Показать регионы
Герб - Город Шимановск Информация о гербе
Шимановск на карте

Шимановск

Редактировать
  • Статус
    Город (c 21 августа 1950 г.)
  • Дата основания
    1910 г.
  • Муниципальное образование
    Городской округ Город Шимановск
    (центр муниципального образования)
    административный центр Шимановского района
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    областное
  • Население (тыс.чел.)
    18,566 (2020 г.)
  • Территория (кв.км)
    49,91
  • Координаты
    51°59'58'' с.ш., 127°40'36'' в.д.
  • Почтовые индексы
    676300
  • Телефонный код
    +7 416 51
  • Автомобильные коды
    28
  • Прежние названия
    Пёра (до 1912 г.), Гондатти (до 1920 г.), Владимиро-Шимановский (до 1923 г.), Шимановский (до 1950 г.)
  • День города (села)
    последнее воскресенье августа
  • Код ОКАТО
    10440000000
  • Код ОКТМО
    неизвестно

Администрация

  • Глава городского округа (мэр)
    Березовский Павел Викторович
  • Адрес администрации
    676306, Амурская область, г. Шимановск, ул. Красноармейская, д. 29
  • Телефоны администрации
    +7 (416 51) 2-03-13, (416 51) 2-16-08, (416 51) 2-03-14, факс: (416 51) 2-13-13

Общие сведения

Редактировать
Шимановск – город в Амурской области, административный центр Шимановского муниципального района (в состав района не входит), образует одноименный городской округ. Расположен на территории Амурско-Зейской равнины, в средней её части, по обоим берегам рек Большая Пёра (приток Зеи) и Малая Пёра, в 250 км к северу от областного центра – города Благовещенска.

Численность населения – 18 566 человек (2020 г.).

Город Шимановск является административным центром муниципального образования «Городской округ Город Шимановск»

Фотографии (0)

Фотографий пока нет...
Добавить

Улицы и индексы (123) Все улицы

Добавить информацию
Пока информации нет...
1-й мкр.
676300
2 ПУ-3 мкр.
676306
2-й мкр.
676300
7720 переезд.
676300
Авиационная ул.
676306
Александрова ул.
676307
Амурская ул.
676306
Базарный пер.
676306
Безымянная ул.
676306
Благовещенская ул.
676301
Больничная ул.
676301
Брякина ул.
676301
Верхний пер.
676301
Взлетная ул.
676306
Вознесенская ул.
676300
Вознесенский ул.
676300
Вокзальная ул.
676301
Волочаевская ул.
676306
Ворошилова ул.
676306
Восточная ул.
676301

История

Редактировать
Основание и становление станции и поселка

В давние времена в этих местах обитали кочевники, занимавшиеся главным образом охотой и рыболовством. В широкой долине реки Большая Пёра, притоке Зеи, водилось много дичи, в окрестной тайге встречались и тигры. 

В начале XX века велось строительство очередного участка Транссибирской железнодорожной магистрали – Амурской железной дороги. В тайге стало шумно и кочевники были вынуждены уйти на север. В 1910 г. на стене бревенчатого барака около железнодорожного полотна появилась доска с надписью «Разъезд Пёра». Так возникла одноименная станция.

Строительство железной дороги и станции явилось толчком к развитию поселения, выросшего в крупный пристанционный поселок, позднее превратившийся в современный город Шимановск. К августу 1911 г. здесь насчитывалось 70 домов, 4 землянки, 2 конюшни, 2 кузницы, 4 бани и 1 балаган. Население посёлка на тот момент составляло 400 человек. На месте нынешнего здания вокзала располагался небольшой домик сторожа, охранявшего штабель леса. В 1911 г. был построен и начал действовать пилозавод, несколько позднее появились школа, пекарня, открылись китайские лавки, торговые дома Янолина, Дёмина, Тарчинского. 

В 1912 г. уже в довольно развитом поселке построили церковь Николая Чудотворца, кабак и тюрьму. 25 декабря на станции встречали первый паровоз. В этот день звонили колокола, служили молебен, но радости строители дороги не испытывали: в основном это были политические каторжане, многие из которых нашли здесь свою могилу. В том же году заработал приемный покой, в котором имелось три палаты. Больные здесь находились от одного до двух дней, если пациентам требовалось более длительное лечение, их отправляли в больницу Алексеевска (ныне город Свободный).

1912-й год был отмечен еще одним важным событием: станцию Пёра посетил приамурский генерал-губернатор Николай Львович Гондатти, прибывший сюда, как считают некоторые историки, по случаю забастовки коновозчиков, работавших у подрядчика Виноградова. Визит губернатора длился менее часа, но в связи с этим событием было решено переименовать поселок в честь высокопоставленного чиновника, он получил название Гондатти.

Согласно документам, приведенным в книге «Железнодорожные поселки Амурской области (от р. Зея до Забайкалья)», вышедшей в 1912 г. в Хабаровске, «Станция Пёра – проходная…, 365 верст от Благовещенска. Ближайший населённый пункт – селение Гондаттиево (переселенческий участок Белау) в одной версте… Селение отделено от станции полотнами железной дороги, ввиду чего через последнее у станции намечены два переезда». В других документальных источниках того времени присутствует следующее описание: «Лес для построек и отопления рубится в окружающей тайге, относящейся к району Зейского лесничества. Объездчик, который здесь и живет, взимает положенную плату. За чертой поселка расположен лесопильный завод товарищества «Техникъ», обслуживающий только железную дорогу. Для завода лес рубят тоже в окрестностях, не далее 10 верст от станции. Станция Пёра может вырасти в поселок городского типа, но селение Гондаттиево составляет ему сильную конкуренцию».

В 1913 г. в Гондатти открыли женскую гимназию. В 1917 г. в эксплуатацию введен первый корпус железнодорожных мастерских, до этого крупных предприятий на станции не было. В июле того же года со станции Зилово прибыл Владимир Иванович Шимановский, начальник главных мастерских Амурской железной дороги, с ним приехала группа рабочих.

Владимир Шимановский зарекомендовал себя талантливым инженером и пользовался большим авторитетом среди рабочих. На IV съезде железнодорожников, состоявшемся в феврале 1918 г., его избрали первым председателем Центрального комитета Амурской железной дороги. Во время гражданской войны в железнодорожных мастерских тайно ремонтировали оружие, отправляли боеприпасы партизанам, оказывали помощь семьям рабочих, вступивших в партизанские отряды. 22 ноября 1918 г. В. И. Шимановский как один из лидеров революционного движения в Приамурье был арестован и расстрелян белогвардейцами.

6 апреля 1920 г. была образована Дальневосточная республика со столицей в городе Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ). Согласно протоколу № 83 пленарного заседания Дорожного комитета Амурской железной дороги от 7 июня 1920 г. станция Гондатти была переименована в Шимановскую, а пристанционный поселок стал называться Владимиро-Шимановский. Уже тогда, в 1920 г., станция и поселок стали одним из культурных центров Приамурья. Так, в июне 1920 г. на станции Шимановской встречали труппу передвижников Благовещенского театра под руководством И. В. Томашевского. Рабочим показывали пьесы Л. Андреева «Савва» и Е. Карпова «Рабочая слободка».

Благодаря героическим действиям Народно-революционной армии Дальневосточной республики и амурчан территория Приамурья к 1922 г. была освобождена от иностранных интервентов. ДВР как временное государственное образование просуществовала около 2,5 лет – с 6 апреля 1920 г. по 14 ноября 1922 г.

Протоколом заседания Распорядительного бюро Дальневосточного ревкома № 67 от 26 июня 1923 г. поселок был переименован в Шимановский. В 1924 г. в рабочем посёлке избрали первый поселковый Совет. В 1926 г. поселок Шимановский вошел в состав Амурского округа Дальневосточного края, преобразованного из Дальневосточной области. 

В 1927 г. открылся клуб железнодорожников – первое учреждение культуры, построенное силами молодежи и строительных организаций. Во время зачистки места под будущий клуб снесли беседку, ранее построенную в честь приезда Н. Л. Гондатти. В клубе был организован однодневный воскресный дом отдыха. Путевки сюда получали лучшие работники железнодорожных предприятий, им предоставлялось полное обслуживание, включая питание, культурные мероприятия, игры, спортивные состязания. В 1936 г. начала работу Шимановская дистанция сигнализации и связи.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 мая 1939 г. образован Шимановский район с центром в поселке Шимановский. В том же году был образован районный исполнительный комитет, председателем которого стал Самойлик. В 1940 г. паровозное депо и дистанция пути станции Шимановская были удостоены переходящего Красного Знамени Народного Комиссариата путей сообщения.

В годы Великой Отечественной войны

В 1941 г., с началом Великой Отечественной войны, более 3 тысяч шимановцев отправились на фронт, 1 412 из них погибли. С первых же дней войны в железнодорожных мастерских станции осуществлялся ремонт паровозов и вагонов для фронта. В одном из цехов паровозного депо наладили выпуск корпусов для противопехотных мин. Была увеличена скорость движения поездов – воинские эшелоны шли через каждые 15 минут со скоростью курьерских. Выросли и объемы перевозок. Люди работали по 15–16 часов в сутки.

Рабочие паровозного депо перечислили более 3 миллионов рублей в постройку колонны танков «Амурский железнодорожник». Активная деятельность была развернута Советом жен железнодорожников. Более 150 женщин-домохозяек освоили портняжное дело и шили белье для бойцов Красной армии.

Послевоенные годы и современность

Указом Президиума Верховного Совета от 21 августа 1950 г. рабочему поселку Шимановский Шимановского района Амурской области был присвоен статус города районного подчинения и название Шимановск. С начала 1970-х гг. город становится крупным промышленным центром на Забайкальской железной дороге, опорным пунктом строительства двух железнодорожных магистралей – Байкало-Амурской и Транссибирской, центром производства строительных материалов. 14 ноября 1971 г. в Шимановске был образован Шимановский горисполком. 1972 год был отмечен началом строительства крупного индустриального комплекса, который обеспечивал строительство БАМа необходимыми конструкциями и материалами. 

14 ноября 1975 г. Шимановск преобразован в город областного подчинения. Быстрыми темами развивается промышленность – предприятия лесоразработки, стройиндустрии, заводы кузнечно-процессового оборудования, ремонта дорожно-строительных машин. Строятся локомотивное, вагонное и пассажирское депо, хлебозавод, молокозавод. Расположенная здесь центральная усадьба – совхоз «Шимановский» под руководством директора Алексея Клюя – обеспечивает население города овощами, говядиной, молоком. Открываются три больницы, поликлиники, станция скорой помощи, фельдшерско-акушерские пункты, районная ветеринарная лечебница, санэпидемстанция. В Шимановске развиваются образование и культура, открывают двери профтехучилище, железнодорожное училище, детская музыкальная школа, торговая школа, 6 дневных общеобразовательных школ и 13 дошкольных учреждений, Дом пионеров, Дом культуры, Народный театр, Станция юных техников, кинотеатры, стадион, музей В. И. Шимановского. К 1978 г. население города достигает 25 тысяч человек.

Сегодня Шимановск – современный город, районный центр, в котором сожительствуют русские, татары, украинцы, поляки, армяне, евреи и представители других национальностей. 

Транспорт

Редактировать
В городе находится станция Шимановская Забайкальской железной дороги, входящей в состав Транссибирской железнодорожной магистрали.

В 4 км восточнее Шимановска проходит федеральная автомобильная дорога ЧитаХабаровск.

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.