Показать регионы
Герб - Поселок городского типа Тума Информация о гербе
Тума на карте

Тума (Рязанская область)

Редактировать
  • Статус
    Поселок городского типа (c 1938 г.)
  • Дата основания
    неизвестна
  • Муниципальное образование
    Городское поселение Тумское
    (центр муниципального образования)
  • Входит в
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    районное
  • Население (тыс.чел.)
    5,899 (2020 г.)
  • Территория (кв.км)
    неизвестно
  • Координаты
    55°8'50'' с.ш., 40°33'7'' в.д.
  • Почтовые индексы
    391001
  • Телефонный код
    +7 491 42
  • Автомобильные коды
    62
  • Прежние названия
    Николаевская Тума
  • День города (села)
    неизвестно
  • Код ОКАТО
    61210554000
  • Код ОКТМО
    61610154051

Администрация

  • Глава муниципального образования
    Лазарев Виктор Михайлович (с 1 марта 2009 года)
  • Адрес
    391010, Рязанская область, Клепиковский район, п. Тума, ул. Ленина, д. 101
  • Телефоны администрации
    +7 (491 42) 4-02-39, факс: (491 42) 4-02-39

Общие сведения

Редактировать
Тума - поселок городского типа в составе Клепиковского района Рязанской области, расположен на реке Нармы, притоке реки Гусь, в центральной части Мещёрской низменности на небольшом возвышении - Егорьевско-Касимовской моренной гряде.

Поселок городского типа Тума является административным центром муниципального образования «Городское поселение Тумское»

Фотографии (0)

Фотографий пока нет...
Добавить

История поселка Тума

Редактировать
По переписи 1859 года в составе Касимовского уезда было 395 населённых пунктов, в число наиболее крупных входило село Николаевская Тума - 454 чел.

Аномалии климата 1890-1893 годов в Рязанской губернии (зимой до - 45, а летом до + 40) и, как следствие, неурожай и лесные пожары, подвинули к строительству узкоколейки Рязань-Пристань - Тума.

Первая временная узкоколейка в Мещёру Ока-Солотча-Пенкино (левая), построена в 1893-1894 годах. Автор проекта - генерал Анненков. Финансировали строительство в 1893-1894 годах московские предприниматели И. Поляков, И. Санин, И.А. Сытенко, а также Акционерное общество «Мещёрского подъездного пути» - купцов Лаптевых, Селиванова, Масленникова и других в числе 24 человек. Строительство узкоколейной железной поручено было инженеру П. С. Доброумову. Железная дорога работала шесть месяцев (июль-декабрь) в 1894 году и восемь с половиной месяцев (с января по 15 марта и июль-декабрь) в 1895 году. Июнь отводился на ремонтные работы и восстановление работоспособности железной дороги после разливов реки Оки. Перенос путей на постоянную узкоколейку Рязань-Пристань - Тума, осуществлено в 1897-1898 годах.

Железнодорожная станция: ширококолейная (Тума-Владимир) и узкоколейная (Тума - Голованова Дача) дистанции. Участок этой узкоколейной железной дороги является единственной в России узкоколейной железной дорогой колеи 750 мм.

14 января 1898 года, рязанцы, кто ещё не знал, с интересом читали в «Рязанских Губернских Ведомостях» напоминание:

«С 20 декабря 1897 года, открыто временное грузовое движение на участке Рязанско-Тумского подъездного пути, от станции Рязань-Пристань, до временной станции Спас-Клепики, на правом берегу реки Пры, с перевозкой частных грузов в рабочих поездах, на основании учреждённых Министерством Путей Сообщения временных правил».

В 1901 году было открыто сквозное движение от станции Рязань-пристань до Владимира (протяжённость линии - 211 километров). В 1920-х годах был построен участок Гуреевский - Голованова Дача (согласно некоторым источникам - Дача). В 1930-х годах продолжалось строительство «боковых» веток, почти все они являлись ведомственными (в составе НКПС-МПС находились только участки Владимир - Тумская - Гуреевский - Рязань-Пристань и Гуреевский - Дача). Железнодорожного моста через реку Ока в Рязани никогда не было. Сообщение между городом и станцией Рязань-Пристань осуществлялось с помощью парома либо наплавного моста, в зимнее время - по льду реки.

Согласно графика движения поездов на узкоколейной железной дороге курсировал пригородный поезд сообщением Тумская - Рязань-Пристань (1 пара, дни обращения - понедельник, четверг, суббота, воскресенье), два грузопассажирских поезда сообщением Тумская - Голованова Дача (1 пара - в ходу ежедневно, 1 пара - в ходу по воскресеньям).

В 1924 году участок от станции Тумская до станции Владимир был заменён железнодорожной линией широкой колеи. До 1960-х годов на узкоколейной железной дороге работали паровозы. Затем основным локомотивом стал тепловоз ТУ 2. С 1968 года пассажирские поезда курсировали по единственному маршруту - от станции Тумская до станции Голованова Дача, протяжённость - 31 километр, в том числе 6 километров - перегон Тумская - Гуреевский, являющийся частью бывшей Рязанско-Владимирской линии. В мае 2008 года движение пассажирских поездов сообщением Тумская - Голованова Дача было прекращено. На железнодорожной линии широкой колеи Владимир - Тумская паровозы продержались значительно дольше вплоть до 1978 года.

Автор: Бабошкин Виктор Иванович

Улицы и индексы (56) Все улицы

Добавить информацию
1 Мая ул.
391001
10 лет Октября пер.
391001
10 лет Октября ул.
391001
118 км ул.
391001
119 км ул.
391001
8 Марта ул.
391001
Березовая ул.
391001
Водокачка ул.
391001
Вокзальная ул.
391001
Гагарина ул.
391001
Горького ул.
391001
Достоевского ул.
391001
Есенина ул.
391001
Железнодорожная ул.
391001
Заречная ул.
391001
Кабаново ул.
391001
Калинина ул.
391001
Карла Маркса ул.
391001
Кирова ул.
391001
Киряево ул.
391001

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.