Показать регионы
Герб - Город Северодвинск Информация о гербе
Северодвинск на карте

Северодвинск (Архангельская область)

Редактировать
  • Статус
    Город (c 1938 г.)
  • Дата основания
    1936 г.
  • Муниципальное образование
    Городской округ Северодвинск
    (центр муниципального образования)
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    областное
  • Население (тыс.чел.)
    182,291 (2020 г.)
  • Территория (кв.км)
    120,51
  • Координаты
    64°33'45'' с.ш., 39°49'5'' в.д.
  • Почтовые индексы
    164500–164529
  • Телефонный код
    +7 8184
  • Автомобильные коды
    29
  • Прежние названия
    Судострой (до 1938 г.), Молотовск (до 1957 г.)
  • День города (села)
    последнее воскресенье июля
  • Код ОКАТО
    11430000000
  • Код ОКТМО
    11730000001

Администрация

  • Глава городского округа (мэр)
    Арсентьев Игорь Валентинович (с 20 декабря 2022 г.)
  • Адрес
    164501, Архангельская область, г. Северодвинск, ул. Плюснина, д. 7
  • Телефоны администрации
    +7 (8184) 58-15-28, (8184) 58-72-42, факс: (8184) 58-03-62

Общие сведения

Редактировать
Северодвинск – город в Архангельской области, с 2016 г. имеет статус Города трудовой доблести и славы. Расположен на обоих берегах Никольского устья реки Северной Двины при ее впадении в Белое море, в 40 км к северо-западу от областного центра – города Архангельска. В Северодвинске действуют крупнейшие судостроительные и судоремонтные предприятия России, в том числе ПО «Северное машиностроительное предприятие».

Численность населения – 183 996 человек (2017 г.). Площадь территории – 12 051 га.

Город Северодвинск является административным центром муниципального образования «Городской округ Северодвинск»

Фотографии (0)

Фотографий пока нет...
Добавить

История Северодвинска

Редактировать
XV – начало XX вв. – монастырь и порт

Северная Двина является исторически важной северной водной артерией России. Земли по берегам реки были открыты, предположительно, в конце IX столетия викингами.

С начала XII в. эти земли стали владениями Великого Новгорода. Активное освоение Поморья началось в период монгольского нашествия из-за разорения Южной Руси. В результате постепенной колонизации Поморья новгородскими переселенцами и ассимиляции местного финно-угорского населения сформировался особый субэтнос русского народа – поморы.

В конце XIV – начале XV вв. на побережье Никольского устья Северной Двины был основан Николо-Корельский монастырь, впервые упомянутый в письменных источниках под 1419 годом в связи с нападением на беломорские берега скандинавов. Некоторые исследователи считают годом основания обители 1410-й. В результате скандинавского нападения обитель была разорена и оставалась заброшенной до 1471 г. Монастырь, через который пролегал путь в Европу русских послов, издавна считался морскими воротами Русского государства. Сегодня он находится на территории «Севмаша» – Северного машиностроительного предприятия Северодвинска.

К началу XV в. на побережье Белого моря, особенно на южном берегу Двинской губы, существовало много русских поселений, зависимых от монастырей и новгородских бояр, захвативших наиболее выгодные в промышленном и промысловом отношениях земли Поморья. Среди самых влиятельных землевладельцев были представители рода бояр Борецких, из числа которых неоднократно выбирались посадники Новгорода. В Поморье Борецкие владели богатейшими землями, в начале XV в. им принадлежало сплошное пространство вдоль побережья Белого моря к западу от устья Северной Двины. Из ближайших к нынешнему Северодвинску территорий Борецкие владели землями вдоль рек Кудьмы и Малокурьи. 

Самой знаменитой представительницей этого рода была Марфа Борецкая, известная в русской литературе и истории как Марфа-посадница. С ее именем, согласно преданию, связано возрождение разоренного в 1419 г. Николо-Корельского монастыря. В 1471 г. Марфа послала своих сыновей Антона и Феликса осмотреть обширные владения Борецких на побережье Белого моря. При подходе к Никольскому устью братья погибли в море. Обстоятельства их гибели остались неизвестны, но через двенадцать дней тела братьев волнами были выброшены на берег рядом с заброшенным монастырем. Они были похоронены в обители, и Марфа повелела «на гробах детей своих» заново устроить монастырь с церковью Святого Николая. В дар возрождающемуся монастырю она передала часть своих владений – рыбные промыслы, луга, солеварни.

24 августа 1553 г. в Двинском заливе у селения Нёнокса причалил английский корабль «Эдуард Бонавентура» под командованием мореплавателя Ричарда Ченслера, искавшего северо-восточный путь в Индию и Китай. Затем англичане приплыли в бухту святого Николая, рядом с Николо-Корельским монастырем. После аудиенции Ченслера с царем Иваном Грозным были впервые установлены дипломатические отношения между Великобританией и Россией, в Лондоне основана «Московская компания», впоследствии наделенная по указу царя монопольными торговыми правами. Напротив монастыря на специально оборудованной якорной стоянке стали швартоваться иноземные торговые корабли, на острове Ягры, названном англичанами Розовым островом (ныне здесь расположен один из жилых районов Северодвинска) выросли товарные склады. Здесь товары перегружали на речные суда, на которых они доставлялись в Холмогоры и затем вглубь России. В иностранных источниках порт упоминался как «Святой Николай». Имя английского мореплавателя Ричарда Ченслера, положившего начало торговым отношениям с Англией, было присвоено одной из улиц города Северодвинска на острове Ягры. 

В 1584 г. был основан город Новохолмогоры (с 1613 г. Архангельск). С ростом Архангельска, ставшего главным морским портом на Русском Севере, порт Николо-Корельского монастыря начал терять свое торговое значение. В XVII в. основу хозяйства монастыря составляли соляной и рыбный промыслы, разведение скота.

К 1917 г. монастырь находился в сильном запустении, здесь проживали всего 6 монахов и послушник. После революции, в 1921 г. монастырь был упразднен, все культурные ценности вывезены. Некоторое время на его территории располагалась колония «Коммунар» для малолетних преступников, в 1929 г. в его стенах была создана сельскохозяйственная коммуна «Искра».

После революции, Судострой и Молотовск

Молодая советская страна нуждалась в крупном заводе на побережье Северного Ледовитого океана. В 1936 г. было принято решение о строительстве судостроительного завода. В марте 1936 г. правительственной комиссией была определена площадка под строительство новой и самой мощной верфи – территория в районе Никольского устья реки Северной Двины, где располагались каменные постройки XVII века заброшенного Николо-Корельского монастыря. 29 мая 1936 г. приказом наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе начальником строительства завода и поселка Судострой был назначен И. Т. Кирилкин.

В июле 1936 г. на пароходе «Иван Каляев» в Никольское устье прибыли первые бригады строителей. За четыре месяца рабочие построили железнодорожную магистраль до Архангельска и 22 ноября 1936 г. у стройки появилась транспортная связь со страной, по вновь построенной железнодорожной ветке от Судостроя до Исакогорки (Архангельск) прошел первый поезд. 

Быстрыми темпами велось строительство эллингов завода, социальных объектов и жилых домов. Только в течение декабря в районе нынешней «Теплосети» было возведено 12 каркасных бараков. Зимой 1936–1937 гг. началось строительство двухэтажных добротных домов. В 1937 г. в поселок поступила электроэнергия из Архангельска. 

Постановлением ВЦИК от 1 апреля 1937 г. новому населенному пункту Судострой при судостроительном заводе был присвоен статус рабочего поселка в составе Приморского района Северной области. 

На 1 декабря 1937 г. в жилом фонде поселка Судострой насчитывалось 193 деревянных дома общей площадью 81 256 м2, из них 16 258 м2 в бараках. Централизованное отопление обеспечивалось 17 котельными. В поселке действовали 3 бани, прачечная, 4 школы, ясли, детский сад, больница, поликлиника, 3 хлебопекарни, 12 столовых, 6 продовольственных магазинов.

Весной 1937 г. началось строительство промышленных объектов. Был установлен срок введения в эксплуатацию первой очереди завода – 1939 год. Первым произведенным на заводе кораблем должен был стать линкор. Но запланированные сроки не выдерживались и к концу 1937 г. отставание уже составляло более 5 месяцев. Одной из причин было крайне низкое качество жилья рабочих и плохие бытовые условия.

Весной 1938 г. на Судострое началась подготовка к организации исправительно-трудового лагеря с целью привлечения на промышленную площадку дополнительной рабочей силы. Лагерные пункты создавались на острове Ягры и на материке, в них стали прибывать первые заключенные. 1 августа 1938 г. строительство полностью перешло в ведение НКВД. В разное время численность заключенных в лагере составляла от 5 до более чем 30 тыс. человек. Силами заключенных строились заводы, дороги, порт, жилые дома, они работали на лесоповале, добывали песок для строительства города в условиях болотистой местности.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 августа 1938 г. рабочему поселку Архсудстроя был присвоен статус города и название Молотовск – в честь государственного и партийного деятеля, председателя Совета народных комиссаров СССР В. М. Молотова. Население города к этому моменту превысило 23 тыс. человек.

В 1939 г. на заводе № 402 (в 1959 г. переименован в «Севмаш») началось строительство первого корабля – линкора «Советская Белоруссия». В мае 1939 г. был введен в эксплуатацию ремонтно-механический завод (с 1962 г. Северодвинский завод дорожных машин), здесь производился ремонт строительных машин, осуществлялось чугунное литье, изготавливались металлоконструкции. 

Приказом народного комиссара ВМФ СССР адмирала Н. Г. Кузнецова № 00186 от 20.07.1940 г. военному совету Северного флота было предписано к 15 августа 1940 г. сформировать в городе Молотовске военно-морскую базу. Окончательно формирование Беломорской ВМБ было завершено в декабре 1940 г.

В годы Великой Отечественной

С началом войны судостроение на заводе № 402 было приостановлено. На предприятии был наложен выпуск продукции, не соответствующей его профилю, но в которой остро нуждался фронт: корпусов фугасных бомб и снарядов, солдатских котелков, мостовых железнодорожных конструкций, автоцистерн, понтонов, морских тралов, артиллерийских корабельных башен. Строительство кораблей было возобновлено только в середине 1943 г.

Судоремонт на заводе осуществлялся в больших объемах в течение всех четырех лет войны. По сути, завод стал судоремонтной базой военного, транспортного и ледокольного флота на Севере, обеспечивая боеспособность кораблей Северного флота и ремонт иностранных транспортов, участвовавших в Северных конвоях. В короткий срок были построены основные цеха. За годы войны здесь был произведен ремонт 139 кораблей. В соответствии со специальным указанием правительства, были сооружены причалы, набережные и складские емкости для приема грузовых судов союзных держав. Основной рабочей силой в это время стали заключенные Ягринлага.

В военные годы Молотовский порт, наряду с Архангельском и Мурманском, являлся одним из основных северных портов, обеспечивавших поставки по ленд-лизу.

23 декабря 1941 г. ледокол «Иосиф Сталин» с большими трудностями провел через льды к Молотовску транспорты конвоя PQ-6. 1 июня 1942 г. в Молотовск прибыли два транспорта PQ-16, доставившие самолеты, танки, взрывчатку, продовольствие и бензин. Архангельск и Молотовск приняли уцелевшие остатки разгромленного немцами конвоя PQ-17. 

За годы войны Молотовскими портовиками было обработано около 200 кораблей, 60 тыс. железнодорожных вагонов, принято около миллиона тонн военных грузов. Из города на фронт ушли 14,5 тыс. жителей, 3,5 тыс. не вернулись в свои дома. Юнгой на Северный флот ушел будущий известный писатель, юный Валентин Пикуль, прослуживший на эскадренном миноносце «Грозный» до конца войны. 

Развитие города в послевоенные десятилетия

В послевоенные годы на заводе № 402 продолжилось строительство кораблей для Военно-Морского Флота СССР. Основным направлением деятельности предприятия стало строительство подводных лодок. По приемному акту от 14 августа 1947 г., утверждённому Главкомом ВМС, в состав советского флота вступила подводная лодка «М-214», построенная на заводе № 402. Эта дата считается исходной точкой строительства подводных лодок на «Севмаше».

9 июля 1946 г. Совет Министров СССР принял постановление о постройке судоремонтного завода № 893 на острове Ягры (с 1966 г. машиностроительное предприятие «Звездочка»). В 1947 г. начались строительные работы в зоне предприятия № 402, что позволило сократить объем капиталовложений и сроки строительства. 

За первые послевоенные годы в Молотовске были сданы в эксплуатацию тысячи квадратных метров производственных площадей. Ввод в эксплуатацию закрытого цеха – эллинга и наливного бассейна – позволил осуществить поточно-позиционное строительство крупных кораблей, впервые в СССР.

22 апреля 1952 г. в городе открылся кинотеатр «Родина», ставший первым в Архангельской области кинотеатром, построенным по типовому проекту. Начал выпуск продукции хлебозавод № 1.

В 1955 г. заводу № 402 было поручено выполнение важного государственного задания – строительство первой в СССР подводной лодки с ядерной энергетической установкой. В сентябре 1955 г. на стапеле в цехе № 42 состоялась торжественная и секретная церемония – закладка первой советской атомной подводной лодки (заказ 254, проект 627). 

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР № 733/2 от 12 сентября 1957 г. город Молотовск переименован в Северодвинск. В 1958 г. атомную подводную лодку К-3 «Ленинский комсомол» успешно передали в опытную эксплуатацию. Северодвинск становится центром подводного атомного судостроения.

Город начал стремительно развиваться, резко возрастала численность населения, в том числе за счет приезжих молодых специалистов. В октябре 1958 г. был торжественно заложен Дворец культуры им. Ленинского комсомола. В этом году в Северодвинске было построено свыше 30 тыс. м2 жилой площади, заасфальтировано более 100 тыс. м2 дорог.

В 1959 г. завод № 402 был переименован в Северное машиностроительное предприятие («Севмаш»). Постановлением Совмина № 1216-526 от 29 октября 1959 г. на завод № 893 были возложены задачи по ремонту и модернизации атомных подводных лодок. Через год завод становится одной из важнейших строек СССР, а остров Ягры – гигантской строительной площадкой: небывалыми темпами строятся производственные здания, жилые дома и объекты социально-бытовой сферы. В 1959 г. на Северодвинском заводе дорожных машин выпущены первые 12 снегоочистителей.

29 июля 1965 г. в Северодвинске открылся кинотеатр «Прибой», он был построен на месте старых жилых бараков. В том же году принял первых покупателей универмаг «Радуга». В 1970-е гг. в городе ежегодно вводилось в эксплуатацию до 100 тыс. м2 жилья и объектов социально-бытового обслуживания, до 3 тыс. семей получали квартиры.

Современный период

В 1980-х гг. продолжается строительство школ, больниц, магазинов, в том числе на острове Ягры. В 1984 г. принял первых зрителей Северодвинский театр Драмы. Открываются профессиональные училища, Дворец культуры строителей. В 1988 г. население Северодвинска достигло 247,6 тыс. человек. В 1990 г. введено 100,6 тыс. м2 жилья. 

Выполняя программу строительства атомного подводного флота СССР, Северодвинск до 1992 г. имел статус ЗАТО. После открытия города для въезда граждан была открыта гостиница «Никольский посад».

В апреле 1992 г. город Северодвинск и производственное объединение «Севмаш» посетил президент России Борис Ельцин. 8 ноября 1992 г. президентом был подписан указ, в соответствии с которым на базе оборонных предприятий Северодвинска был создан Государственный российский центр атомного судостроения (ГРЦАС).

За свою историю предприятие «Севмаш» построило и передало Военно-морскому флоту 132 атомных и 41 дизельную подводные лодки, 45 надводных кораблей. Созданные корабелами верфи атомные ракетоносцы стали основой ядерных сил России на море. После распада СССР «Севмаш» остался фактически единственным предприятием не только в России, но и на постсоветском пространстве, на котором осуществляется полный цикл строительства и испытаний атомных подводных лодок. 

В 2012 г. на «Севмаше» построен и передан Военно-морскому флоту головной атомный подводный крейсер «Юрий Долгорукий», в 2013 г. – атомоход «Александр Невский», в декабре 2013 г. – атомная подводная лодка «Северодвинск». 27 июля 2014 г. на предприятии заложены сразу три современных подводных атомных корабля: «Князь Олег», «Красноярск» и «Хабаровск». 19 декабря 2014 г. торжественно поднят Андреевский флаг на атомном подводном ракетном крейсере «Владимир Мономах». 26 декабря 2014 г. состоялась закладка атомного подводного ракетоносца стратегического назначения «Генералиссимус Суворов».

Улицы и индексы (160) Все улицы

Добавить информацию
Адмирала Нахимова ул.
164509
Александра Зрячева наб.
164500
Аллея молодежи сквер
164500
Арктическая ул.
164514
Архангельское ш.
Беломорский пр-кт
Бойчука ул.
164501
Бутомы пр-кт
164524
Ветеранов сквер
164500
Восточный пер.
164504
Гагарина ул.
Гайдара ул.
164504
Гаражный проезд
164500
Георгия Седова ул.
Героев аллея
164500
Героев Североморцев ул.
164505
Гоголя ул.
164509
Грузовой проезд
164521
Давида Пашаева пл.
164500
Дальная ул.
164500

Знаменитые люди (1)

Добавить человека

Гостиницы (5) Все гостиницы

Добавить
Общежитие Волна расположено в городе Северодвинск
Архангельская область, город Северодвинск, Седова, 8
+7 8184583130
Общежитие Звездочка расположено в городе Северодвинск
Архангельская область, город Северодвинск, Мира, 1
+7 8184526842
Гостиница Никольский Посад расположена в городе Северодвинск
Архангельская область, город Северодвинск, Карла Маркса, 21
+7 8184541856

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.