Показать регионы
Герб отсутствует Добавить
Верблюжий на карте

Верблюжий

Редактировать
  • Статус
    Поселок (c 1990-х гг.)
  • Дата основания
    1904 г.
  • Муниципальное образование
  • Входит в
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    районное
  • Население (тыс.чел.)
    0,180 (2012)
  • Территория (кв.км)
    неизвестно
  • Координаты
    47°43'32'' с.ш., 46°52'40'' в.д.
  • Почтовые индексы
    416527
  • Телефонный код
    +7 85141
  • Автомобильные коды
    30
  • Прежние названия
    ст. Верблюжья, Верблюжье
  • День города (села)
    неизвестно
  • Код ОКАТО
    12205840002
  • Код ОКТМО
    неизвестно

Администрация

  • Глава муниципального образования
    Шинкарёв Сергей Иванович
  • Адрес администрации
    416527, Астраханская область, Ахтубинский район, с. Удачное, ул. Советская, д. 61
  • Телефоны администрации
    +7 (851 41) 5-74-33, (851 41) 5-74-32, факс: (851 41) 5-74-33

Общие сведения

Редактировать
Верблюжий – поселок (до конца 1990-х гг. – станция Верблюжья) в Ахтубинском районе Астраханской области в составе Удаченского сельсовета, в степи в 3-х км от поймы реки Ахтуба. Расположен на Приволжской железной дороге, на автомобильной дороге АстраханьВолгоград.

Расстояние до районного центра, города Ахтубинска по автомобильной дороге - 85 км, расстояние до Астрахани – 200 км. Ближайшие населенные пункты: село Удачное (6,2 км), село Михайловка (9 км), село Золотуха (15 км), поселок Бугор (19 км).

Численность населения по состоянию на 2012 г. – 180 человек.

Фотографии (0)

Фотографий пока нет...
Добавить

Улицы и индексы поселка Верблюжий (5)

Добавить информацию
Пока информации нет...
Железнодорожная ул.
416527
Зеленый пер.
416527
Интернациональная ул.
416527
Школьная ул.
416527
Южный пер.
416527

История поселка Верблюжий

Редактировать
Станция Верблюжья возникла в период строительства Приволжской железной дороги (ранее Рязано-Уральской). По воспоминаниям старожилов, название своё получила от степного кустарника верблюжья колючка, обилие и буйство которого поразило землеустроителей - железнодорожных инженеров.

После выхода высочайшего повеления 10 июня 1902 года о строительстве ширококолейной линии до Астрахани, во второй половине 1903 года Общество Рязано-Уральской железной дороги приступило к сооружению линии. В 1904-1907 годах была проложена ширококолейная линия, построены деревянные станционные здания и кирпичная водонапорная башня для заправки водой паровозов, а к ней водопровод и водонасосная на реке Ахтуба вблизи села Михайловка. В 1907 году, после открытия движения от станции Красный Кут до станции Бузан–Пристань, через станцию Верблюжья прошли первые поезда.

В годы Великой Отечественной войны, в 1942 году в результате бомбёжки все станционные постройки были сожжены, а водонапорная башня уцелела, хотя и дала трещину по всей стене. На территории ж/д станции разбомбили два ж/д эшелона 5-й стрелковой дивизии, формировавшейся в городе Харабали. Погибших хоронили здесь же, в непосредственной близости от станции. На территории станции Верблюжья находятся два братских захоронения, к 50-летию победы в Великой Отечественной войне на одном, у вокзала, установлен обелиск. Ещё два захоронения в степи, в непосредственной близости от железной дороги, на одном из них тоже установлен обелиск.

После войны в районе водонапорной башни вновь построили три деревянных здания: в одном разместили вокзал, а два других заселили работниками железной дороги. Существующий вокзал и другие станционные здания были построены в 1953-1956 годах.

В 1953 году ст. Верблюжья вошла в состав Приволжской железной дороги (после объединения Рязано–Уральской и Саратовской дорог).

Население станционного поселка формировалось в основном за счёт жителей, не являющихся членами колхозов, близлежащих населённых пунктов: Удачное, Золотуха, Пироговка, Михайловка и специалистов, направляемых сюда. В лучшие 1970-1980-е годы население составляло около 1200 человек. Наиболее распространённые в то время фамилии: Бунины, Гайворонские, Докучаевы, Донские, Ежовы, Жигулины, Жигульские, Жиляковы, Леонтьевы, Лихобабины, Морозовы, Осиповы, Сапрыкины, Сорокины, Триголосовы, Хищенковы и др.

Жители ст. Верблюжья активно оказывали помощь в посадке и уборке овощных и бахчевых культур, сенокосе близлежащим колхозам, прежде всего, колхозу «Заветы Ильича» (с. Удачное). В свою очередь, в обмен на помощь, колхозы выделяли жителям ст. Верблюжья землю для посадки картофеля, бахчевых и сенокос.

До начала 1990-х годов ст. Верблюжья была важным транспортным узлом и играла важную роль в хозяйственной жизни местного региона, особенно в 50 – середине 80-х годов. Через Верблюжью шли пассажирские перевозки населения и снабжение горюче-смазочными материалами, удобрениями, кормами, промышленными и народно-хозяйственными грузами колхозов близлежащих сёл: Удачное, Золотуха, Пироговка, Михайловка, иногда Бугор, Болхуны и Сокрутовка, а реже и других населённых пунктов. Из этих же сёл активно шла отправка сельскохозяйственной продукции. На станции в это время действовали такие организации, как: межрайонная заготовительная база зерна («Заготзерно»), заготовительная база сена («Заготсено»), плодоовощная база. Рядом со станцией развернулась нефтебаза и узел связи по обслуживанию нефтепровода «СаратовГрозный». В конце 1980-х открылся винный завод.

На фоне колхозного уклада жизни округи жизнь в поселке Верблюжий казалась более цивилизованной, жители станции пользовались большей свободой в выборе профессии, места работы и жительства, свободой перемещения и использования результатов своего труда (за свой труд получали «живые» деньги, а не трудодни).

С годами престижность поселка Верблюжий существенно снизилась: постепенно закрылись заготовительные базы, сократились, а потом совсем ликвидировались нефтебаза и узел связи, открывшийся винный завод тоже долго не просуществовал, упал поток пассажиров и грузоперевозок, снижалась роль ж/д станции. Большая часть населения поселка Верблюжий уехала в другие населённые пункты: Астрахань, Саратов, Харабали, Сероглазово, Бузан, близлежащие сёла и другие места. Численность и состав населения существенно поменялись. Появились новые фамилии: Ивановы, Калмыковы, Козловы, Остроуховы, всё больше стало жителей из числа степных казахов. К 2012 году численность населения сократилась до 180 человек.

Жители поселка Верблюжий

Среди жителей ст. Верблюжья много жило и живёт людей достойных, с большим авторитетом и уважением, такие, как: Гайдуков Иван Андреевич, Донской Василий Максимович, Леонтьев Григорий Никитович, Лихобабин Григорий Егорович, Морозова Мария Филипповна, Солохина (Морозова) Любовь Фёдоровна, Остроухова (Леонтьева) Лидия Григорьевна, Сорокин Савелий Исаевич, Сыроватский Фёдор Михайлович и много-много других жителей станции. Судьбы этих людей интересны каждая по-своему и каждый из них жил и работал здесь, принимал активное участие в жизни посёлка.

Леонтьев Григорий Никитович - уроженец села Золотуха, участник Великой Отечественной войны, заведующий межрайонной базой «Заготзерно» на ст. Верблюжья, работал на железной дороге.

Розанов Николай Васильевич - участник Великой Отечественной войны, учитель истории и труда, заслуживший уважение жителей станции своим доброжелательным отношением к обучению и воспитанию детей, оказанием бескорыстной правовой помощи людям, оказавшимся в беде. Единственный сын его, Валерий, героически погиб в 1968 году на атомной подводной лодке Тихоокеанского флота. После гибели сына переехал в г. Астрахань.

Жигулин Тарас Сафронович и его сын Евгений Тарасович - охотники и рыболовы, известные в округе и далеко за её пределами. До последних дней жизни к ним ехали охотники из Саратова, Москвы, Ленинграда и Риги. Они знали, как добыть и добывали дичь и рыбу там и тогда, где никто и никогда не мог этого сделать. При этом, никогда не пользовались сетями и другими запрещёнными методами охоты и лова рыбы.

Экономика и социальная сфера

Редактировать
В лучшие годы на территории станции Верблюжья действовало 3 магазина, медпункт, почта, клуб, восьмилетняя школа в которой обучалось более 100 учеников, а в интернате проживало более 20 детей работников Чернобыльного и Миражного ж/д разъездов, Мантинской, Хазавланской и других ж/д казарм, а также дети животноводов чабанских (животноводческих) точек колхозов соседних сёл.

В конце 1960-х - начале 1970-х годов был проложен водопровод для населения станции, до этого было 2 (3) водоколонки общего пользования. В настоящее время остались только три торговых точки, остальные элементы соцбыта в 2010-х годах закрыты. В апреле 2012 года рухнула водонапорная башня. Железнодорожная станция потеряла своё значение.

В 1990-1991 годах вблизи станции было открыто богатейшее нефтяное месторождение «Верблюжье» с неглубоким залеганием углеводородного сырья и небольшим содержанием серы, но высоким содержанием парафина. Скважины были законсервированы. С приходом в Ахтубинский регион компании ООО «Астрахань–Нефть» при поддержке Великобританского инвестора с 2008 года началось документально-организационное оформление, расконсервация скважин и подготовка к освоению месторождения, с 2012 года - непосредственное освоение. Приход серьёзного инвестора в регион, возможно, снова возродит потребность в железнодорожной станции и населении округи, вдохнёт жизнь в увядающий посёлок.

Предприятия и учреждения поселка Верблюжий:


  • Почтовое отделения № 416528
  • Поселковая библиотека
  • 2 магазина

Знаменитые люди (1)

Добавить человека
  • Леонтьев Григорий Никитович Леонтьев Григорий Никитович
    Житель станции Верблюжья, с 1948 года заведующий межрайонной базы «Заготзерно». До пенсии работал на железнодорожной станции.

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.