Показать регионы
Герб отсутствует Добавить
Шестаково на карте

Шестаково (Иркутская область)

Редактировать
  • Статус
    Поселок городского типа (c 1956 г.)
  • Дата основания
    1664 г.
  • Муниципальное образование
    Городское поселение Шестаковское
    (центр муниципального образования)
  • Входит в
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    районное
  • Население (тыс.чел.)
    0,565 (2020 г.)
  • Территория (кв.км)
    неизвестно
  • Координаты
    56°29'26'' с.ш., 103°57'40'' в.д.
  • Почтовые индексы
    665670
  • Телефонный код
    +7 395 66
  • Автомобильные коды
    38, 85, 138
  • Прежние названия
    д. Шестакова
  • День города (села)
    неизвестно
  • Код ОКАТО
    25226570000
  • Код ОКТМО
    25626170051

Администрация

  • Глава муниципального образования
    Аврамчик Александр Иванович (с 17 декабря 2007 г.)
  • Адрес
    665670, Иркутская область, Нижнеилимский район, п. Шестаково, ул. Ленина, д. 20а
  • Телефоны администрации
    +7 (395 66) 6-62-31, факс: (395 66) 6-62-31

Общие сведения

Редактировать
Шестаково - поселок городского типа в Нижнеилимском районе Иркутской области. Расположен на берегу Усть-Илимского водохранилища, в 16 км (по железной дороге) от районного центра города Железногорск-Илимский, в 470 км от Иркутска. Численность населения - 774 человек (2011 г.).

Поселок городского типа Шестаково является административным центром муниципального образования «Городское поселение Шестаковское»

Фотографии (0)

Фотографий пока нет...
Добавить

История поселка Шестаково

Редактировать
В 1627 году отряд казаков под командованием атамана Максима Перфильева поднялся по реке Ангаре до правого ее притока Илима и в его устье основал казачий стан - первое русское поселение на землях Приангарья и Илима. В 1629-1630 гг. отряд Ивана Галкина устроил первое зимовье на правом берегу Илима, положив начало Илимскому острогу.

В 1654 году Воевода Оладьин в донесении сообщает о зарождении железоделательного производства на Илиме. Рудознатцу Шестачке Коршунову и Игнашке Бутакову поручено отправиться в путь, они находят и привозят руду в Илимск.

Примерно в 1664 году в верховьях Илима Прохором Варфоломеевичем Шестаковым была основана деревня Шестакова в один двор. В 1666 году около деревни построена первая казенная домница, из которой при участии Шестачки Коршунова было получено более 28 пудов нововарного кричного железа.

В 1793 году деревню Шестакову посетил Александр Николаевич Радищев, отбывавший ссылку в Илимском остроге, но место разработки железной руды местные жители ему не показали, боясь попасть в категорию приписных крестьян.

Река Илим

В документах XVII века Илим, приток Ангары, упоминается как «Ылимск» (от бурятского «Ылым»). Исследователи считают, что это наследие якутского языка: Илим по-якутски означает «сеть». Илим - эвенкийское название, в переводе на русский язык - «рыбная река». Длина реки - 600 км, площадь бассейна 23,1 тыс. кв. км. Это самая крупная река Нижнеилимского района. Здесь на огромные пространства простиралась тайга, и лишь на берегах Илима и его притоках часто встречались населенные пункты. Вблизи деревни Шестаковой в Илим впадает речка Коршуниха, пересекающая рудное месторождение. Илим был богат рыбой: - щука, налим, таймень, сорога, ленок, окунь, елец, макчон и др.

Шестаковский солеваренный завод

Деревня Шестакова ничем не выделялась среди других илимских деревень, разве только тем, что здесь находился солеваренный завод, где из природного источника выпаривали за год до 200 пудов соли. Добытую таким путем соль в давние времена возили даже в Енисейск. Соль на Илиме добывали с незапамятных времен. Первые жители деревни Шестаковой для домашнего употребления выпаривали соль в обыкновенных горшках. Из одного ведра рассола получалось пять фунтов соли, то есть 2 кг. Варка соли была для Шестаковских крестьян всего лишь подсобным промыслом. О промышленной добыче соли до 1880 года ничего не известно.

В газете «Сибирь» за 24 сентября 1878 года сообщалось: «Главнейшее богатство илимских окрестностей - два соляных источника, находящихся вблизи села Шестаково. Оба этих источника по своему местоположению изолированы от притока пресной воды, исключая время весеннего половодья, когда они на 10-15 дней заливаются рекой. Затем лето и зиму они в виде фонтанчика бьют из берега. По содержанию соли это самое богатое месторождение в Сибири. По всем признакам рядом должны находиться залежи каменной соли».

31 октября 1881 года участок к востоку от Шестаково, разработанный крестьянами Шестаковского селения, отдан в 25-летнее арендное содержание «Торговому дому братьев Бутиных» под устройство сользавода при илимских соляных источниках. После оформления аренды земли завод был построен силами рабочих Николаевского железоделательного завода и местных крестьян. На заводе работала варница баварской системы. В первые три года было добыто 73 690 пудов соли (1179 тонн).

В 1882 году Илимская соль выставлялась в Москве на промышленно-художественной выставке. Экспертами было отдельно отмечено качество Шестаковского продукта.

К 1911-1917 гг. производство соли сократилось до 320 тонн в год. Расширением завода и разведкой новых залежей каменной соли никто не занимался. В годы Советской власти соляное дело не было заброшено, но и не развивалось. Те же самые постройки, варница, насосы, приходящие в движение с помощью двух лошадей, ходящих по кругу и качающих рассол. В декабре 1921 года на заводе работало всего 20 человек.

Во время Великой Отечественной войны завод выпускал 200 тонн соли в год. После войны через Шестаково прошла железная дорога. Одна из опор железнодорожного моста встала как раз на то место, где находился сользавод. На этом история Илимского солеваренного завода, просуществовавшего 70 лет, закончилась. Там, где когда-то добывали соль, сейчас стоит мост через Илим.

Шестаково до затопления

Поселок Шестаково имел три типа жилых домов, соответствующих разным периодам застройки.

Первый период: улицы Ворошилова и Колхозная – бывшие деревни Шестакова и Березова старинной сибирской застройки. Строения крупные, но очень старые. Так, у дома №19 по улице Ворошилова (владелец И. Ф. Болгов) на кронштейне была вырезана дата постройки – 1818 г., то есть к моменту сноса дома в 1975 году ему исполнилось 157 лет! К сожалению, ни фотографий, ни самого дома не сохранилось.

Второй период: 1947-1951 гг. – годы строительства железной дороги Тайшет - Лена. Индивидуальных жилых домов почти не было. Государственные строения – это бараки строителей железной дороги и поселок работников железной дороги, состоящий из типовых двухквартирных деревянных брусовых домов. В поселке железнодорожников находилась двухэтажная каменная школа на 400 учащихся и деревянная больница на 100 коек, построенные в 1949-1953 гг.

Третий период относится к 1959-1964 гг. - в это период шло строительство за счет переноса жилых домов колхозников из деревень Аталонова и Голикова.

В 1939 году в Шестаковой было 68 дворов, на деревню приходилось всего 268 га пашни, по 4 га на двор. В одном километре от Шестаковой ниже по течению Илима, за речкой Коршунихой, на том же правом берегу находилась деревня Березова, в которой было 18 дворов. Долина Илима здесь имела небольшое расширение, что позволило построить в Шестаковой железнодорожную станцию с депо и самый большой в районе поселок железнодорожников под названием Илим, который объединил обе деревни, а позднее был преобразован в рабочий поселок Шестаково. До прихода в Шестакову железной дороги связь с внешним миром осуществлялась только по реке или по таежным тропам.

Железная дорога круто изменила жизнь Шестаковой. Здесь расположилась самая крупная на перегоне Братск - Лена железнодорожная станция.

С 1958 года началась организация леспромхозов. В 1961 году открыт Илимский участок Заярского леспромхоза комбината «Братсклес», который с 1962 года реорганизуется в самостоятельный Шестаковский леспромхоз комбината «Леналес».

Затопление Шестаково

1975 год – год затопления поселка Шестаково. Все объекты железной дороги были построены в зоне затопления водохранилища. В затопляемой части поселка проживало 339 семей работников железнодорожного транспорта. Здесь же находилась железнодорожная больница с 79 работниками и железнодорожная школа №102 (37 человек). Жители были переселены в город Железногорск, поселок Суворовский, а 112 семей выехали за пределы района.

Ни одно строение, принадлежащее железнодорожному ведомству, не было перенесено. Каменные здания были разрушены, деревянные - сожжены или проданы на снос. Переселение семей началось в 1972 году в дома, построенные на станции Среднеилимская, куда переехали 68 семей. Переселение закончилось буквально накануне затопления территории поселка Шестаково.

Кроме железнодорожников на базе поселка находились подсобное хозяйство Коршуновского ГОКа, организованного в 1965 году из полуразвалившегося колхоза, Шестаковский и Суворово-Ангарский леспромхозы, Коршуновский и Донецкий ЛПХ. Работники Шестаковского и Суворово-Ангарского ЛПХ были расселены в поселки, построенные выше зоны затопления. Коршуновский ЛПХ был ликвидирован, а для рабочих Донецкого ЛПХ в черте Железногорска были построены жилые дома. В Шестаково и на Буканке находились лагеря заключенных, строивших железную дорогу Тайшет - Лена. Перед затоплением военнослужащие из числа офицерского состава вместе с контингентом лагерей были переведены в Братск, Вихоревку и Усть-Илимск.

Итак, в 1975-1976 гг. в зону затопления попали старый поселок Шестаково, все объекты железной дороги (участок пути длиной 5 км и железнодорожный мост через реку Илим длиной 155 м), кирпичное здание школы №102, построенное в 1950 г., здание железнодорожной больницы (1952 г.), в которой после освобождения работал врачом Павел Александрович Даль, осужденный по делу об убийстве М. Горького.

В январе 1976 года начался подъем воды в Илиме, в Шестаковой. В апреле затопило улицу Ворошилова, т. е. непосредственно старинную деревню Шестакову, деревню Березову и территорию поселка железнодорожников, так называемый ПГС – поселок гражданского строительства.

Деревня Шестакова просуществовала до затопления 311 лет.
Глубина водохранилища по руслу реки в районе Шестаково – 18 метров.
К моменту затопления здания почти все были не пригодны для повторного переноса.

В это же время на незатопляемых отмелях началось строительство поселков Суворово-Ангарского и Шестаковского леспромхозов.

Так как в результате затопления русло Илима и прилегающие территории, включая старый железнодорожный мост, уходили под воду, было принято решение о строительстве нового моста через реку Илим. Старый мост построен в 1951 году, длина моста – 155 м. Новый мост построен в 1975 году, длина моста - 300 м.

Улицы и индексы (12)

Добавить информацию
Кашурникова ул.
665670
Космонавтов ул.
665670
Кошурникова ул.
665670
Ленина ул.
665670
Матросова ул.
665670
Молодёжная ул.
665670
Молодежная ул.
665670
Набережная ул.
665670
Октябрьская ул.
665670
Таёжная ул.
665670
Таежная ул.
665670
Транспортная ул.
665670

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.