Показать регионы
Герб отсутствует Добавить
Горный на карте

Горный (Красносулинский район)

Редактировать
  • Статус
    Поселок городского типа (c 1959 г.)
  • Дата основания
    1912 г.
  • Муниципальное образование
    Городское поселение Горненское
    (центр муниципального образования)
  • Входит в
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    районное
  • Население (тыс.чел.)
    1,161 (2020 г.)
  • Территория (кв.км)
    неизвестно
  • Координаты
    47°48'52'' с.ш., 40°11'56'' в.д.
  • Почтовые индексы
    346385
  • Телефонный код
    +7 86346
  • Автомобильные коды
    61, 161, 761
  • Прежние названия
    неизвестны
  • День города (села)
    неизвестно
  • Код ОКАТО
    60226554000
  • Код ОКТМО
    60626102051

Администрация

  • Глава муниципального образования
    Колесников Николай Александрович (с октября 2008 г. - 2-й срок)
  • Адрес
    346385, Ростовская область, Красносулинский район, р.п. Горный, ул. Соцтруда, д. 1а
  • Телефоны администрации
    +7 (863 67) 2-51-66, (863 67) 2-51-40, (863 67) 2-51-66, факс: (863 67) 2-51-66

Общие сведения

Горный – поселок городского типа в составе Красносулинского района Ростовской области. Численность населения – 1 161 чел. (2020 г.). Поселок городского типа Горный является административным центром муниципального образования «Городское поселение Горненское»
Добавить

Фотографии (0)

Фотографий пока нет...
Добавить

История поселка Горный

Редактировать
Поселок Горный вырос вместе со станцией Горная. История создания поселка Горный началась весной 1912 года с появления здесь младшего сына известного на Юге России торгово-промышленника Елпидифора Трофимовича Парамонова Николая. Появление здесь Николая Парамонова положило начало превращению ранее степного края в крупнейший центр добычи антрацита. Одну за другой он строит крупные шахты на землях Войска Донского.

Весной 1912 года на разъезде 728 км (железная дорога начиналась от города Козлова) с западной стороны начали сооружать подсобные помещения, строить бараки для рабочих, контору старшего дорожного мастера Аракчеева. В это время капиталист Парамонов начал строительство железнодорожной ветки на Несветай к богатейшим угольным шахтам. Строители этой дороги жили в сырых, темных и тесных землянках, разбросанных по пути строительства дороги. Для служащих было построено два дома. Дома эти сохранились. Ныне в этих домах находится детский сад № 43, в другом – жилой дом.

Строительство железнодорожной ветки от станции Горная до Несветая велось капиталистом Парамоновым при поддержке акционерного общества «Продуголь». Главное назначение этой дороги состояло в том, что акционерное общество «Продуголь» стремилось ускорить вывоз угля с рудников Несветая, которые принадлежали Парамонову.

Летом 1914 года начали прибывать землекопы с повозками и лошадьми. Землекопы (грабари) должны были насыпать земляное полотно железной дороги. Прибыло на строительство и много безлошадных. Все рабочие поселились вблизи строительной базы в землянках.

Железнодорожная ветка планировалась протяженностью 30 км. Местом погрузки угля являлась станция Михайло-Леонтьевская. Промежуточными станциями должны были быть: разъезд 18 км (ныне ст. Юбилейная) для набора воды, разъезд 29 км – для чистки топок. Строительство дороги велось очень медленно: преобладал ручной труд, никаких машин не было. Когда было насыпано лишь 3 километра железнодорожного полотна, началась укладка шпал на этом участке, грянула Первая мировая война.

За 2 года, с лета 1914 года по лето 1916 года было построено 22 километра железнодорожной ветки. Летом 1916 года на строительство дороги была доставлена партия военнопленных австрийцев около 3000 человек. Восьмикилометровый участок был построен к весне 1917 года. Открытие и регулировка движения на этом участке началось в марте 1917 года. По ветке шли вагоны с углем, пассажирских вагонов не было. Уголь отправлялся на ст. Грушевская (ныне ст. Шахтная), а оттуда в Аксай, где грузился на баржи и шел в Ростов.

После окончания гражданской войны началось восстановление народного хозяйства. Стране требовалось топливо. Надо было наладить работу транспорта. Уже в 1921 году железная дорога была полностью восстановлена, поселок стал разрастаться, увеличилось число жителей. Разъезд 728 км был переименован в станцию Горная. Своё название она получила из-за географического расположения (расположена на одном из возвышенных мест Донецкого кряжа). Со слов старожил поселка, нужно было приложить не мало сил, чтобы паровоз поднялся на гору. На станции уже было 7 железнодорожных путей. Стали делать остановки пассажирские поезда. На станции стали формироваться угольные составы. Кроме угля отправлялся по железной дороге и порох из порохового завода. Завод этот построен в 1898 году для изготовления преимущественно артиллерийского пороха. Завод грузил в месяц на станции 8-10 вагонов. Погрузка происходила около нынешнего здания ПТО. Сюда проложена узкоколейка с порохового завода. Узкоколейка шла вдоль леса с Горной строго на восток. В связи с увеличением объема работ начался приток рабочих, которые остались здесь на постоянное жительство.

Первые старожилы строили дома в 2-х местах: с восточной и западной стороны железнодорожного полотна. В 1920 году 10 семей переселились в поселок Горный из хутора Пролетарки, им предоставили наделы земли с западной стороны в районе улицы Советская. Одним из первых жителей улицы был Бережной Михаил Иванович со своими сестрами Поповой Анной Ивановной и Черевковой Александрой Ивановной. Также одной из первых жителей ул. Советской была Борзина Ефросинья Николаевна, которая приехала из Подмосковья. Она жила в доме, построенном Парамоновым.

В первые годы существования поселка Горный на улице Советской насчитывалось около 5 домов. Вот фамилии некоторых старейших жителей поселка: Бережные, Новохатские, Рудченко, Сахно, Батыщевы, Рудовы, Куровы. Первым делом жители улицы вырыли колодец, выложили его камнем. Многие по сей день используют колодезную воду в быту. В 1928 году в поселке насчитывалось 17 домов и 79 жителей.

Особенно быстро начал расти поселок в годы первой пятилетки (1928-1932 гг.) Началось строительство новых шахт. В эти годы была заложена крупнейшая шахта «Нежданная», которая в 1934 году дала первый антрацит. Уже в 1936 году грузила 100 вагонов угля в сутки, т.е. около 5000 тонн. 1 декабря 1936 года со станции Горная был отправлен в Москву эшелон угля, добытого сверх плана шахтёрами шахты «Нежданная» в честь VIII Чрезвычайного Съезда Советов.

В годы коллективизации началось строительство колхозов в хуторах Табунщиково (Табунцы) и Пролетарка (Колпаково). В целях помощи колхозам в стране стали создаваться МТС, и в поселке Горный в 1930 году была построена МТС. Потом она была реорганизована в Красносулинскую РТС (1958 г.), а затем в Горненское отделение сельхозтехники.

К 1935 году поселок уже насчитывал 59 домов и населения 290 человек. В годы 2-й пятилетки (1933-1937) станция расширилась, стало 11 путей, построен вокзал. На станции был организован ссыпной пункт по отправке по железной дороге хлеба, подсолнечника (1937). В 1938 году было построено ж/д кольцо 3 км - 725 км.

К 1939 году население поселка значительно выросло и составляло 650 человек. В эти годы была построена железнодорожная ветка Горная - Аюта. На станции была открыта почта, построен дом железнодорожников (ныне дом МПС №5) и дома Шахтинской дистанции пути (тогда она называлась Красносулинской дистанцией пути. До войны в поселке открылась хлебопекарня. Хлеб славился своими вкусовыми качествами. За ним приезжали со всей округи. Продавали его по железнодорожной ветке до Усть-Донецка. Закрыли хлебопекарню в связи с постройкой хлебозавода в поселке Каменоломни в 1978 году.

Поселок в годы Великой Отечественной войны

22 июня 1941 года гитлеровская Германия вероломно напала на нашу страну. Началась Великая Отечественная война... Захватчики временно оккупировали станцию. Много бед и страданий принесла нашему поселку Великая Отечественная война. Полностью разрушили вокзал, хлебные склады, клуб, баню, квартиры рабочих и служащих. Молодежь увозили в Германию. Здание школы превратили в конюшню. Гестаповцы и полицейские расстреливали коммунистов и комсомольцев, грабили граждан. Особенно пострадало железнодорожное хозяйство. Пути были выведены из строя, загромождены обломками вагонов, насыпь полотна разрушена бомбами и снарядами.

Ужасное было время. Немецко-фашистские войска спешили овладеть воротами Кавказа – захватить Ростов, перехватить железнодорожную магистраль, связывающую центр страны с югом. Ростовская область и Северо-Кавказская железная дорога оказались районами самых ожесточенных и кровопролитных боевых действий Отечественной войны. Для усиления обороны на левый фланг Южного фронта из Донбасса прибыл бронепоезд №2 «За Родину» с десантной ротой, состоящей из добровольцев, коммунистов и комсомольцев.

Город Красный Сулин, весь район и, в частности, поселок Горный почти 2 года были в прифронтовой полосе и около семи месяцев в фашистской оккупации. За это время гитлеровцы уничтожили свыше 400 мирных жителей, 1500 человек угнали в Германию. В посёлке действовало гестапо. Фашисты издевались над жителями, расстреливали за малейшую провинность.

Развитие поселка в послевоенные годы

После освобождения началось восстановление поселка и станции. За 2 месяца железная дорога была полностью восстановлена. Начали работать угольные шахты. С победой над гитлеровцами в 1945 году наш поселок стал расти. Появилась новая улица Победа на западной окраине поселка (1945). Был восстановлен железнодорожный клуб в 1949 году, построено новое здание вокзала (1952 г.) Для железнодорожников построено 9 домов, детский сад, пекарня, водокачка, углепогрузочная стенка. В 1958 году в поселке начала работать баня.

До 1955 года поселок Горный входил в состав Красногвардейского района с Административным центром в поселке Старая Соколовка, после относился к Табунщиковскому сельскому совету. В 1960 году в поселке организован поселковый Совет.

В 1959 году был проложен новый водопровод от поселка Лесхоз – Горная. Силами СХТ и жителей поселка были созданы два водоема (1-й и 2-й пруды). Для развития промышленности и сельского хозяйства в Ростовской области в годы шестой пятилетки (1956-1960 г.) стоял остро вопрос о расширении транспортных путей. Планом было предусмотрено дальнейшее использование водного транспорта. В пятилетнем плане было запланировано построить на реке Северный Донец у деревни Кресты порт – Усть-Донецкий. Главная задача порта - вывозить уголь с шахт и продукты сельского хозяйства Ростовской области, а ввозить через порт лес, машины, оборудование.

Строительство железной дороги началось в 1958 году и рассчитано было на 3 года. Строители-железнодорожники строили вначале железнодорожные земляные полотна, станционные сооружения. На железнодорожной ветке начали строиться железнодорожные станции: Гривенная, Керчик, Краснокурганная и Усть-Донецкая. Железнодорожная ветка строилась одновременно со строительством Усть-Донецкого порта. 7 ноября 1962 года началось регулярное движение между станциями Горная-Лесостепь и Усть-Донецкий порт. На ветке преимущественно перевозили грузы хозяйственного значения и ходили лишь товарные поезда, перевозившие уголь, зерно, машины.

В 1967 году началась подготовка к электрификации этого железнодорожного участка. Строители–железнодорожники взяли социалистическое обязательство досрочно к 51-й годовщине Великого Октября (вместо 31 декабря 1968 г.) закончить электрификацию.

В 1969 году в поселке была открыта поселковая библиотека, и в мае этого года на заседании исполкома было принято решение о строительстве административного здания Горненского поссовета, а в 1971 году было закончено строительство двухэтажного здания Администрации.

Улицы и индексы (21) Все улицы

Добавить информацию
3 Пятилетки ул.
346385
Автодорожная ул.
346385
Гагарина ул.
346385
Карьерная ул.
346385
Комсомольская ул.
346385
Ленина ул.
346385
Лесная ул.
346385
Молодежная ул.
346385
Первомайская ул.
346385
Победы ул.
346385
Привокзальная ул.
346385
Садовая ул.
346385
Советская ул.
346385
Солнечная ул.
346385
Соцтруда ул.
346385
Спортивная ул.
346385
Степная ул.
346385
Центральная ул.
346385
Школьная ул.
346385
Школьный пер.
346385

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.