Показать регионы
Герб отсутствует Добавить
Спирово на карте

Спирово

Редактировать
  • Статус
    Поселок городского типа
  • Дата основания
    1545 г. (первое упоминание)
  • Муниципальное образование
    Городское поселение Поселок Спирово
    (центр муниципального образования)
  • Входит в
    Спировский район
    (административный центр района)
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    районное
  • Население (тыс.чел.)
    5,787 (2020 г.)
  • Территория (кв.км)
    неизвестно
  • Координаты
    57°25'22'' с.ш., 34°59'39'' в.д.
  • Почтовые индексы
    171170
  • Телефонный код
    +7 482 76
  • Автомобильные коды
    69
  • Прежние названия
    неизвестны
  • День города (села)
    неизвестно
  • Код ОКАТО
    28252551000
  • Код ОКТМО
    28652151051

Администрация

  • Глава муниципального образования
    Травкина Татьяна Александровна
  • Адрес администрации
    171170, Тверская область, Спировский район, п. Спирово, ул. Речная, д. 4
  • Телефоны администрации
    +7 (482 76) 2-12-44, (482 76) 2-13-77, факс: (482 76) 2-12-44

Общие сведения

Редактировать
Спирово – поселок городского типа в Тверской области, административный центр Спировского муниципального района. Расположен на реке Малая Тигма, в 110 км к северо-западу от областного центра – города Твери. Железнодорожная станция «Спирово» Октябрьской железной дороги на линии МоскваСанкт-Петербург.

Численность населения – 5 891 человек (2016 г.).

Поселок городского типа Спирово является административным центром муниципального образования «Городское поселение Поселок Спирово»

Фотографии (0)

Фотографий пока нет...
Добавить

Улицы и индексы поселка Спирово (93) Все улицы

Добавить информацию
Пока информации нет...
1-й Мира пер.
171170
1-й Октябрьский пер.
171171
2-й Мира пер.
171170
2-й Октябрьский пер.
171171
2-я Калининская ул.
171170
3-й Калининский пер.
171170
3-й Мира пер.
171170
3-й Октябрьский пер.
171171
3-я Калининская ул.
171170
Базарная ул.
171170
Бровцева ул.
171170
Васильковая ул.
171170
Водопроводная ул.
171170
Гагарина ул.
171170
Гоголя ул.
171170
Горького ул.
171170
Дачная ул.
Дружбы ул.
171170
Есенина ул.
171171
Железнодорожная ул.
171170

История поселка Спирово

Редактировать
Заселение Спировского края началось после того, как отступил последний Валдайский ледник и началось существенное потепление климата. Стали возникать поселения, располагавшиеся по берегам рек и озер, население которых занималось, в основном, рыболовством и охотой. В середине I тысячелетия н.э. на территорию края начали проникать отдельные славянские группы. При смешении их с местными племенами возникла так называемая культура длинных курганов. К концу I тысячелетия эти земли вошли в состав Новгородского государства.

С 1545 г. известно займище Спирово при погосте Егорьевская Мокрынь в составе Бежецкой пятины Новгородской земли.

Поселок при железнодорожной станции

Своим рождением нынешний поселок Спирово обязан прокладке Николаевской железной дороги, соединившей Москву с Петербургом. Поселок обозначен как пристанционный на карте А. И. Менде, изданной в 1847 г. Был построен вокзал с крытыми платформами, в котором имелись пассажирские залы 1-го, 2-го и 3-го классов. До того, как в поселке был разбит летний сад, железнодорожный вокзал был любимым местом прогулок местных жителей. 

С целью снабжения паровозов водой на реке Малая Тигма была сооружена дамба, в результате чего было образовано искусственное Тигменское озеро.

В 1879 г. в Спирове открылась первая школа. В 1908 г. построено кирпичное здание двухклассного железнодорожного училища, ставшее центром светской жизни. Здесь ставили спектакли, действовал теннисный корт, играл духовой оркестр, пел хор. В растущем поселке появляются амбулатория и баня, сначала временные деревянные, позднее каменные. В амбулатории с приемным покоем велся прием врачом и фельдшером, обслуживавшими как железнодорожников, так и другое население.

Дальнейшее развитие поселка происходило благодаря предприимчивости местных купцов, которые вели торговлю лесом, дровами, булыжным камнем. Большой приток крестьян, стремившихся в Спирово на заработки, способствовал открытию торговых лавок, чайных и превращению поселка в центр торговли.

Железная дорога нуждалась в осветительных лампах и в 1886 г. купец Круглов построил в поселке небольшой завод, на котором наладил производство лампового стекла, а затем аптечной посуды. В настоящее время это одно из крупнейших стеклотарных предприятий страны – ООО «Индустрия». Заводчик Круглов также занимался торговлей лесом, продавал шпалы железной дороге.

В 1886 г. в Спирове проживало 500 человек, большую часть населения составляли железнодорожники и стеклоделы. В этот период в поселке появляются первые улицы: Успенская, Сиротская, Миллионная, Горка, Жуков угол. В самом центре поселка располагался обнесенный оградой Успенский женский монастырь с церковью, колокольней, часовней и жилыми домами священнослужителей и монашек. Во владении монастыря находились земли в деревне Катиха.

К концу XIX века население пристанционного поселка Спирово достигает 1 500 человек. В 1912 г. земством было открыто Карабихинское училище. В предреволюционные годы станция являлась крупной железнодорожной станцией II класса на Николаевской железной дороге.

После революции

В октябре 1917 г. в Спирове была установлена советская власть. Трудным периодом стала для поселка гражданская война. Не работает промышленность, остановились стекольные заводы, разрушен железнодорожный транспорт станции, закрыт женский монастырь, нет больше купеческих лавок, национализированы особняки буржуазии. К началу 1921 г. значительная часть материально-технической базы станции разрушена войной.

Переломным в восстановлении железнодорожного хозяйства стал 1923 год. 27 февраля приказом наркома путей сообщения Ф. Дзержинского Николаевскую железную дорогу переименовали в Октябрьскую. Возобновил работу технически неоснащенный стекольный завод «Индустрия».

Открылся клуб железнодорожников им. Устинова, располагавшийся сначала в маленьком здании на улице Клубной, потом в 54-й казарме и, наконец, в депо. Здесь был зал на 300 мест, в котором показывали кино, работали кружки художественной самодеятельности, устраивались танцы, читались лекции. В поселке появился летний сад железнодорожников со стадионом и летним театром. Но любимым местом гуляний у местных жителей в часы прихода пассажирских поездов по-прежнему оставался железнодорожный вокзал.

В 1923 г. в одном из домов бывшего монастыря открылась больница, здесь была амбулатория, а также стационар на 15 коек. Прием вели терапевт, два фельдшера, зубной врач и акушерка, работали две медсестры, две няни. Тогда же была открыта и ветеринарная лечебница.

В 1925 г. в здании депо была пущена электростанция, которая сначала обеспечивала электроэнергией только осветительные приборы вокзала, но уже через 2 года – все службы станции и казармы железнодорожников. В 1927 г. в поселке Спирово организована артель с названием «10 лет Октября», на этом кустарном предприятии были открыты швейная, сапоговаляльная и другие мастерские. В 1928 г. построена каменная баня.

Ежегодно увеличивается пропускная способность станции, растет скорость пассажирских поездов, грузоподъемность подвижного состава, улучшается состояние пути. Как следствие, растет численность населения поселка, достигшая к 1929 г. 2 тыс. человек. В 1925–1927 гг. в поселке образовалась целая улица, которую назвали Новой (позднее переименована в улицу Гагарина). Население поселка, по данным за 1926 г., составляло 1 598 жителей.

В первые годы советской власти Спирово представляло собой небольшой железнодорожный поселок со статусом волостного центра Вышневолоцкого уезда Тверской губернии с железнодорожной станцией II класса.

В 1929 г. волостной центр становится административным центром вновь образованного Спировского района в составе Тверского округа вновь образованной Московской области. В январе 1935 г. Спировский район включен в состав вновь образованной Калининской области.

В 1933 г. в Спирове на базе бывшей артели «Лаборстекло» была организована фабрика игрушек, где спировские мастера вручную изготавливали ёлочные украшения и занимались их художественной отделкой. Игрушки потом продавались в разных уголках Советского Союза. В поселке работали льнозавод, молокозаводы, перерабатывавшие сельхозпродукцию с колхозных ферм и полей.

Меняется внешний облик поселка. В бывших купеческих домах разместились райисполком и райком партии. В 1937 г. построено кирпичное двухэтажное здание Дома Советов. Открываются госбанк, больница и аптека, милиция, суд, прокуратура, первая школа (средняя), вторая школа (неполная средняя), библиотека, райпотребсоюз. На Советской улице открылась типография с редакцией. Выходят первые номера газеты «Колхозная стройка».

Стекольное производство по-прежнему оставалось ведущей отраслью промышленности. На заводах «Красное Знамя» и «Индустрия» производилась в основном аптекарская посуда. Производственные корпуса предприятий были деревянными, оборудование устарело и было изношенным. На каждом из заводов была лишь одна стекловаренная печь, изготовление посуды производилось с применением ручного труда рабочих-стеклодувов. В 1938 г. некоторые производственные процессы были механизированы. При изготовлении мелкой посуды стали использовать воздуходувки (рабочий должен был нажимать на грушу) и ручные прессы, однако крупные бутыли выдувались по старинке. В предвоенные годы стекольные заводы были уже вполне развитыми предприятиями Калининской области. 

Открытие новых предприятий и учреждений вызвало значительный рост населения. Так, в 1931 г. вместе с Ново-Ребровским и Ново-Высоченским поселками, входившими в черту Спирова, население поселка достигло 4 тысяч человек. К концу 1930-х гг. поселок Спирово сформировался как административный и хозяйственный центр с населением свыше 5 тысяч жителей. 

В годы Великой Отечественной

В годы Великой Отечественной войны в 20 км от поселка Спирово проходила линия фронта. В поселке располагался эвакопункт для беженцев. Октябрьская железная дорога, проходившая через поселок, имела стратегическое значение. Ее работа, по планам гитлеровского командования, должна была быть парализована. Противник вел массированную бомбардировку станции. Бомбежкой был сильно поврежден вокзал, в развалины превращена большая часть депо вместе с располагавшимся в нем клубом им. Устинова.

Жители покидали Спирово, укрывались в деревнях за лесами и болотами, вдали от дорог. Закрывались организации, эвакуировался стеклозавод «Индустрия».

Железнодорожники, трудившиеся по 14–16 часов в сутки, ремонтировали подвижной состав, восстанавливали пути, обеспечивая почти бесперебойную работу железнодорожной магистрали. Большую помощь железнодорожникам оказывало население. 

После разгрома немецких войск под Москвой стала налаживаться жизнь поселка. Жители начали возвращаться в свои дома, из эвакуации вернулся завод.

Жители поселка и района внесли достойный вклад в оборону страны, многие не вернулись с войны. В память о земляках, погибших на фронтах Великой Отечественной, в урочище Бобово сооружен мемориальный комплекс.

Спирово в послевоенные десятилетия

Сразу после окончания войны началось восстановление поселка. Особенно сильно была разрушена станция. Повсюду были следы разрушений: поврежденные здания, изувеченные бомбежкой вагоны, требовавшие капитального ремонта пути. Восстановительные поезда восстанавливали полотно дороги, удлинили пристанционные пути. В 1946 г. введены в эксплуатацию железнодорожные мастерские 4-й дистанции пути. 

С конца 1940-х гг. через станцию начали ходить большегрузные товарные поезда. Постепенно были отремонтированы пристанционные здания, поврежденные бомбежками, развалины депо разобрали. Реконструкция станции была завершена к началу 1950-х гг. 

Основной промышленной отраслью по-прежнему оставалась стекольная. На заводе «Индустрия» была проведена реконструкция, основные производственные процессы старого цеха стекловарения № 1 механизированы и автоматизированы. В 1960–1965 гг. построен автоматизированный цех № 2, в эксплуатацию введены три печи стекловарения. В 1965 г. производительность завода по сравнению с 1954 г. увеличилась втрое. 

Было проведено переоснащение и второго в районе стекольного завода – «Красное Знамя». На фабрике игрушек расширен ассортимент выпускаемых изделий. На базе райтопа и швейной мастерской «Индпошив» на улице Бровцева организуется комбинат бытового обслуживания. В новом двухэтажном здании разместились мастерские – сапожная, швейная, часовая, по ремонту радиоприемников, телевизоров и бытовых приборов, химчистка. Отдельно располагались фотография, старая швейная мастерская, парикмахерская, лесоцех. 

В 1954–1955 г. началась застройка поселка домами городского типа. Завод «Индустрия» строит два первых кирпичных двухэтажных дома для своих рабочих. В 1957 г. около Дома Советов на площади за счет завода возводится клуб «40 лет Октября» с зрительным залом на 400 мест и возможностью демонстрации широкоэкранных фильмов, сама площадь была заасфальтирована и озеленена. Около клуба устроили летнюю танцевальную площадку.

С 1954 г. Спирово благоустраивается, на улицах появляются тротуары – сначала из шлака из топок паровозов, немного позднее асфальтированные. Большинство улиц получают электрическое освещение. Население районного центра переваливает за 6 тыс. человек.

На улице Советской в деревянном здании открылся районный Дом культуры (позже переоборудованный под районный кинотеатр. В 1960 г. на улице Бровцева построено деревянное здание, в котором разместилась школа рабочей молодежи. В поселке также работали старейшая железнодорожная школа, первая средняя школа с интернатом, восьмилетняя школа, несколько детских садов. В 1962 г. образован Спировский краеведческий музей, расположившийся в бывшем доме промышленника Юстратова второй половины XIX века на улице Советской (ранее Миллионной).

В 1963 г. район был ликвидирован, а бывший районный центр Спирово присоединен к городу Вышний Волочек и отнесен к городской зоне. Теперь он назывался «поселок Спирово города Вышний Волочек». Но уже в 1965 г. Спировский район восстановили в прежних границах. На 1 января 1966 г. в поселке Спирово было 57 улиц и переулков, 1 130 домовладений, в которых проживали 6 445 спировчан.

Сегодня Спирово – районный центр, современный поселок городского типа и железнодорожная станция Октябрьской железной дороги.

Источники:

  • Официальный сайт Спировского района
  • Шейкин П. В. Спирово: страницы истории / Авт.-сост. В. В. Смирнов. – Спирово, 2015. - 77 с. – («Листая прошлого страницы»)

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.