Показать регионы
Герб отсутствует Добавить
Вихоревка на карте

Вихоревка (Иркутская область)

Редактировать
  • Статус
    Город (c 1966 г.)
  • Дата основания
    1947 г.
  • Муниципальное образование
    Городское поселение Вихоревское
    (центр муниципального образования)
  • Входит в
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    районное
  • Население (тыс.чел.)
    20,955 (2020 г.)
  • Территория (кв.км)
    неизвестно
  • Координаты
    56°7'15'' с.ш., 101°10'13'' в.д.
  • Почтовые индексы
    665770–665772
  • Телефонный код
    +7 3953
  • Автомобильные коды
    38, 85, 138
  • Прежние названия
    неизвестны
  • День города (села)
    26 октября
  • Код ОКАТО
    25204503000
  • Код ОКТМО
    25604103001

Администрация

  • Глава муниципального образования
    Липина Татьяна Ивановна (с июня 2011 г.)
  • Адрес
    665772, Иркутская область, Братский район, г. Вихоревка, ул. Дзержинского, д. 105
  • Телефоны администрации
    +7 (3953) 40-07-71, (3953) 40-07-73, факс: (3953) 40-07-71

Общие сведения

Редактировать
Вихоревка – город в Братском муниципальном районе Иркутской области. Важная железнодорожная станция Байкало-Амурской магистрали, а также Восточно-Сибирской железной дороги на линии Тайшет – Лена. Расположен на юге Среднесибирского плоскогорья, в центральной части Ангарского кряжа, на левом берегу реки Вихоревка, впадающей в Ангару, в 35 км к западу от районного центра – города Братска, в 520 км к северу от областного центра – города Иркутска.

Численность населения – 21 597 человек (2015 г.).

Город Вихоревка является административным центром муниципального образования «Городское поселение Вихоревское»

Фотографии (0)

Фотографий пока нет...
Добавить

История Вихоревки

Редактировать
Происхождение названия

Город Вихоревка получил свое название от протекающей по этой местности реки Вихоревки, впадающей в Ангару. До того, как на эти земли пришли русские землепроходцы, речка называлась «Геа» (по-тунгусски). В 1630 г. в устье реки был убит во время перестрелки с местными жителями стрелецкий сотник Вихор Савин, с тех пор речку стали назвать Вихоревой или Вихоревкой. 

Известна и другая версия происхождения названия реки и города, согласно которой оно произошло от слова «вихора», означавшего завихренные, скрученные ветром ветви берез. Речку, на берегах которой росли «вихрастые» березы, называли Вихорой или Вихоревой рекой. Говорят, что старожилы зачастую называли эту речку именно Вихорой.

О получении Вихоревкой своего названия именно в период не позднее 1629–1630 гг. свидетельствует запись, сделанная Максимом Перфильевым в 1631 г.: «А другой долгий порог в Братской земле за Вихоревкою рекою более десять верст». От речки Вихоревой в свою очередь произошли названия двух населенных пунктов – деревни Усть-Вихорево, располагавшейся у впадения Вихоревки в реку Ангару, и современного города Вихоревка. 

Железная дорога и станция Вихоревка

Своим появлением и дальнейшим развитием город Вихоревка обязан строительству железной дороги ТайшетБратск, начатому в 1937 г. Прокладка дороги была прервана начавшейся Великой Отечественной войной. Только в 1946 г. работы были возобновлены. Железнодорожные пути прокладывали одновременно от Тайшета и от Братска, а также от Усть-Кута. Материалы и оборудование, включая даже паровозы, сюда доставлялись водным транспортом.

В строительстве были задействованы заключенные и военнопленные, в основном японские. Вдоль дороги была организована сеть лагерных пунктов, входящих в систему Тайшетлага (с 1949 г. – Озерлага). Силами заключенных производились работы по расчистке просеки, отсыпке насыпи, прокладке железнодорожного полотна, строительству мостов и жилых домов. Механизмов не хватало. На всех работах использовался ручной труд, а главными орудиями были лопата, кирка, тачка, топор. С помощью этих простых инструментов прокладывали дорогу, открывавшую путь к богатствам Приленья и Приангарья.

Для уменьшения времени и затрат на доставку к местам работ спец-контингента, были созданы лагпункты, располагавшиеся через каждые 6–8 километров. Один из таких пунктов был устроен на 269 км трассы, в равнинной малолесистой долине реки Вихоревы, в месте впадения в нее речки Уби. На тот момент здесь находились скотный двор, сельхозугодья и зимовья колхоза «Веселое поле» деревни Долоново, ее жители еще с дореволюционных времен заготовляли сено на заливных лугах этого междуречья.

Весной 1947 г. земельные угодья колхоза вместе с располагавшимися здесь постройками были переданы Тайшетлагу. Строения были приспособлены для размещения базы строительства, зимовья – под оперативную часть. Также было организовано 6-е отделение военных строителей, передислоцированных с Дальнего Востока.

Так возник поселок строителей, который дал начало новому поселению и открытой в 1947 г. железнодорожной станции. Поселение и станция получили название Вихоревка – по протекающей рядом реке.

Осенью 1947 г., раньше срока, установленного правительством, открылось сквозное движение на участке от станции Тайшет до Братска, по которому прошел первый поезд. Немногим более чем за год строителями было проложено 226 км пути, построено несколько станций, в числе которых и станция Братск-I, на которую в холодном декабре 1947 г. прибыл первый поезд с 4 вагонами-теплушками. С этого времени началась производственная эксплуатация участка магистрали до Братска, к берегам Ангары большим потоком хлынули различные грузы. А прежде путь от Тайшета до Братска на автомобилях по лежневке занимал до 10 дней.

На торжествах в честь укладки «серебряного стыка», уложенного на перегоне Вихоревка – Разъезд-19 (Балага), присутствовали не только строители, но и жители окрестных деревень. По этому случаю всем строителям выдали по малосольному омулю, по полбуханки хлеба и по 100 граммов спирта. Строительство железной дороги Тайшет – Лена было полностью завершено в августе 1958 г., лучших строителей за ударный труд наградили орденами и медалями.

Строительство поселка

В 1947 г. на пути железной магистрали, на территории Братского района началась расчистка площадки под рабочий поселок, в том же году здесь, на линии Тайшет – Лена, открылась небольшая железнодорожная станция. Строительство только разворачивалось, рос рабочий поселок, строящиеся дома наступали на тайгу. 

На много километров вокруг поселка простирался девственный лес, к жилым домам нередко наведывались медведи. Только на 272 км был временный разъезд, а на другом берегу речки в пойме стоял хуторок Кузнецовка.

Закладкой фундамента первого дома руководил прораб стройки Сергей Викторович Плотников. В 1947 г. в поселке, в деревянном здании открылась первая начальная школа (ныне это школа № 101). Спустя некоторое время в Вихоревке появились первые улицы. Первыми, по воспоминаниям старожилов, появились улицы Советская и Ленина (до перекрестка) с деревянными домами. Велось строительство улиц Дзержинского, затем Молодежной, Гоголя. Одновременно рядом со станцией началось строительство базы лесозаготовки и переработки древесины. 

Жителями нового поселка становились специалисты, направлявшиеся сюда по распределению, молодежь, стремившаяся на великие стройки (Усть-Илимская и Братская ГЭС), а также переселенцы из поселков и сел Братского района, которые попадали под затопление. В числе приезжих были бывшие участники Великой Отечественной войны (демобилизованные, по вольному найму). Зимой на временных работах на лесозаготовках задействовали и колхозников из соседних деревень и сел. В 1949 г. было начато строительство Вихоревского депо.

Железнодорожный вокзал располагался в маленьком деревянном доме. Позднее сюда определили дежурного по станции, на вокзале появились багажное отделение и магазин «Сельпо» в плохо приспособленных для этого помещениях. На станции действовали 2 колонки питьевой воды, вода отпускалась по талонам (2 копейки за ведро). Между станцией и поселками курсировала автомашина, по утрам на ней возили детей в школу № 101, вечером эта же машина привозила с работы лесозаготовителей. Остановка, где выходили рабочие, называлась «пятихаткой» – по числу первых домов, а позднее ее стали называть «Петушки», и название это закрепилось за всем поселком.

В середине 1950-х гг. был ликвидирован Озерлаг. Большинство политзаключенных было освобождено и впоследствии реабилитировано. Многие, главным образом те, кому некуда было ехать, остались в поселке Вихоревка. В их числе были и «харбинцы» – около 400 человек, взятые в плен в августе 1945 г. при освобождении г. Харбин от японских оккупантов войсками Красной Армии и впоследствии доставленные на строительство железной дороги. После освобождения многие «харбинцы» стали считать поселок Вихоревку своей второй родиной, вместе с бывшими советскими заключенными они участвовали в строительстве нескольких улиц.

В 1950-х гг.  были открыты железнодорожная больница и поселковая амбулатория. Открыла двери школа № 1.

В 1953 г. Василий Степанович Петров, участник войны, награжденный двумя орденами Славы, медалью «За Отвагу», был избран первым представителем поселкового совета станции Вихоревка. Он стал и первым комендантом поселка. Из-за отсутствия специально выделенного помещения, Василий Степанович принимал граждан на веранде своего дома. Впоследствии под сельсовет был выделен двухквартирный дом на улице Дзержинского. 

В 1956 г. на базе лесопильного завода был создан Вихоревский лесозаготовительный комбинат, на котором работали свыше 2 тысяч человек.

По воспоминаниям старожилов, Вихоревка к 1956 г. представляла собой маленький поселок с деревянными домами среди глухого леса. Здесь возвышалась водонапорная башня. Кроме магазина «Сельпо» в поселке появился магазин «Продукты-промтовары» (находился в районе нынешнего гастронома), работала столовая по улице Ленина. Половину здания вокзала занимал клуб. Вокруг Вихоревки простиралась тайга, начинавшаяся в районе ГУМа, где местные жители собирали грибы и ягоды. Тогда же на улицах Набережной и Озерной начали строить индивидуальные дома, количество которых стало увеличиваться перед затоплением Братского водохранилища.

С годами маленькая станция становится крупным железнодорожным узлом. 27 ноября 1957 г. населенный пункт Вихоревка при железнодорожной станции официально получил статус поселка городского типа. В поселке развивалась лесозаготовка, ставшая особенно актуальной в связи с планируемым строительством Братского лесопромышленного комплекса. Создается Вихоревский лесхоз, увеличиваются объемы отправляемых по железной дороге грузов. В этот период градообразующими предприятиями являлись локомотивного депо и лесозаготовительный комбинат.

Вихоревка в статусе города

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 октября 1966 г. рабочему поселку Вихоревка был присвоен статус города в составе Братского района. Население города на тот момент превысило 16 тысяч человек, в Вихоревке работали 42 учреждения и предприятия. С получением городского статуса ускоренными темпами началось возведение жилья, в том числе многоэтажных домов, развивалась торговля, здравоохранение, служба быта, культура, спорт.

В 1960-е гг. открылись школа № 2, школа-интернат, детская музыкальная школа, детсад № 50, спорткомплекс «Локомотив», клуб «Строитель», был заложен Парк железнодорожников, построены теплицы для овощей и цветов. На линии Вихоревка – Новобратск начали курсировать электропоезда серии ЭР9, для которых в депо построили новый корпус.

В 1970-е гг. открылись детсады «Березка» и «Сказка», построены районный Дом пионеров и школьников и кафе «Подснежник».

В 1980-е гг. двери для читателей раскрыла Центральная районная библиотека, был открыт спорткомплекс «Таежный». На 1987 г. силами строителей СМП-274 было построено 5 школ (всего на 2 800 мест), детских садов на 1 235 мест, больничный комплекс (135 коек), домов культуры и клубов на 500 мест, жилых домов общей площадью 98 678 м2, 4 овощехранилища, 3 столовых, вагоноремонтное депо Вихоревка, очистные сооружения, 2 тяговые подстанции и ряд других объектов.

В 1990-е гг. открыт приют для одиноких ветеранов и инвалидов, сдан в эксплуатацию санаторий-профилакторий «Сосновые родники», детей, оставшихся без родителей, принял приют «Солнышко», начала действовать церковь Николая Чудотворца.

В 2000-е гг. открылся историко-краеведческий музей Братского района. В мае 2009 г. после двухлетнего строительства состоялось открытие нового здания железнодорожного вокзала.

Улицы и индексы (96) Все улицы

Добавить информацию
30 лет Победы ул.
665771
60 лет СССР ул.
665770
8 Марта ул.
665771
Ангарская ул.
665770
Байкальская ул.
665770
Балага ст.
665772
Бассейная ул.
665772
Береговая ул.
665770
Березовая ул.
665770
Бича ул.
665770
Братская ул.
665771
Бурлова ул.
665772
Гаражная ул.
665737
Гастелло ул.
665772
Геологическая ул.
665772
Гоголя ул.
665771
Городская ул.
665771
Горького ул.
665772
Дворянова ул.
665770
Дзержинского ул.

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.