Герб - Город Саров Информация о гербе
Саров на карте

Саров

Редактировать
  • Статус
    Город (c 1951 г.) ЗАТО Наукоград
  • Дата основания
    1310 г. (первое упоминание)
  • Муниципальное образование
    Городской округ Город Саров ЗАТО
    (центр муниципального образования)
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    областное
  • Население (тыс.чел.)
    94,080 (2014)
  • Территория (кв.км)
    232,00
  • Координаты
    54°55'60'' с.ш., 43°19'0'' в.д.
  • Почтовые индексы
    607181–607190
  • Телефонный код
    +7 831 30
  • Автомобильные коды
    52, 152
  • Прежние названия
    Сараклыч, Старое Городище, (Саров до 1947 г.), Арзамас-75 (до 1970 г.), Арзамас-16 (до 1991 г.), Кремлёв (до 1995 г.)
  • День города
    неизвестно
  • Код ОКАТО
    22503000000
  • Код ОКТМО
    неизвестно

Администрация

  • Глава города
    Голубев Алексей Викторович (с 21 апреля 2011 г.)
  • Адрес администрации
    607188, Нижегородская область, г. Саров, пр. Ленина, д. 20а
  • Телефоны администрации
    +7 (831 30) 9-77-59, 9-77-04, (831 30) 9-77-70, факс: (831 30) 9-77-59

Общие сведения

Редактировать
Саров – город в Нижегородской области, наделенный статусом городского округа, имеет статус ЗАТО (закрытого административно-территориального образования), наукоград Российской Федерации. Как секретная территория назывался в разные периоды «Горький-130», «Кремлёв», «Арзамас-16», «Арзамас-75». Расположен на реке Сатис при впадении в нее реки Саровки, в 180 км к югу от областного центра – города Нижнего Новгорода.

Численность населения – 94 080 человек (2014 г.). Площадь территории – 23 200 га.

Город Саров является административным центром муниципального образования «Городской округ Город Саров ЗАТО»

Фотографии (0)

Фотографий пока нет...
Добавить

Улицы и индексы Сарова (172) Все улицы

Добавить информацию
Пока информации нет...
1-й Озёрный проезд
607182
123 ул.
607188
2-й Озёрный проезд
607182
3-й Озёрный проезд
607182
8 Марта ул.
607181
Академика Сахарова ул.
Академика Харитона ул.
607187
Александровича ул.
607186
Арзамасская ул.
607185
Балакирева ул.
607181
Берёзовая ул.
607181
Бессарабенко ул.
Блюхера ул.
607182
Большая Коммунальная дор.
607188
Боровая дор.
607181
Будённого ул.
607185
Варламовская дор.
607188
Вити Коробкова проезд
607188
Володарского ул.
Гагарина ул.
607188

История Сарова

Редактировать
Предыстория

Саров относится к числу русских городов, чья предыстория намного разнообразнее и богаче истории. Сам город появился в середине ХХ века. Однако до появления Сарова эта местность не была необитаемой.

Своё название Саровская пустынь получила от реки Саровки. Название реки, в свою очередь, происходит от финно-угорской основы «сара» (заболоченная река, болото), которую часто можно встретить в топонимах на территории Мордовии. Помимо Саровки, есть на этой земле и другая река – Сатис. Город возник на слиянии двух рек. Географическое положение сыграло огромную роль в истории развития не только самого города, но и тех населённых пунктов, которые находились на этой территории до возникновения Сарова.

Первые поселенцы

Археологи установили, что первые постройки появились на саровской земле во второй половине I века до н. э. (есть предположения, что освоение этих территорий человеком началось ещё раньше). В те годы на этой земле проживали городецкие племена, строившие здесь укреплённые поселения, которые называли городищами. Позднее на эту землю пришли мордовские племена: шокша, каратаи, терюхане и другие. Племена жили обособлено, обеспечивая себя всем необходимым для жизни. Мордовские поселения обычно располагались возле слияния двух рек и представляли собой небольшие крепости, построенные на возвышенностях. Такие укрепления имели естественную защиту с трёх сторон. С четвёртой стороны обычно делали вал или заполненный водой ров. Мордовские жилища назывались «кудо». Это были вместительные полуземлянки.

Благодаря успехам в обработке железа и цветных металлов, среди мордовцев появились зажиточные люди, использовавшие труд своих соплеменников. Через Мордовию вели многие торговые пути на Восток. Накопленные богатства стали привлекать к поселениям кочевые племена, разорительные набеги которых постоянно учащались. Нападения на крепости прекратились только тогда, когда Мордовия вошла в состав России. Защита от кочевников была организована с помощью создания «засечной черты». Саровские монахи высказывали в своих хрониках предположения о том, что на территории Саровской пустыни когда-то находилась русская крепость. В ней жил государственный служащий, собиравший дань с мордовцев.

Крепость Сараклыч

Молва о богатых мордовских поселениях дошла и до монголов. Чингисхан, основатель монгольской империи, послал в Мордовию своих разведчиков, которые должны были проверить, действительно ли эти земли так богаты. Согласно легенде, на территории Саровского городища во времена Золотой Орды было построено укрепление под названием Сараклыч (то есть, «Золотая сабля»). В летописях новое укрепление упоминается, как «царственнейший город». Предположительно, монголам удалось на некоторое время покорить мордовские племена. Крепость Сараклыч была построена для удержания мордовцев в повиновении и для сбора дани. Но не прошло и ста лет, как крепость полностью утратила своё назначение. Это было связано с покорением Казани Иваном Грозным. Последним правителем укрепления Сараклыч был князь Бехан, покинувший крепость в 1389 году. Со временем Саровское городище приходит в полное запустение. Это место прозвали Старым городищем.

В наши дни на территории Старого городища практически не осталось места с нетронутым культурным слоем. Благодаря раскопкам удалось узнать, что основным занятием жителей города-крепости были ремёсла: изготовление изделий из цветных металлов, глиняной посуды. Эта территория была необитаема до прихода русских монахов. Существуют, однако, придания о том, что в Старом городище прятались разбойники, или, как их называли в народе – «темьяны». Разбойники грабили путников на Большой дороге. Легенды об их многочисленных кладах до сих пор передаются из поколения в поколение.

В 1996 году археологами было сделано сенсационное открытие. В ходе раскопок было обнаружено погребение, бывшее частью древнего некрополя. Через год учёным удалось установить, что это ритуальное захоронение. Останки принадлежали двум женщинам и маленькой девочке. У всех троих были отсечены верхняя и нижняя части тел. Данная особенность не соответствует погребальным традициям мордовской культуры. У загадки было иное объяснение. Городище пострадало от нападения врагов, в результате которого погибли многие жители укрепления. При дальнейших раскопках были обнаружены и незахороненные человеческие останки. На некоторых из них можно увидеть отчётливые следы от рубяще-режущего оружия. Враги не только истребили большую часть жителей городища, но сожгли огромное количество построек. Монастырские летописи подтвердили догадку археологов. После страшного разгрома территория городища действительно не была заселена в течение многих лет.

Саровские монахи

Одним из первых на саровскую землю пришёл монах Феодосий. Он поселился в Саровском городище в 1664 году. Но основателем Саровской пустыни принято считать иеромонаха арзамасского Введенского монастыря Иоанна. В 1705 году Иоанн получил 30 десятин земли на Саровском городище. Это был подарок крещёного татарского князя Даниила Кугушева. Иоанн написал челобитную в Москву с просьбой разрешить ему построить на подаренной земле церковь. Место для строительства было выбрано удачное: наличие леса, воды и старинной почтовой дороги до Москвы. Пётр I разрешил строительство. Церковь была построена всего за 50 дней и названа в честь Пресвятой Богородицы и её Живоносного Источника. 29 июня 1706 года становится днём основания Свято-Успенской Саровской пустыни. Параллельно с возведением церкви велось строительство «подземного города», начало которому положил иеромонах Иоанн, вырыв себе пещеру в горе в качестве временного жилища. С появлением в пустыни других монахов пещер стало больше. Некоторые монахи устраивали в них свои кельи. К 1711 году под землёй была построена церковь в честь преподобных Антония и Феодосия.

Весть о том, что в Саровской пустыни появилась обитель, привлекала новых монахов и послушников. Постепенно вокруг церкви вырос небольшой городок, ставший прообразом монастыря. Церковь в Саровской пустыни часто называли «академией монашества». Устав монастыря, написанный самим иеромонахом Иоанном, был очень суровым. Не менее суровым был быт монахов. Всё необходимое для жизни они были обязаны добывать собственным трудом. Аскетизм должен был присутствовать во всём. Летом монахи носили холщёвые балахоны, а зимой – тулупы. Жить приходилось в холодных деревянных кельях. Нередко, прожив в монастыре несколько лет, монахи расходились по всей стране, унося с собой правила устава Саровского монастыря.

Серафим Саровский

Традиционно Саровская пустынь ассоциируется с образом Серафима Саровского. Прохор Мошнин (такого было в миру имя великого русского святого) родился в 1754 году в Курске в семье состоятельного купца. Отец Прохора занимался строительством храма, однако умер, не успев завершить начатое. Его вдова Агафья продолжила дело мужа. Однажды, отправляясь на стройку, Агафья взяла сына с собой. В тот день Прохор, оступившись, упал с колокольни, но не разбился. Набожная мать восприняла это как знак «свыше». Прохор рано научился читать и с детства верил в Бога. Ещё в юности мальчик понял, что должен стать монахом. Агафья благословила сына на служение.

В 1776 году Прохор пришёл в Саровскую обитель. Здесь он прожил 8 лет, после чего был пострижен в монахи и получил новое имя – Серафим. В 1794 году Серафим ушёл жить в лес, находившийся недалеко от монастыря. Здесь он молился, стоя на коленях на камне, и читал Евангелие. Серафим построил келью, возле которой развёл пасеку и огород. Келья Серафима подвергалась нападению разбойников. «Лихие люди» знали, что у отшельника часто бывают богатые посетители, и надеялись найти в доме их щедрые подарки. Однако ничего ценного в келье найдено не было. Разочарованные разбойники пришли в ярость и избили старца. Позже эти люди были пойманы, но по просьбе Серафима их не стали наказывать. Согласно легенде, Серафим Саровский обрёл дар исцелять людей. Святой скончался в январе 1833 года, а в 1903 году был канонизирован.

Саровская пустынь после революции

Саровская пустынь постепенно менялась. Деревянные храмы заменяли каменными. К началу ХХ века монастырю принадлежало 9 храмов. Главным среди них считался собор Успения Пресвятой Богородицы, построенный на деньги купца Демидова. В 1903 году в собор были перевезены мощи Серафима Саровского, а в послереволюционные годы его использовали в качестве склада. В 1951 году святыню взорвали.

После Октябрьской революции монастырь в Саровской пустыни был ликвидирован. Всё монастырское имущество было передано Нижегородскому управлению НКВД. В 1920 году, ещё до ликвидации монастыря, была создана специальная комиссия для вскрытия мощей преподобного Серафима. Мощи были выставлены на всеобщее обозрение, а затем вывезены в Ардатов, из которого их увезли в неизвестном направлении.

В Саров был переведён один из московских детдомов. В 1928 году было решено разместить здесь Трудовую коммуну №4. В 1931 году на месте коммуны появился карантинный лагерь, недалеко от которого разместился исправительно-трудовой лагерь, где содержали воров. Появлению в пустыни населённого пункта – небольшого рабочего посёлка – способствовало создание на саровской земле предприятия. В 1936 году в Саровской пустыни был заложен коньковый завод. На новом предприятии планировалось производить спортивный инвентарь. Однако в период Великой Отечественной войны планы пришлось изменить: на заводе производили корпуса снарядов для «катюш». Предприятие получило название Михайловский завод №550. Завод значительно расширился в годы войны за счёт нескольких эвакуированных в Саров предприятий. В военное время завод работал круглосуточно, в 2 смены, каждая из которых длилась 12 часов. Ушедших на фронт мужчин были вынуждены заменить их жёны и дети. Известно, что в 1942 году старец Серафим Вырицкий тысячу ночей молился перед образом Серафима Саровского, стоя на камне (в память о подвиге саровского святого).

В 1946 году было принято решение создать в Сарове конструкторское бюро по разработке ядерного оружия. Город становится сверхсекретным объектом и исчезает со всех карт. Саров называли Шакти-1, Арзамас-16 и другими условными названиями. Со всей страны сюда съезжались лучшие учёные. В город привозили самое современное оборудование. Первая атомная бомба была испытана 29 августа 1949 года. В 50-х годах Саров получил статус города.

Современный Саров

В настоящее время Саровская пустынь восстанавливается. В 1990 году были найдены мощи Серафима Саровского. Они находились в Санкт-Петербурге в Музее атеизма и религии. В августе 1991 года останки святого перевезли в Серафимо-Дивеевский монастырь. В 2002 году были обнаружены остатки кельи Серафима Саровского. Ранее считалось, что она полностью разрушена. В 90-х годах в храмах Саровской пустыни начались реставрационные работы. В 1992 году в городе состоялось первое со времён революции богослужение. Служба была проведена в храме Всех Святых. В настоящее время в Сарове действует 7 храмов. На Дальней пустынке святому Серафиму установили памятник работы В. Клыкова. Старец изображён молящимся на камне. Настоящий камень в советские годы верующие раскололи на кусочки и разделили между собой. В 2006 году было принято решение восстановить в Саровской пустыни монашескую жизнь.

В 1992 году был принят закон «О закрытом административно-территориальном образовании», который и определяет нынешний статус Сарова. Этот закон распространяется на все закрытые города. В 1995 году Сарову дали его нынешнее название. Населённый пункт, ставший на многие годы государственной тайной, снова вернулся на карты. Саров считается городом науки. Именно с наукой связывают его будущее. РФЯЦ-ВНИИЭФ – одна из крупнейших лабораторий страны. Здесь ведутся научные поиски в десятках различных направлений. Здесь ставятся эксперименты, не имеющие аналогов во всём мире.

Знаменитые люди (4)

Добавить человека
  • Завойский Евгений Константинович Завойский Евгений Константинович
    В 1947-1951 годах принимал участие в работах по созданию атомной бомбы в Конструкторском бюро КБ-11.
  • Николай II Александрович Николай II Александрович
    Посещал Саров 17-20 июля (30 июля - 2 августа) 1903 года, присутствовал при открытии мощей Преподобного Серафима Саровского.
  • Серафим Саровский Серафим Саровский
    С ноября 1778 г. и до самой смерти в 1833 г. пребывал в Саровской пустыни и находящейся поблизости лесной келье, в 1786 г. принял иночество с именем Серафим. Иеромонах Саровского монастыря (с 1793 г.).
  • Яшин Иван Терентьевич Яшин Иван Терентьевич
    Был на богомолье в Сарове в 1849 году.

Гостиницы (8) Все гостиницы

Добавить
Гостиница Авангард-Конверсия расположена в городе Саров
Нижегородская область, город Саров, Ак.Сахарова, 2 А
+7 8313077666
Гостиница ВНИИЭФ расположена в городе Саров
Нижегородская область, город Саров, Ак.Сахарова, 7
+7 8313075214
Гостевой дом Визит расположен в элитном районе города Сарова. Проживающие в гостевом доме могут легко попасть в любую точку города: недалеко проходит центральная автомагистраль.
Нижегородская область, город Саров, Лесная, 3
+7 8313064488

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.