о строительстве железной дороги состоялось 7 марта 1872 г. Концессия на строительство по предложению министра путей сообщения была выдана инженеру путей сообщения, барону Штейнгелю Рудольфу Васильевичу.

Было создано Общество Ростово-Владикавказской (позднее Владикавказской) железной дороги, которое должно было через три года открыть дорогу для движения поездов, проложить шоссе от станции Минеральные Воды к Железноводску, Пятигорску и Ессентукам. Было получено согласие землевладельцев Султана Джанбек-Гирея и Султана Тохтамыш-Гирея об аренде части земли для прокладки железнодорожной линии.

Строительство железной дороги протяженностью 651 версту было завершено в установленный срок. Участками она сдавалась в эксплуатацию. 30 апреля 1875 г. началось движение на новой железнодорожной линии от Ростова до Минеральных Вод.

По сведениям 1876 г. в локомотивном депо Минеральные Воды имелись: 19 ремонтных стойл, мастерская, столярное отделение, кузница, слесарная, котельная, кладовая. На станции Минеральные Воды работали 4 телеграфных аппарата. На реке Куме была построена водокачка, из которой вода подавалась в построенную на станции водонапорную башню, из нее через водоразборные колонки водой снабжались паровозы. Была также устроена небольшая водяная сеть, предназначенная для других бытовых и технических нужд.

С открытием движения составов началась история станции Минеральные Воды, начальником которой был назначен инженер Ю. А. Жеребовский, и Минераловодской дистанция пути, начальником которой стал М. Д. Ставровский. 2 июля 1875 г. через станцию Минеральные Воды прошел первый транзитный поезд из Ростова-на-Дону в сторону Владикавказа.

За первый год работы на станцию прибыло: 6 000 пудов дерева, 1 359 литров вина, 180 пудов кирпича, 338 литров спирта, 113 фортепьяно, 4 коровы, 62 книги. Отправлено со станции: 2 152 пуда алебастра, 7 959 пудов картофеля, 2 192 литра спирта, 31 лошадь. Такие данные указаны в отчете. В 1876 г. со станции было отправлено 15 664 пассажира. Во время русско-турецкой войны (1877–1878) через Минеральные Воды для Кавказской армии во Владикавказ доставлялись войска, боеприпасы, вооружение, фураж.

В конце XIX века – поселок Султановский

С согласия Султана Джанбек-Гирея на его землях обосновались новые поселенцы, в основном это были торговцы и кустари-ремесленники, сбывавшие свои товары железнодорожникам. В адрес властей поселенцы подали ходатайство об образовании поселка и 16 июля 1878 г. (по старому стилю) поселок у станции официально удостоился юридического статуса и был назван «Султановский». Население поселка не превышало 500 человек.

17 мая 1894 г. открылась курортная ветвь для регулярного движения поездов. Станция Минеральные Воды становится узловой, проводится ее реконструкция, создаются пункты для технического осмотра поездов, следующих на Кисловодскую ветвь. После ввода в эксплуатацию Кисловодской ветви пассажирский поток увеличился в 10 раз. В города-курорты от Минеральных Вод началось регулярное движение местных поездов с «дачными» вагонами. Через станцию стали курсировать также прямые беспересадочные поезда: Москва – Кисловодск, Санкт-Петербург – Кисловодск, Кисловодск – Тифлис, Кисловодск – Царицын.

В пассажирских составах в то время старались постоянно улучшать комфорт для пассажиров, средний пассажирский поезд, следовавший на курортную ветвь, как правило, состоял из пяти вагонов, в числе которых были: вагон I класса вместимостью 12 пассажиров, вагон II класса (33 пассажира), вагон III класса (88 пассажиров), багажный вагон.

Количество желающих поселиться в пристанционном поселке увеличивалось, тем более, что на железной дороге росла потребность в рабочих местах. Но жителей поселка не устраивала арендная плата за пользование землей, они обращались к представителям власти с просьбой повлиять на землевладельцев, но те не уступали.

К концу 1897 г. в поселке Султановском, будущих Минеральных Водах, проживали 2 090 человек. Кроме того, к поселку были приписаны: усадьба дворянина Михаила Пеховского (175 жителей) и татарский владельческий хутор Султана Джанбек Гирея с мечетью и 36 дворами (186 жителей).

25 октября 1898 г. состоялся сход жителей поселка, на котором они просили областное правление выкупить у помещиков всю усадебную землю и 500 десятин земли для выгона за счет правительства, предлагая рассчитаться с ним в течение 25 лет. Местная администрация поддерживала поселенцев. Однако землевладельцы на уступки не шли. Не соглашался Султан Джанбек-Гирей и на отчуждение земли под возведение поселкового храма и церковно-приходской школы.

В поселке Султановском имелся молитвенный дом, действовала и церковно-приходская школа. Но помещения эти были маленькими и неудобными. Состояние молитвенного дома было ветхое, а школа ютилась в доме солдатской вдовы, в котором под нее приспособили темную комнату с земляными полами. Занятия, которые посещали 15 детей (12 мальчиков, 3 девочки), вел священник Протасий Львов.

Ходатайство железнодорожных служащих было услышано Обществом Владикавказской железной дороги. Организация безвозмездно выделила 1 800 квадратных саженей земли в полосе отчуждения под строительство церкви и школы. В 1900 г. на выделенном участке были построены Покровская церковь с церковно-приходской школой. Храм, украшавший поселок, а впоследствии и город, был разрушен в 1937 году. В 2010–2012 гг. на его месте построили церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

В начале XX века – поселок Илларионовский

К началу XX столетия поселок насчитывал около 120 домов, из которых около десяти были кирпичными и каменными, крытыми листовым железом. Работали 40 торговых заведений, появились неофициальные базары.

В 1898 г. купец Е. Х. Киреев построил на берегу Кумы, в 4 км от поселка Султановский бутылочный завод с одной стекловаренной печью. Большой спрос на бутылки был в то время со стороны виноделов и заводов по розливу минеральной воды в городах-курортах. На бутылочном заводе почти во всех процессах изготовления использовался тяжелый ручной труд. Работа на предприятии была организована плохо, отсутствовали хорошие специалисты. В итоге завод стал убыточным и Егор Христофорович Киреев передал его в аренду сначала промышленникам Бекунову и Шустову, которые также не добились хороших результатов, а в 1901 году – опытным промышленникам братьям Малышевым Глебу, Ивану, Василию и Петру. Братья уже имели подобные заводы в Дербенте, Боржоми, Астрахани и, оценив перспективу развития курортов Кавказских Минеральных Вод, грамотно организовали производство бутылок. Выкупив завод у Егора Киреева, они за несколько лет в пять раз расширили его. К 1906 году количество работников предприятия достигло 250 человек.

В 1906 г. поселок Султановский получил новое название – Илларионовский, в честь графа Иллариона Ивановича Воронцова-Дашкова, наместника императора на Кавказе. Поселок продолжал расти, появлялись новые небольшие промышленные и торговые предприятия. Но главной причиной роста являлось увеличение движения поездов и расширение станции Минеральные Воды, вследствие чего увеличивалось количество рабочих железнодорожных специальностей: ремонтных рабочих депо, паровозных бригад, путейских рабочих, станционных рабочих, вагонников, связистов и других. В начале ХХ столетия на станции построили новое большое паровозное депо с подсобными цехами, поворотными кругами и мастерскими.

Согласно данным отчета Владикавказской железной дороги за 1913 г. станция Минеральные Воды являлась распорядительной станцией на главной линии Владикавказской железной дороги. Рядом с ней располагался большой железнодорожный поселок, в котором действовали: церковь, многочисленные учебные заведения, железнодорожное Общественное Собрание, больница для заразных больных с приемным покоем. На станции, в ее центре, располагалось пассажирское здание общей площадью 315,58 кв. саженей и почтовая контора. Около пассажирского здания, рядом с платформой находился общественный сад (5 000 кв. саженей) с летним клубом, беседками, детской площадкой для игр, здесь же стояло двухэтажное здание для отдыха кондукторских бригад. Работала телеграфная станция.

Привокзальная площадь была излюбленным местом молодежи, здесь у вокзала молодые люди проводили свободное время в большом саду, увеселительных заведениях, эстраде с раковиной, кинотеатре. Жители также с удовольствием посещали различные ярмарки и базары, отмечали религиозные праздники, в особенности Рождество Христово и Пасху. На Крещение после богослужения на реке Куме проводились зимние игры, строили дворцы и крепости из снега и льда, разыгрывались призы.

В 1903 г. между двумя частями разделенного железной дорогой поселка был построен металлический мост длиной 71 метр. В поселке около станции продолжали строить жилые дома для кондукторских и паровозных бригад, а также других работников железнодорожной станции, среди новых строений были одноэтажные, барачного типа, длинные, рассчитанные на несколько квартир. Со стороны вокзала появились первые улицы: улица Султановская (ныне Ленина), улица Почтовая (ныне 22 партсъезда), улица Атаманская (ныне Пушкина). На пустыре между поселком Илларионовским и рекой Кумой проходили базары и ярмарки, собиравшие людей из дальних деревень и сел. Здесь торговали промышленными товарами и сельхозпродуктами, а также продавали лошадей, быков, коров, овец и верблюдов. На ярмарках устраивали различные увеселительные аттракционы.

В начале XX века в поселке появилось электрическое освещение, обеспечившееся небольшой электростанцией, сооруженной вблизи паровозного депо. Но ее мощности хватало лишь на служебные и технические помещения, общественные заведения, а также дома больших железнодорожных начальников. Вся промышленность поселка того времени была представлена железнодорожным узлом и стоящим на отшибе стекольным заводом. Из мелких предприятий работали две мельницы (паровая владельца Генбуха и водяная Ищенко), кустарный маслозавод, перерабатывавший подсолнечник и бойня, располагавшаяся на берегу Кумы.

В 1914 г. промышленником Федосеевым на правом берегу Кумы был построен кирпичный завод. Глину для изготовления кирпича добывали здесь же, поблизости от завода. Весь комплекс работ, начиная заготовкой сырья и заканчивая выпуском кирпича, производился вручную.

Еще в 1886 г. при станции Минеральные Воды было открыто первое мужское двухклассное училище. В связи с возрастающей потребностью железнодорожного узла в квалифицированных кадрах в 1900 г. Владикавказской железной дорогой на станции было построено двухэтажное здание двухклассного мужского железнодорожного училища на семь классных комнат, здесь обучались 180 мальчиков, главным образом дети железнодорожников. Вскоре в том же здании было открыто женское одноклассное отделение. В начале 1908 г. в мужском двухклассном железнодорожном училище обучались 414 мальчиков, в женском (уже тоже двухклассном) – 236 девочек.

1 сентября 1910 г. в поселке открылось частное трехклассное училище инженера Алексея Ивановича Лихачева, в котором преподавалась программа реальных училищ. Первое время занятия проходили в помещении железнодорожного клуба. Спустя два года было построено здание в два этажа, в котором разместились реальное училище, преобразованное из частного (1–5 классы, в том же году открылись 6-й, а затем и 7-й классы) и женская прогимназия, с 1913 г. преобразованная в полную женскую гимназию. Ныне в этом здании расположена школа №111.

Революция 1905 года

К 1905 г. на Минераловодском узле трудились свыше 2 тысяч железнодорожников, на стекольном заводе – 250 рабочих. Условия труда рабочих в цехах были крайне тяжелыми, рабочий день длился до 10, а иногда и до 12 часов, отсутствовала техника безопасности, оплата труда была низкой. В среде рабочих росло недовольство условиями труда, стали появляться политически грамотные люди, которые вели беседы на различные темы, имевшие отношение к быту, труду и правовому положению рабочих. Создаются политические кружки.

Разъяснительную работу на стекольном заводе вели стеклодувы Василий Мартыненко, Владимир Соболевский, Василий Сатарин, Андрей Стаюшкин и другие. На станциях Грозный, Минеральные Воды, Беслан велась противоправительственная агитация, наблюдались попытки учинения беспорядков. В 1904 г. на Кавказских Минеральных Водах создается партийная организация, именовавшаяся Минераловодской и вошедшая на правах группы в Терско-Дагестанский комитет РСДРП. Партийная ячейка была организована на стекольном заводе.

Нагнетанию революционных настроений способствовали русско-японская война и расстрел рабочих 9 января 1905 г. в Санкт-Петербурге. В феврале 1905 г. в Минеральных Водах бастовали несколько предприятий. В паровозном депо группа, связанная с Пятигорской ячейкой РСДРП, занималась активной пропагандистской работой.

В начале июля 1905 г. на имя начальника Минераловодского участка рабочие представили свои требования – 32 пункта, из которых 28 носили экономический характер: вопрос о 8-часовом рабочем дне, отмена сверхурочных, повышение заработной платы и другие. Рабочие не стали дожидаться ответа, они решили бастовать. 10 июля на последней подготовительной сходке было решено начать забастовку 11 июля в 9.00 утра.

С целью не допустить забастовку 11 июля утром власти выставили у каждого рабочего станка по солдату. Рабочие, прибыв на свои рабочие места, только имитировали работу. Ровно в 9.00 раздался сигнальный гудок, призывающий к забастовке. Работа была прекращена и все рабочие устремились во двор. Начальник жандармерии Щербаков и начальник депо Гаврилов пытались уговорить рабочих вернуться к работе, но их усилия ни к чему не привели. С территории депо рабочие ушли на митинг, где было избрано забастовочное бюро, в него вошли машинисты Август Шульте, Никанор Баклюков и Федор Готгольд.

Революционные настроения достигли наивысшего подъема, когда на митинг прибыли рабочие бутылочного завода и присоединились к забастовщикам. На митинге приняли решение неотлагательно прекратить движение поездов. Станция замерла. К 11.00 движение прекратилось и по главной магистрали, и по Кисловодской линии. С 12 по 15 июля остановились поезда на всей Владикавказской дороге. Бастовали рабочие станций Кавказская, Грозный, Тихорецкая, Новороссийск. Жандармерия докладывала, что во главе забастовки стоят Минеральные Воды, где рабочие выдвигают стачку мирную, но имеющую все признаки политического характера.

Во второй половине июля стало известно о подавлении забастовок железнодорожных рабочих на станциях Ростов-на-Дону и Новороссийск и о возобновлении движения поездов. Революционные настроения пошли на спад. Министерство путей сообщения пошло рабочим навстречу, 30 июля из Министерства было получено распоряжение – принимать рабочих на службу без ограничения прав, время забастовки зачислялось как отпуск без сохранения зарплаты. Никого из бастовавших было решено не увольнять и не арестовывать.

Июльская стачка стала первым крупным выступлением трудящихся Минеральных Вод, она переросла в забастовку на всей Владикавказской железной дороге и на 20 дней приковала к себе внимание рабочих городов и сел Северного Кавказа.

7 декабря 1905 г. в Минеральные Воды пришла телеграмма от Центрального бюро Союза железнодорожников Москвы, призывающая к всеобщей политической стачке. В полученной вслед за ней телеграмме от Ростовского бюро союза сообщалось время начала политической забастовки по всей Владикавказской дороге – 12.00 ночи с 7 на 8 декабря 1905 года. На состоявшемся 8 декабря митинге большевик Борис Безлущенко окончил свою 3-часовую речь призывом: «К забастовке, к оружию!».

Уже 9 декабря политическая стачка распространилась на всю Владикавказскую железную дорогу. По примеру минераловодцев рабочие окрестных селений и курортных городов перестали подчиняться властям. Стачечный комитет стал органом подготовки вооруженного восстания. Комиссию по вооружению, состоявшую из 7 человек, возглавил Федор Готгольд. На станции Минеральные Воды было выделено помещение библиотеки железнодорожного клуба под склад оружия.

Общее руководство стачкой на Владикавказской дороге, быстро переросшей в вооруженное восстание, осуществляло Ростовское бюро. Но 13 декабря правительственные войска заняли Ростовский вокзал, начались аресты. После того, как связь с Ростовом была прервана, руководство восстанием взяло на себя Минераловодское забастовочное бюро. Власть в Минеральных Водах перешла в руки рабочих. Конный дивизион, высланный на станцию Терским областным жандармским управлением, присоединился к восставшим. 12 декабря были разоружены жандармы, рабочие завладели их оружием.

Для подавления восстания в Минеральных Водах власти организовали карательную экспедицию, которую возглавил капитан Вербицкий. 23 декабря на станции Минеральные Воды и во всей Терской области царским правительством было объявлено военное положение. Стало известно, что пала «Новороссийская республика», на Пресне потерпел поражение московский пролетариат. Вскоре Минеральные воды остались единственным местом Северного Кавказа, продолжавшим сопротивление. В этих условиях 26 декабря 1905 г. Минераловодский стачечный комитет принял решение о прекращении вооруженного восстания.

27 декабря станцию занял казачий отряд Обрезова. Восстание потерпело поражение. Было уволено 432 рабочих и служащих с лишением права повторного поступления на службу. Начались аресты. Всего на Минераловодском узле было арестовано 32 человека, среди которых были руководители забастовочного бюро Готгольд, Баклюков, Шульте, командир дружины Сорока.

Революция 1917 года

В 1914 г. с началом Первой мировой войны многие мужчины с Минераловодского узла ушли на фронт, отправлялась и железнодорожная техника. Оставшиеся работали с перегрузкой. Тяжелые условия труда при низкой оплате за него вызывали волнения среди рабочих. Во время войны уменьшился спрос на бутылочную продукцию, хозяева стекольного завода снизили расценки на изготовление бутылок. Возмущенные рабочие объявили забастовку. К началу 1917 г. недовольство людей, вызванное ростом цен, усталостью от войны, спекуляцией и очередями, заметно усилилось, что привело к Февральской революции в Петрограде и отречению от престола Николая II.

В марте 1917 г. в Минеральных Водах был создан первый Совет рабочих и солдатских депутатов, но он не отражал интересов беднейших слоев и рабочего класса. Большевики во главе с революционером Иосифом Побегайло вели агитационную работу о необходимости социалистической революции.

25 октября из телеграммы стало известно о захвате власти большевиками в Петрограде. Эту новость в Минеральных Водах большинство населения встретило с одобрением. Были незамедлительно распущены комитеты Временного правительства, создается революционный комитет, избирается новый Совет рабочих и крестьянских депутатов. На должность председателя партийного комитета РКП(б) была утверждена кандидатура слесаря паровозного депо Павла Маркиановича Кныша. Партийная ячейка РКП(б) была организована и на стекольном заводе. Хозяева предприятия братья Малышевы бежали с завода, новым директором был назначен отозванный из армии Семен Мартыненко.

Только на 2-м съезде народов Терека, открывшемся 1 марта 1918 г. в Пятигорске, провозгласили установление Советской власти в Терской области. В апреле 1918 г. в поселке Илларионовском и на железнодорожном узле Минеральные Воды прошли выборы в новый Совет рабочих и солдатских депутатов, в который избрали 120 депутатов. Победу одержали большевики.

Гражданская война

Летом 1918 г. в Пятигорском округе против Советской выступил атаман А. Г. Шкуро, организовавший контрреволюционный кавалерийский отряд численностью 1 000 казаков. В Минеральных Водах для защиты революции был организован отряд РККА в составе горной батареи, батальона пехоты, кавалерийского эскадрона (1 000 сабель) и пулеметной роты. На вооружении отряда было 4 трехдюймовых орудия. Командирами были Алексей Василенко, слесарь Владимир Снежко, машинист Максим Герасименко, Михаил Бунчук, Василий Ростовцев и другие. На стекольном заводе создали боевую дружину из 120 человек под командованием К. И. Гринько, позднее преобразованную в отдельную красноармейскую роту.

Отряды красноармейцев стекольного завода и Минераловодского узла участвовали в разгроме белогвардейцев, напавших на Георгиевск, в боях в районе станиц Боргустанская и Суворовская, во многих сражениях с белоказаками Л. Ф. Бичерахова у Святого Креста (ныне Буденновск), у станции Прохладная. В паровозном депо Минеральных Вод был оборудован бронепоезд, названный «За власть Советов».

20 января 1919 г. в район Кавминвод вступили части А. И. Деникина. В поселке Илларионовском и на Минераловодском узле оставшимися большевиками была создана подпольная группа под руководством И. Е. Куприянова. Однако основные руководители Советской власти были найдены белогвардейцами и арестованы, среди них революционер И. П. Побегайло и руководитель партийной ячейки паровозного депо П. М. Кныш. В апреле 1919 г. их казнили. 31 августа 1919 г. белогвардейцы казнили руководителя Пятигорской партийной организации Г. Г. Анджиевского. В память о революционерах одно из сел в Минераловодском районе носит название Побегайловка, поселок – Анджиевский, улица в городе Минеральные Воды названа именем Кнышевского.

Деникинские войска начали восстанавливать старые порядки, устроили террор. На территории Северного Кавказа развернулась партизанская война, усилившаяся к концу 1919 года, когда Красная Армия стала теснить войска Деникина. В октябре на линии Кисловодск – Минеральные Воды повстанцы устроили крушение шести поездов, захватили много оружия и продовольствия. На территории нынешнего Минераловодского района активно действовал Нагутский партизанский отряд. Нагутские партизаны осуществляли многочисленные вылазки, одержали крупную победу на Суркульском хребте в сражении с полком из состава войск генерала И. Г. Эрдли, захватили большое количество оружия и военного снаряжения. На счету Нагутского отряда также захват бронепоезда «Могучий», переименованного после захвата в «III Интернационал».

В ночь с 12 на 13 марта 1920 г. рабочие поселка Илларионовского и Минераловодского узла подняли восстание. Вскоре отрядами рабочих были захвачены станция, здание контрразведки и паровозное депо. Белоказаки, ошеломленные неожиданным ударом, отступили к окраинам поселка. Утром они подтянули резервы и попытались вернуть станцию. Однако к этому времени к поселку подоспели нагутские партизаны. Совместными действиями, поддерживаемые бронепоездом «III Интернационал» восставшие освободили поселок от деникинцев, и 14 марта 1920 г. в поселке была окончательно установлена Советская власть.

1920-е годы, город Минеральные Воды

В первые годы Советской власти рабочие и крестьяне поселка Илларионовского занимались восстановлением хозяйства, разрушенного в годы революции и гражданской войны. В апреле 1920 г. при станции Минеральные Воды был создан революционный комитет – ревком, проработавший до октября 1920 г., после чего был создан районный Совет, председателем которого был избран Г. Бородыня. В течение всего 1920 года ревком занимался не только вопросами хозяйства, но и освобождением района от остававшихся еще белогвардейских отрядов и бандитских формирований.

В начале 1920-х гг. в поселке началось формирование милиции, в ряды которой набирали из числа командиров и солдат Красной Армии и отрядов ЧОНа (частей особого назначения). В 1922 г. был сформирован городской отдел милиции, его первым начальником стал Михаил Алексеевич Бунчук. Параллельно шло создание органов железнодорожной милиции. В том же году создается первое пожарное подразделение, располагавшееся на железнодорожной станции. Первое время в его распоряжении имелись ручной насос «Красный факел» и пожарная бочка на конной тяге. Первый пожарный автомобиль появился у пожарной команды лишь в 1934 г.

15 июля 1922 г. при паровозном депо организовали ФЗУ – школу фабрично-заводского ученичества, в нее набрали две группы, готовившие слесарей по ремонту паровозов. Первый выпуск ФЗУ состоялся в 1924 г. – школу окончили 24 учащихся, ставшие передовыми машинистами и высококвалифицированными специалистами. В начале 1920-х гг. было решено объединить реальное училище и женскую гимназию и преобразовать учебное заведение в неполную среднюю, а позднее в среднюю железнодорожную школу. Мужское училище было преобразовано сначала в неполную, а затем в среднюю железнодорожную школу имени В. И. Ленина, женское училище – в железнодорожную школу имени И. В. Сталина. В 1935 г. в Минеральных Водах работали 6 общеобразовательных школ, из них 2 неполно-средних, 2 начальных и 2 средних, в которых обучались 4 451 человек.

Как только была установлена Советская власть, были национализированы стекольный и кирпичный заводы, имения и угодья помещиков. На стекольном заводе был избран коллектив управления, в который вошли В. В. Соболевский, М. И. Сиверкин, М. П. Анисимов, а для восстановления завода из Красной Армии был откомандирован инженер К. Н. Гринько. В сжатые сроки были восстановлены стекловаренная печь и механическое оборудование. К концу 1920 г. завод был пущен, на нем началось производство оконного стекла, посуды, специальных стекол для фонарей и керосиновых ламп, а в конце 1921 г. был налажен выпуск бутылок для налива минеральных вод.

В поселке при стеклозаводе строится школа, в перестроенном бывшем сарае начинает работать клуб, открывается библиотека и пункт ликбеза, начинают работу агитбригада «Синяя блуза» и женотдел завода. В 1922 г. по решению женотдела в поселке был открыт детский сад из двух групп. Около железнодорожной станции открылась инфекционная больница на 25 коек, в 1923 г. молодым врачом И. Е. Солнышкиным здесь были открыты аптека и зубо­врачебный кабинет. В начале 1920-х гг. в поселке появилась железнодорожная поликлиника, располагавшаяся многие годы рядом с железнодорожным вокзалом. Вдоль широкой улицы (ныне проспект Карла Маркса) находились базарные, торговые ряды, здесь в летнее время устраивались ярмарки, работала карусель.

В 1923 г. поселок Илларионовский был официально преобразован в город и переименован в Минеральные Воды, хотя решение об этом было принято на заседании Президиума Тергубисполкома еще в октябре 1921 года.

В марте 1923 г. в городе побывала Надежда Константиновна Крупская. Она выступила с перрона железнодорожного вокзала перед встречающими ее учащимися, рассказала, что в стране создана пионерская организация. Пробыв в городе три дня, Н. К. Крупская посещала школы и культурные учреждения. Вскоре первые пионерские организации начали действовать в школах №№ 103, 104 и 111, а в июле 1924 г. в Минеральных Водах 800 пионерам повязали красные галстуки.

В 1925 г. стекольному заводу и расположенному при нем рабочему поселку было присвоено имя видного пятигорского революционера Григория Григорьевича Анджиевского. В 1923 г. в городе Минеральные Воды создается артель инвалидов «Инкооп», оказывавшая бытовые услуги населению по ремонту одежды, обуви и часов, пошиву одеял и др. В 1927 г. артель была преобразована в артель «Универсал», а ассортимент оказываемых услуг был значительно расширен. Много лет спустя на базе этой артели будет создана прядильно-ткацкая фабрика.

В середине 1920-х гг. в доме №14 на улице Фрунзе открылась типография, оснащенная примитивным оборудованием для печати простейших бланков и этикеток. В 1928 г. для обеспечения сохранности перевозимой скоропортящейся сельхозпродукции на станции был построен льдозавод. В 1929 г. в городе появилась первая газета, с 1930 г. получившая название «Минераловодский рабочий» (с 1991 г. это газета «Время»). В том же 1929 г. у горы Змейки началось возведение щебеночного завода. В 1930 г. Минераловодский камнедробильный завод был пущен в эксплуатацию.

В 1929 г. в Минеральных Водах был сдан новый стадион «Локомотив». В 1930 г. создается здравотдел, в тот же период на проспекте имени И. В. Сталина строится первая городская больница. В 1936 г. было построено трехэтажное здание узла связи, в котором разместились телеграф, почта, и радиоузел.

Минераловодский аэропорт

15 июля 1925 г. по решению «Укрвоздухпути» в Минеральных Водах открылась воздушная станция, ее первым начальником стал А. Г. Романов. Комната начальника станции и почта располагались тогда в крохотном маленьком домике, общежитие для экипажей и контора станции – в частных домах, которые арендовались у местных жителей.

По решению Совнаркома в 1930 г. в городе Минеральные Воды началось строительство большого нового аэропорта на участке земли в 400 гектаров, выделенном Минераловодским райисполкомом в юго-западной части городской территории. Строительство аэропорта было объявлено Советским правительством ударной стройкой ввиду большой в нем необходимости. Начальником аэропорта был назначен Петр Алексеевич Ерофеев. В короткие сроки были построены вполне современные по тем временам инженерные сооружения: взлетно-посадочная площадка (грунтовая), аэровокзал, общежитие, ангар, авиаметеостанция, автомастерские, установлены антенны радиомаяка. В аэровокзале обустроили хорошую гостиницу для летного состава, столовую, ресторан, служебные комнаты.

В 1931 г. по путевкам районного комитета комсомола лучшие молодые люди (юноши и девушки) города Минеральные Воды были направлены на обучение в Батайское авиационное училище. В 1933 г. аэропорт со штатом 18 человек вступил в строй, на нем обслуживались современные в то время пассажирские самолеты АНТ-9, К-3, грузовые П-5, сельскохозяйственные и почтово-пассажирские ПО-2. В 1933 г. Минераловодский аэропорт обслужил 1 650 пассажиров, в 1934 г. – 2 139, в 1935 г. – 2 694 пассажира. В августе 1939 г. на воздушной линии от Москвы до Минеральных Вод начал летать самолет ПС-124 (АНТ-20) с 64 пассажирами на борту.

Великая Отечественная война

Мирный труд жителей Минеральных Вод был прерван войной. В первый ее день, 22 июня 1941 г. на предприятиях прошли митинги, началась мобилизация. За годы Великой Отечественной войны в ней участвовали 18 тыс. минераловодцев, большинство из них ушли на фронт добровольцами.

Вся деятельность города была подчинена фронту. На транспорте были сформированы военно-эксплуатационные отделения и паровозные колонны, в которые вошли трудящиеся паровозного депо, дистанции пути, вагонного хозяйства, станционные работники. Минеральные Воды являлись станцией, через которую на фронт шли поезда с бойцами, техникой, медикаментами, продуктами. С фронта начали поступать железнодорожные составы с ранеными и подбитой техникой.

Рабочие железнодорожного узла и предприятий города трудились не покладая рук, работали и в выходные дни. В паровозном депо было налажено производство саперных лопат (всего было изготовлено 32 тыс. штук), металлоконструкций для долговечных огневых точек (82 тонны), автоматов, револьверов, здесь ремонтировали технику и оружие. В электродепо изготавливали гранаты, в помещениях железнодорожного училища – гранаты РГД-3. Работники вагонного депо оборудовали для бойцов южного фронта два поезда-бани, каждый из которых включал десять вагонов. На стекольном заводе кроме бутылок был налажен выпуск кружек Эсмарха, баночек для отсоса крови, стеклянных изоляторов ТС-2, использовавшихся для фронтовой связи, бутылок с зажигательной смесью.

С началом войны Минераловодский аэропорт обслуживал и ремонтировал военные и гражданские самолеты. Иногда через аэропорт проходило в день до 200 самолетов. 8 августа 1942 г. личный состав Минераловодского аэропорта был эвакуирован сначала в Нальчик, потом в Орджоникидзе, Махачкалу, Тбилиси. После освобождения города от захватчиков аэропорт заработал вновь. Здесь базировалась 123-я истребительная авиадивизия, возобновился ремонт самолетов и отправка их на фронт.

Уже в октябре 1941 г. станция Минеральные Воды подверглась налетам вражеской авиации. Летом 1942 г. началась операция немецко-фашистских войск по захвату Кавказа. 24 июля немцы вторично заняли Ростов-на-Дону, фронт приближался к Кавминводам. 4 августа объекты железнодорожной станции Минеральные Воды подверглись массированной бомбардировке. Были разрушены пути и многие служебные постройки, горели цистерны и вагоны. Но работники железнодорожного узла, проявляя мужество и стойкость, продолжали работать под пулеметным обстрелом и бомбежкой.

В тот же день поступил приказ об эвакуации людей и оборудования с предприятий города. 10 августа 1942 г. после ожесточенных боев город Минеральные Воды был оставлен советскими войсками. Начался тяжелый период оккупации Минеральных Вод немецкими войсками, продолжавшийся пять месяцев.

На железнодорожном вокзале немцы разместили комендатуру, в школе №1 устроили госпиталь. В сентябре 1942 г. в Минеральных Водах от рук фашистов и их пособников погибли свыше 10 тысяч человек. Их сбросили в ров у стекольного завода. После освобождения города экспертами специальной государственной комиссии было установлено, что людей уничтожали холодным и огнестрельным оружием, а также в газовой душегубке, многих еще живыми сбросили в ров.

3 января 1943 г. началось наступление войск Закавказского фронта и освобождение Кавказа от немецко-фашистских захватчиков. 11 января 1943 г. стрелковые части, преодолевая оборону противника, к 10.00 утра пробились на восточные окраины Минеральных Вод, где завязался бой. К концу дня 11 января 1943 г. после ожесточенных уличных боев совместными действиями частей 9-й и 58-й армий город Минеральные Воды был полностью освобожден от немецких оккупантов.

Послевоенные десятилетия

После войны жители Минеральных Вод продолжили восстановление хозяйства, разрушенного войной. Восстанавливались предприятия, благоустраивался город. Первые послевоенные годы действовала карточная система, которую отменили в 1947 г.

В 1950-х гг. ускорились темпы строительства, появились строительные организации СМУ-37, СУ-130, СМК-67. В городе строятся 18-квартирный дом, шесть 8-квартирных и пятнадцать 4-х и 2-квартирных домов, общежитие для молодых железнодорожников на 100 мест на проспекте имени Сталина (ныне 22 партсъезда). Развивается индивидуальное строительство, за счет которого город заметно расширился, образовалось дополнительно 44 квартала и 9 новых улиц: Маяковского, Чехова, Олега Кошевого, Зои Космодемьянской и др. Вместо кинотеатра, сгоревшего в годы войны, на привокзальной площади возвели новый кинотеатр «Салют». На проспекте Сталина установили уличное освещение, впервые в городе. В Минераловодской газете «За стахановский труд» за март 1954 г. отмечалось, что в городе построено 14 магазинов, 14 ларьков, 7 закусочных, 4 палатки, столовая, 2 павильона для торговли мороженым и водой.

В 1956 г. Московский государственный институт «Гипрокоммунэнерго» начал разработку проекта газификации города Минеральные Воды, которым предусматривалась газификация коммунально-бытовых учреждений и 100 квартир в центре города. 26 апреля 1960 г. началось строительство газопроводов и 29 сентября 1961 г. в город пришел газ.

В 1957 г. был возведен новый железнодорожный вокзал, в следующем году сформирована привокзальная площадь. В 1959 г. на улице Пушкина построена железнодорожная больница, а на проспекте 22 партсъезда – широкоэкранный кинотеатр «Октябрь». 5 ноября 1960 г. на пересечении проспектов 22 партсъезда и Карла Маркса был установлен памятник Ленину. В 1959 г. началась реконструкция Минераловодского аэропорта, заново построены: взлетно-посадочная полоса, места стоянок, перрон, рулежные дорожки. Сдан в эксплуатацию новый аэровокзал с пропускной способностью 700 пассажиров в час.

С 1966 по 1970 гг. в городе Минеральные Воды в эксплуатацию были введены: завод ЖБИ, тарный завод, мясокомбинат, хлебозавод, детская музыкальная школа, Дворец культуры железнодорожников, путепровод, связавший южную и северную части города. На улице Ленина выросли три жилых пятиэтажных дома для семей железнодорожников, в одном из них разместился магазин «Детский мир». Было построено здание Госбанка.

В марте 1970 г. в Минеральных Водах начала работу АТС на 3 000 номеров, в 1975 г. началось расширение телефонной станции еще на 2 000 номеров. Расширялась сеть телефонов-автоматов. На проспекте 22 партсъезда в доме №8 в 1977 г. был открыт новый переговорный пункт, круглосуточно оказывавший услуги телеграфной и телефонной связи. С 1974 г. жители города смогли смотреть цветное телевидение.

С 1971 по 1975 гг. введены в эксплуатацию: завод железобетонных напорных труб, желатиновый завод, типография крайкома КПСС (издательство «Кавказская здравница»), началось строительство завода «Сувенир». Построены 46 жилых домов (2 302 квартиры), важнейшие социально-культурные объекты. В южной части Минеральных Вод вырос новый большой микрорайон на 10 тыс. человек с парикмахерскими, магазинами, аптекой и почтовым отделением. Новые жилые дома появились по проспекту К. Маркса, улицам Пушкина и Ленина. Центральную часть города застраивали многоэтажными домами на месте старых, ветхих домов барачного типа и саманных домов. Электрическое освещение появилось на улицах Интернациональной, Кисловодской, Пушкина, Октябрьской, Красной и Мостовой. Проведено 10 км новых водопроводных линий.

В 1975 г. в городе насчитывалось свыше 200 предприятий, учреждений и организаций, в их числе: 20 промышленных, 9 строительных, 14 транспортных, 14 бытового обслуживания. 9 мая 1976 г. на площади «30 лет Победы» состоялось торжественное открытие мемориала Воинской славы в присутствии 25 тыс. горожан. По сведениям 1976 г. население города Минеральные Воды превысило 64 тыс. человек.

В конце 1970-х гг. была благоустроена улица Советская. В 1984 г. по улице Пушкина сдан дом №33 для железнодорожников – первый в городе 14-этажный жилой дом. Многоэтажные жилые массивы появились по улицам Московской, Чапаева, Калинина. Возведен физкультурно-оздоровительный центр. На первых этажах новых жилых многоэтажных домов размещались магазины и предприятия бытовых услуг.

Сложные девяностые

1990-е годы стали тяжелым испытанием для города Минеральные Воды и его жителей. Большинство предприятий не были готовы к рыночным отношениям. Это привело к спаду производства, сокращению штатов. Многие предприятия, среди которых кирпичный, трубный и другие заводы, оказались на грани банкротства. Резко упали объемы строительно-монтажных работ.

Начиная с 1992 г. Минеральные Воды потрясла серия террористических актов, сопровождавшихся захватом заложников.

В городе относительно стабильное производство поддерживали ЗАО «Кавминстекло», производственный кооператив «Минводытара», ЗАО «Минераловодский хлебокомбинат», ОАО спиртзавод «Минераловодский». Следствием сокращения объемов производства стало снижение численности занятых в народном хозяйстве, увеличение числа безработных. Социальная ситуация в городе заметно ухудшилась.

Современное экономическое положение

Сегодня город Минеральные Воды является одним из крупных городов Ставропольского края, важным железнодорожным, автотранспортным и воздушным узлом на Северном Кавказе. Город входит в Ассоциацию городов Юга России. Дружескими и партнерскими отношениями минеральные Воды связаны со многими городами Ставропольского региона, России, а также ближнего и дальнего зарубежья. Железной и автомобильной дорогами город связан с городами-курортами.

Знаменитые люди (2)

Добавить человека

Гостиницы (6) Все гостиницы

Добавить
Гостиница Кавказ расположена в городе Минеральные Воды
Ставропольский край, Минераловодский район, город Минеральные Воды, К.Маркса, 53
+7 8792232307
Гостиница «Корона» расположена в городе Минеральные Воды – главном транспортном узле особо-охраняемого эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды.
Ставропольский край, Минераловодский район, город Минеральные Воды, Советская, 1 А
+7 (887922) 5-33-66
Гостинично-развлекательный комплекс Олимп предлагает для проживания 16 комфортабельных номеров. В каждом номере есть телевизор, кондиционер, телефон, холодильник и мини-бар
Ставропольский край, Минераловодский район, город Минеральные Воды, Бибика, 16
+7 8792256556

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.