Герб отсутствует Добавить
Шалегово на карте

Шалегово

Редактировать
  • Статус
    Село
  • Дата основания
    XVI век
  • Муниципальное образование
    Сельское поселение Шалеговское
    (центр муниципального образования)
  • Входит в
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    районное
  • Население (тыс.чел.)
    неизвестно
  • Территория (кв.км)
    неизвестно
  • Координаты
    58°19'32'' с.ш., 48°54'25'' в.д.
  • Почтовые индексы
    612086
  • Телефонный код
    +7 833 54
  • Автомобильные коды
    43
  • Прежние названия
    неизвестны
  • День города
    1-я суббота августа
  • Код ОКАТО
    33230856001
  • Код ОКТМО
    неизвестно

Администрация

  • Глава муниципального образования
    Ворожцов Николай Леонидович
  • Адрес администрации
    612086, Кировская область, Оричевский район, с. Шалегово, ул. Совхозная, д. 3
  • Телефоны администрации
    +7 (833 54) 3-91-48, (833 54) 7-31-48, факс: (833 54) 3-91-48

Общие сведения

Село Шалегово является административным центром муниципального образования «Сельское поселение Шалеговское»
Добавить

Фотографии (4)

Добавить фото
Село Шалегово (вид с бороничёвской горы) Село Шалегово, улица Центральная Село Шалегово, Памятник погибшим Шалеговцам в Великую Отечественную войну Село Шалегово. Бывший дом священника

Улицы и индексы села Шалегово (6)

Добавить информацию
Пока информации нет...
Героя Гребенева ул.
612086
Молодежная ул.
612086
Совхозная ул.
612086
Труда ул.
612086
Центральная ул.
612086
Юбилейная ул.
612086

История села Шалегово

Редактировать
«Село Шалегово находится на юге от уездного города Орлова в расстоянии 27 верст, на юго-запад от губернского города Вятки в расстоянии 55 верст, расположено среди болот. С юга село защищено высокою горою», - так записано в Календаре и «Памятной книжке Вятской губернии за 1898 год».

История названия населенного пункта Шалегово неизвестна, но в энтомологических словарях Даля, Ферсмана и других можно определить несколько толкований, из которых следует исходить в объяснении термина «Шалегово». Шалага в архангельских и сибирских городах - это большой вхожий лес или дровосека («в шалагу ушел«). Шалага - в новгородском и сибирском наречии - скопище шалунов, шумливых ребят, шумня. Шалыган у нижегородцев и новгородцев - вор, разбойник, тать. Шалыганичать - повесничать, праздно шататься, тешиться вредными для других занятиями и дурачеством. Вероятно, все эти слова могут лечь в основу объяснения названия села. Селение, возникшее в большом лесу (шалаге), где жили вороватые люди, промышлявшие разбоем (шалыгане), которые не прочь были подурачиться и «пошалить» на Кукарской дороге с проезжими крестьянами и купцами, и получило название - Шалегово.

Летопись, опубликованная крупнейшим краеведом А. С. Верещагиным, написанная в XVIII веке, как полагают, священником Ефимом Нагорничных, сообщает: начальными колонистами Шалеговской местности были истобяне из новгородских ушкуйников, переселившиеся на болотистые шалеговские места с побережья реки Вятки в связи с переписями населения при Иване Грозном в 1570 -1590 годах. Поселились они у подножья горы среди болот на берегу одной из многочисленных малых речек. Их поселок получил название Покровского по имени иконы, принесенной с собой первожителями из Новгородчины. Первожителями покровской местности, беглецы от тягла, были, по-видимому, люди гулящие, бродники, шастники, шиши, имеющие авантюрно-вороватые наклонности. Не случайно местная летопись говорит о них, как о людях «нрава вельми злого, хищного нерадежа божьему храму, не работа землею и творима разбой, им же искома себя питаше». Гнездом разбойников являлась деревня Клопиха, стоявшая в Клопихинском логу у ключа Клопих. Местный краевед XIX века Л. Г. Гребенев отмечает, что часть жителей этой деревни за неблаговидные дела была выслана на поселение в Сибирь. Близ села Покровского, на речке Холуница, располагалась другая деревня - Харапугичи в которой проживал беспокойный и вороватый люд из пришлых поселенцев. По воспоминаниям стариков, в болоте около этой деревни разбойники будто бы в прошлые годы спрятали клад - бочку с деньгами. Вороватость жителей, их беспокойный и авантюрный нрав породили презрительную кличку тогдашних жителей покровской округи - «воры». Это прозвище нередко звучало при решении спорных тяжбенных межевых земельных дел в устах истобян и пищальцев, поносивших соседей-шалеговцев за их неблаговидные дела.

Священник Ефим Нагорничных писал, как полагают, в XVIII веке: «По прошедше же время возымеша желание построити храм Божий в честь несомой иконы. На строение храма было архипастырское изволение и благословение. А тому времени архипастырей на стане Вяцкой неима и Вяцкая церковь была ведома Казанскима архипастыри и яко хотьба с Казанью в ти лета быть не можна, бысть идеже находишня леса и семитьбе, хищные племена татаровья и черемиса и жители Вятской страны бы ведомы от Московских иерархов. На получение изволения и благословления и решения на стройку храма бысть избра три ходока Митька Королев, Петрушка Гребенев, Марко Вершинин иже путешествова на Москву. На обратном пути Марко Вершинин умре на реке Ветлузи, верх града Козьмо-доминианска, изволение на строение храма принесоша два путешествуюших и такожде принесеша колокол, иже купиша на Москве, весит тридесят фунт. За совершениями постройки храма бысть многократ напряжаеми люди в град Хлынов и преподобному отцу нашему Трифону, строителю церквей и монастырей Божьих на Вяцкой стране».

Храмозданная грамота всероссийского патриарха Иова и есть первое документальное упоминание о селе Шалегово. Грамота гласит:

«Божею милостью я аз смиренный Иев, патриарх Московский и всея Руси, били нам челом с Вятки, Орловскому ... стану... Покровского поселка Дмитрий Королев да Петра Гребенев, да Марка Вершинин и сказали, что де в Покровском поселке жителей вельми много и все исповедуют православную веру и не имеют Божья Храма во имя Честнаго Покрова Пречистыя и Благославленныя, владычицы нашей и Присно Девы Марии и велели храм той освятите протопопу соборной Архистратига Михаила, что на Вятке граде Орлове. И се аз смиренный Иев, патриарх Московский и всея Руси с Вятки Орловского стану Покровскому поселку, Димитрия сына Королева, да Петра сына Гребенева, да Марка сына Вершинина благословил построити храм во имя Покрова Пречистыя Благославленныя Богородицы нашей Присно Девы Марии и на храм антимис дати велел. Освятити той храм протопопу соборной Михаила Архистратига церкви, что во граде Орлове с диаконом по правилам святых Апостолов и святых отец. Писана на Москве лета 7110 августа 2(1602год). Первым попом в Покровском поселке избраша Алексия, иже благослави преподобный Трифон. Последив же Алексий бысть вельми лениви на служение и радение церкви христовы, отпевание по умершим вершиша через год и более, а также таинства крещения».

Кроме этого, существование села и волости Шалеговской подтверждается документами, хранящимися в Московском архиве М. Ю. - это список с переписной книги Василия Отяева и Саввы Ищенка за 1645 -1646 годы. В нем значится «село Шалегово, деревня Харапугичи, в которой также проживал беспокойный и вороватый люд из пришлых поселенцев».

Близ села Покровского на речке Холуница располагалась церковь на погосте и жители при ней. Церковь стояла на площади, расположенной против школьного здания, на ее месте после 1917 года стояла небольшая часовня, только через дорогу от школы.

К началу XIX века у шалеговских жителей возникла потребность в постройке каменной церкви. За 200 лет, прошедшие после 1602 года, когда шалеговские ходоки получили грамоту патриарха Иова на построение здания церкви святого Покрова - обветшало и было разобрано, второе сгорело в конце XVIII столетия. При этом в огне пожарища погибла и святыня шалеговских прихожан - икона Покрова Богородицы, принесенная переселенцами из Новгорода. Сгорели и другие церковные раритеты. После пожара прихожане, исхлопотав разрешение на строительство нового храма, начали возводить его из кирпича но не на прежнем месте. При исследовании грунта нашли природную каменную плиту, на которой и был заложен фундамент церкви. В 1811 году она была достроена, освящена и стала действующей.

В волости, кроме Покровской каменной церкви, для выполнения религиозных обрядов была срублена деревянная Фроловская часовня. В Покровскую каменную церковь перенесли достопримечательности старины, уцелевшие в пожаре: «Евангелие» 1640 года, Владимирскую икону Божьей матери, искусно вырезанную на черном камне панагию, оставленную, по преданию, архиепископом Вятским и Великопермским Ионою в лесу, у деревни Старой Шалеговской волости во время отдыха, когда он посещал Истобенский монастырь, знакомился с владениями обители близ деревни Красной (село Монастырщина), а также старинную икону Архистратига Михаила в обличье воина с поднятым мечом, отделанную медным окладом и венцом вокруг головы святого. Сюда же был перенесен колокол 1754 года с надписью вокруг его объема: «В Шалегово - Покровской церкви». Древний колокол в 30 фунтов, доставленный в 1602 году ходоками из Москвы, шалеговцы к тому времени утратили.

Священнослужители в селе Покровском второй половины XIX века - начала XX столетия были не только носителями духовности крестьянского населения, но и несли ему культуру быта. Например, священники Н. Разодорский и Н. Кощурников подняли жителей села на осушение системой каналов прудов болотистой почвы, на которой располагались жилища сельских поселенцев, чтобы сделать ее более здоровой.

Шалеговские жители, как большинство других поселенцев Орловского уезда (в XVI - XVIII вв. - Вятского), относились к категории черносошных, государственных крестьян и несли оброки и повинности в пользу казны. В «Календаре Вятской губернии на 1916 год» записано, что в названном году в волости имелось 90 селений, 1540 дворов, 10 433 жителя, владеющих 21 648 десятинами земли (в данное число включались жители Пустошенской округи). Основным занятием шалеговцев было землепашество, в котором утвердилась трехпольная система землепользования, хотя не изжит был и подсечно-огневой способ хозяйствования. Орудием пахоты являлась соха с железным ральником, бороньбы - деревянная борона, уборки хлебов - металлический серп, молотьбы - молотильный цеп. В сельхозработах широкое применение находили косы-горбуши, заступы, мотыги, вилы, грабли, железные топоры и другие орудия ручного труда. Выращивали рожь, ячмень, овес, пшеницу, полбу, горох, гречу, пшено, картофель (с середины XIX века), лен. Развито было огородничество, в котором на ведущем месте стояли капуста и репа. Немало сажали лука, моркови, свеклы, редьки, началось выращивание огурцов.

Широкое развитие получило животноводство: разводили лошадей, коров, овец, свиней, кур. Занимались охотой, бортничеством, рыбной ловлей, пчеловодством. На реке Сингиревке имели мельницы и места рыбной ловли, в окружающих лесах - ловища и перевесиша для охоты на зверя и птицу. Нехватка земли и луговых угодий приводила к вражде шалеговцев с соседями - истобянами и пищальцами, доходившей до кровавых драк и сражений в районах пограничных межевых владений между территориями волостей.

Дефицит земли порождал отходничество на заработки и развитие ремесленных промыслов и занятий на месте. Шалеговские жители шли на заработки - рубить лес и сплавлять его, жечь уголь и гнать деготь и смолу, перевозить грузы купцов извозом, плотничать, бурлачить, заниматься приказничеством. На местах, в родных селениях немало крестьян промышляло выделкой рогож и кулей. Например, в 1883 году в Шалегове работало 5 рогожных заведений, производивших 8 700 штук рогож на 1 349 рублей. Здесь же работал фаянсовый заводик предпринимателя Мамаева, выпускавший для рынка чайную посуду и тарелки.

Немало в Шалеговской волости имелось мастеров по выработке изделий из древесины, бересты, лыка, лозы. Изготовляли сани, телеги, санки для крестьянских хозяйств, нехитрую мебель, бочки, кадки, жбаны, ведра, деревянную посуду, берестяные бураки и другие изделия. Плели плетюхи, корзины, лапти. Ткали льняное полотно, холстину, половики. Валяли и тачали валяную и кожаную обувь. Единичные мастера делали гармошки, шарманки, балалайки. От первых изготовителей гармоней Истобенской волости обучались в числе первых гармонному ремеслу крестьяне деревни Ашлань - Карп и Конон.

В основе своей, хозяйства шалеговских крестьян носили натурально-замкнутый характер. Почти все свои потребности в продуктах питания, одежде, обуви, предметах быта, утвари, орудиях труда они удовлетворяли за счет производимого внутри личных хозяйств или ремесленных изделий деревенских мастеров-соседей. Даже в ходе относительно быстрого развития товарно-денежных отношений крестьянские хозяйства с рынком были связаны слабо, хотя часть производимого, особенно ремесленные изделия, они продавали и покупали на местных базарах и торжках, на рынках Орлова, Котельнича, Кукарки и Вятки. Местные шалеговские ярмарки проходили: 1 октября - Покровская, 18 января - Афанасьевская, 28 - 29 августа - Ивановская, 22 - 24 июля в деревне Симона Пономарева. На этих ярмарках, а также на базарах и торжках по воскресеньям и в «святые» дни особенно много шалеговцы сбывали кож, хлеба, рогож, кулей, глиняной, фаянсовой и деревянной посуды.

До 1645 года село Шалегово с деревнями и починками административно подчинялось Истобенской волости. В 1645 году рост числа поселений и их жителей привел к образованию Шалеговской волости - нового административно-управленческого центра, входящего в Истобенский тягловый стан. В Шалеговскую волость входило село Пустоши с окружающими деревнями.

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.