Показать регионы
Герб отсутствует Добавить
Пасьва на карте

Пасьва (Архангельская область)

Редактировать
  • Статус
    Поселок
  • Дата основания
    1946 г.
  • Муниципальное образование
    Сельское поселение Попонаволоцкое
    (центр муниципального образования)
  • Входит в
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    районное
  • Население (тыс.чел.)
    0,781 (2020 г.)
  • Территория (кв.км)
    неизвестно
  • Координаты
    61°35'2'' с.ш., 42°43'7'' в.д.
  • Почтовые индексы
    165141
  • Телефонный код
    +7 818 36
  • Автомобильные коды
    29
  • Прежние названия
    неизвестны
  • День города (села)
    неизвестно
  • Код ОКАТО
    11205832001
  • Код ОКТМО
    11605432101

Администрация

  • Глава муниципального образования
    Телов Николай Викторович (с 13 сентября 2017 г.)
  • Адрес
    165141, Архангельская область, Вельский район, п. Пасьва, ул. Юбилейная, д. 5
  • Телефоны администрации
    +7 (818 36) 7-12-63, (818 36) 7-12-48, факс: (818 36) 7-12-63

Общие сведения

Редактировать
Пасьва – поселок в Вельском муниципальном районе Архангельской области. Расположен на Пасьвинской горе, среди соснового бора на правом высоком берегу реки Ваги (притоке р. Северной Двины), в 90 км к северо-востоку от районного центра – города Вельска, в 430 км к югу от областного центра – города Архангельска.

Численность населения – 1 102 человека (2010 г.).

Поселок Пасьва является административным центром муниципального образования «Сельское поселение Попонаволоцкое»

Фотографии (0)

Фотографий пока нет...
Добавить

История Пасьвы

Редактировать
В 1946 году на месте современного поселка Пасьва было построено первых шесть бараков из бревен, появились больница, пекарня, магазин, баня, радиостанция. Посёлок первоначально строился для спецпереселенцев, а потому место для него было выбрано в глубоком лесу, вдали от дорог для предотвращения возможных побегов. Строительством бараков руководил начальник строительного участка Николай Федорович Сосков, которого прозвали «трубка» за курение трубки, но народ к нему относился уважительно. Могила Н. Ф. Соскова и его супруги находится в центре кладбища, а кладбище называют в народе «Сосковым». Жителями поселка на могиле поставлен памятник.

В 1946 года началась прокладка узкоколейки для транспортировки леса. Строителями в основном были жители близлежащих деревень Поречье, Колешка, Глубоковка, Левково, которых привлекли денежными заработками (в то время трудно было прожить на колхозных трудоднях). В 1949 году некоторые переселенцы переехали в поселок Пасьва, здесь они работали в Левковском леспромхозе, став коренными жителями поселка. Они принесли в Пасьву украинскую культуру, праздники и обряды. Объем лесозаготовок из года в год увеличивался. В 1950–1954 годах в среднем вывозилось 129 тыс. кубометров леса в год, в 1955–1959 гг. – уже 250 тыс. кубометров, в 1960–1969 гг. – 286 тыс. кубометров. В 1970-х годах объем вывозимого леса немного снизился из-за истощения близлежащих легкодоступных лесов, увеличения дальности перевозок и усложнения условий заготовки леса. В эти годы в среднем вывозилось 266 тыс. кубометров леса. В начале 1980-х гг. объем лесозаготовки снова вырос до 273 тыс. кубометров.

После смерти И. В. Сталина судьба спецпереселенцев изменилась, клеймо «врагов народа» с них было снято. Первым директором леспромхоза стал Третьяков Леонид Николаевич. Его супруга Антонина Александровна сначала работала в редакции газеты «Красная Вага» секретарем, потом стала первым директором семилетней Пасьвинской школы.

Для освоения больших масштабов заготовки леса в Пасьве требовались рабочие, которые вербовались в разных регионах страны: в Молдавии, Украине и даже в Болгарии. В числе завербованных были алиментщики, бывшие уголовники, бродяги и случайные люди. Все они прошли через работу в леспромхозе, внося в жизнь поселка и близлежащих деревень новые нравы. Люди заводили семьи, многие из них уезжали, но прекрасная природа Севера заставила многих остаться и прижиться здесь. По объемам лесозаготовок принимались ударные планы, проводились соцсоревнования. Государство стимулировало работу леспромхоза: поставлялась новейшая техника для лесоповала, поощрялись передовики, наказывались отстающие. В результате почти полностью были вырублены ценные хвойные породы леса. В процессе лесозаготовки идея сохранения леса не рассматривалась, нормы заготовок были высокими, а целью являлось лишь увеличение объемов. После работы лесоповальной машины ЛП-49 ничего не оставалось – ни тонкомера, который ломался, ни подроста. В обращении со срубленным лесом царила бесхозяйственность. По некоторым оценкам, по пути от делянки к Нижнему складу терялось не менее 30% вырубленного леса. Эти данные приводит А. Минин в статье «Провинция».

В 1947 году в поселке Пасьва была введена в эксплуатацию Ровдинская узкоколейная железная дорога длиной 65 км (120 км со станционными путями) и шириной колеи 750 мм. УЖД строили вручную. Первые паровозы, курсировавшие по дороге, были американскими, немецкими и польскими. Позднее появились мотовозы МД и ДМ, а потом тепловозы ТУ-2 МК, ТУ-6А, ТУ-4, ТУ-7. Постоянную вывозку осуществляли при помощи тепловозов ТУ-4 и ТУ-7. Первый из них мог везти 4 сцепа, второй пять. Чистка дороги производилась снегоочистителями. В 1952 г. было построено депо, к которому позже добавилась пристройка. В депо работали цеха: фрезерный, механический, цех сверлильных станков, а также станок для обтачивания колес. Здесь могло ремонтироваться одновременно 8 тепловозов.

При УЖД работала шпалорезка, с помощью которой ежегодно изготавливалось 19 тыс. шпал при плане 17 тыс. С течением времени тепловозы менялись, на смену старым пришел современный тепловоз ТУ-8 с гидравлической тягой и мощностью двигателя 400 л.с. Лесовозная техника тоже развивалась – первые автомашины ЗИС-5 сменили Маз-500 и Маз -509А, поступали сучкорезные машины ЛП-330 и ЛП-ЗОБ.

Для ремонта техники при леспромхозе был создан ремонтно-технический центр, который включал электроцех, цех топливной аппаратуры, токарный, вулканизаторный, инструментальный, кузнечный, сварочный цеха. На РТЦ производили техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Обычно здесь работали 4 слесаря и 2 токаря. В кузнице центра изготавливали различные детали для ремонта техники.

Травникова Клара Федоровна

Улицы и индексы (21) Все улицы

Добавить информацию
Дачная ул.
165141
Железнодорожная ул.
165141
Заречная ул.
165141
Комсомольская ул.
165141
Лесная ул.
165141
Механизаторов ул.
165141
Мира ул.
165141
Новая ул.
165141
Огородная ул.
165141
Октябрьская ул.
165141
Пасьва пер.
165141
Пионерская ул.
165141
Победы ул.
165141
Попова ул.
165141
Речная ул.
165141
Свердлова ул.
165141
Спортивная ул.
165141
Стахановская ул.
165141
Фефилова ул.
165141
Юбилейная ул.
165141

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.